Возможности сюжетных игр в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Сысоева Софья Олеговна

Статья про возможности сюжетных игр в коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.sysoeva_belyaeva.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности сюжетных игр в коррекционно-педагогической работе

 с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Беляева Н.В, С.О.Сысоева

Учитель-логопед, магистрант 2 курса

напр. «Специальное (дефектологическое) образование»

e-mail: sofichernay@gmail.com, Nadezhdadash@gmail.com

ТГУ им. Г.Р. Державина,

г. Тамбов

В настоящее время отечественные и зарубежные ученые отмечают значительное увеличение роста количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Актуальность понимания и дифференцировки определений, входящих в спектр аутистических расстройств очевидна: конкретизируется диагностика, улучшается коррекционная работа специалистов, родители учитывают особенности своих детей в воспитательном процессе. В отечественной науке проблемы  детей с РАС изучали такие ученые, как  Баенская Е.Р., Лебединский В.В., Либлинг М.М., Никольская О.С. и другие

Исследователи отмечают нарушения практически во всех психических процессах дошкольников с РАС. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Их  внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут. Дошкольники  с РАС смогут реализовать свой потенциал развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

Однако даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются  выраженная рассеянность, частые отвлечения. Поведение таких детей стереотипно и плохо контролируется, часто они не видят и не слышат педагога. Так же для них характерны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий.  Часто такие воспитанники  не способны мыслить символически, для них характерна буквальность понимания  сказанного, трудность выделения подтекста.   Одной из главных проблем у детей  с расстройством аутистического спектра являются навыки разделенного (то есть согласованного по общению с окружающими людьми, которыми чаще всего являются родители или педагог) внимания и взаимности во взаимодействии.  Исходя из данной характеристики детей с РАС, для эффективного их  обучения такой деятельности, как сюжетное рисование, очень важно создать ряд психолого-педагогических условий для обучения.

Сюжетные игры – это особый вид детской деятельности, требующий четких представлений об окружающем, знаний в области основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания. В сюжетных играх крайне важно, это и есть основная цель - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетные игры изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. В основном они могут быть решены детьми старшей группы. Необходимо побуждать ребенка с РАС выражать свои желания любым приемлемым способом - словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Таким образом, учитель-дефектолог будет давать ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия. И если ребенок не проявляет активности, то дальнейшие действия бессмысленны. Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром. Так же необходимо проанализировать  особенности восприятия информации аутичным ребенком. Такой ребенок воспринимает информацию спонтанно, непроизвольно, при этом усвоение происходит очень избирательно. То, что привлекает внимание аутичного ребенка, далеко не всегда оказывается полезным и близким его опыту. Весьма часто для него оказываются значимыми странные, второстепенные для других людей, «недетские» предметы и явления. Например, его привлекают шумы за окном или карандаши в подставке на столе, он может попытаться выглянуть в окно, чтобы посмотреть на источник шума. Однако из-за нарушения общения с таким ребенком почти всегда трудно понять, что он усвоил, а что - нет. А в ходе совместных сюжетных игр удается уточнить часть представлений, которые у него уже были до начала занятий. Совместные игры открывают широкие возможности для обогащения представлений ребенка об окружающей действительности. Учитель-дефектолог предлагает новые задачи, и часто воспитанник соглашается принять их, потому что стремится к значимому результату. Ребенок всегда готов принять новое, чтобы поскорее достичь желаемого. Однако следует действовать осторожно и соблюдать обычные в работе с аутичным ребенком принципы - постепенность, дозирование нового материала, который следует предлагать небольшими порциями, обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Это важно, так как позволяет научить аутичного ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка "поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Внимательно наблюдая за реакциями ребенка, необходимо постараться понять, что он пытается сказать, даже если это всего лишь невнятное бормотание.

Таким образом, на наш взгляд, сюжетные игры являются одними из эффективных средств коррекционно-педагогической работы с  дошкольниками с расстройством аутистического спектра.

Литература

1. Агафонова, Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатом диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян//Коррекционная педагогика. - 2006. - N 1. - С. 12-30.

2. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. - 2005. - N 2. - С. 46-56.

3. Астапов, В.М. Искаженное психическое развитие / В. М. Астапов // Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - С.114-119.

4. Баенская, Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е.Р. Баенская // Дефектология.-1999.-N1.-С.47-54.