Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в старшей группе Квест игра: «Чувашская изба»

Серейкина Валентина Михайловна

- познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим; 

- расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре чувашского народа;

- способствовать обогащению имеющиеся знания о малой родине; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_chuvashskaya_izba.docx146.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №13 «Теремок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по познавательному развитию

(приобщение к социокультурным ценностям)

в старшей  группе

Квест игра:

«Чувашская изба»

Воспитатель: первой квалификационной категории:

Серейкина Валентина Михайловна

Новочебоксарск — 2020


Цель: формирование представлений о жизни и быте чувашского народа, обычаях и традициях.

Задачи:

  1. Образовательные: 

- познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим; 

- расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре чувашского народа;

- способствовать обогащению имеющиеся знания о малой родине; 

2. Развивающие:

-  развивать связанную речь и коммуникативные умения с помощью игры 

- развивать любознательность, наблюдательность, умение работать в группе, учитывать мнения партнёра.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям;

 -  воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал:  мультимедийная презентация «Чувашская изба»; д/и «Чувашская изба»; кузовок, модель печи, стол с самоваром, лавка, куклы в чувашских  народных костюмах,  домашняя утварь (прялка, лапти, утюг старинный, чугунок, ухват, деревянные ложки, глиняная посуда), чувашский женский головной убор «Тухья» и «Хушпу», изображения предметов, «секретное письмо», поленницы, ноутбук, матрешка.

Предварительная работа: беседа с детьми и чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями Чувашии; рассматривание иллюстраций народные промыслы;

Словарная работа: печь – камака,  прялка – кенчеле,  ухват – охват,  горшок – чулмек,  лапти – сапата, угольный утюг - камрак утуге, чугун – чукун,  крынка – чулмек кураке.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, дорогие дети! Ыра ир пултар, ачасем! Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте же с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в квест - игре. А вы знаете, что за игра это? Квест - это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и найти решение. Выполнив одно задание, вы получаете подсказку, с помощью которой переходите к следующему испытанию. Выполнять задания надо всем вместе - одной командой.  Вы согласны поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда послушайте одну историю.

В далеком чудесном краю, там, где белоствольные березки ласково развивали изумрудные кудри на ветру, а лазурное небо любовалось бескрайними степями да равнинами, жили девицы-красавицы. И звали-величали сестриц – Матрешками.

Хороши собой матрешки:

Есть постарше, есть и крошки!

Круглолицы и румяны,

В ярких модных сарафанах.

Жили Матрешки, поживали, наряды новые примеряли, хороводы водили, чаи бруснично-медовые  попивали да пироги нахваливали. Решили однажды матрешки пойти в лес по грибы да по ягоды. А  в том лесу дремучем жил да был злодей - драчун по прозвищу  Злыдень. Не любили его люди добрые за нрав злобный. Жил он одиноко, затаившись в чаще лесной. Услышал пение девичье счастливое и  решил  одного в плен взять.  Подкрался незаметно, схватил младшенькую и спрятал. А где? – это нам не ведомо. Убежал Злыдень, да только забыл он свой кузовок. Давайте заглянем в него (кузовке лежат пазлы «Чувашская изба»).

Воспитатель: Ребята, смотрите, тут лежат пазлы. Давайте мы с вами его соберем(Д/И «Чувашская изба». Дети собирают их)

Воспитатель: Ребята, какое  изображение получилось?

Дети: Изба.

Воспитатель: Может быть это первая подсказка, где искать нам Матрешку.

Воспитатель:  Дети, тогда я вас приглашаю в чувашскую избу. Ребята, а вы знаете, что давным – давно в старину, таких больших домов не было, как сейчас. Они были маленькими и деревянными и назывались избами. Чувашский народ избу строили из липы, сосны или ели. Пол был из брёвен, крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

Воспитатель: Мы с вами оказались  в горнице. Центром избы была печь - камака. Ребята, а как вы думаете, зачем в доме была нужна печь? Чем она служила?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Печь — святая святых в доме. Огонь, горевший в печи, давал свет и тепло, на нем готовили пищу. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. А чем же топили печь?

Дети: Дровами

Воспитатель: Правильно, дровами. А давайте мы с вами правильно сложим поленницу у печи?

( Дети складывают и находят под дровами  конверт со следующим заданием. В конверте - картинки домашней утвари и один пустой квадрат).

Воспитатель: Ребята, смотрите, мы с вами нашли конверт. Давайте узнаем, что за задание здесь. В конверте лежат картинки. Ребята, вам нужно найти предметы в избе, которые нарисованы на картинке. (Дети находят, а воспитатель им называет им предмет и рассказывает об их назначении).

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/202959/1/img18.jpg

Прялка – кенчеле. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. И  с помощью прялки пряли шерсть. И получились нитки.

http://chesmamusey.eps74.ru/Upload/images/P1010003.JPG

Ухват – охват.  Это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки.

C:\Users\1\Desktop\dp_03_008_dp_03_009.jpg

Горшок – чулмек. У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. 

C:\Users\1\Desktop\7117_23.jpg

 Лапти – сапата. В древние времена самой распространенной обувью  на Руси были «лапти».  

C:\Users\1\Desktop\6933071.jpg

Угольный утюг - камрак утюге.  Это тяжёлая коробочка с заострённым носиком, которая открывалась и закрывалась. В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи.

C:\Users\1\Desktop\chugun_002_chugunok_starinnyj_2_5_litra_russkaja_pechka_kasha.jpg

Чугун – чукун. Металлический чугун, в котором готовили обед.

C:\Users\1\Desktop\krinka-pereslavskaya-keramika.jpg

Крынка – чулмек кураке. Д ля хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду  - крынку

 Воспитатель: Почему квадрат пустой? Посмотрите кругом, возможно, это то, чего не могло

быть в то время в избе (дети находят ноутбук)

Воспитатель: Это и есть очередная подсказка. Смотрим на экран (на экране чувашская девушка и мальчик)

Воспитатель: Ребята, а давайте  мы с вами поиграем  в чувашскую народную игру «Тухья тахан» (Надеть тухью!)

Игроки встают в круг, не берясь за руки. В центре круга, на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит «Надень тухью!» - и каждый, стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему.

Воспитатель: Ребята, давайте  присядем на скамью и отдохнем (находят конверт).

Дети: Мы тут нашли конверт.

Воспитатель: Ребята, давайте откроем и посмотрим следующее задание. А тут изображено, дети, что же?

Дети: Одежда.

Воспитатель: А давайте  мы с вами посмотрим на экран и узнаем, какую одежду носили чувашские женщины и мужчины.

Показ презентации.

Воспитатель: Женщины в деревнях были очень умелыми мастерицами.  Наряды для своей семьи они мастерили своими руками (показ слайда).

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался  справа и завязывался тесьмой (показ слайда)

Женщины тоже носили холстяные рубахи, но только подлиннее были, чем у мужчин. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник или фартук (показ слайда) Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные.

И мужчины и женщины носили лапти (показ слайда)

 На голову девушки одевали  «тухья», а замужние женщины « хушпу». Их украшали серебряными монетами, бисером (показ слайда).

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим «Хушпу». (рассматривают, а там внутри конверт очередным заданием)

Воспитатель: Дети, тут задание, нам надо отгадать загадку.

Воспитатель читает загадку:

В печи стоит, закрытой крышкой…

Огонь ласкает твердый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке …

Воспитатель: Ребята, что же это может быть?

Дети: Чугунок. (дети отгадывают и идут к печи, видят чугунок, открывают крышку)

Воспитатель: Вот и нашлась наша матрешка. Да она здесь не одна, а с гостинцами за

помощь вашу.

Я чувашская матрешка,
Всем матрешкам я матрешка.
Улыбаюсь я так мило, как всегда!
И ношу платок в узорах, красота!
Головной убор в монетах,
И коса в красивых лентах.
Вот такая я матрешка:
Расписная и чудная,
Добрая и удалая.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий. Вам понравилась такая игра?  Куда мы отправились? Зачем? Что нового мы с вами узнали во время игры? А как мы нашли  матрешку? Что помогло нам ее найти. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Вместе мы дружно нашли нашу матрешку. Познакомились с чувашской избой, с предметами старинного чувашского быта и одеждой.  Мы с вами  живём в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину.