ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гараева Зульфия Равиловна

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирам для учредителей ДО, специалистов системы образования, родителей воспитанников и общественности. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». Игра это такой вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности, деятельность, которая служит усвоению социального опыта.  «Игра есть, в сущности, рост организма», утверждал американский пионер и учитель Грэнвилл Стэнли Холл еще в XХ веке. Его интересы были сосредоточены на развитии детей и эволюционной теории.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

    Игра в воспитательном и образовательном процессе всегда играла важную роль, так как она помогает детям развиваться как физически, так и умственно. Благодаря игре ребенок учится преодолевать трудности, барьеры, через игру ребенок познает жизнь, самого себя. Работая в детском саду и осознавая то, что дидактическим играм уделяется огромное внимание,  я посчитала эту тему актуальной для меня, требующей анализа. Я намереваюсь, выполнив данное исследование, обогатить свои знания и педагогический опыт.   Огромный вклад в изучение дидактических игр внесла  Н.К. Крупская, она утверждала то, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – обучение, труд, серьезная форма  воспитания».  У Крупской много работ, касающихся дошкольного воспитания, среди них: сборники статей и речей «О дошкольном воспитании», «Дети — наше будущее», «О дошкольном воспитании в деревне» и др.   Также изучением дидактических игр занимались: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер,  А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.                                                                                                                                                                     

       Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена ,  мы сталкиваемся с проблемой - в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в воспитательно-образовательной работе;  у некоторых воспитателей присутствует недостаточная осведомленность о видах игр, их разнообразии, вариантах использования, неумение применять для развития детей в ежедневном общении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Это объясняется, тем, что в истории дошкольной педагогики на различных ее этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы, предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников.

    Цель моей работы - анализ дидактической игры, научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.

    Задачи моей работы:       - изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;  -рассмотреть классификацию дидактических игр;  -изучить значение дидактических игр на умственное развитие дошкольников;       -экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр  в воспитании детей.   

Объект исследования – дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников.                             

  Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию умственных способностей детей в процессе воспитания.                                                                                                              

     Выполняя данную работу, руководствовались гипотезой (предположением) о том, что у детей методическая система воспитания с использованием дидактических игр, обеспечивает эффективное развитие умственной деятельности.                             Базой исследования, где проводилось исследование, является детский сад, подготовительная группа.                                                                                                                                                                                                                                                    Для решения поставленных задач и проведения исследования использованы следующие методы исследования:   -теоретический анализ;  -обобщение педагогической, психологической и методической литературы;                                           -социально-педагогический анализ(анализ программ и учебников;   -методы опроса (беседы, анкетирование); -педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….2

Глава1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК ВАЖНОГО СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………….6

1.1.  Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов…………………..6

1.2. Понятие дидактическая игра, ее структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения………………………………………………………………………...8

1.3. Виды дидактических игр……………………………………………………13

1.4. Роль дидактической игры в развитии умственной активности детей дошкольного возраста…………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..19

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………21

2.1 Описание процесса исследования дидактической игры как средства воспитания умственной деятельности дошкольников…………………….21

2.2 Анализ полученных данных…………………………………………….…29

2.3 Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников…………....30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……35

ПРИЛОЖЕНИE

ВВЕДЕНИЕ

           ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирам для учредителей ДО, специалистов системы образования, родителей воспитанников и общественности. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего».                Игра это такой вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности, деятельность, которая служит усвоению социального опыта.                                                                                 «Игра есть, в сущности, рост организма», утверждал американский пионер и учитель Грэнвилл Стэнли Холл еще в XХ веке. Его интересы были сосредоточены на развитии детей и эволюционной теории.                                Игра в воспитательном и образовательном процессе всегда играла важную роль, так как она помогает детям развиваться как физически, так и умственно. Благодаря игре ребенок учится преодолевать трудности, барьеры, через игру ребенок познает жизнь, самого себя.                                                 Работая в детском саду и осознавая то, что дидактическим играм уделяется огромное внимание,  я посчитала эту тему актуальной для меня, требующей анализа. Я намереваюсь, выполнив данное исследование, обогатить свои знания и педагогический опыт.                                                                 Огромный вклад в изучение дидактических игр внесла  Н.К. Крупская, она утверждала то, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – обучение, труд, серьезная форма  воспитания».  [42; 478]У Крупской много работ, касающихся дошкольного воспитания, среди них: сборники статей и речей «О дошкольном воспитании», «Дети — наше будущее», «О дошкольном воспитании в деревне» и др.                                                                                                        Также изучением дидактических игр занимались: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер,  А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.                                                                                                                   Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена ,  мы сталкиваемся с проблемой - в практике современных дошкольных учреждений априори признается, что процесс обучения дошкольников является одним из самых неразработанных и трудоемких в воспитательно-образовательной работе;  у некоторых воспитателей присутствует недостаточная осведомленность о видах игр, их разнообразии, вариантах использования, неумение применять для развития детей в ежедневном общении.                                                                                                 Это объясняется, тем, что в истории дошкольной педагогики на различных ее этапах преобладали разнообразные и зачастую прямо противоположные методологические подходы, предлагались самые противоречивые авторские концепции и теории обучения дошкольников.

    Цель моей работы - анализ дидактической игры, научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.

    Задачи моей работы:                                                                                - изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;                                                                                                 -рассмотреть классификацию дидактических игр;                                         -изучить значение дидактических игр на умственное развитие дошкольников;                                                                                                  -экспериментально проверить эффективность применения дидактических игр  в воспитании детей.                                                                                 Объект исследования – дидактические игры как важное средство воспитания умственной активности дошкольников.                                        Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию умственных способностей детей в процессе воспитания.                                                                                                  Выполняя данную работу, руководствовались гипотезой (предположением) о том, что у детей методическая система воспитания с использованием дидактических игр, обеспечивает эффективное развитие умственной деятельности.                                                                        Базой исследования, где проводилось исследование, является детский сад, подготовительная группа №7.                                                                Для решения поставленных задач и проведения исследования использованы следующие методы исследования:                                                 -теоретический анализ;                                                                                -обобщение педагогической, психологической и методической литературы;                                                                                                -социально-педагогический анализ(анализ программ и учебников;                -методы опроса (беседы, анкетирование);                                                -педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

Глава1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК ВАЖНОГО СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1  . Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов.

Умственная активность это действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.  Умственная активность предполагает, например поиск информации, а также и «думание». Умственная активность  способствует сознательному усвоению учебного материала, его лучшему запоминанию.                Психолого-педагогические исследования, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева,  Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса активность воспитанника, которая характеризуется преобладанием инициативности над реактивностью.                                                                А.Р. Лурия, В.И. Селиверстов, А.Г. Литвак, М.С. Певзнер  рассматривают познавательную активность как природное стремление к познанию, исходя из того, что людям свойственно тяга к познанию и эта тяга проявляется в ребенке с рождения.                                                                        «Познавательную активность» Г.И. Щукина определяет как качество личности, включающую тягу личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится качеством личности при условии  устойчивости проявлении стремления к познанию. В данной структуре личностного качества- потребности и интересы представляют содержательную характеристику, а воля представляет форму. Вопрос формирования познавательной активности преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей 5-6 летнего возраста.                                        Определяют такие уровни познавательной активности:

- репродуктивно-подражательная активность (опыт деятельности накапливается через опыт другого);

- поисково-исполнительная активность. На этом уровне определяется задача и находятся средства.

 - Самый высокий уровень- творческая активность т.к. и задача, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.                                         В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности  как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность определяется как "потребность в умственной деятельности". В работах Н.С.Лейтеса дана более широкая формулировка, что умственная активность во многом выражает "природно обусловленную потребность в умственных усилиях". При этом речь идет о любознательности. Связь активности с потребностями деятельности обуславливает их связь с эмоциональной сферой. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон. А.М.Матюшкин придерживается позиции, что умственная активность не подчиняется законам тренировки. Основополагающими являются  принципы воспитания личности и развития мышления включающие стимулирование и поощрение актов умственной активности со стороны воспитателя, родителя и т.д. Следовательно более значимыми ситуациями в появлении актов умственной активности являются ситуации общения, межличностного взаимодействия, игры, учения.                                                        Показатели умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Н.Н.Поддьяков и др.); самостоятельное построение детьми простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко, С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.).                                                Более эффективно умственное развитие протекает под влиянием процесов обучения и воспитания. Для этого необходимо знать закономерности и возможности их умственного развития. Закономерности и умственные возможности определяют задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой. Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания.                                         Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).                Показатели  активности у детей дошкольного возраста: инициативность, энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов, добросовестность, интерес, любознательность, самостоятельность, саморегуляция, осознанность деятельности, воля, целеустремленность, целенаправленность, творчество.                                                        Структурные элементы познавательной активности детей  дошкольного возраста: познавательный интерес, мотивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов. 1.2. Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

   В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного и умственного воспитания. Дидактические игры - разновидность игр с правилами. Такие игры , как правило, имеют готовое содержание и установленную последовательность действий; основное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.                                Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли.

В отечественной педагогической практике в 1940 - 1950-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании; в начальной школе им отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий. В 1960 - 1970-е гг. накапливался опыт использования игры как средства активизации учебного процесса не только в начальных, но и в средних классах. С 1970 - 1980-х гг. введение обучения с 6-летнего возраста стимулировало использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. С 1980-х гг. широкое распространение получили деловые игры.                                                                                                В дидактической игре действуют параллельно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Следовательно, воспитатель является и учителем, и участником игры, он в одно и то же время формирует знания в какой либо области и принимает сам участие в игре в качестве игрока, а дети, играя, учатся.                                                                                Дидактическая игра – является одним из средств обучения детей дошкольного возраста, которая делает возможным осуществление задач воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.                                                                                        Функции дидактической игры: Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий. Вторая важная функция – контроля за состоянием сенсорного развития детей.                                                                                         Особенности дидактических игр:

1.Это обучающие игры. Они создаются взрослыми и имеют определенную цель- воспитание и обучение детей.

2. Воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3. Содержание зависит от программного содержания  и всегда проводится в игровой форме.

4.Дидактические игры имеют определенную структуру.

В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.                                                                                Аванесова В. Н. определяет следующую структуру дидактической игры:

1. дидактическая задача (или обучающая задача, цель игры);

2. игровые действия;

3. правила.

Дидактическая задача - это главный элемент дидактической игры, подчиняющее  все остальные. Для дошкольников данная задача формулируется как игровая. Она зависит от целей обучения и воспитания детей. Приоритетными познавательными задачами являются задачи, которые соответствуют с разделам программы, соответствуют возрастным особенностям воспитанников. Использование, включение дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной активности детей. В отличие от прямой поставленной задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она пробуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть озвучена в самом названии игры, например, «Угадай фигуру», «Продолжи», «Кто где живет» и т. п. Дидактическая задача реализуется  через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения- в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения.  и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.                                                Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Можно-нельзя», «Какое время года», «Чей голос», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Что изменилось» и т.д.        Игровые действия - это основа игры, вариант проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они представляют собой  сюжет игры. От разнообразия игровых действий, зависит интерес ребенка к игре, соответственно чем интереснее, тем лучше решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей положительные эмоции, т.к. от них зависит эмоциональность и занимательность игры. Игровым действиям детей нужно учить. Только в этом случае,  игра будет нести обучающий характер и приобретет содержательность. Пробный ход в игре - обучает игровым действиям, показ самого действия, раскрывает образы и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выражающиеся в целенаправленном восприятии, наблюдения, сравнения, воспроизведении имеющихся знаний, обдумывания. По своей сложности они различны и зависят от уровня познавательного содержания и игровой задачи, возрастных особенностей детей. В зависимости от игры, игровые действия отличаются и осуществляются через различные формы. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, но и умственные действия, которые выражаются в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, воспроизведении уже имеющихся знаний и умений, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.                От игры зависят игровые действия, которые отличаются по направленности и по отношению к играющим. Если в игре участвуют все то, они играют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Если дети в игре делятся на группы- игровые действия различны.                                Правила игры определяют реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Содержание и направленность определяется познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются уже определенными. Они помогают управлять процессом игры. Они ведут к решению дидактической задачи - незаметно ограничивая действия участников игры, они дают указания, что и как необходимо делать участнику игры и показывают путь к решению дидактической задачи.         Правила в игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Дети подчиняются конкретным правилам, состоящим из 1-2 элементов, общих для всех играющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные, самостоятельно придумывают новые.                                                        Подведение итогов проводится после окончания игры. Подвести итоги можно по разному: подсчитать баллы, поощрить, определить лучшего игрока, победителя, общий итог по результатам решения поставленных задач. Если дидактическая игра проводится не во время занятия игру можно закончить простым подведением итогов, так же можно использовать другие виды деятельности: продуктивную, познавательную и т.п., но тема должна выбираться исходя из содержания игры.                                                 Дидактические игры можно использовать в процессе занятия по определенной теме, и в индивидуальной работе с детьми. Будучи эффективным средством обучения, они могут являться составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала). Дидактические игры применимы во всех разделах программы. Данные игры можно использовать на прогулке, в процессе занятий, до и после занятий, в зависимости от задач игры. Важное значение дидактические игры имеют в конце учебного года и в летний оздоровительный период, когда  повторяют и закрепляют полученные знания в течении учебного года. Главным условием использования дидактических игр является соблюдение принципов обучения.                                        

        1.3. Виды дидактических игр.

     В дошкольной педагогике дидактические игры делят на:

-игры с предметами;

- настольно-печатные;

- словесные.                                                                                Дидактических игр с предметами очень много, они отличаются по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Дидактическим материалом могут быть игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др), объекты природы. Игры с предметами расширяют и уточняют знания дошкольников, развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность внимания, памяти, поведения.                                                 Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают в расширении представлений об окружающем мире, систематизации знаний, развитии мышления. Среди дидактических игр для дошкольного возраста много игр, в основу которых входят парность картинок, которые подбираются по сходству. Вначале предлагают игры, в которых требуется подбор совершенно одинаковых пар картинок (чашки, валенки). Дальше задача становится сложнее: картинки  объединяются по смыслу (подобрать два дерева , одно из которых лиственная, другая хвойная.)                                                                                                В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематики могут различаться: "Фрукты", т.д.        Словесные дидактические игры позволяют развивать речевое творчество, слуховую и зрительную память и закреплять слова по теме. Словесная дидактическая игра- самый простой, доступный, но эффективный метод воспитания самостоятельности и мышления у детей. Игры этой группы различаются согласно возрастным особенностям дошкольников. Так, например, игры для младшей группы: "Ладушки", "Про сороку", "Идет коза рогатая"; игры для детей средней группы: "Гуси-гуси", "Зайка серенький", "Угадай слово"; игры для старшей группы: "Скажи наоборот", "Чей голос", "Чего не стало".        Сюжетно-дидактические игры, игры- инсценировки относятся к играм с предметами. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, врача, пациента в играх типа "Больница".         Игры инсценировки уточняют представления о различных бытовых ситуациях ("Наташа пришла в гости"), о литературных произведениях ("Путешествие в страну сказок"), о нормах поведения ("Как надо было поступить?").                                        

1.4. Роль дидактической игры в развитии умственной активности детей дошкольного возраста.                                                                                В наше время в дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы в ДОУ занимает особое место. Воспитательно - образовательная работа должна быть построена по принципам гуманности, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к воспитанникам как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития дошкольного воспитания и образования. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Следовательно, педагогу, планирующему и ведущему образовательный процесс, важно предоставить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.                                                        В время занятия воспитатель выбирает методы и приемы обучения для того, чтобы провести эффективный образовательный процесс. Существует классификация методов и приемов обучения детей дошкольного возраста (В.И. Ядэшко).

1. Наглядные;

2. Словесные;

3. Практические;

4. Игровые .                                                                                                Так как ведущей деятельностью у дошкольников является- игра, она соответственно рассматривается как специфическое средство обучения дошкольников.                                                                                                 Игра расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не странно, что проблема игры привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, причем не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра- неотъемлемая часть человеческой культуры.                                                                        Г.В. Плеханов подчеркнул генетическую общность игры и искусства. По мнению Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т. д. Труд, охота, война с соседними племенами - все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням.                                                                Таким образом, в истории труд старше искусства и игры. Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что вокруг, в том числе и труд взрослых.                 В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Благодаря игровой деятельности у ребенка удовлетворяются потребность к познанию окружающего мира, потребность в активных движениях и потребность в общении.                                                                         Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.                                                                                        К.Д. Ушинский первый связал развитие игры с особенностями детского воображения. В педагогической теории большое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Самым важное положение- в дошкольном возрасте игра- вид деятельности в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.                                                                                 По классификации О.С. Газмана характерные особенности игр:

- важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте-подвижные игры. Основные особенности подвижных игр дошкольников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании;

- Коллективный характер носят сюжетно-ролевые игры, т.к. в процессе такой игры дети в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

- В современном мире появились компьютерные игры. Они имеют некое преимущество перед другими формами игр. Компьютерные игры наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.                                                        Являясь одним из основных методов воспитания, обучения, игра выполняет следующие функции: образовательная, воспитательная, развивающая, обучающая, познавательная, коммуникативная, развлекательная,  организаторская и множество других.                                                                Рассмотрим еще один вид игры как дидактическая.        Дидактическая игра - явление сложное. В дидактической игре имеется определенная структура, т.е. основные элементы которые характеризуют игру как игровую деятельность и как форму обучения. Основная составляющая игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание берется из программы.                                        Педагоги преимущественную роль, в умственном развитии ребенка, отводят дидактическим играм. В приучении ребенка к умственному труду, самым главным является занимательность и интересность. Занимательность умственного труда можно достичь разными методами, особое место среди этих методов занимает дидактическая игра. Так как она несет в себе большие возможности для развития: мышления дошкольников, самостоятельности и активности их мышления. В форме игры  процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок проходит трудности интеллектуальной деятельности не замечая,  того, что его учат. В дидактической игре у детей формируются умения думать о вещах, которые они в данный момент не воспринимают. Эта игра формирует умение руководствоваться в решении задачи представлениями и знаниями о предметах и вещах, которые были усвоены ранее. Игра ставит условие: использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети решают сами, без помощи взрослых, разные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группируют, классифицируют предметы по различным свойствам, признакам, искать неординарные решения поставленных задач, самому придумывать рассказы с включением фантазии и т.д.                 Дидактическая игра- незаменимая форма обучения детей дошкольного возраста, превращающая  обучение в интересную и увлекательную работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В содержание воспитательного процесса детей дошкольного возраста входит и воспитание умственной активности. Чтобы правильно подойти к задаче умственного развития, надо хорошо знать его закономерности . Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выявление закономерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы воспитания умственной активности на разных этапах возрастного становления ребенка.                                        Развитие умственной активности – это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности. Всестороннее  умственное развитие происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.                        Содержание умственного развития включает в себя: развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей.                                Основой умственного развития и воспитания ребенка является сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет и успешность познавательной деятельности ребенка.                                                         Игра - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком ранее. Но в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются: благодаря речи (одному из основных выразительных средств игры) знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план и, следовательно, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - уровень словесно-логический. Представления ребенка об окружающем, составляющие основу игры, служат одновременно и руководством к разнообразным действиям и отношениям (ребенок в игре действует в соответствии с принятой ролью). Это приводит к более глубокому пониманию и осознанию имеющихся знаний.                                                                                                Педагоги выделяют большую роль дидактических игр в умственном развитии ребенка. Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.                                        Одним из приемов формирования умственной активности является дидактическая игра. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения.

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙИГРЫКАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Описание процесса исследования дидактической игры как средства воспитания умственной деятельности дошкольников.                Экспериментальное исследование проводилось нами в течение 6 месяцев с сентября 2020 года по февраль 2021, в детском саду, в г.Сургуте. Проводилось в подготовительной группе. В эксперименте участвовало 34 ребенка в возрасте от 6 до 7 лет.

Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент.

2 этап - формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный эксперимент.

1 этап. Цель констатирующего эксперимента: обследовать умственное развитие детей  дошкольного возраста.

Для начала мы провели оценку умственного развития детей. Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры "Четвертый лишний", которая предполагает исключение по родовой категории. Ребенку дали карточку с 4 картинками: мяч, плюшевый заяц, пирамида и сапоги. Ребенок должен сказать, что лишнее на картинке. Данная игра выступила как диагностика, направленная на выявление умения определять взаимосвязь предметов и объектов. Благодаря данной игре можно выявить уровень течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Для данной игры использовалось 7 карточек, правильный ответ к каждой может быть только один. Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально возможное количество баллов - 7.

Уровень развития внимания ребенка определяли по двум схожим картинкам с небольшими различиями. Задачей дошкольника является - нахождение различий.                                                                                                Оценка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием за время, меньше чем 25 секунд, назвав 5 отличий (очень высокий уровень)

8-9 баллов - время отведено на задачу составляет от 25 до 30 секунд (высокий)

6-7 баллов - от 36 до 40 сек (средний)

4-5 балла - время в пределах 41-45 секунд (низкий)

0-1 балл - время составило больше 45 секунд или ребенок не нашел все отличия  (очень низкий)

2 этап - формирующий эксперимент.

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы проводились различные дидактические игры на занятиях, благодаря которым легче достигается цель развития умственной деятельности дошкольников.                Благодаря играм дети получают удовольствие, и в том же время учатся чему-то новому, закрепляют новые знания в своей памяти.

2.2 Анализ полученных результатов.

Таблица 1.

Экспериментальная группа:

№п/п

Ф.И. ребенка

дата рождения

1

А.Азалия

20.03.14

2

А. Малика

25.13.14

3

В. Тимур

18.05.14

4

Г. Руслан

01.03.14

5

Г. Екатерина

13.11.14

6

Г. Аскар

19.07.14

7

Д. Виктория

24.02.14

8

И. Никита

14.14.14

9

И.Жасмин

22.05.14

10

К. Виктор

25.12.14

11

К. Самир

05.11.14

12

К. Камилла

15.04.14

13

Л. Серафима

25.04.14

14

М. Аделия

14.10.14

15

М. Родион

14.11.14

16

М. Ярослав

16.04.14

17

М. Карим

22.06.14

Таблица 2.

Контрольная группа:

№п/п

Ф.И. ребенка

дата рождения

1

М. Марат

14.12.13

2

Н. Амина

16.03.14

3

Н. Артур

02.14.14

4

Р. Виктория

12.03.14

5

С. Дарья

29.02.14

6

С. Радмир

31.10.14

7

С. Ксения

14.12.14

8

Х. Сабрина

07.14.14

9

Х. Ирина

31.05.14

10

Х. Руслан

16.13.14

11

Х. Амелия

06.06.14

12

Х. Диана

13.12.13

13

Ч. Тимур

07.14.14

14

Ш. Адель

13.05.14

15

Ш. Булат

19.02.14

16

Ш. Ярослав

22.12.13

17      

Ш. Денис

22.12.13

Исследование проводилось в подготовительной группе № 7 в течении 6 месяцев. Сначала был проведен констатирующий эксперимент для определения уровня умственного развития дошкольников.  Затем, в течение полугода на занятиях активно использовались дидактические игры и упражнения. Некоторые из них предоставлены в приложении, также приложены фотографии занятий.                                                                                        Результаты проведенного констатирующего исследования представлены в таблице № 3.

Таблица 3. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на сентябрь 2020 года)

№п/п

Ф.И.О. ребенка

дата рождения

1

2

средний балл

1

А. Азалия

20.03.14

3

5

4

2

А. Малика

25.13.14

5

6

7

3

В. Тимур

18.05.14

7

8

7

4

Г. Руслан

01.03.14

4

6

5

5

Г. Екатерина

13.11.14

4

5

5

6

Г. Аскар

19.07.14

5

5

5

7

Д. Виктория

24.02.14

2

4

3

8

И. Никита

14.14.14

6

8

7

9

И. Жасмин

22.05.14

4

7

6

10

К. Виктор

25.12.14      

7

10

8

11

К. Самир

05.11.14

6

8

7

12

К. Камилла

15.04.14

4

6

5

13

Л. Серафима

25.04.14

3

5

4

14

М. Аделия

14.10.14

5

7

6

15

М. Родион

14.11.14

5

6

6

16

М. Ярослав

16.04.14

6

4

5

17

М. Карим

22.06.14

4

5

5

8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель  

Высокий - 1 человек

Средний - 13 человек

Низкий - 3 человека

   Рис.1 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на сентябрь 2020 года)

 Таблица 4. «Результаты оценки умственного развития детей контрольной группы». (на сентябрь 2020 года)

№ п/п

Ф.И ребенка

дата рождения

1

2

средний балл      

1    

М. Марат

14.12.13

4

5

5

2

Н. Амина

16.03.14

4

6

5

3.

Н. Артур

02.14.14

2

4

3

4.

Р. Виктория

12.03.14

7

9

8

5.

С. Дарья

29.02.14

3

5

4

6.

С. Радмир

31.10.14

7

   10

8

7.

С. Ксения

14.12.14

5

8

6

8.

Х. Сабрина

07.14.14

7

8

7

9.

Х. Ирина

31.05.14

4

7

5

10.

Х. Руслан

16.13.14

7

9

8

11.

Х. Амелия

06.06.14

2

4

3

12.

Х. Диана

13.12.13

0

4

2

13.

Ч. Тимур

07.14.14

6

9

7

14.

Ш. Адель

13.05.14

6

6

6

15.

Ш. Булат

19.02.14

6

8

7

16.

Ш. Ярослав

22.12.13

5

8

6

17.

Ш. Денис

22.12.13

4

6

5

8-10 баллов - высокий показатель уровня умственных способностей

5-7 - средний показатель

0-4 - низкий показатель  

Высокий  - 3 человека

Средний - 12 человек

Низкий  - 4 человека

Рис. 2. Результаты оценки умственного развития детей контрольной группы». (на сентябрь 2020 года)

 Полученные данные свидетельствуют о том, что тестовые задания выполнены в пределах нормы в контрольной группе -  12 человек и  в экспериментальной 13 человек. Таким образом, результаты исследования показывают, что дети всех групп имели приблизительно один уровень умственного развития.

2.2  Методика проведения формирующего эксперимента.

Главная цель на втором этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития умственных способностей дошкольников.                В процессе проведения формирующего эксперимента дошкольники в экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены методы и приёмы по повышению умственных способностей посредством дидактических игр.                Для формирующего эксперимента была разработана программа по целенаправленному использованию дидактических игр для развития умственных способностей дошкольников. Дидактические игры на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия использовались ежедневно, на каждом занятии.                                                                                Проводилось довольно большое количество игр за время исследования, каждая из игр использовалась по два-три раза, с перерывом в два-три занятия. Наряду с дидактическими играми использовались упражнения на развитие логического мышления, сообразительности, воображения, интеллекта. Эти упражнения использовались на каждом занятии, в начале или в конце занятия.          Проводимые игры и упражнения способствовали умственному развитию дошкольников, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.                                                                                                  Данный эксперимент продолжался на протяжении 6 месяцев, после проведения констатирующего эксперимента.                                                          В приложении приведены примеры игр, которые использовались нами во время исследования.                                                                                         Подводя итог второго этапа исследования, можно сказать то, что дети из экспериментальной группы с интересом выполняли предложенные им задания. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта надо прикладывать усилия на протяжении длительного времени.

2.4 Контрольный эксперимент, подведение итогов.

   Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент, который мы проводили с целью проверки эффективности занятий с использованием дидактических игр как средства воспитания умственной деятельности дошкольников.                                                                                    Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень умственного развития в экспериментальной группе повысился.                                                  Результаты опытно-педагогической работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, позволяют говорить о целесообразности их дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.                                                                                                Для определения умственного развития дошкольников подготовительной группы № 7 были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития умственных способностей  дошкольников в группе.                                                                 В таблице 5 отображены результаты проведения тех же заданий, что и в констатирующем эксперименте, только после формирующего эксперимента.

 Таблица 5. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2021 года)

 №п/п

Ф.И. ребенка

дата рождения

1

2                                                      

средний балл

 1.

А. Азалия

20.03.14

7

10

9

2

А. Малика

25.13.14

7

9

8

3.

В. Тимур

18.05.14

7

10

9

4.

Г. Руслан

01.03.14

6

9        

7

5.

Г.Екатерина

13.11.14

6

8

7

6.

Г. Аскар

19.07.14

7

9

8

7.

Д. Виктория

24.02.14

5

8

7

8.

И. Никита

14.14.14

7

10

9

9.

И. Жасмин

22.05.14

6

9

8

10

К. Виктор

25.12.14

7

10

9

11

К. Самир

05.11.14

7

9

9

12

 К. Камилла

15.04.14

6

9

8

13

Л. Серафима

25.04.14

6

9

8

14

М. Аделия

14.10.14

7

10

9

15

М. Родион

14.11.14

7

9

8

16

М. Ярослав

16.04.14

7

8

8

17

М. Карим

22.06.14

6

8

7

    8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель  

Высокий-13 человек

Средний- 4 человека

Низкий- 0 человек

Рис.3 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2021 года)

 Таблица 6. «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2021 года)

№п/п

Ф.И. ребенка

дата рождения

1

2

средний балл      

1.

М. Марат

14.12.13

4

7

6

2.

Н. Амина

16.03.14

4

8

6

3.

Н. Артур

02.14.14

3

4

4

4.

Р. Виктория

12.03.14

7

9

8

5.

С. Дарья

29.02.14

5

10

8

6.

С. Радмир

31.10.14

7

9

8

7.

С. Ксения

14.12.14

5

8

7

8.

Х.Сабрина

07.14.14

7

10

9

9.

Х. Ирина

31.05.14

5

6

6

10

Х. Руслан

16.13.14

7

8

8

11

Х. Амелия

06.06.14

5

7

6

12

Х. Диана

13.12.13

3

9

6

13

Ч.Тимур

07.14.14

7

5

6

14

Ш. Адель

13.05.14

7

9

8

15

Ш. Булат

19.02.14

5

7

6

16

Ш. Ярослав

22.12.13

5

8

7

17

Ш. Денис

22.12.13

6

10

8

8-10 баллов- высокий показатель уровня умственных способностей

5-7- средний показатель

0-4- низкий показатель  

Высокий - 7 человек

Средний - 9 человек

Низкий - 1 человек

Рис.4 «Результаты оценки умственного развития детей экспериментальной группы». (на февраль 2021 года).

 Полученные данные свидетельствуют о том, что в обеих группах показатель умственного развития повысился, однако, в экспериментальной группе этот показатель выше.                                                                                                   Также, в контрольной группе все еще есть показатель низкого уровня интеллекта, а в экспериментальной этот показатель равен нулю.                Результаты опытно-педагогической работы по целенаправленному применению дидактических игр как средства воспитания умственной деятельности  дошкольников доказывают эффективность проведения методики, что позволяет говорить о целесообразности её дальнейшего использования в учебно-воспитательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н.К. Крупская  утверждала то, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма  воспитания», с этим нельзя не согласиться.                С рождения ребенок учится первым игровым действиям, ему нравится играть и позже. Поэтому, в детском саду используются игровые методики. Дидактическая игра может быть как составной частью занятия, так и использоваться самостоятельно. А в группах  раннего возраста дидактические игры вообще являются основной формой учебного процесса.                                В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать мыслительные задачи, описывать, отгадывать предметы и их действия по признаку, придумывать рассказы, находить правильные ответы, догадываться, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом они проявляют умственную активность, память, внимание, сообразительность, умение самостоятельно решать задачи.                                Таким образом, исходя из вышесказанного, можно считать то, что дидактическая игра является одним из важнейших средств воспитания умственной активности и ее необходимо использовать в обучении дошкольников, что нами и было доказано при проведении нашего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

2. Губанова Н.Ф. "Дидактическая игра"-М, "Мозаика Синтез", 2013

3. Амонашвили А. "Как любить детей" -Донецк, 2010

4. Козлова С.А, Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика"-М, изд.центр "Академия", 2014

5. Акрасина Н.М. "Воспитание детей раннего возраста"-М,Медецена-2007

6. М.Монтессори. Впитывающий разум ребенка. пер.с англ К.В.Алексеев -СПб, Благотворительный фонд "Волонтеры", 2014.

7. Акимов, И., Клименко, В. О природе таланта / И. Акимов, В. Клименко. – М., 2007. – 120 с.

8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2013 - 210 с.

9. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович- М., 2014-240 с.

10. Зак, З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / З.А. Зак. - М., 2011-180 с.

11. Сиротюк, А.Л. Развитие интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк.-М.2007-180 с.

                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ А

В приложении представлены некоторые из дидактических игр, которые использовались на втором этапе исследования.

«На зарядку становись»

 На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

Что изменилось?

На столе ставят несколько небольших игрушек. Играющим предлагают запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе.                                                        Тем детям, для которых эта игра окажется трудной, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Живая неделя»

 У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Хамелеон.

Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняется, что это — ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы ее не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на желтом песке, то он станет желтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть в зеленой траве, на коричневом бревне, на черном камне, на шахматной доске и т. д. Ребята должны быстро отвечать, после чего обсуждаются правильные и неправильные ответы.                Игра проводится в виде соревнования. В начале время ответа не учитывается, важно только правильно ответить. Но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ.                                                                                Указания к проведению. Перед игрой детей знакомят с цветами радуги и с другими цветами и цветовыми оттенками.                                        

                                        «Найди различия»

Воспитанникам дают парные картинки, имеющие существенные различия. Дети должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет больше различий.

Зашумленные картинки

Воспитанникам дают картинку, представляющую собой хаотично переплетенные линии. За этими линиями скрыто изображение, которое надо назвать.

Дидактическая игра «Успей вовремя»

На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»). Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Сосед, подними руку.

Участники образуют круг.  Выбирают водящего, который встает в круг. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Сокол и лиса.

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одно­временно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какие-нибудь более сложные движения руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. Неожиданно выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры. Лиса появляется по сигналу ведущего группу и ловит только тех детей, кто не присел.

Игровая.

Выбирают водящего. Остальные дети встают в круг, в центре которого водящий, и берутся за руки. Они водят хоровод и говорят нараспев:

У дядюшки Трифона  было семеро детей,

Семеро сыновей, Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим.

Рыбаки.

Выбирают водящего, остальные дети - рыбаки. Они становятся в круг, в центре которого водящий. Он показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Полярная сова и евражки

По считалке выбирают полярную сову. Остальные играющие - евражки (зверьки-грызуны). Сова находится в углу площадки или комнаты.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Почта.

По считалке выбирают почтальона. Он начинает перекличку с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Почта!

Откуда?

Из города...

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе рисуют, сидят, пекут, стирают и т. д. Играющие должны делать то, что сказал водящий. Кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, когда почтальон наберет пять фантов. А затем начинают «выкупать» фанты.

Птичка.

Выбирается водящий. Все воспитанники садятся в круг, в центре - водящий. Он дает всем игрокам названия деревьев. Игроки должны запомнить свое название. Водящий говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Ригу-рагу.

Выбирается водящий. Он стоит перед играющими. У всех пальцы сжаты в кулаки. Водящий трясет перед собой руками, сжатыми в кулаки, и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу...» Затем высовывает большие пальцы, изображая рога, и называет, например: «Коза с рога­ми» или «Дом с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, то дети не показывают пальцами рога. За ошибку платят фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Летает — не летает.

Воспитанники кладут на стол пальцы. Водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».

Ответь.

Воспитанники делятся на две группы, выстраиваются друг против друга. Водящий становится между ними. Обращаясь по очереди к каждой группе, он задает игрокам разные вопросы. Участники игры не должны отвечать. Кто ответит - платит фант. Например, водящий спрашивает: «Завтра будете с нами играть?» В конце игры фанты «выкупаются».