Игра – лучшее средство адаптации (консультация для воспитателей)

Зимина Оксана Геннадьевна
Период адаптации – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны не только педагоги и специалисты ДОУ, но и близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение ребенка, нужно переключать малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В раннем возрасте это, бесспорно, игра .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – лучшее средство адаптации

(консультация для воспитателей)

Педагога-психолога

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 228»

Зиминой О.Г.

Период адаптации – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны не только педагоги и специалисты ДОУ, но и близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение ребенка, нужно переключать  малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В раннем возрасте это, бесспорно, игра .

 С помощью подобранных игр ребенок  получает возможность

  • снять напряжение, тревогу;
  • развить коммуникативные навыки;
  • развить внимание, восприятие, речь, воображение;
  • развить игровые навыки, а также навыки произвольного поведения;
  • развить общую и мелкую моторику.

 

Игры с детьми в детском саду в период адаптации

 (для педагогов, специалистов)

Игры с детьми дома в период адаптации

(для родителей)

«Знакомство»

Цель: преодоление стрессового состояния у детей, развитие навыков взаимодействия друг с другом.

Дети сидят на стульчиках, а воспитатель

поет песенку, дети хлопают в ладоши. Когда воспитатель обращается к ребенку, ребенок называет своё имя (или воспитатель помогает). Затем игра продолжается до последнего ребенка.

В нашей группе,

В нашей группе

Много маленьких ребят.

Много маленьких ребят

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть…(имя)

 

«Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Инвентарь: игрушки «бибабо», мягкие или перчаточные игрушки.

Ход игры:

Надеваем на руку перчаточную игрушку, на руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.

«Песочная радость »

В группе необходимо  организовать уголок с песочницей. Чтобы дети могли снять напряжение посредством игр с песком.

Песок помогает расслабиться:

руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

 

«Водяные радости»

Цель: развитие тактильного восприятия, снятие мышечных зажимов.

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом.

Материал: фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка и т.п.

Ход игры:

В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Дать ребенку возможность поиграть с водой перед сном.

«Мыльные пузырьки»

Детям в д/с не хватает тактильного контакта, поэтому детям нравятся подобные игры.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие внимания, игровых навыков, произвольного поведения.

Перед началом игры можно попускать вместе с детьми  настоящие мыльные пузыри.

Воспитатель говорит детям:

«Вокруг себя покружились

И в мыльные пузыри превратились.

Теперь вы не мальчики, не девочки,

А мыльные пузыри.»

«Открываю колпачки,

Выдуваю пузыри…»

(делает вид, как будто дует в круглую трубочку).

Дети разбегаются в разные стороны.

Можно «полетать» под музыку.

Затем воспитатель говорит:

«Ну-ка, пузыри,

Собирайтесь в баночку.»

Детки подбегают к воспитателю и  прижимаются близко- близко друг к другу, как в «тесной баночке».

 

«Бегемотики»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

Обычно это упражнение делают лежа. (Можно попробовать выполнить его сидя.) Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

«По ровненькой дорожке»

 

Цель: сплочение группы, развитие способности быстро реагировать на инструкцию, снижение излишней двигательной активности.

Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют.

По ровненькой дорожке,   

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

(Движутся обычным шагом.)

По камушкам, по камушкам,      (Движутся большими шагами.)

По кочкам, по кочкам.       

(Выполняют прыжки с продвижениемвперед.)

По маленьким листочкам,

(Движутся мелкими шажками.)

В ямку – бух!            

(Приседают на корточки.)

 

«Озорное перышко» или «танцующая снежинка»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, снятие эмоционального напряжения.

Это упражнение, как и предыдущее имеет успокоительный эффект.

Материалы : перышко или маленький кусочек ваты.

Ход игры: положите перышко или вату на ладонь и ,вдохнув глубоко носом,  продолжительно  и медленно подуйте  на нее.

Детям очень нравится наблюдать за этим процессом.

«Слушай, мишка»

Цель: развитие  коммуникативных навыков, развитие координации движения, снятие мышечных зажимов.

Педагог берет игрушечного медвежонка и показывает движения, соответствующие стихотворению:

 

Мишка, лапки подними,

Мишка, лапки опусти.

Мишка, Мишка, покружись,

А потом земли коснись,

И животик свой потри,

Раз, два, три, раз, два, три!

 

Предлагает детям повторять движения вместе с медвежонком.

 

«Кляксография»

Цель: снятие повышенной эмоциональной напряженности, развитие восприятия,воображения.

Материалы: гуашь (разведенная до жидкого состояния),лист бумаги, сложенный пополам.

Творческий процесс: Сначала покажите ребенку как сделать кляксу- как набрать краску на кисточку и капнуть на одну половинку листа. Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листы друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем и приступаем к рассматриванию. Также можно что-то дорисовать, чтобы образ стал более узнаваем ребенком.

Возможен еще один способ рисования кляксами: налейте жидкой краски в центре листа,а затем пусть малыш наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги. И не забывайте всегда рассматривать кляксу и фантазировать. 

«Волшебные картинки»

Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Материалы: листы бумаги, расческа, монета, ключ, пастельные мелки.

Творческий процесс: положите лист бумаги на любой из перечисленных выше предметов и потрите сами и предложите ребенку потереть широкой стороной мелка накрытую поверхность. И удивитесь вместе с ребенком полученному результату.

«Бабочки »

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Радость, которую испытывает ребенок, когда он обнаруживает любимого родителя, иногда не имеет границ. Это не случайно. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества.

Инвентарь: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры: поиграем в «прозрачные» прятки». Это одна из любимейших игр малышей. Прячемся по очереди (то взрослый, то ребенок), накрываясь платком.

А когда надоест эта игра, можно продолжить ее в другом варианте, накинув платки на руки. И, изображая бабочку, проговаривайте вместе с ребенком:

«Бабочка порхает, пляшет

Крылышком узорным машет.»

«Синее море»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, развитие ориентировки в пространстве.

Педагог читает стишок и приглашает детей присоединиться к игре:

Вот оно мор е– синее море,                                  

  (Качают руками.)

Вот лодка моя, а вот это – я!                                

   (Делают из ладошек лодочку, показывают на себя.)

Рыбки внизу под водою резвятся,                    

   (Повороты корпуса влево – вправо.)

Хвостики их так смешно шевелятся.                  

(Шевелят  «хвостиками».)

Но наступила ночь,

Рыбки уплыли прочь!                                          

   (Убегают на стульчики.)

«Салют»

Цель: снятие повышенной эмоциональной напряженности, создание положительного эмоционального фона развитие координации движений.

Материалы: рулон бумаги и корзина.

Рвем бумагу на кусочки и вместе подбрасываем вверх. Можно включить веселую музыку.

По окончанию результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции.