Открытый урок по ОБЖ «Экологические проблемы загрязнения воды»

Урок предназначен для учащихся 8 класса. Используемые методы : проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Межпредметные связи: экология, география, химия, математика, литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_problemy_zagryazneniya_vody.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологические проблемы загрязнения воды» в 8 классе


Цели урока:

- Обучающая:
-  познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают, методами разрешения этих проблем.

- Развивающая:
- развитие познавательной активности ребят, умений анализировать, систематизировать, обобщать.
- развитие учебных умений получать знания, используя различные источники информации.
- Воспитательная:
Воспитание любви к природе, родному краю, чувства причастности к сохранению природы и ее ресурсов.

Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, учебная доска.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
При проведении урока используется электронная презентация, составленная учителем с использованием программы Microsoft Power Point, учебник ОБЖ 8 класса.

Межпредметные связи на уроке:

Экология: проблемы нарушения равновесия в природе, связанные с загрязнением воды.

География: мировой океан и воды суши.

Литература: тема воды в русских сказках.

Химия: формула воды и её свойства.

Математика: вычисление процентов.



Методы обучения:

  • проблемный
  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый

Тип урока: уроки «открытия» нового знания                                          

     План.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

На предыдущем занятии мы с вами говорили о загрязнении окружающей среды.

-Давайте вспомним составляющие окружающей среды ( атмосфера, гидросфера и суша)

- Как жизнедеятельность человека влияет на окружающую среду? (выбросы, свалки)

- Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим как влияет человеческая жизнедеятельность на одну из составляющих окружающей среды. Предлагаю вам просмотреть видеоролик и определить тему урока.

1 СЛАЙД. Просмотр видеоролика.

2 СЛАЙД.  Тема урока. (Записывают в тетрадь)

А теперь давайте вместе с вами сформулируем цель нашего сегодняшнего урока. На доске вывешены карточки, которые позволят вам определить цель урока. Соотнесите их между собой.

  • Познакомиться с…… видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые при этом возникают.
  • Научиться………… методам разрешения экологических проблем в гидросфере 
  • Сформировать…… ответственное отношение к водным ресурсам.

- Как вы считаете важна ли вода для жизни человека и почему? (отвечают)

- Совершенно верно. Испокон века люди понимали ценность воды, древние люди селились в непосредственной близости рек и озёр, понимая, что только благодаря воде они смогут выжить. В Древнем Египте по берегам Нила ,в Двуречье располагались по берегам Тигра и Евфрата, Древние греки предпочитали жить на побережье Эгейского и Средиземного морей. ПОЧЕМУ?

- Вспомните , пожалуйста, литературные произведения, в которых вода играет не последнюю роль в жизни героев?   (отвечают)

В русских сказках воде придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых. В сказках два вида воды: живая и мертвая.. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.

- У меня в руках глобус. Какой цвет преобладает на нём? (отвечают)

- Правильно, голубой. Всё это гидросфера. Можете ли вы назвать составляющие гидросферы? (Гидросфера состоит из Мирового океана (96%), вод суши (2%) и воды в атмосфере (2%).)    (запись в тетрадь!!!)

3 СЛАЙД.  - Можете ли вы мне на карте мира показать воды мирового океана?

                        - Воды суши?

- Опираясь на знания физики и химии вспомните какими свойствами обладает вода?

                            (отвечают)

4 СЛАЙД - Фронтальная работа: выполнение теста «Выбери правильный ответ»
1. Среди указанных физических свойств выберите то, которое  относится к воде:
а) бесцветная, б) имеет цвет, в) кипит при температуре 1000С.
2. Какой из указанных металлов не взаимодействуют с водой:
а) Al, б) Cu, в) Са, г) К
3. Вода, не содержащая никаких примесей, является:
а) водопроводной, б) дистиллированной, в) речной, г) колодезной.
4. С каким свойством воды связано присутствие в ней растворимых примесей:
а) жидкость, б) растворитель, в) большая теплоемкость, г) плотность равна 1г/мл.

5 СЛАЙД - Вода содержится во всех живых организмах. Нормальное содержание воды в теле человека - 65% (кровь содержит 83% воды, сердце и мозг - 80%). При потере 10-12% влаги человеку грозит гибель.

Нормальное содержание воды в теле человека 65%. Вычислите, сколько воды содержит ваше тело, если принять, что у каждого из вас своя масса 50, 60, и т.д. кг.

Решение:

65% - 100 кг

Х - 40 кг.         (65 *40: 100)                  Ответ: 26 кг.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  Мне кажется вы немного устали. Давайте разомнемся.

Квадрат - вращение головой,

Треугольник - сжимание-разжимание кулачков

Круг - вращения глазами.

- Мы с вами выяснили, что воды пригодной для потребления человека в природе всего 4%, доступны лишь 2%. А для жизнедеятельности человека очень важна доброкачественная вода.

- Как вы думаете, безопасны ли современные воды суши для потребления?

 - Почему? Запишите в тетради "Пути и источники загрязнения гидросферы " расчертите таблицу из 2 колонок. Первая - Путь загрязнения, вторая - Источник. Обратите внимание на слайд на нём указаны Пути загрязнения

6 СЛАЙД   (используя учебник на стр. 151 (второй абзац снизу) и стр. 152.

- 1 - Бактериальное - выделения людей и животных, бактерии и грибки.

- 2 - Механическое - промышленные и бытовые отходы (песок, шлак, пластик)

- 3 - Тепловое - Электростанции могут повышать температуру воды по сравнению с окружающей на 5-15 С. В естественных условиях при медленных повышениях или понижениях температур рыбы, и другие водные организмы постепенно приспосабливаются к изменениям температуры окружающей среды. Но если в результате сброса в реки и озёра горячих стоков с промышленных предприятий быстро устанавливается новый температурный режим, времени для акклиматизации не хватает, живые организмы получают тепловой шок и погибают.

- 4 - Радиоактивное загрязнение - Радиоактивные вещества концентрируются мельчайшими планктонными микроорганизмами и рыбой, затем по цепи питания передаются другим животным. 

-5 - Кислотными дождями - для дождевой воды среднее значение рН ((рН) – величина, отображающая концентрацию ионов водорода в растворах) равно 5,6.        В случае, когда рН осадков меньше 5,6 –  говорят о кислотных дождях. Соединениями, приводящими к снижению уровня рН осадков, являются оксиды серы, азота, хлористый водород .

- 6 - Тяжёлыми металлами - промышленные сбросы, водный транспорт.

- 7 - Сточными водами - промышленные сточные воды (образующиеся в технологических процессах при производстве или добыче полезных ископаемых; бытовые образующиеся в жилых помещениях; поверхностные делятся на дождевые и талые, то есть образующиеся при таянии снега, льда, , отводятся как правило через систему ливневой канализации.

- 8- Нефтью и нефтепродуктами - добыча, транспортировка нефтепродуктов, водный транспорт.

  7 СЛАЙД   - Проверяем.

Говоря о многочисленных факторах загрязнения гидросферы, каждому хочется найти пути решения этой проблемы. Как вы думаете, можно ли избежать загрязнения природных вод? Какими способами?

Предлагаю вам следующую форму работы:

Инсерт (чтение с пометами)

- У вас на партах лежат листы с текстом, касающимся загрязнения атмосферы. Предлагаю прочитать его, а во время чтения сделать пометки с помощью специальных значков:

8 СЛАЙД   

 «!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«?» – Вопрос.

- Скажите, пожалуйста, какие способы очистки воды, представляемые в тексте вы знали?

- Что нового для вас в тексте?

- Какие вопросы возникли в ходе чтения?

Наш урок подходит к завершению, предлагаю вам оценить вашу деятельность . Выберите фразеологизм , который характеризуют вашу  работу сегодня:

9 СЛАЙД   

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

- Д.з. - подготовить сообщения (презентации) по двум темам на выбор либо "Самая экологически чистая страна" , либо "Самая экологически грязная страна".

КАК ОЧИЩАЮТ ВОДУ 

Питьевая вода, обеспечивающая нормальный ход жизненных процессов в организме человека, должна отвечать трем основным требованиям: 
1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, которые могут вредно влиять на здоровье человека.
2. Не содержать болезнетворных организмов.
3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.
  В крупных населенных пунктах имеются очистные сооружения для получения чистой питьевой воды. Вода при отборе из открытого или закрытого водоема проходит через металлические сетки, оставляя на них крупные механические примеси. Затем в воду добавляют специальные вещества (коагулянты), которые помогают мельчайшим частичкам мути собираться в более крупные cгустки, легко оседающие на фильтре. После фильтрования воду обеззараживают с помощью газообразного хлора или озона, которые убивают микрофлору и окисляют органические вещества. Дополнительную обработку воды в домашних условиях проводят фильтрами типа «Родничок», «Барьер».
    Есть еще одна проблема - это очистка уже использованной на производстве, так называемой сточной воды.  В различных сточных водах обнаружено более 10 000 веществ-загрязнителей. Очистка сточных вод основана на известных вам физических методах (отстаивании, фильтровании и т.д.) плюс химических и биологических. В основе химических методов лежат разнообразные химические реакции: окисления, нейтрализации, осаждения и т.д. В результате этих реакций образуются безвредные либо менее вредные вещества, легко удаляемые из стоков. Например, если сточная вода имеет кислую среду, то ее нейтрализуют щелочами.                                                                                                  Так биологическая очистка основана на создании оптимальных условий для работы микроорганизмов-санитаров, питающихся органическими и неорганическими веществами сточных вод, в результате чего образуются безвредные вещества: углекислый газ и другие.
       Промышленный кругооборот воды стремятся сделать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очищают и вновь возвращают в производство. Такую воду называют «оборотной». На некоторых производствах собирают дождевую («ливневую») воду и после очистки пускают в производство.