Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников»

Козлова Екатерина Леонидовна

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 373 «Скворушка»

Консультация

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности младших дошкольников»

Воспитатель:

                   Козлова Екатерина Леонидовна

г. Новосибирск 2021 год


Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. 

Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:

1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;

2. доступность среды, что предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Требования к предметно-развивающей среде:

  • Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
  • Трансформируемость пространства;
  • Полифункциональность материалов;
  • Вариативность среды;
  • Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды деятельности);
  • Безопасность

  В настоящее время отмечается повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды группового помещения, поскольку среда в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.


Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.



Групповое помещение условно можно подразделить на три  зоны: 

  1. Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр природы»
  2. Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр изо-деятельности», «Сенсорное развитие», «Центр речи»
  3. Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр игры»

  1. Спокойная зона

 «Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Центр может быть условно разделен на два блока: 

«Центр природы» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие» 
В центре собирается материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре могут имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.). .

«Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.
Центр включает в себя огороженный занавеской уголок с пуфиком и отличается определенной изолированностью от остальных центров.
В нем могут находиться игры для спокойной деятельности: книги, мягкие игрушки, мозаика, парные картинки.

  1. Зона средней интенсивности

 «Центр конструирования» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм. 
В центре собираются: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.

«Лаборатория» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.

«Центр изо-деятельности» - ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников. 
Для формирования элементарных представлений о видах искусства можно предоставить детям альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».
 

«Сенсорное развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Сюда входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики, наглядно-дидактические пособия.

«Центр речи»- ведущая образовательная область «речевое развитие». В данном направление ведется работа по звуковой культуре речи, чтение художественных произведений, рассматривание  сюжетных картин. В нее входят «Книжный уголок»
«Наглядно-дидактическое пособие», «Дидактические и развивающие игры»

  1. Зона насыщенного движения

«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Сюда можно положить картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Для ознакомления детей с разными видами спорта подготовлены альбомы для рассматривания.

«Центр ряженья» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.

«Центр игры» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители.