Конспект по художественно – эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе на тему: «Скатерть для матрешки»

Серейкина Валентина Михайловна

Систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста  о декоративно-прикладном искусстве чуваш.

- сформировать понятие о чувашском  народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

- научить передавать в аппликации цветовой и ритмический строй чувашского узора .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skatert_dlya_matreshki.docx21.42 КБ
Файл chuvashskiy_ornament_-_solntse.pptx751.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект по художественно – эстетическому развитию

(аппликация)

 в старшей группе на тему:

«Скатерть для матрешки»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Серейкина Валентина Михайловна

Новочебоксарск — 2020

Цели:  Систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста  о декоративно-прикладном искусстве чуваш.

Задачи:

  1. Образовательные:

- сформировать понятие о чувашском  народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

- научить передавать в аппликации цветовой и ритмический строй чувашского узора .

  1. Развивающие:

- развивать умение составлять узор из нескольких геометрических мотивов, ритмично размещать их на прямоугольнике, подбирать цветные тона;

- закреплять умение вырезать из полосок бумаги квадраты, а из квадратов – треугольники.

3.  Воспитательные: 

    - воспитывать интерес к творчеству чувашского  народа.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал:  мультимедийная презентация « Чувашский орнамент Солнце», матрешка.

Раздаточный материал: д\и «Собери узор»,тонированная бумага светло желтого цвета размером половина альбомного листа, прямоугольники красного цвета 2x 4см, квадрат желтая, зеленая и зеленая 2x2см, ножницы, клей, кисточка для клея, подставка для кисти, салфетка. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением чувашских национальных костюмов; рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

Воспитатель: Ребята, помните,  мы с вами спасли чувашскую матрешку от злодея, который взял ее в плен. Она хочет вернуться к своим подружкам. Но мы с вами её с пустыми руками не отправим. Мы, чувашский народ, очень гостеприимный. Давайте же с вами сделаем подарок для нашей матрешки. Мы ей подарим, скатерть с чувашским узором.

Воспитатель: Ребята, но для начала, давайте присядем и узнаем что такой орнамент? Зачем он нужен? Какие бывают узоры?

Дети садятся. Показ презентации.

Воспитатель: Ребята, красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.   

Воспитатель:  Ребята, вы уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! В цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

Воспитатель: В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Давайте,  рассмотрим с вами один узор. Но сначала надо отгадывать загадку. 

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

                               Что это? (солнышко)  (показ слайда)

Воспитатель: Да, ребята, это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.

Воспитатель: Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. (Показ вариантов узоров солнца) Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами).

Воспитатель: Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). 

Воспитатель: Ребята, а мы сегодня с вами будем украшать скатерть вот таким узором солнца (показ слайда).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экран из каких геометрических фигур состоит наше солнце?

Дети:  Квадрат и треугольник.

Воспитатель: Ребята, а как мы вырезаем из прямоугольника квадрат?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы получить квадрат, надо прямоугольник сложить пополам и вырезаем по линии сгиба. А как получаем треугольник?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нужно нижний угол соединить с верхним углом. А после вырезаем по линии сгиба.

Воспитатель: А какие цвета преобладают?

Дети: Красный, синий, желтый и зелёный.

Воспитатель: А где расположены узоры?

Дети: По углам.

Воспитатель: Ребята, а давайте теперь мы с вами поиграем в игру «Собери Узор». Подойдем к столу. Здесь лежат кубики и вам нужно собрать узор солнца, который  мы с вами будем делать. Ну, кто быстрее сложит у нас правильный узор?

Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей, которые правильно выполнили.

Воспитатель:  А теперь приглашаю вас в мастерскую. Садитесь за стол, спинку держим прямо. Пока ничего не трогаем. Ребята, давайте вспомним приёмы аппликации. Располагаем все детали на листе бумаги. Сначала создаём узор солнца  на листе бумаги, не приклеивая детали, после начинаем клеить. При работе с ножницами будьте аккуратно. А теперь можете приступать к творчеству.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку. В конце занятия все работы положить на столы.

Воспитатель: Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры на скатертях получились яркие и очень красивые. Матрёшка  будет рада таким подаркам. Ребята, а вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что сложно было? (Ответы детей).

В конце занятия дети убирают свои рабочие места.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чувашский орнамент - солнце Подготовила воспитатель первой категории: Серейкина В.М.

Слайд 6

Спасибо за внимание.