Методическая разработка на тему: "Семья"

Куманцова Марина Васильевна

Методическая разработка на тему:"Семья", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семья.51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Сухиничи Калужская область

Конспект урока по теме: «Семья Ноя. Что такое семья? Взаимоотношения в семье»

Автор:

Куманцова Марина Васильевна

учитель ОРКСЭ

Сухиничи, 2020

Пояснительная записка к уроку.

Выбранная тема урока не случайна. Мир семьи - это мир, где царит любовь, преданность, уважение и самопожертвование. Одним из приоритетным направление в школьном воспитании, является развитие ценностного отношения к семье у школьников.  От качественной реализации этого направления зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

На данном уроке могут возникнуть проблемы философского осмысления притчи «Сосуд жизни». Я предлагаю решить этот вопрос, путём наглядного примера, а также разбора индивидуальных историй из жизни учащихся (по желанию).

Предварительная подготовка учителя.

- Сбор семейных фотографий учеников.

- Выставка данных фотографий.

Тема урока: Семья Ноя. Что такое семья? Взаимоотношения в семье

Тип урока: комбинированный (смешанный) урок

Цель: формирование уважительно отношения к институту семьи вообще и к своей семье, семейным традициям в частности.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: формирование уважительного отношения к институту семьи; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: 

Регулятивные: умение планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, действиями анализа и синтеза.

Коммуникативные: умение работать в группе, высказать свою точку зрения, договориться.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

Понимание ценностей: семья, семейные ценности, добро, честь, культура.

Осознание ценности семейной жизни человека.

Основные понятия: семья, брак, родство, уважение, поддержка, защита, взаимная ответственность, послушание.

Средства (оборудование):

1) Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков);

2) «Толковый словарь русского языка» (С.И. Ожегов);

3) Текст притчи «Сосуд жизни»;

4) Библейское повествование «Ноев ковчег» (в сокращении);

5) Легенда «Как появилось слово семья?»;

5) Презентация «Семья Ноя. Что такое семья? Взаимоотношения в семье».

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра «Кто похож на…»

Учитель предлагает хлопнуть в ладоши один раз тем, кто похож на маму. Затем, хлопнуть два раза тем, кто похож на папу. Затем, хлопнуть три раза тем, кто похож сам на себя. Затем, топнуть один раз тем, у кого есть сестра. Затем, топнуть два раза тем, у кого есть брат. Затем, топнуть три раза тем, у кого есть и сестра и брат. Затем хлопнуть и топнуть одновременно тем, кто любит свою семью.

По итогам игры делается вывод: «каждый из нас – частичка своей семьи».

2. Ведение в тему урока.

Прочтение Библейского повествования «Ноев ковчег» (см. Приложение 1)

Ответы на вопросы:

- Что является причиной такой ужасной катастрофы?

- Можно ли Всемирный потоп считать наказанием Божиим?

- Что помогло Ною и его семье спастись?

- Что такое семья? Почему люди создают семьи?

3. Формулирование темы урока

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Тема урока «Семья Ноя. Что такое семья? Взаимоотношения в семье».

4. Изучение нового

Прочтение учителем притчи «Сосуд жизни» (см. Приложение 2)

Вопросы для обсуждения:

- Чему, на ваш взгляд, учит эта притча?

- Что в вашем понимании ассоциируется с камнями, горохом, песком?

- Как вы заполняете свой «сосуд жизни»?

Учитель обращает внимание на доску, с прикреплёнными на неё фотографиями семей учащихся.

Прочтение учителем легенды о происхождении слово «семья» (Приложение №3).

Для дальнейшей работы на уроке, учащиеся делятся на 4 группы.

Задание №1

 «Ребята, что, по вашему мнению, обозначает слово «семья»? (учащиеся обсуждают ответ в группах).

Обобщение ответов учащихся учителем: «семья – это группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Задание №2

Попробуйте изобразить свою семью – в виде рисунка, схемы. (Ответы учащихся).

Задание №3

«Соберите пословицу» (на каждую группу по две пословицы)

  • Семья без детей что цветок без запаха.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • Брат брата не выдаст.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В хорошей семье и дети хороши растут.
  • Братская любовь крепче каменной стены.

Задание №4

«Подумайте, есть ли у семьи враги? Кто они? Как защитить вашу семью от этих врагов»

По итогам работы – вывешивают на доску рисунки/схемы семьи, зачитывают пословицы, а также ответы учащихся о «врагах семьи».

5. Закрепление нового.

Работа с учебником на стр. 56-58 о духовном мире. Самостоятельное чтение, обсуждение. Запись схемы в тетради:

Семья

Любят друг друга    Ведут общее    Заботятся друг   Живут   Состоят

                                   хозяйство             о друге         вместе   в родственных

                                                                                                        отношениях

Из нашей схемы понятно, что семью окружает материальный и духовный мир, человек в нем живет. Но оказывается, что духовный мир отражается и в самом человеке и образует его внутренний мир. В нем живут воспоминания, образы других людей, ситуаций, все, во что он верит, к чему стремится, чем дорожит.

В семье мы учимся правилам поведения, приобретаем знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя. В семье прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе, к памяти предков и т.д. Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких.

Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия. То человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития.

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи. Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма.

6. Подведение итогов урока

- Что помогло спастись семье Ноя?

- Что такое семья?

- Какие враги есть у семьи, как их одолеть?

- Что объединяет всех членов семьи?

7. Рефлексия

Учащимся предлагаются вопросы:

- Как бы вы назвали сегодняшний урок?

- Что было самым важным на уроке?

- Зачем мы сегодня обсуждали притчу «Сосуд жизни»?

Что было для тебя трудно?

8. Задание на дом

Вместе с взрослыми попробуйте нарисовать ваше родословное древо.

Использование приема «Вопрос учителю» (в классе есть «Коробочка вопросов», где после урока каждый желающий может задать вопрос учителю, написав его на листочке и опустив в коробочку). Учитель отвечает на вопросы на следующем уроке.

Библиографический список:

  1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Н.Ф. Винограддова, В.И Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.: ил

Интернет ресурсы:

  1. Основы православной веры в презентацияхСвѣточъhttp://www.svetoch-opk.ru/(http://www.svetochopk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/zakutskaja_n_d/semja_semejnye_cennosti/104-1-0-1203 
  2. https://www.inpearls.ru/74972 
  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/217682 
  4. https://wiki2.info/Ноев_ковчег 

Приложение 1

Библейское повествование «Ноев ковчег» (в сокращении)

Но́ев ковче́г — согласно Библии, судно, построенное Ноем по повелению Бога, для спасения от Потопа своей семьи, а также всех животных (по паре особей каждого вида). Повествование о Всемирном потопе содержится в первой книге БиблииБытие. 6:14.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека. Но жил в те времена человек праведный и непорочный «в роде своём» (Быт. 6:9), угодный Господу, и звали его Ной. Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег со своими сыновьями и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. 7:19). И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней, после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8:4,5).

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Быт. 8:15-9:1)

Приложение 2

Притча «Сосуд жизни»

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.

Тогда мудрец взял мешочек с горохом, высыпал его в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Горох начал заполнять пространство между камнями… Горошинки раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.

И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.

- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…

- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.

- Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.

- Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.

- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

Вопросы для обсуждения:

Дорогие ребята!

- Чему, на ваш взгляд, учит эта притча?

- Что в вашем понимании ассоциируется с камнями, горохом, песком?

- Как вы заполняете свой «сосуд жизни»?

Приложение 3

Легенда о происхождении слово «семья»

«Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я… Я… — тихо молвила Ева,
— Я… Я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья»

Технологическая карта урока.

Этапы урока, номера страниц, слайды

Содержание урока.

Действия учителя.

Действия учеников

Примечание

I этап. Организационный момент (2 мин.)

Проведение игры «Кто похож на…»

Учитель задаёт вопросы учащимся: «Кто похож на маму? Кто похож на папу?» и т.д.

По итогам игры делается вывод.

Учащиеся действуют согласно правилам игры

II этап. Введение в тему урока (2мин)

Слайд №2

Прочтение Библейского повествования «Ноев ковчег».

Вопросы для размышления над повествованием.

Учащиеся слушают рассказ учителя. В тетрадь записывают понятия: семья, семейные ценности, добро, честь, культура.

Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопросы.

III этап. Формулирование темы урока (4 минуты)

Учитель вопросами подводит учащихся к названию темы урока.

Учащиеся отвечают, делают выводы, приводят примеры из жизни своей семьи

Учитель обращает внимание детей на доску, где закреплены фотографии семей учащихся.

IV этап. Изучение нового (20мин).

Слайд №3

Учитель рассказывает притчу «Сосуд жизни».

Задаются вопросы для обсуждения.

Учащиеся рассуждают, отвечают на вопросы.

Слайд №4

Учитель зачитывает легенду о происхождении слово «семья»

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы

Учащиеся делятся на 4 группы.

Задание №1. Учащимся задаётся вопрос о том, что обозначает слово «семья».

Учащиеся обсуждают ответ в группах.

Слайд №5

Обобщение ответов учащихся учителем.

Задание №2. Учащимся предлагается изобразить семью в виде рисунка, схемы.

Учащиеся представляют свои рисунки/схемы.

Задание №3. Учащимся раздаются по две разрезанных по словам пословицы, которые необходимо собрать.

Учащиеся работают в группах. Зачитывают полученные пословицы.

Слова пословиц даются на каждую команду

Динамическая пауза

Слайд №6

Задание №4. Учащимся предлагается подумать, есть ли враги у семьи. 

Учащиеся обсуждают ответы в группах. Высказывают свои предположения.

V этап. Закрепление нового (10 мин.)

Учащимся предлагается самостоятельная работа с учебником (с. 56-58)

Учащиеся совместно с учителем обсуждают прочитанное, отвечают на вопросы.

Слайд №7

Учащимся предлагается записать в тетради схему семьи. Обсуждение составляющих схемы.

Учащиеся записывают схему семьи в тетради.

VI этап. Подведение итогов (3 мин)

Учитель задаёт вопросы учащимся по пройденной теме.

Учащиеся дают ответы на вопросы учащихся.

VII этап. Рефлексия (3 мин)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы по отношению к пройденному уроку

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя

VIII этап. Задание на дом (1 мин)

Слайд №8

Учитель предлагает вместе с взрослыми попробовать нарисовать свое родословное древо.