Проблема развития художественного восприятия у дошкольников.

Елена Николаевна Бавинова

Презентация для студентов дошкольного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема развития художественного восприятия у дошкольников. Подготовила: Бавинова Е.Н.

Слайд 2

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств .

Слайд 3

Восприятием Р.М. Грановская называет «отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств » По мнению выдающихся психологов А.В Запорожца и Д.Б Эльконина , восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств. Во многих исследованиях развития восприятия указывается роль формирования представлений о предметах и их свойствах и усвоения соответствующих понятий в совершенствовании перцептивных процессов. Значительное количество таких фактов содержится в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др., но при этом сами представления рассматриваются обычно как результат личного опыта ребенка (хотя и полученного под влиянием обучения), а роль понятийных категорий соотносится не с перцептивными процессами, как таковыми, а с влиянием мышления и речи на развитие восприятия.

Слайд 5

В современной зарубежной психологии проводится большое количество экспериментальных работ, посвященных развитию отдельных сторон восприятия. Наиболее серьезными и являются концепции Ж. Пиаже и супругов Д. и Э. Гибсон . Сильной стороной концепции Ж. Пиаже является перцептивной. Деятельности основным содержанием развития восприятия, а концепции Д. и Э. Гибсон — детальный анализ изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием . Однако обе концепции оставляют в стороне важнейший вопрос о природе и происхождении отображения в образе свойств объекта и не учитывают социальной детерминации перцептивного развития .

Слайд 6

Методика исследования восприятия формы предметов ( Л.А.Венгер ) а ) Методика для детей младшего дошкольного возраста. Цель: оценка степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона . б ) Методика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Цель :выявление степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой данного эталона. в) Методика для детей старшего дошкольного возраста (6 лет). Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Слайд 7

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий Методика изучения особенностей восприятия ( Т.Н.Головина ). Цель : исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

Слайд 9

Основные характеристики восприятия : - целостно - динамично - обобщающее - осмысленно - избирательно - константно

Слайд 10

Н.Н. Поддъяков призывает учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное . ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные , характерные признаки и свойства .

Слайд 11

Исследования Л. С. Выготского показывают , что путь к развитию творческих способностей учёный видел в обогащении памяти детей необходимыми впечатлениями, расширения кругозора, привития навыков той или иной творческой деятельности. На основе исследований разных авторов (проблема формирования замысла изображения и его реализацию, развития воображения, опытная проверка спланированных занятий, наблюдение за процессом создания изображений и анализ продуктов детского творчества) были определены пути развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Первый путь — обогащение знаний, представлений детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, которые им предстоит изображать или которые они уже изображали. Важную роль в этом играет знакомство с произведениями искусства (графикой, живописью, скульптурой): как одну и ту же тему по-разному решают художники. Второй путь — формирование замысла, его обогащение и уточнение в процессе создания изображения. Педагогическая задача поощрять стремление детей к уточнению представлений, к обогащению образа. Но ограничиваться инициативой детей, а стимулировать активность. Третий путь — это стимулирование на поиски и внесение в изображение дополнений, соответствующих теме занятия: поощрение интересных дополнений, привлечение внимания всех воспитанников к находкам отдельных ребят .

Слайд 12

Четвёртый путь — ориентировка детей на усвоение различных вариантов изображения, способов изображения: варианты дети в начала усваивают на основе показа педагога, а затем находят и свои. Поощрение интересных вариантов решения, как отдельных предметов, так и всей темы стимулирует самостоятельность, творчество детей. Пятый путь — взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкальной, литературной, словесно — художественной, театрализованной деятельностью. Необходимость её для развития детского творчества, формирование ярких, образных представлений, развитие творческого воображения неоднократно подчёркивали и подчёркивают психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Н. П. Саккулина, Е. А. Флёрина , Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева , Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Если в ходе занятий художественно-творческой деятельностью педагог учитывает ведущие модальности детей и опирается на визуальное восприятие при наглядно-образном изложении, то он успешно развивает потенциальные возможности воспитанников.

Слайд 13

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ