Повышение конкурентоспособности как следствие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Матричный метод оценки конкурентных ОО.

Дубровина Наталья Степановна

Даже небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям ОУ, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями. Для достижения цели маркетинга образовательных услуг первостепенное значение имеет маркетинговая стратегия образовательного учреждения.Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marketing_vystuplenie.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение конкурентоспособности как следствие маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Матричный метод оценки конкурентных ОО.

«В периоды коренных структурных преобразований выживают только лидеры перемен — те, кто чутко улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности»

Питер Друкер

«Задачи менеджмента в 21 веке» (изд. в России 2003г.)

Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова “market”, что в переводе означает «рынок».

Сегодня маркетинг означает любую экономическую деятельность, главная цель которой – продвижение товара, его направление от того, кто производит тому, кто покупает.

В литературе не существует единого определения маркетинга.

«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер);

 «Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта, ориентированная на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкретных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ» (П.С. Завьялов);

«Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей» (Л.Е. Басовский);

«Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли».

«Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, т.е. с точки зрения потребителя»

Питер Друкер 

(Американский ученый австрийского происхождения, педагог, публицист, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента)

Основные принципы маркетинга:

- ориентация на потребителя;

- комплексность;

-гибкость и адаптивность;

 -концентрация усилий;

-нацеленность на перспективу;

-сочетание адаптивности с воздействием на потребителя;

- программно-целевой подход.

Даже небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям ОУ, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями.

Маркетинг образовательных услуг - это разработка, внедрение и оценка образовательных  программ с целью создания отношений обмена между образовательным учреждением и его клиентами. 

Цель маркетинга образовательных услуг состоит в том, чтобы привлечь нужных учеников (целевую группу потребителей).

Анализ среды, включающий сбор, изучение и интерпретацию информации о развитии социального окружения школы, позволяет сформировать ассортимент образовательных услуг, способный привлечь в образовательное учреждение целевую группу потребителей.

 Под развитием социального окружения школы понимаются: демографические изменения, трансформация образовательной политики, развитие новых технологий в области образования, рынка труда и т.д.

 Для достижения цели маркетинга образовательных услуг первостепенное значение имеет маркетинговая стратегия образовательного учреждения.

 Маркетинговая стратегия - это выбор целевого рынка, определение конкурентной позиции образовательного учреждения и использование системы маркетинга для насыщения и удовлетворения выбранного рынка образовательными услугами.

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения находит своё отражение в маркетинговой программе, которая представляет развернутое управленческое решение, реализует принципы маркетинга и направлена на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, общества и государства.

Главная задача службы маркетинга - эффективная координация действий внутренней и внешней среды в целях удовлетворения потребностей непосредственных и косвенных потребителей образовательных услуг данного образовательного учреждения. Любая маркетинговая деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование конкретной рыночной ситуации.

Маркетинг позволяет ответить на следующие вопросы. 

Кто является покупателем и потребителем товаров (услуг) производителя?

 Кто может стать потенциальным покупателем?

 Где проживают, учатся, работают покупатели товаров (услуг)?

 Почему они их покупают?

Может ли производитель предложить те услуги, которые потребители желают получить в нужном месте, в удобное время и в необходимом количестве?

Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.

Для реализации этих функций образовательное учреждение должно проводить следующие мероприятия:

  • мониторинг рынка труда;
  • исследование рынка образовательных услуг;
  • формирование и определение потребностей в образовательных услугах;
  • продвижение на рынок образовательных продуктов;
  • информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;
  • формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения.

      Образовательные услуги конкурирующих образовательных организаций достаточно схожи и потребитель может перейти из одного учебного заведения в другое без затрат, что повлечет необходимость организаций идти на дополнительные уступки, желая сохранить контингент учащихся. Количество потребителей образовательных услуг велико, но действуют они в значительной степени независимо друг от друга и покупают небольшое количество услуг, тем самым не имеют возможности взаимодействовать друг с другом и согласованно влиять на цены, качество и другие условия оказания услуг. Большое влияние имеет информированность потребителей об образовательной организации. Чем лучше осведомлены потребители, тем выгоднее положение организации.

     Матричный анализ  оценки групп конкурентов позволит оценить, какие у образовательного учреждения конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (мозговой штурм)

Заполнение таблицы (определите показатели качества оценки конкурентов 2 мин, проставьте баллы)

Конкуренты

Поставщики

Показатели качества

кадры

Мат.база

статус

Иннов. проекты

Доп. Обр.

ВР

сменость

Ср. балл

СОШ № («родная»)

СОШ №

(конкуренты)

СОШ №

(конкуренты)

Функции маркетинговой службы школы.

 1. Анализ возможностей школы (анализ внутренней среды).

2. Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды). 

 3. Изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты школы, определение потенциальных потребителей ОУ.             

 4. Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ.       

 5. Разработка прогнозов и предложений по созданию новых ОУ и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг.     

 6. Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей.                                 

7. Обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке. Планирование цены.     

 8. Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей.      

9. Формирование банка данных по предлагаемым ОУ и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг.                        

10. Заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг.  

11. Заключение договоров с потребителями.   

12. Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров школы в области маркетинга.

«Маркетинг и инновации – вот что создает прибыль. Все остальное – затраты».

Питер Друкер