Культурно-просветительский лекторий как форма интеграции учебного и воспитательного процессов.

Вишнякова Елена Георгиевна
интеграция учебного и воспитательного процессов, аудиторной работы по преподаваемым дисциплинам и организованной внеучебной деятельности студентов, гармонизация содержания учебных дисциплин и культурно-просветительской работы, проект культурно-просветительского лектория

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_konferentsiya2016.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-просветительский лекторий как форма интеграции учебного и воспитательного процессов.

В декабре 2014 года президентом России были подписаны «Основы государственной культурной политики», в которых указывается : «Утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности. Единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности. Принимая настоящие «Основы», государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России».

«Основы» представляют собой базовый документ для разработки культурных программ всех уровней, от федерального до муниципального. Применительно к условиям педагогического вуза усвоение культурного наследия Родины представляется определяющим фактором для формирования полноценной, нравственной личности будущего педагога и гражданина, а культурно-просветительское направление становится основой для создания воспитательной среды вуза, для деятельности отдела воспитательной работы вуза и по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

С другой стороны, преподаватели в своей повседневной деятельности отмечают, что значительное снижение уровня общей культуры студентов становится помехой уже и в освоении учебного материала по языковым дисциплинам. Само содержание учебных дисциплин факультета иностранных языков требует от студента, особенно старших курсов, не просто знакомства с отечественным художественным и историческим наследием, но и способности сопоставлять, анализировать сходства и различия явлений и фактов культуры, течения историко-культурных процессов в странах изучаемых на факультете языков.

В поисках решения этой назревшей проблемы педагогический коллектив и отдел воспитательной работы НГИ пошли по давно проверенному пути интеграции учебного и воспитательного процессов, аудиторной работы по преподаваемым дисциплинам и организованной внеучебной деятельности студентов, гармонизации содержания учебных дисциплин и культурно-просветительской работы.  

Эти идеи нашли свое воплощение в 2016 году в проекте культурно-просветительского лектория. Занятия, насыщенные увлекательными сведениями в сопровождении визуальных, аудио- и видео- иллюстраций,  интерактивные, менее формальные, чем обычные предметные лекции, должны были позволить преподавателям в формате непринужденной беседы расширять кругозор студентов, готовить почву для дальнейшего использования полученной культурно-исторической информации в курсах преподаваемых практических и теоретических дисциплин.  Проект, учитывая принцип единства теории и практики,  предусматривал и организацию экскурсий в музеи, поездок в театры, совместных посещений преподавательским и студенческим коллективом культурных мероприятий в рамках тематики лектория.

Кафедрой лингвистики и отделом воспитательной работы был разработан план лекций-бесед, учитывающий, с одной стороны, тематику и проблематику учебного материала по практическим дисциплинам английского и французского языков, а с другой – направления воспитательной работы вуза. В частности, цикл бесед «Мамонтовский художественный кружок» позволил познакомить студентов с художественной жизнью России в один из самых насыщенных её периодов, поговорить о художниках- истористах (Практикум КРО 2-го ин.яз, 4 курс), об импрессионизме (Практикум КРО 1-го ин.яз, 3 курс), о самобытном и заимствованном в национальной культуре, о культурных связях между народами, затронуть проблемы гражданской ответственности бизнеса  и отношений личности и государства, заставить задуматься над примерами высокого служения обществу. Заключительным мероприятием цикла стала поездка в музей-усадьбу Абрамцево. А обсуждение фильма «28 панфиловцев» вылилось в заинтересованный разговор не только о кино, технических приёмах и особенностях эстетики национальных кинематографов (Практикум КРО 1 и 2 ин.языков), но и подняло тему патриотизма, исторической памяти, многонационального единства российского общества.

Подобные неформальные встречи со студентами позволяют преподавателю выйти за рамки учебных отношений, наладить со студентами межличностный, эмоциональный, позитивно-окрашенный контакт, повышают авторитет преподавателя, который выступает здесь как разносторонняя личность, проводник в мир искусства, литературы, музыки, истории, а не только как говорящее приложение к учебнику или контролирующе-карающая сила. В результате неизбежно вырастает эффективность учебных и воспитательных действий преподавателя.

Невозможно переоценить и эффект от культурно-просветительской работы с участием преподавателей языковых дисциплин для повышения мотивации студентов к практическим занятиям языком: лекции-беседы способствуют пробуждению интереса к разнообразным аспектам культуры народов-носителей изучаемых языков, позволяют осознать иностранный язык как средство получения новых интересных сведений и знаний, что особенно важно при работе с первокурсниками.

 

http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf