Научная статья. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности

Борух Алена Александровна

Современный этап развития России характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах общества, происходит поворот к гуманизации общественной жизни, меняются цели школьного образования. Если раньше целью образования было формирование личности, владеющей основами наук, то в настоящее время всестороннее развитие человека. Поэтому, сейчас усиливается роль такого компонента содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.

Актуальность темы моей работы вытекает из того, что в обществе наблюдается утрата многих духовных ценностей. Вследствие этого широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества.

Обучение никогда не может быть обособлено от воспитания учащихся – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства. Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования  предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.

Главная задача учителя – воспитать будущее нашей страны!

Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.

Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх. Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.

Воспитание нравственных качеств личности включает в своё содержание эмоционально-ценностное отношение к широкому кругу явлений и предметов действительности. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в курсе «география в школе»

Современный этап развития России характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах общества, происходит поворот к гуманизации общественной жизни, меняются цели школьного образования. Если раньше целью образования было формирование личности, владеющей основами наук, то в настоящее время всестороннее развитие человека. Поэтому, сейчас усиливается роль такого компонента содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.

Актуальность темы моей работы вытекает из того, что в обществе наблюдается утрата многих духовных ценностей. Вследствие этого широкое распространение получили равнодушие, цинизм, эгоизм. В этих условиях очевидна важность возрождения духовных ценностей, как основы консолидации общества.

Обучение никогда не может быть обособлено от воспитания учащихся – эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства. Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования  предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.

Главная задача учителя – воспитать будущее нашей страны!

Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.

Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх. Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.

Воспитание нравственных качеств личности включает в своё содержание эмоционально-ценностное отношение к широкому кругу явлений и предметов действительности. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

Психолого-педагогические основы эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе обучения географии

Школьной географии принадлежит важнейшая роль в формировании этого компонента. Сегодня изменяется сама географическая наука, её уже невозможно представить без человека, усиливается гуманистическая роль географии, которая раньше мало принималась во внимание. Человек в результате своей деятельности нарушает естественный ход природных процессов, решить эту проблему можно путём гармонизации отношений природы и человека.

Анализ публикаций в журнале «География в школе» свидетельствует о том, что учителя постоянно работают над проблемой формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Это статьи, в которых учителя делятся опытом создания эмоциональных и поэтических образов, включая в урок стихи, рассказы, сказки, картины, музыкальные произведения; статьи, связанные с экологическим воспитанием учащихся.

Кардинальные перемены, происходящие в обществе, влияют на формирование у подрастающего поколения представлений о существующей действительности, затрудняют освоение ими нравственных ценностей, норм и правил поведения. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль.

Таким образом, в настоящее время необходимо духовное, гуманитарное развитие личности, формирование эстетических и нравственных качеств. Эти качества в значительной степени определяют эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

Условия формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в курсе географии

Условия, которые я использую для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности на уроках географии, представлены в схеме.

  1. Самостоятельная работа. С точки зрения формирования эмоционально-ценностного отношения к природе важно не только включить ученика в различные виды репродуктивной самостоятельной деятельности, но, в первую очередь, создать условия, которые обеспечили бы развитие глубокого интереса к ней, и таким образом, явились предпосылками для ориентации ученика на поиск, творчество. В качестве таких условий ориентации моей самостоятельной работы выступают: исследовательская проектная деятельность школьников, самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях, подготовка презентаций, самостоятельные наблюдения за явлениями и процессами природы и природоохранная деятельность.
  2. Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания учащихся и один из важнейших видов учебной и внеклассной работы по географии. В стандарте основного общего образования по географии среди целей изучения географии в основной школе выделяется воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Поэтому я уделяю большое внимание именно школьному краеведению. Оно способствует патриотическому воспитанию,  расширяет кругозор и развивает познавательные интересы школьников, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. И, безусловно, происходит формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Формы моей краеведческой работы разнообразны: исследовательская работа с учащимися на местности, благоустройство пришкольного участка, экскурсии в геолого-минералогический музеи МГОУ.

Как форму краеведческой работы я также использую - создание видеорепортажей про свой регион. Для учащихся это хороший вид поисковой деятельности (подбор материала), наглядный метод (видеосъёмка местности) и, безусловно, проектная деятельность в решении проблем региона.

В 2009 году мы с учащимися сняли видеорепортаж про наш город. Дети с удовольствием находили материал в библиотеке, в интернете, изучали его, отбирали самое главное и интересное, потому что были заинтересованы в планируемом результате. В видеорепортаже мы отразили исторические аспекты и наиболее ценные памятники культуры города; рассказали, чем нам, Мытищинцам, можно гордиться. Детям очень понравилось высказывание в одной из книг: «Каждый человек должен любить и знать свой край. Без знания и любви к своему краю нельзя любить свою Родину, а без этого невозможно быть настоящим гражданином». В 2010 году мы планируем продолжить эту работу, но уже по тематикам «Природа», «Хозяйство».

3. Средства обучения на уроках географии. 

В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки (растёт гуманистическая роль географии, социальные проблемы выходят на новые позиции), а также внедрением новых технологий открываются большие возможности для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности.

  1. На уроках я использую технические средства обучения: интерактивные доску (электронные пособия и карты, электронные тренажёры), интернет, видео, презентации. Эмоциональная сфера учащихся стимулируется разными видами деятельности. Примеры: путешествие в интернете по земному шару в программе «Google Earth»; обозначение объектов на интерактивных картах; просмотр видеороликов, репортажей, картин; создание презентаций. Безусловно, при этом у детей растёт познавательный интерес.

При отборе материала к урокам с целью формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности я учитываю его способности вызывать у школьников эмоциональный отклик. Только в этом случае будет формироваться опыт переживаний, а, следовательно, содержания этого опыта будет становиться достоянием личности и проявляться при встрече со значимыми для личности объектами, входящими в систему ценностей.

  1. Эмоциональная сфера учащихся также стимулируется под влиянием художественных (связанных с искусством) и эстетических (связанных с искусством и жизнью) начал. Учение через художественное переживание основано на создании таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на предметах искусства, созданных человеком, а также источниках переживаний, данных нам природой и жизнью. Именно они скрывают в себе то ценное, что создано гением человека, силами природы или законами жизни.

При использовании картин на уроках географии важно, чтобы они выступали не только в качестве наглядного пособия (когда не учитывается развитие эмоциональной сферы). Стимул к развитию личности подростка будут давать такие вопросы:

- Какое настроение у тебя вызвала эта картина? Какое впечатление она на тебя произвела?

- Как ты думаешь, почему художник дал этой картине именно такое название?

Эмоциональное воображение формируется и при работе с литературными произведениями. Чем глубже учитель эмоционально подчёркивает фразы из произведения, тем ярче и полноценнее дети воспринимают художественное произведение.

При изучении природных объектов содержание уроков я дополняю из области литературы, изобразительного искусства, музыки. Это не просто иллюстрации, а обращение к учащимся с вопросами:

- Как вы думаете, какие чувства вызвал у автора этот природный объект?

- Какое впечатление произвёл на тебя рассказ (картина, видео)?

Внутренняя отзывчивость, душевный отклик на изучаемый материал – необходимые предпосылки для развития эмоционального воображения.

  1. В процессе обучения географии целенаправленная работа с учебником способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности. Для этого я использую следующие виды работы с основным и дополнительным текстом учебника:
  • Нахождение в тексте оценочных суждений
  • Чтение с оценочными комментариями
  • Ответы на вопросы мировоззренческого характера
  • Формулировка оценочных суждений на основе текста
  • Формулировка мировоззренческих выводов
  • Нахождение причин, породивших сложившуюся ситуацию
  • Изображение рисунков на основе текстов

Работа с внетекстовым компонентом учебника:

  • Система вопросов и заданий, направленных на вызов эмоционального отклика учащихся и оценку событий и явлений окружающего мира
  •  Организация «Обмена ценностями» (дискуссии, круглые столы)
  • Подбор литературных произведений к фото и написание собственных стихотворений, прозы

Примеры вопросов к тексту учебника:

Примеры вопросов к внетекстовому компоненту учебника:

- Как можно оценить то, о чём ты сейчас прочёл (прочла)? Какие положительные и отрицательные стороны этих фактов, событий, идей?

- Как оценить то, о чём ты узнал (узнала) с точки зрения человечности, справедливости?

- Подбери стихотворение к фотографии гор, напиши сочинение от имени моря (реки, озера)

- Какие чувства у тебя вызывает вид этого объекта (моря, океана, реки и т.п.)

Заключение.

Уроки географии необходимо обогащать гуманистическими идеями, понятиями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими переживания. Уникальность географии заключается в изучении процессов и явлений, происходящих в постоянно меняющемся мире, поэтому на уроках учащимся важно давать возможность высказать своё оценочное суждение по совершенно новым событиям.

Воздействие на эмоциональную сферу школьников оказывает глобальное влияние на личность, как целостную систему. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определённых образов и ценностей. Это создаёт дополнительные предпосылки для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе обучения географии.

В методике обучения географии нет подходов для определения уровня сформированности эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям, к деятельности. Этот компонент содержания образования формирует качества личности, поэтому для их диагностики применяются заимствованные и адаптированные для школьной географии психологические методики.

При работе над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности повышается познавательный интерес школьников к предмету и происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях, развиваются творческие способности учеников. Курс географии призван внести существенный вклад в становление гуманистических установок по отношению к окружающему миру!