Картотека по ФЭМП

Козлова Екатерина Леонидовна

Дидактические задачи: Знакомить с цифрами в пределах 5.Упражнять детей в соотнесении цифры с количеством предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_femp.docx416.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение города Новосибирска

детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Дзержинского района, города Новосибирска

Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего и среднего дошкольного возраста.

     Подготовила: Воспитатель группы № 3 «Колокольчик» Козлова Екатерина Леонидовна.

Новосибирск 2019.

Счетная мозаика

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Знакомить с цифрами в пределах 5.Упражнять детей в соотнесении цифры с количеством предметов.

Игровой материал: шнуровка «Ладошки»

Набор состоит из ладошек 6 цветов (красный, зеленый, желтый, синий, фиолетовый, оранжевый). Всего 72 шт., из них ладошки двух типов: правая и левая руки, счет пальцев от 0 до 5 на левой и от 0 до 5 на правой ладошке, таким образом, всего 12 ладошек по 6 цветов. На каждой имеются отверстия для шнуровки и цифра, соответствующие числу показанных пальцев. Шнурки 5 цветов: красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый.

 

Игровая задача и игровые действия: Рассмотреть внимательно «ладошку», посчитать количество разогнутых пальчиков на ней, выполнить конструирование цифры (из «ладошек»), обозначающей данное количество.  Правила игры:

  1. Количество играющих не должно превышать 4-5 человек.
  2. Играть вместе, не мешать друг другу.
  3. Рассмотреть «ладошку», посчитать количество разогнутых пальчиков.
  4. Отобрать нужное количество «ладошек» и построить из них цифру.
  5. Выигрывает тот, кто смог самостоятельно справиться с игровой задачей, правильно передать образ цифры.

Описание игры: 

Педагог показывает «ладошку» с определенным количеством разогнутых пальчиков, например, 4.Знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.  

Дети считают количество разогнутых пальчиков, конструируют из «ладошек» соответствующую данному количеству цифру (4) на плоскости.  

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Организация игры в виде соревнований между 4-5 командами. Для каждой команды педагог использует разные по количеству разогнутых пальцев «ладошки». В конце игры, команды выстраиваются в порядке расположения цифр в цифровом ряду (от 1 до 5).  

 

Что изменилось в ряду? (игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Упражнять в ориентировке в цифровом ряду (от 0 до 5).

Игровой материал: шнуровка «Ладошки»

Игровая задача и игровые действия: по сигналу ведущего (педагога) закрыть и открыть глаза, определить ошибку в ряду из «ладошек», обосновать и исправить ее. Правила игры:

  1. Количество играющих не должно превышать 4-5 человек.
  2. Играть по очереди.
  3. Побеждает тот, кто найдет ошибку, сумеет ее объяснить и правильно исправит.

Описание игры: 

Перед детьми ряд из разноцветных «ладошек» (с изображенными на них цифрами), расположенных в порядке цифр от 1 до 5. По сигналу педагога дети закрывают глаза. В это время взрослый меняет местами «ладошки» (значит и цифры, изображенные на них), просит детей открыть глаза, найти, обосновать и исправить ошибку (переставить местами «ладошки») в ряду.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Игра в паре: один – ведущий, а напарник – исправляет ошибку. Далее меняются местами. 

 

Только одно свойство (игра для детей 4-5 лет) 

 

Дидактические задачи: Упражнять в счете в пределах 5, узнавании и назывании цифр (от 0 до 5). Развивать восприятие цвета, пространственную ориентировку (право, лево).  

Игровой материал: Шнуровка «Ладошки»

Игровая задача и игровые действия: Выбрать «ладошку», отличающуюся от других «ладошек», одним признаком (цвет, количество, пространственное расположение). Правила игры:

  1. Количество играющих не должно превышать 4 человек.
  2. Играть по очереди.
  3. Побеждает тот, кто без ошибок справился с игровой задачей. Описание игры: 
  1. Игра организуется по типу домино. Педагог раздает детям по набору «ладошек» одного или разного цвета. Ведущий (педагог) кладёт на стол любую ладошку, например, красную с цифрой 2, с двумя разогнутыми пальчиками. Ребенок должен выбрать и приложить к первой такую «ладошку», чтобы она отличалась от нее только одним признаком, например, цветом – желтую, с цифрой 2, с двумя разогнутыми пальчиками и т.д.
  2. Как только, все «ладошки» с данным признаком будут выбраны, ведущий изменяет правила выбора «ладошек», например, «ладошки» отличаются только по количеству разогнутых пальчиков и т.д.  

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Изменение правила выбора «ладошек», например, «ладошки» должны отличатся по двум признакам[1], например, отличаться цифрой и пространственным расположением, или цветом и количеством разогнутых пальчиков и т.д.

 

Я тебе дарю

 (игра для детей 4-5 лет) 

 

Дидактические задачи: Закреплять умение в описании предмета относительного одного, двух или трех признаков (цвет, количество, пространственное расположение)[2].

Игровой материал: шнуровка «Ладошки»

Игровая задача и игровые действия: Выбрать «ладошку», отличающуюся от других «ладошек», одним признаком (цвет, количество, пространственное расположение), двумя признаками (цвет и количество, цифра и пространственное расположение). Правила игры:

  1. Количество играющих не должно превышать 4 человек.
  2. Играть по очереди.
  3. Выигрывает тот, кто сможет самостоятельно сделать правильный выбор и без посторонней помощи рассказать о нем.

Описание игры: 

Педагог организует игру с «ладошками» по типу лото, где набор ладошек присутствует у каждого ребенка. Игру начинает педагог: из общего количества «ладошек» выбирает одну из них, показывая образец описания предмета, выделяя при этом один или два признака. Далее дети «дарят» «ладошки» друг другу, согласно образцу педагога (Витя, я тебе дарю «ладошку» синего цвета. Оля, я тебе дарю «ладошку» зеленого цвета. Или,

Вера, я тебе дарю желтую «ладошку», у которой подняты пять пальцев и т.д.) В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Усложнить задачу с помощью использования в описании трех признаков[3] (Катя, я тебе дарю правую «ладошку» зеленого цвета, с цифрой 3).

 

Помоги Чебурашке

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Закреплять прямой счет в пределах 5.Упражнять в сравнении групп предметов по цвету (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый) и количеству (в пределах 5). 

Игровой материал: шнуровка «Ладошки»

Игровая задача и игровые действия: Узнать, догадаться и исправить ошибку в ряду предметов. Поиск и нахождение предмета, не соответствующего логической последовательности в ряду.  

Правила игры:

  1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.
  2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.

 

Описание игры: 

Предварительно педагог группирует «ладошки», используя какой-либо признак (изменение по цвету, количеству и т.д.). Сообщает, от имени Чебурашки, что необходимо исправить ошибку.

Педагог предлагает детям рассмотреть, как расположены «ладошки» в ряду, в какие группы и по какому признаку можно объединить, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресуется Чебурашке, который просит их о помощи.

Ошибка может состоять в том, что одинаковые по цвету «ладошки» в ряду расположены не по порядку (количество поднятых пальчиков не соответствует прямому счету), или в ряду из разноцветных «ладошек» может оказаться «ладошка» с другим количеством поднятых пальчиков и т.д.  

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

  1. Педагог использует различные виды группировки «ладошек», усложняя ее не одним, а двумя признаками[4].
  2. Возможность использования игры в виде соревнований, в которых одна команда «задает» ряд «ладошек» с преднамеренной ошибкой, а другая их находит, объясняет и исправляет.

 

Что за число?

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Закреплять умение ориентироваться в числовом ряду, навык в выполнении операции сложения в пределах 5. 

Игровой материал: шнуровка «Ладошки»

Игровая задача и игровые действия: по условному сигналу, посчитать количество поднятых пальчиков на «ладошке», определить их количество и в соответствии с порядковым расположением в ряду чисел, найти и встать на место среди других ребят. Правила игры:

  1. Количество играющих не более 5 человек.
  2. Действовать по указанию ведущего.
  3. Выигрывают те дети, кто без ошибок справились с заданием.

Описание игры: 

Педагог показывает цветные «ладошки», уточняя при этом, что у каждой из них есть определенное количество поднятых пальчиков. Далее раздает по одной «ладошке» каждому ребенку. Сообщает правила игры.

По условному сигналу, дети, посчитав количество поднятых пальчиков на «ладошке», выстраиваются в ряд, соблюдая порядок возрастания чисел.  

В конце игры подводится итог. Модификация игры:  

  1. Дети выстраиваются в ряд, соблюдая признак уменьшения чисел.
  2. Педагог раздает каждому ребенку по две «ладошки» целью выполнения операции сложения чисел (ориентируясь на количество поднятых пальчиков, на «ладошке») – в данном случае закрепляется навык выполнения операции сложения, а также ориентировка в числовом ряду в пределах 10[5].

Веселые картинки

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Формировать умение делить сложную форму предмета на ряд однородных элементов заданной формы, расположенных в разных пространственных отношениях (вверху, внизу, справа, слева). Упражнять в количественном счете предметов[6] 

Игровой материал: Геометрическая мозаика

 

Карты изготовлены из плотного кар-         

тона. Упаковка: картонная коробка.          

 

 

 

 

 

Игровая задача и игровые действия: Назвать геометрические фигуры по форме, цвету, количеству и пространственному расположению. Собрать картинку по образцу.  

Правила игры:

  1. Количество играющих от 5 до 10 человек.
  2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей. Описание игры: 

Педагог предлагает детям поиграть в исследователей:  

 Сегодня мы будем «исследовать» карточки с картинками, составленными из геометрических фигур.  

         Расскажите, из каких геометрических фигур составлено изображение.

Сколько всего фигур? Какого цвета круг (квадрат…)?

         Где находится красный треугольник (синий круг…)?  

         Назовите фигуру (цвет фигуры), которая находится справа (слева) от…»

Далее дети собирают картинку по полному образцу с предварительным отбором необходимого количества фигур.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

  1. В процессе предъявления карточек тому или иному ребенку (возрастные и индивидуальные показатели) педагог учитывает уровень сложности образа предметов (геометрические фигуры, основные цвета, оттеночные цвета, количество фигур) на карточке.
  2. Педагог рассказывает детям, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько геометрических фигур и какого они цвета. Дети по описанию должны догадаться, что изображено на картинке.

 

Разноцветные шляпки

(игра для детей 3-4 лет)

 

Дидактические задачи: Упражнять в сравнении предметов по размеру, в соизмерении одного предмета с другим пользуясь приемом приложения, в обозначении результата сравнения словами: большой, маленький, средний по размеру. Закреплять навык группировки предметов по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый).

Игровой материал: костюм Гнома, аудиозапись «В лесу», музыкальный центр

Набор «Грибочки»

 

В набор входит деревянная платформа, на которой растут 15 разноцветных грибочков различных размеров.  Размер: 210х130х50мм. Материал: бук, береза, липа. Окрашен акриловыми красками.  Упаковка: микрогофра. 

 

 

 

Игровая задача и игровые действия: Собрать не менее трех грибов одного цвета и расположить их в ряд по размеру (от самого большого до самого маленького; от самого маленького до самого большого).

Правила игры:

  1. Количество играющих - 5 человек.
  2. Гном награждает детей красными звездочками за каждый правильно собранный гриб и правильно выстроенный из них ряд.
  3. Победителем становится тот, кто наберет больше всего звездочек. Описание игры: 

Педагог, в костюме Гнома, предлагает детям отправится в сказочный лес за грибами. Под музыку дети вместе гуляют по «лесу», находят разноцветные грибы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.

Гном предлагает каждому ребенку найти и собрать грибы одинаковые по цвету и построить их в ряд по размеру: от самого большого до самого маленького; от самого маленького до самого большого. Дети собирают грибы по цвету, сравнивают их по размеру, обобщают данные признаки предметов в речи.

В конце игры подводится итог. Модификация игры:  

Гном просит детей назвать грибочки по двум признакам: по цвету и размеру.

Веселые пальчики (игра для детей 3-4 лет)

 

Дидактические задачи: Закреплять навык счета до 5.Упражнять в ориентировке на собственном теле (право, лево). 

Игровой материал: Набор «Грибочки»

Игровая задача и игровые действия: Играть с грибочками, расставить их около каждого пальчика на руке, рассказать о пальчиках.

Правила игры:

  1. Количество играющих не более 3 человек.
  2. Выигрывает тот, кто справится с игровой задачей.

Описание игры: 

Педагог предлагает ребенку положить левую руку ладошкой вниз на стол. Одновременно, читая стихотворение, педагог вместе с ребенком, возле каждого пальчика ставит по одному грибочку.  

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей

Первый палец - боковой

Называется – Большой Палец второй-

Указчик старательный

Не зря его называют Указательный 

 Третий твой палец

Как раз посередине, Поэтому Средний дай ему имя

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неторопливый он и упрямый

Совсем как в семье

 Братец младший любимец

По счету он пятый

Зовется Мизинец[25].

 

         Какая рука лежит на столе?  

         Сколько пальцев на руке?  

         Сколько грибочков ты поставил?  

         Расскажи, первый (второй, третий…) грибочек, около какого пальца?..

Игра повторяется – ребенок расставляет грибочки относительно пальчиков на правой руке.

 В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Дети проводят игру самостоятельно. 

 

Что изменилось?

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Упражнять в ориентировке в пространстве относительно предмета (слева, справа). Закреплять умение называть предметы по двум – трём признакам (цвет: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый; форма: круг, овал; размер: большой, маленький, средний по размеру).

Игровой материал: Набор «Грибочки»

Игровая задача и игровые действия: Играть с грибочками, расставить их на платформе по цвету и размеру, рассказать о них.

Правила игры:

  1. Количество играющих не более 5 человек.
  2. Играть по очереди.
  3. Выигрывает тот, кто справится с игровой задачей.

Описание игры: 

Педагог разыгрывает перед детьми игровую ситуацию. Демонстрирует действия с игрушкой «Ежик».

 

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. [41]

 

                 Кто это? Как назвать двумя словами? Почему?

                 Что делает ежик?  

                 Правильно, собирает грибы.

                 Давайте поможем ёжику.

Перед детьми расставляются грибочки в свободном порядке, педагог предлагает расставить их на платформе, а затем назвать грибочки по цвету, и размеру (красный, большой, с овальной ножкой и полукруглой шляпкой).

Далее педагог просит детей закрыть глаза. В это время он меняет расположение грибочков на платформе. Просит детей открыть глаза и по очереди рассказать про изменения: «Большой красный гриб стоял последний справа, а теперь стоит первый слева» и т. д.

В конце игры подводится итог.

 

Модификация игры:  

Дети проводят игру самостоятельно.

 

Найди фигуру

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Способствовать освоению детьми новых видов движений кисти руки и запястья. Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый) и формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Развивать связную речь посредством составления предложений, отражающих признаки предметов.

Игровой материал: Формы на палочках, кодированные карточки (Приложение 2,

рис. 6)

Состоит из основания и четырех вертикальных палочек, закрытых «ключом», на которых находятся разные по форме и цвету детали. Ключ – своеобразные выпуклости на палочках, которые делают процесс снятия форм более сложным и увлекательным. Геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) выполнены в цветовой гамме: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Основание игрушки изготовлено из неокрашенной древесины. Количество фигур-20 штук. Размер: 150х150х120 мм. Материал: натуральное дерево. Упаковка: картонная коробка. 

 

Логические формы  

Состоит из основания и пяти вертикальных палочек, закрытых «ключом», на которых находятся разные по форме и цвету детали. Ключ – своеобразные выпуклости на палочках, которые делают процесс снятия форм более сложным и увлекательным. Геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) выполнены в цветовой гамме: желтый, красный, синий, зеленый. Основание игрушки изготовлено из неокрашенной древесины. Количество фигур-16 штук. Размер: 190х190х145 мм. Материал: натуральное дерево. Упаковка: картонная коробка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая задача и игровые действия: Выбрать фигуру, которая соответствует признакам (или отличается по признакам), отраженным на карточке (Приложение 2, рис. 6).

Рассказать о фигуре.

Правила игры:

  1. В игре могут участвовать от 4 до 6 человек.  
  2. Следить за действиями ведущего.
  3. Не подсказывать другим.
  4. За нарушение правил – «штраф»: подсказал – пропускаешь ход.
  5. Выигрывает тот, кто правильно справился с заданием, смог рассказать о фигуре.

Описание игры: 

Педагог раздает детям разноцветные фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), снятые с пирамидки (формы на палочках или логические формы). Предлагает детям собрать пирамидку, ориентируясь на кодированные карточки (Приложение 2, рис. 6), которые подскажут правильный выбор той или иной фигуры. Педагог демонстрирует кодированную карточку.  Найдите такую же (не такую же), фигуру. Расскажите о ней.

Ребенок, у которого находится данная фигура, составляет рассказ о ней (с опорой на кодированную карточку) и надевает фигуру на стержень пирамидки.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

  1. Взрослый предлагает разделиться на команды. Выигрывает та команда, которая не ошибалась в выборе фигур и правильно собрала пирамидку.
  2. Вариант кодированных карточек может содержать не контуры основных фигур, а цифру с обозначением количества углов и сторон данной фигуры.
  3. Дети составляют рассказ о фигуре без опоры на кодированную карточку.

Внутри – снаружи (игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Уточнить представления о понятиях «внутри», «снаружи».

Развивать восприятие формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).  

Игровой материал: Разноцветные бусы, красно-голубые 

 

Бусины (шары) диаметром 23 мм красного

 

и белого цветов нанизаны на прочную ве-

 

ревку, чередуя по 5шт. каждый цвет. Раз-

 

мер: 360х250 мм. Материал: пластмасса,

 

волокно синтетическое. Упаковка: грип-

 

пер.

Игровая задача и игровые действия: Отгадать фигуру и построить ее из бус. По сигналу ведущего оказаться внутри фигуры или снаружи.

Правила игры:

  1. В игре могут участвовать от 10 до 20 человек.
  2. Выиграет тот, кто выполнит задание без ошибок.

Описание игры: Педагог загадывает загадки.  

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг.)

 

Три вершины тут видны, Три угла, три стороны,  Ну, пожалуй, и довольно!  

Что ты видишь? (Треугольник.)

 

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня... (Квадрат.)

 

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник.) [42]

 

Дети отгадывают загадки и строят фигуры из красно-голубых бус. Далее, по сигналу ведущего (педагога): «Внутри!» - дети должны оказаться внутри какой-либо фигуры.

По сигналу ведущего (педагога): «Снаружи!» - дети выпрыгивают из фигур.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Организовать соревнования между командами. Выбор фигуры, с которой будет играть та или иная команда будет осуществляться путем предъявления инструкции педагогом (например, у этой фигуры три угла и три стороны и т.д.).

 

Выше – ниже

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Упражнять в сравнении предметов по высоте, с выражением в речи понятий «высокий», «низкий». Уточнить представление о пространственных отношениях (выше, ниже). Закреплять счет в пределах 5, умение соотносить цифры (1-5) с количеством предметов.

Игровой материал: Счетные блоки «Погрузчик» (2 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 5)

 Набор состоит из машинки - погрузчика, водителя, 10  блоков одинаковой формы, размера и разного цвета.  Это занимательная игрушка позволяет ребенку выни- мать и вставлять блоки, изучая счет и цвет в процессе  игры.  Размер: 190 х 220х 90 мм. Материал: дерево.  Упаковка: картонная коробка   с пластиковым окном. 

Игровая задача и игровые действия: Построить башни из определенного количества цветных блоков. Сравнить башни по высоте. Правильно расселить жильцов (игрушки) для башни.

Правила игры:

  1. В игре могут участвовать от 2 человек и более, в зависимости от количества комплектов игрового оборудования.
  2. Выигрывают те дети, которые правильно справились с заданием.

 

Описание игры: 

Педагог демонстрирует детям цифры, например, 3 и 5, и предлагает построить башни, используя соответствующее количество счетных блоков.  

         Сравните башни по высоте. Какая башня выше (ниже)? Почему?

Педагог предлагает расселить животных (игрушки) визуально отличающихся по размеру (жираф, заяц).  

 Кто будет жить в высокой (низкой) башне? Почему?

 В какой башне по высоте живет жираф? А заяц?

Модификация игры:  

При наличии большего количества данного игрового материала, дети могут строить до 5 (10) башен разной высоты, сравнивать их, выстраивать в возрастающем или убывающем порядке, проговаривая при этом последовательность башен с учетом признака высоты.

На другой берег

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Актуализировать способ сравнения предметов по длине с помощью способа наложения (зрительно примеривая образец). Формировать у детей первоначальные умения измерять: использовать условные мерки (шаг) как средства измерения предметов по ширине. Развивать умение практического употребления понятий: широкий - узкий, шире - уже, одинаковый по ширине, длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине.

         Игровой материал: Счетные кубики, скакалка, лента, канат

 

В комплекте кубики 10-ти цветов с размером ребра 1см и массой 1г в количестве 1000 шт. Кубики можно соединять между собой в трех направлениях, собирая или «счетные палочки» разных длин и цветов, или объемные кубики разных размеров. Размер: 165х165х150 мм. Материал: пластмасса. Упаковка: пластиковое ведро. 

 

Игровая задача и игровые действия: Измерить ширину реки, выполнив шаги. Сравнить части реки по ширине. Построить мост из счетных кубиков определенной длины.

Сравнить мосты по длине.

Правила игры:

  1. Играют 2 команды по 4-6 человек в каждой.
  2. Выигрывают те дети, которые правильно справились с заданием. Описание игры:

На полу (ковре) скакалкой (лентами, канатом) обозначена река, причем в разных местах она имеет разную ширину. Педагог предлагает перешагнуть реку. Дети пробуют, но приходят к выводу, что в широкой части перешагнуть реку не могут.

 Река одинаковая по ширине? Покажите часть реки, которая уже (шире) другой части. Покажите части двух рек одинаковые по ширине. Назовите, какие они по ширине.

 Что нужно сделать, чтобы попасть на другой берег, если вы находитесь в широкой части реки?

Дети высказывают свои предположения, предлагая построить мост из кубиков. Дети делятся на команды, каждая из которой строит свой мост. Далее, сравнивают мосты по длине, используя метод наложения (зрительно примеривая образцы[7]), проговаривая данный признак словами: длинный мост, короткий мост, одинаковые по длине, длиннее, короче.  

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Дети строят мост определенного цвета, длины за определенный период времени

(используем песочные часы), затем сравнивают результат.

 

Строители

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Закреплять называние основных и оттеночных цветов, навык группировки предметов по цвету.

 Игровой материал: Счетные кубики

Игровая задача и игровые действия: Достать кубик из мешочка, назвать его цвет. Согласно цвету кубика, объединится с другими детьми в подгруппу. Построить дорогу из кубиков одного цвета, назвать цвет дороги.

Правила игры:

  1. Количество играющих от 12 до 20 человек.
  2. Выигрывают те дети, которые правильно справились с заданием. Описание игры: 

Педагог проводит «жеребьевку» с целью повышения мотивации детей к предстоящей деятельности: из мешочка дети по очереди достают кубики, называя их по цвету. «Жеребьевка» позволяет обозначить подгруппы детей для игры: дети, которым достались красные кубики – объединяются в первую подгруппу, дети, которым достались желтые кубики – объединяются во вторую подгруппу и т.д.  

Далее педагог предлагает каждой группе детей построить дорогу к городу (или дому, к детскому саду, к парку и т.д.) из соответствующих их подгруппе цветов. Каждая подгруппа детей демонстрирует постройки, называя цвет своих «дорог». Модификация игры:  

  1. Счет количества кубиков, используемых для постройки дороги.
  2. Использование «построек» из кубиков в сюжетно-ролевых играх «На стройке», «Мы водители».

 

Сложи узор

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Тренировать в выполнении счета[8]. Развивать восприятие цвета (основные и оттеночные цвета), ориентировки в пространстве и на листе бумаги (стороны, углы). 

         Игровой материал: Счетные кубики, карточки из серии «Зоопарк», «Предметы мебели» (Приложение 2, рис. 9)

Игровая задача и игровые действия: Выбрать узор, построить его из счетных кубиков, передавая количество, цвет и пространственное расположение кубиков согласно образцу.

Правила игры:

  1. Количество играющих от 4 до 10 человек.
  2. Выигрывают те дети, постройки которых были точными.

Описание игры: 

Педагог предлагает самостоятельно сложить узоры из серии «Зоопарк» или «Предметы мебели», предварительно посчитав количество кубиков каждого цвета, определив пространственное расположение кубиков.

Дети делятся на пары, выбирают и строят понравившийся им узор.  

В конце игры подводится итог, определяются победители, чьи постройки были самыми точными.

Модификация игры:  

  1. Организация игры на время. 
  2. Педагог предлагает зарисовать узор в тетрадь, сложенный из кубиков. 
  3. Дети придумывают и отображают с помощью кубиков свои узоры, дают им название. 

 

Найди пару

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Актуализировать способ сравнения предметов по длине с помощью способа приложения (зрительного примеривания образца)[9]. Упражнять в употреблении в речи словесных обозначений признака предмета: длинный, короткий, одинаковый по длине.

         Игровой материал: Счетные кубики, цветные полоски (Приложение 2, рис. 10)

Игровая задача и игровые действия: Выбрать одинаковую по длине полоску, найти себе пару, построить «дорожку» из счетных кубиков такой же длины и цвета, что и полоска. Рядом построить вторую «дорожку» из кубиков другого цвета длиннее (короче, одинаковую по длине), чем первая «дорожка» и рассказать о них.

Правила игры:

  1. Количество играющих не более 6 человек.
  2. Выигрывают те дети, которые правильно выполнили задание. Описание игры: 

Каждый ребенок берет одну из лежащих на столе цветных полосок (Приложение 2, рис. 10) и ищет того, у кого полоска такой же длины. При этом дети могут использовать как способ наложения, так и зрительное примеривание образцов.

Педагог уточняет:  

                 Как вы сравнили полоски по длине?  

         Выложите «дорожку» из кубиков такой же длины и цвета, что и ваша полоска.

 Рядом постройте «дорожку» из кубиков так, чтобы красная (желтая, синяя, зеленая, фиолетовая) была длиннее (короче, одинаковая по длине с…) желтой (красной, синей, зеленой, фиолетовой).

                 Сравните «дорожки» по длине и расскажите о них.

Дети сравнивают «дорожки» из кубиков, используя как способ наложения, так и зрительное примеривание, проговаривая признаки длины.

Модификация игры:  

Познакомить детей с песочными часами и провести игру за определенное время.

Веселые шарики

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Упражнять в количественном счете в пределах 5, умении называть общее количество предметов соответствующим числительным. Закреплять порядковый счет до 5.Закреплять умение узнавать и называть цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый).

Игровой материал: Счетные шарики 

 

Содержит 5 разноцветных шаров - желтый, красный,  оранжевый, синий и зеленый, а также застекленную  оргстеклом деревянную двухъярусную конструкцию с  рычагами для управления передвижением шаров и  цифрами, написанными на стекле в местах расположе- ния шаров, для помощи в счете. Размер игрушки: 8х  33х17 см. Материал: дерево и оргстекло. Упаковка: картонная коробка.          

Игровая задача и игровые действия: Считать шарики, назвать их порядковый номер и цвет, рассказать историю о шариках, перемещать шарики на верхний или нижний ярус.

Правила игры:

  1. В игре участвуют 3-4 человека.
  2. Дети играют по очереди: отвечают на вопросы и составляют рассказ.
  3. Выигрывают те дети, которые быстро и правильно отвечали на вопросы.

 Описание игры: 

Педагог демонстрирует перед детьми «Счетные шарики», на нижнем ярусе которых располагается количество шариков (от 1 до 5).

                 Жили-были весёлые шарики. Сколько шариков было в семье?

                 Решили шарики поселиться на одной улице. Домики свои поставили в ряд.

 Педагог, с помощью рычага, поднимает шарики вверх, проговаривая:  

 Красный шарик в первом домике, оранжевый шарик во втором домике. И т.д. Оранжевый шарик, в котором по счету домике? А красный? И т.д.

 Захотели шарики выйти погулять. Первый шарик вышел (педагог с помощью рычага выталкивает шарик с верхнего яруса на нижний). К нему подошел следующий.

                 Какого цвета первый (второй…) шарик? Сколько всего шариков?

                 Кто с кем дружит? (Например, красный шарик дружит с желтым и т.д.)

 Вдруг начался дождь, шарики поспешили укрыться от дождя. (Помещает 2 шарика на верхний ярус). Какой по цвету первый шарик? А второй? И т.д.

Дети считают, сколько шариков находится на верхнем ярусе и сколько осталось на нижнем ярусе.

Далее педагог предлагает детям сочинить свою историю о шариках и показать передвижение шариков с помощью рычага.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

С целью развития памяти и речи у детей педагог предлагает «написать» (нарисовать) рассказ о шариках, в котором отражаются моменты, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Дети вспоминают и проговаривают игровые ситуации с шариками в своих «зарисовках». Вместе с педагогами или родителями дети оформляют книжки-малышки. 

Мячики для игр

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи: Закреплять прямой, порядковый счет в пределах 5.Закреплять умение определять и называть цвета (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый) и форму предметов (круг). Упражнять в ориентировке в пространстве (вверху, внизу, между).

Игровой материал: Счетные шарики (5 шт.), карточки (Приложение 2, рис. 11) 

Игровая задача и игровые действия: Считать шарики, называть их порядковый номер и цвет. Расположить шарики на верхнем и нижнем ярусе согласно образцу на карточке.

Проверить правильность выполнения задания.

Правила игры:

  1. В игре участвуют не более 5 человек.
  2. Выигрывают те дети, которые правильно отвечали на вопросы и точно справились с заданием.

Описание игры: 

Педагог предлагает детям поиграть. Но для игры им необходимы мячики, которые лежат на полочках. Взрослый спрашивает:  

Сколько мячиков на верхней (нижней) полочке?  

Сколько всего мячиков?  

Какие они по цвету?  

Какой формы?  

Какой нравится тебе?  

Который он по счету?  

Между какими мячиками он находится?  

Какие мячики ты подаришь друзьям?

Далее педагог демонстрирует карточки (Приложение 2, рис. 11) и предлагает детям расположить мячики на верхнем и нижнем ярусе в соответствии с заданным образцом.

Дети, разместив шарики, проверяют правильность выполнения задания.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  

Карточки могут выступать как ориентир заказа покупателя в магазине «Игрушки». При этом цветные шарики выступают в роли любых игрушек (цвет которых совпадает с цветом шариков на карточке), которые дети хотят купить.  

Например, покупатель (первый ребенок) «читает» свой заказ по карточке (Первый день покупки (верхний ярус) «Я хочу купить одну оранжевую неваляшку и желтую пирамидку», Второй день покупки (нижний ярус): «Я хочу купить зеленый мяч, синий корабль и красный кубик»), а продавец (второй ребенок) его воспроизводит на «счетных шариках».  В кассовом чеке, продавцом (вторым ребенком) проставляется количество купленных покупателем игрушек (на листе бумаги рисует определенное количество кругов). 

Математическое лото «В гостях у сказки»

(игра для детей 4-5 лет)

 

Дидактические задачи:  Упражнять в отсчитывании предметов из большего количества; выкладывать определенное количество предметов. Упражнять в счете слов, обозначающих героев сказки[10]. Тренировать в сравнении двух множеств, в умении соотносить число, количество и цифру.

Игровой материал: Арифметическая панель, цифры 

Состоит из «арифметических матриц» - 10 двусторонних пластиковых пластин. На          

 

одной стороне матриц изображено два ряда пустых окружностей по 10 штук в каж-

 дом ряду. На другой стороне: два ряда окружностей с числами, в первом ряду изоб-

ражена числовая последовательность от 1 до 10, во втором - от 11 до 20. Комплек-        

 туются с дисками счетными двухцветными. Размер: 380х250 мм. Материал: картон ламинированный.  Упаковка: гриппер.

Диски счетные двухцветные красный/синий для панели арифметической

Диски счетные предназначены для занятий по математике. Комплектуются с панелью арифметической.  Количество фишек - 400 штук. Диаметр каждой фишки 25 мм. Одна сторона фишек красного цвета, другая - синего. Размеры окружностей на матрицах и  фишек совпадают. Размер: 190х60х140 мм. Мате риал: пластмасса. Упаковка: пластмассовая коробка.

 

 

Игровая задача и игровые действия: Назвать сказку, посчитать количество героев и выложить на панели такое же количество счетных дисков нужного цвета. Сравнить количество героев в сказках. Правила игры:

  1. В игре участвуют не более 5 человек.
  2. Выиграет тот, кто правильно справится с заданием.

Описание игры:

Перед каждым ребёнком лежит набор счётных дисков, две арифметические панели, цифры (от 1 до 10).    

Педагог предлагает детям вспомнить любимые сказки:  

         Я начну читать сказку, а вы отгадайте, как она называется.

Читает начало сказки «Волк и семеро козлят», дети узнают и называют сказку.

 Вспомните, сколько было козлят в сказке? Какие еще герои встречались в сказке?  Посчитайте общее количество героев в сказке «Волк и семеро козлят» и выложите это число на первой арифметической панели с помощью красных дисков слева направо.  

         Обозначьте количество дисков на панели цифрой.

         Переверните панель и проверьте себя.

Затем педагог предлагает узнать и назвать другую сказку. Читает начало сказки «Красная шапочка».

 Посчитайте общее количество героев в сказке «Красная шапочка» и выложите это число на второй арифметической панели с помощью синих дисков слева направо.  

         Обозначьте количество дисков на панели цифрой.  

         Переверните панель и проверьте себя.

 Сравните общее количество героев в сказках «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка». В какой сказке больше (меньше) героев? На сколько больше (меньше)?

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:

  1. Педагог предлагает детям самим вспомнить и назвать сказку, самостоятельно посчитать и выложить на панели с помощью дисков нужное количество героев. Дети называют цифру, выполняют самопроверку практических действий.
  2. Творческое рассказывание детей (сочинение продолжения известной сказки или сочинение собственной сказки) с отражением на панели количественных показателей героев, или действий героев и т.д.  

[2] Количество признаков, отраженных в речи ребенка, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

[3] Для детей 5 6 лет

[4] Для детей 5-6 лет.

[7] В зависимости от индивидуальных особенностей детей.

[8] Диапазон счета зависит от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В случае выбора ребенком узора с большим количеством кубиков при несформированности счетных действий в данном диапазоне, педагог оказывает помощь в выполнении счета, определении общего количества предметов.

[9] Применение того или иного способа сравнения зависит от индивидуальных особенностей ребенка.