ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Боричук Светлана Владимировна

Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Тема моего сообщения:

ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СЛАЙД 2

Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Иностранный язык является существенным элементом культуры народного носителя данного языка и средством передачи его другим.

Существует множество аспектов изучения иностранного языка, такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью так и средством обучения. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).

СЛАЙД 3

В чтении существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются 4 вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Остановимся коротко на каждом виде чтения.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “ для себя”, без предварительной специальной установки при ознакомительном чтении основная коммуникативная задача извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение. Его задачей является формирование у обучаемого умение самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного языка. Объектом изучения является информация, содержащаяся в тексте, но не языковый материал.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале, его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов. Это беглое, выборочное чтение.

Поисковое чтение  связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.

Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает, как упражнение, и осуществляется по указанию преподавателя.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если обучающийся знает, где находится интересующая его информация.

При поисковом чтении важно найти искомую информацию. Иногда с этой целью определяется проблема, анализируемая в тексте, иногда отношение автора к этой проблеме, его подход к ней. В других случаях происходит знакомство с содержанием текста, оценка информации, заключенной в нем, выделение основной мысли автора, его позиции и др. Степень понимания текста может быть при этом довольно неполной, а скорость чтения достигает значительных величин.

СЛАЙД 4

К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования:

  • точное формулирование задания для поиска,
  • ограниченное во времени проведение поиска нужной информации,

гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

СЛАЙД 5
Для успешного овладения чтением необходимо:

  • подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
  • тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета
  • быть доступными с точки зрения языковых трудностей
  • отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей
  • содержать проблему

СЛАЙД 6

Овладение технологий чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умения чтения.

Упражнения для предтекстового этапа:

  1. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
  2. Найдите в статье вопросы, которые в ней освещаются.

Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.

Упражнения для текстового этапа:

  1. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
  2. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется особое внимание;
  3. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.

Упражнения для послетекстового этапа:

  1. Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме;
  2. Подчеркните в тексте определения, вывод, термины.

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

СЛАЙД 7

Для того чтобы ученики овладели навыками чтения учителя используют современные технологии при обучении чтению. Из них выделяют группу технологий, основанные на личностно-ориентированном подходе: современные информационные компьютерные технологии (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.

Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают обучающихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста.

Еще одна технология, которая используется для обучения поисковому чтению - технология критического мышления.

Ее цель обеспечить развитие критического мышления по средствам интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления обучающиеся учатся извлекать информацию, анализировать ее.

СЛАЙД 8-10

Разработаны специальные упражнения для обучения поисковому чтению.

1. Определите тему/проблему текста;

2. Прочитайте текст, определите освещены ли в нем указанные вопросы;

3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;

5. Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации;

6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме;

7. Найдите в тексте ответы на вопросы;

8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

11. Выразите свое мнение о содержании текста.

СЛАЙД 11

Методика работы над иноязычным текстом содержит ряд приемов, которые можно использовать для развития различных умений чтения. 

  • Приём «множественный выбор».

 Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее.

  • Прием «восстановление» или «заполнение пропусков»

Может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Так, учащиеся получают текст, в котором пропущено каждое N - энное слово (N - колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

  • Прием «мозаика»

Предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  • Прием «Конспектирование» или «составление кратких записей»

 прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования

  • Прием «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности»

Предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом такой работы является воссозданный связный текст.

  • Прием «дополнение»

Основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.
9С18+6ЛАЙД 12

ВЫВОД.  

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс и сформировать устойчивые и познавательные интересы. Кроме того, учащиеся научились читать, анализировать, систематизировать информацию, работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи, овладевать навыками самостоятельной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение поисковому чтению на уроках английского языка

Слайд 2

Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности. В чтении выделяют содержательный и процессуальный план.

Слайд 3

Выделяются 4 вида чтения Ознакомительное чтение Изучающее чтение Просмотровое чтение Поисковое чтение !

Слайд 4

Требования к поисковому чтению: точное формулирование задания для поиска ограниченное во времени проведение гарантированное нахождение требуемой информации в тексте.

Слайд 5

Для успешного овладения чтением необходимо подбирать тексты: в соответствии с особенностями учащихся занимательные и привлекательные по сюжету доступные актуальные содержать проблему

Слайд 6

! Овладение технологией чтения Предтекстовые задания ( устранение смысловых и языковых трудностей ) Текстовые задания ( указания на вид чтения ) Послетекстовые задания (Понимание прочитанного)

Слайд 7

Современные технологии при обучении чтению Метод сотрудничества Проблемный метод Технология критического мышления Метод проектов ИКТ

Слайд 8

Специальные упражнения для обучения поисковому чтению: 1. Определите тему/проблему текста; 2. Прочитайте текст, определите освещены ли в нем указанные вопросы; 3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка; 4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;

Слайд 9

Специальные упражнения для обучения поисковому чтению: 5 . Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации; 6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме; 7. Найдите в тексте ответы на вопросы; 8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует ;

Слайд 10

Специальные упражнения для обучения поисковому чтению: 9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным; 10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана; 11. Выразите свое мнение о содержании текста.

Слайд 11

! Приемы работы над иноязычным текстом Множественный выбор Восстановление Мозаика Конспектирование Логическая перегруппировка Дополнение

Слайд 12

! Вывод. В результате на уроках поискового чтения учащиеся учатся: - читать, анализировать, систематизировать информацию; - работать в команде, выдвигать свои идеи; - овладевать навыками самостоятельной работы.