КФУ г. Казань 2020 : Курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по проблеме: «Актуальные вопросы развития профессиональных компетенций педагогических работников школ и школ ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО ОЗ


Предварительный просмотр:

Входное тестирование

1.Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

Правильный ответ: дети с ограниченными возможностями здоровья

2.Каковы разделы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

Правильный ответ: общие положения; требования к структуре АООП; требования к условиям реализации АООП; требования к результатам освоения АООП

3.В чем заключается основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в  образовательной организации?

Правильный ответ: Поддержание социально-образовательной адаптации ребенка в образовательной среде

4.Какие архитектурные условия должны быть созданы для детей с нарушениями ОДА в зданиях образовательных  учреждений из перечисленных?

Правильный ответ: пандусы для входа в образовательное учреждение, пандусы внутри здания, съезды с тротуаров, лифт

5.В образовательных учреждениях при организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения необходимо приобрести

Правильный ответ: лупы

6.Положение о том, что коллектив оказывает влияние на человека в целом было выдвинуто

Правильный ответ: Л.С. Выготским

7.Какие формы занятий предусмотрены для детей с глубокой умственной отсталостью?

Правильный ответ: индивидуальная

8.Ориентиром объема и глубины используемого для внеклассной работы с ребенком с ОВЗ познавательного материала  служит

Правильный ответ: учебная программа школы по всем предметам

9.Работа кружков в школе и школе-интернате для детей с ОВЗ проводится

Правильный ответ: во второй половине дня

10.Одно занятие кружка продолжается не более 

Правильный ответ: 60 минут



Предварительный просмотр:

Создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ (без квалификационной категории)

 Промежуточный контроль

Вопрос 1  Специальные образовательные условия – это

Выберите один ответ:

a. процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество

b. специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья 

c. потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей

Правильный ответ: специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья

Вопрос 2  Коррекционная направленность процесса обучения  - это

Выберите один ответ:

a. противоречия между выдвигаемыми ходом учебного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся и их познавательными возможностями

b. педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей 

c. цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения

Правильный ответ: педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей

Вопрос 3   Доступная среда – это

Выберите один ответ:

a. это совокупность объектов социальной инфраструктуры, оборудованная таким образом, что инвалиды могут свободно перемещаться, осуществлять доступ в любые объекты и передвижение внутри них самостоятельно или с минимальной посторонней помощью 

b. среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни

c. результат проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках ОУ и продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума

Правильный ответ: среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни

Вопрос 4  Психолого-медико-педагогический консилиум – это

Выберите один ответ:

a. это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество

b. организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения учащегося (воспитанника), определенных групп детей и структурных подразделений 

c. документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования

Правильный ответ: организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения учащегося (воспитанника), определенных групп детей и структурных подразделений

Вопрос 5   Индивидуально ориентированные программы - это

Выберите один ответ:

a. программы, разрабатываемые на основе индивидуальных образовательных программ для детей с глубокой умственной отсталостью,  с учетом особенностей психофизического развития, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания

b. программы для развития исследовательской деятельности школьников

c. программы,  направленные  на оказание помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям-инвалидам,  в освоении образовательной программы дошкольного или школьного образования, реализуемой в образовательном учреждении 

Правильный ответ: программы,  направленные  на оказание помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям-инвалидам,  в освоении образовательной программы дошкольного или школьного образования, реализуемой в образовательном учреждении

Вопрос 6        Основные принципы  проектирования адаптивной образовательной  среды 

Выберите один ответ:

a. принцип педагогического оптимизма, принцип ранней педагогической помощи, принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип социально-адаптирующей направленности образования 

b. принцип защиты временем, организационные принципы, управленческие принципы

c. безопасность, насыщенность культурно значимыми объектами, доступность для полисенсорного восприятия, смысловая упорядоченность, погружение в систему социальных отношений, развивающий характер

Правильный ответ: безопасность, насыщенность культурно значимыми объектами, доступность для полисенсорного восприятия, смысловая упорядоченность, погружение в систему социальных отношений, развивающий характер

Вопрос 7      К специфическим закономерностям  психического развития школьников с ОВЗ относятся

Выберите один ответ:

a. трудности во взаимодействии с окружающим, особенности личностного развития

b. все указанные выше закономерности

c. снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, трудности словесного опосредования, замедление процесса формирования понятий 

Правильный ответ: все указанные выше закономерности

Вопрос 8    В чем заключается основная цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в  образовательной организации?

Выберите один ответ:

a. обеспечение соматического благополучия ребенка

b. оказание психологической помощи семье ребенка

c. поддержание социально-образовательной адаптации ребенка в образовательной среде 

Правильный ответ: поддержание социально-образовательной адаптации ребенка в образовательной среде

Вопрос 9 Что является основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ?

Выберите один ответ:

a. полноценное освоение образовательной программы в соответствии с требованиями государственного стандарта

b. полное удовлетворение запросов родителей

c. освоение адаптированной основной образовательной программы и социально- психологическая адаптация ребенка 

Правильный ответ: освоение адаптированной основной образовательной программы и социально- психологическая адаптация ребенка

Вопрос 10    Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется по инициативе образовательной организации специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в случае, если

Выберите один ответ:

a. ребенок является инвалидом

b. возникает необходимость учета особых образовательных потребностей ребенка, требующих разработки индивидуальной образовательной программы и создание специальных образовательных условий ее реализации

c. ребенок нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии 

Правильный ответ: возникает необходимость учета особых образовательных потребностей ребенка, требующих разработки индивидуальной образовательной программы и создание специальных образовательных условий ее реализации

Вопрос 11 К средовым условиям обеспечения психолого-педагогического сопровождения относятся

Выберите один ответ:

a. программы коррекционной работы специалистов сопровождения

b. образовательная программа, по которой обучается ребенок с ОВЗ

c. дополнительное оборудование в классе (группе), помогающее осваивать образовательную программу 

Правильный ответ: дополнительное оборудование в классе (группе), помогающее осваивать образовательную программу

Вопрос 12  В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований 

Выберите один ответ:

a. ко всем вышеперечисленным условиям

b. к техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии)

c. к организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе временного режима обучения и организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья 

Правильный ответ: ко всем вышеперечисленным условиям

Вопрос 13  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для каждой предметной области определяет

Выберите один ответ:

a. дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

b. оценочные средства для проведения итоговой и промежуточной аттестации личностных и предметных результатов с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

c. требования стандарта к предметным результатам

Правильный ответ: дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Вопрос 14  Предусмотренная в ФГОС для детей с умственной отсталостью СИПР рассчитана на

Выберите один ответ:

a. детей с умственной отсталостью и нарушениями речи

b. детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью 

c. детей с легкой умственной отсталостью

Правильный ответ: детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью

Вопрос 15 Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается

Выберите один ответ:

a. для углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде

b. на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей 

c. на основе основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с легкой умственной отсталостью

Правильный ответ: на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей

Вопрос 16  Чем отличается содержательный раздел АООП 2 варианта?

Выберите один ответ:

a. включает Программу коррекционной работы

b. включает Программу сотрудничества с семьёй обучающегося 

c. включает Программу внеурочной деятельности

Правильный ответ: включает Программу сотрудничества с семьёй обучающегося

Вопрос 17 Какой основной подход к обучению обучающихся с умственной отсталостью положен в основу Стандарта?

Выберите один ответ:

a. личностно-ориентированный подход 

b. деятельностный подход

c. семейноцентрированный подход

Правильный ответ: деятельностный подход

Вопрос 18

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) определяются

Выберите один ответ:

a. индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции 

b. формированием общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями

c. условиями для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся

Правильный ответ: индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции

Вопрос 19  Для детей, особые образовательные потребности которых  не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП (2 вариант), учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом

Выберите один ответ:

a. уменьшается количество часов коррекционных курсов,  сокращаются часы коррекционно-развивающих занятий

b. увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом 

c. увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий превышая допустимую нагрузку, установленную учебным планом

Правильный ответ: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом

Вопрос 20

Какой фактор в наибольшей степени влияет на эффективность реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида)?

Выберите один ответ:

a. стабильное эмоциональное состояние ребенка

b. наличие четких регламентов деятельности всех участников образовательного процесса

c. взаимодействие и сотрудничество школьных специалистов и родителей 

Правильный ответ: взаимодействие и сотрудничество школьных специалистов и родителей



Предварительный просмотр:

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Гуманитарная образовательная парадигма определяет ядром инклюзивного образования

Выберите один ответ:

1. Обучаемого, усваивающего фрагменты социального опыта 

2. Учащегося, не имеющего ограничений в здоровье, усваивающего моральные нормы и принципы

3. Человека, учащего и воспитывающего себя

Внедрение инклюзивного образования в учреждении предполагает активное вовлечение в процесс:

Выберите один ответ:

1. Родителей учащихся

2. Администрации образовательного учреждения

3. Всех перечисленных лиц 

4. Учителей образовательного учреждения

5. Учащихся

Сколько разделов в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?

Выберите один ответ:

1. Четыре 

2. Шесть

3. Пять

Стандарт ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется к правоотношениям, возникшим с

Выберите один ответ:

1. 1 января 2015 года

2. 1 сентября 2015 года

3. 1 сентября 2016 года 

К какой категории детей, в соответствии с законодательством РФ, относятся дети, для обучения которых необходимо создавать специальные условия

Выберите один ответ:

1. дети с отклонениями в развитии

2. аномальные дети

3. дети с ограниченными возможностями здоровья 

При каких условиях, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», возможен перевод на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам?

Выберите один ответ:

1. в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

2. в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии при согласии родителей 

3. в случае неликвидированной в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования

Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья устанавливается:

Выберите один ответ:

1. психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) 

2. психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО)

3. медико-социальной экспертизой (МСЭ)

Специальные образовательные условия включают:

Выберите один ответ:

1. наличие адаптированных общеобразовательных программ 

2. адекватную среду жизнедеятельности

3. формы коммуникации

Стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями отражает требования...

Выберите один ответ:

1. к коррекционно-развивающей работе 

2. к трудовой и начальной профессиональной подготовке

3. к оборудованию, применяемому в бытовых условиях жизни учащихся

Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:

Выберите один ответ:

1. свобода выбора 

2. право жить среди равных

3. свобода в передвижении

К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:

Выберите один ответ:

1. энцефалография 

2. анализ работ

3. беседа

4. педагогическое наблюдение

Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:

Выберите один ответ:

1. означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ

2. означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения 

3. означает право родителей выбирать учителя и программу обучения

Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:

Выберите один ответ:

1. С учетом возрастных особенностей

2. На принципе оберегания

3. На основе сотрудничества и эмпатии 

Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

Выберите один ответ:

1. ранней педагогической помощи

2. педагогического оптимизма 

3. дифференцированного подхода

4. индивидуального подхода

Для детей с задержкой психического развития характерны…

Выберите один ответ:

1. задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи 

2. двигательные расстройства

3. предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении

4. незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности

К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

Выберите один ответ:

1. реабилитацию детей с отклонениями в поведении 

2. диагностико-консультативную деятельность

3. лечение заболеваний ребёнка

Восстановление психофизических возможностей детей раннего возраста называется:

Выберите один ответ:

1. коррекция

2. компенсация

3. адаптация

4. рабилитация 

К причинам, вызывающим нарушения слуха не относятся…

Выберите один ответ:

1. вредности, действующие на плод во время беременности матери

2. наследственные факторы

3. социально-психологические факторы 

4. механические травмы

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире у детей с детским церебральным параличом обусловлен…

Выберите один или несколько ответов:

1. эмоционально-волевыми нарушениями 

2. вынужденной изоляцией ребёнка в связи с затруднениями в передвижении 

3. сенсорными нарушениями

Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это:

Выберите один ответ:

1. интеграция 

2. дифференциация

3. адаптация

4. сегрегация

Рекомендуется предельная наполняемость для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе имеющих тяжелые нарушения речи

Выберите один ответ:

1. 6 

2. 25

3. 12

Рекомендуемое количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе, разработанной на основе образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях инклюзивного образования

Выберите один ответ:

1. не более 6 человек на класс, численностью 20 человек 

2. не более 8 человек на класс, численностью 20 человек

3. не более 4 человек на класс, численностью 20 человек

Сроки освоения адаптированных основных образовательных программ обучающимися с умственной отсталостью с учетом их особых образовательных потребностей

Выберите один ответ:

1. 13 (14) лет

2. 12 (13) лет 

3. 10 (11) лет

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов по дополнительным общеразвивающим программам в учебной группе устанавливается до

Выберите один ответ:

1. 12 человек 

2. 15 человек

3. 20 человек

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, в целях доступности получения дополнительного образования организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

Выберите один или несколько ответов:

1. обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) 

2. присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь 

3. размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий

4. адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG)

5. обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации 

6. локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это…

Выберите один ответ:

1. совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность 

2. свод правил к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти

3. требования, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Адаптированная образовательная программа разрабатывается для:

Выберите один ответ:

1. отдельного класса, если все дети в нем с нарушениями развития

2. каждого ребенка с ОВЗ, независимо от их числа в классе 

3. отдельного класса, в котором учится ребенок с ОВЗ

Что не позволяет сделать индивидуальный учебный план?

Выберите один ответ:

1. определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения 

2. определить особые сроки и способы освоения учебных предметов, включенных в учебный план общеобразовательного учреждения

3. определить особые сроки и способы прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации

Вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентирован:

Выберите один ответ:

1. на максимальное развитие жизненной компетенции обучающихся 

2. на развитие преимущественно академических навыков обучающихся

3. на пропорционально одинаковое развитие жизненной компетенции и академических навыков обучающихся

В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований в том числе к:

Выберите один ответ:

1. Организации питания и медицинского обслуживания

2. Организации пространственно-временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья 

3. Организации внеклассных мероприятий



Предварительный просмотр:

Задание по теме 2.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА (ранний детский аутизм); с задержкой и комплексными нарушениями развития, в том числе дети-инвалиды.

Множественные нарушения  сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка.

Детский аутизм или расстройства аутистического спектра РАС - особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ

Дети с нарушением зрения

Различают следующие категории детей с нарушением зрения:

  • Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),
  • слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2)
  • дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем, образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Информация, получаемая слабовидящим, с помощью остаточного зрения становится более полной, если поступает в комплексе с осязательной. Чрезвычайно важен слуховой анализатор.

Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми, и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции других анализаторов. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значений слов. К трудностям развития речи детей со зрительными нарушениями относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации.

Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти. у частично видящих, наблюдается снижение объема оперативной и кратковременной памяти. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза связаны с нечетко воспринимаемыми качествами объекта и приводит к недостаточности логической памяти.

У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма.

Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников в возрасте 4-5 лет, переживания дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни – в юношеском возрасте. Характерна сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и депрессивные компоненты поведения.

Дети с нарушением слуха

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие (тугоухие). Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Для полноценного развития речи этих детей требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом: при использовании тактильной речи необходимо восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки, движений губ, лица и головы. Поэтому важно раннее развитие восприятия вместе с обучением речи.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка. Продуктивность внимания зависит от качеств воспринимаемого материала, необходимо использовать средства наглядности. Для привлечения непроизвольного внимания – яркая картинка, для развития произвольного внимания – схемы, таблицы. Восприятие словесной речи по средствам считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания (объемных предметов и контурных изображений).

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Включение таких детей в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий.

Дети с нарушением речи

Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие отстает от нормы, характеризуется несформированностью целостного образа предмета. Внимание неустойчиво, низкий уровень показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. При исследовании запоминания обнаружено, что дети медленно ориентируются в условиях задачи.

Дети с нарушением речи отстают в развитии наглядно-образного мышления, для них характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Наблюдается снижение в потребности общения, не сформированность форм коммуникации.

Отсутствие заинтересованности в контакте, не умение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Дети постоянно фиксированы на недостатке, характерен уход в болезнь, самоуничтожение, навязчивые мысли, выраженный страх пред речью. Расстройства эмоционально-волевой и личностной сфер ухудшают работоспособность детей, приводят к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

Требуется специальная работа по развитию и коррекции всех компонентов речевой, коммуникативной и познавательной деятельности, в целях эффективности адаптации в социуме.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями ОДА  широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные). Таких детей условно можно разделить на 2 категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-педагогической работы:

  1. Дети, у которых нарушения развития обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство из них это дети с детским церебральным параличом (ДЦП). 

При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной (дизартрия, алалия) и письменной речи (дислексия и дисграфия).

Особенности зрительного восприятия у ребенка с ДЦП характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, слабостью ориентировочно-зрительных реакций и зрительного внимания. Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций.

У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического).

Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения.

Часто отмечается эмоциональная лабильность, свидетельствующая о дефицитарности психической деятельности. Расстройства эмоционального реагирования у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – наоборот, в виде заторможенности, вялости.

2. Дети с ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Дети расстройствами аутистического спектра (РАС)

Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации учебной деятельности ребенка с РАС. Особенности развития у детей с РАС очень широки: от глубокой умственной отсталости до гениальности.

Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер или гипо-чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

Дети с задержкой психического   развития - ЗПР

Задержка психического развития  нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Психофизический инфантилизм – не соблюдение межличностной дистанции со взрослыми, поведение навязчиво и бесцеремонно, наивное, непосредственное поведение, не понимая до конца учебную ситуацию. Дисгармонический инфантилизм – неспособность к волевому усилию, несформированность нравственных установок, ориентация на кратковременное удовольствие или выгоду, дети с ЗПР внушаемы, не имеют стойких привязанностей, стараются быть постоянно «на виду», в центре событий, склонны к демонстративному поведению, преувеличенным эмоциональным реакциям. Органический инфантилизм – отсутствуют разнообразие, яркость, живость эмоциональных проявлений, ведут себя некритично, склонность к лживости, воровству, бродяжничеству.

Детям характерна повышенная истощаемость произвольного внимания, недостаточная способность концентрации внимания, ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации.Они испытывают затруднения при узнавании предметов, предъявляемых им в непривычном ракурсе, небыстро и с ошибками узнают предметы на контурных или схематичных изображениях.

Снижение объема запоминаемой информации, значительно затруднено воспроизведение словесного материала и затрата большего времени на его припоминание, разное отношение к поставленной цели, детям с ЗПР самостоятельно трудно контролировать себя в процессе заучивания, нуждаются в помощи взрослого, плохое усвоение содержания текстов, таблиц, схем, им трудно удерживать в уме условия задач, упражнений, наблюдается колебание продуктивности памяти.

Темп интеллектуальной деятельности замедлен, быстро нарастает усталость, снижен самоконтроль при решении мыслительных задач, затруднен словесный отчет о своих действиях, наибольшие затруднения возникают в работе с детьми, имеющими задержку церебрально-органического генеза.

Главное отличие ЗПР от умственной отсталости в способности детей с ЗПР принимать и использовать помощь в процессе коррекционного обучения, демонстрируя положительную динамику в своей обучаемости.

Вывод: Задержка психического развития у детей проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер, в недостаточном развитии мотивации, в недостаточном развитии познавательной деятельности. Это обуславливает возникновение общих и специфических трудностей в обучении.

Дети с умственной отсталостью

Умственная отсталость – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения ЦНС на ранних этапах развития; недоразвитие познавательной деятельности, в первую очередь, мышления. Специфическими закономерностями при УО являются: замедленный темп психического развития, замедленный прием и переработка информации, неравномерность физического и психического развития, дисгармоничность в развитии психики (высшие менее развиты), ослаблена роль второй сигнальной системы – трудность словесной регуляции поведения.

Особенности эмоциональной сферы: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности, с трудом формируются высшие чувства, настроение, как правило, неустойчивое, поведение крайне непоследовательное, случайное, поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов, УО ребенок бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться.

Личностные особенности: низкий уровень осознанности мотивов, мотивы бедны и ситуативны, ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей, отмечается слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений, со 2 класса начинают складываться отношения, основанные на личных симпатиях, но они еще избирательны и ситуативны, на систему межличностных отношений влияет состояние ребенка, дефект умственного и физического развития, формирование самооценки запаздывает – в среднем звене наиболее адекватна.

Для внимания УО детей характерно: чрезмерная отвлекаемость, двигательная расторможенность, низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств УО детей, проявляют нетерпение, задают не относящиеся к теме урока вопросы, выкрикивают, внимание нестойкоелегко истощается. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление об окружающем и себе самом, недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, УО детям значительно больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, медленный темп узнавания букв, цифрим трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме.

Объем запоминаемого детьми с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают УО дети. Точность и прочность запоминания детьми и словесного и наглядного материала низкая, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Память УО отличается замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация быстро забываетсяНеразвито логическое опосредованное запоминание, в то же время механическая память может оказаться сохранной. Свойственна эпизодическая забывчивость – она связана с переутомлением н.с., из-за общей ее слабости. Чаще наступает состояние охранительного торможения, поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха.

Мышление - конкретное, непоследовательное, стереотипное, некритичное, дети испытывают сложность понимания причинно-следственных связей, УО ребенок не планирует свою активность по этапам, не пытается заранее предвосхитить последствия своих действий не может самостоятельно оценить свою работу характерны сниженная активность, тугоподвижность мыслительных процессов, УО дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без плана действия, не умеют выделять главное в предметах, сравнение по несущественным признакам, затрудняются находить сходное и различное в предметах и явлениях, не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой.

В большинстве случаев легкой УО возможно трудоустройство, требующее практической деятельности, включая неквалифицированный и ручной полуквалифицированный труд. Лица с легкой УО овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи, вышивальщицы и т.д. В связи с эмоциональной и социальной незрелостью, может проявиться неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднениями в адаптации к культурным традициям и нормам.

Таким образом, мы рассмотрели психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.



Предварительный просмотр:

ДОКУМЕНТЫ РФ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ