Конспект занятия по познавательному развитию (приобщение к социокультурным ценностям) в старшей группе Квест игра: «Чувашская изба»
- познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим;
- расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре чувашского народа;
- способствовать обогащению имеющиеся знания о малой родине;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra_chuvashskaya_izba.docx | 146.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №13 «Теремок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект занятия по познавательному развитию
(приобщение к социокультурным ценностям)
в старшей группе
Квест игра:
«Чувашская изба»
Воспитатель: первой квалификационной категории:
Серейкина Валентина Михайловна
Новочебоксарск — 2020
Цель: формирование представлений о жизни и быте чувашского народа, обычаях и традициях.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим;
- расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре чувашского народа;
- способствовать обогащению имеющиеся знания о малой родине;
2. Развивающие:
- развивать связанную речь и коммуникативные умения с помощью игры
- развивать любознательность, наблюдательность, умение работать в группе, учитывать мнения партнёра.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Чувашская изба»; д/и «Чувашская изба»; кузовок, модель печи, стол с самоваром, лавка, куклы в чувашских народных костюмах, домашняя утварь (прялка, лапти, утюг старинный, чугунок, ухват, деревянные ложки, глиняная посуда), чувашский женский головной убор «Тухья» и «Хушпу», изображения предметов, «секретное письмо», поленницы, ноутбук, матрешка.
Предварительная работа: беседа с детьми и чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями Чувашии; рассматривание иллюстраций народные промыслы;
Словарная работа: печь – камака, прялка – кенчеле, ухват – охват, горшок – чулмек, лапти – сапата, угольный утюг - камрак утуге, чугун – чукун, крынка – чулмек кураке.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, дорогие дети! Ыра ир пултар, ачасем! Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте же с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в квест - игре. А вы знаете, что за игра это? Квест - это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и найти решение. Выполнив одно задание, вы получаете подсказку, с помощью которой переходите к следующему испытанию. Выполнять задания надо всем вместе - одной командой. Вы согласны поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда послушайте одну историю.
В далеком чудесном краю, там, где белоствольные березки ласково развивали изумрудные кудри на ветру, а лазурное небо любовалось бескрайними степями да равнинами, жили девицы-красавицы. И звали-величали сестриц – Матрешками.
Хороши собой матрешки:
Есть постарше, есть и крошки!
Круглолицы и румяны,
В ярких модных сарафанах.
Жили Матрешки, поживали, наряды новые примеряли, хороводы водили, чаи бруснично-медовые попивали да пироги нахваливали. Решили однажды матрешки пойти в лес по грибы да по ягоды. А в том лесу дремучем жил да был злодей - драчун по прозвищу Злыдень. Не любили его люди добрые за нрав злобный. Жил он одиноко, затаившись в чаще лесной. Услышал пение девичье счастливое и решил одного в плен взять. Подкрался незаметно, схватил младшенькую и спрятал. А где? – это нам не ведомо. Убежал Злыдень, да только забыл он свой кузовок. Давайте заглянем в него (кузовке лежат пазлы «Чувашская изба»).
Воспитатель: Ребята, смотрите, тут лежат пазлы. Давайте мы с вами его соберем(Д/И «Чувашская изба». Дети собирают их)
Воспитатель: Ребята, какое изображение получилось?
Дети: Изба.
Воспитатель: Может быть это первая подсказка, где искать нам Матрешку.
Воспитатель: Дети, тогда я вас приглашаю в чувашскую избу. Ребята, а вы знаете, что давным – давно в старину, таких больших домов не было, как сейчас. Они были маленькими и деревянными и назывались избами. Чувашский народ избу строили из липы, сосны или ели. Пол был из брёвен, крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.
Воспитатель: Мы с вами оказались в горнице. Центром избы была печь - камака. Ребята, а как вы думаете, зачем в доме была нужна печь? Чем она служила?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Печь — святая святых в доме. Огонь, горевший в печи, давал свет и тепло, на нем готовили пищу. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. А чем же топили печь?
Дети: Дровами
Воспитатель: Правильно, дровами. А давайте мы с вами правильно сложим поленницу у печи?
( Дети складывают и находят под дровами конверт со следующим заданием. В конверте - картинки домашней утвари и один пустой квадрат).
Воспитатель: Ребята, смотрите, мы с вами нашли конверт. Давайте узнаем, что за задание здесь. В конверте лежат картинки. Ребята, вам нужно найти предметы в избе, которые нарисованы на картинке. (Дети находят, а воспитатель им называет им предмет и рассказывает об их назначении).
Прялка – кенчеле. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. И с помощью прялки пряли шерсть. И получились нитки. | |
Ухват – охват. Это железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки. | |
Горшок – чулмек. У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. | |
Лапти – сапата. В древние времена самой распространенной обувью на Руси были «лапти». | |
Угольный утюг - камрак утюге. Это тяжёлая коробочка с заострённым носиком, которая открывалась и закрывалась. В коробочку накладывали горячие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили вещи. | |
Чугун – чукун. Металлический чугун, в котором готовили обед. | |
Крынка – чулмек кураке. Д ля хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду - крынку |
Воспитатель: Почему квадрат пустой? Посмотрите кругом, возможно, это то, чего не могло
быть в то время в избе (дети находят ноутбук)
Воспитатель: Это и есть очередная подсказка. Смотрим на экран (на экране чувашская девушка и мальчик)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухья тахан» (Надеть тухью!)
Игроки встают в круг, не берясь за руки. В центре круга, на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит «Надень тухью!» - и каждый, стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. Остальные хлопают ему.
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на скамью и отдохнем (находят конверт).
Дети: Мы тут нашли конверт.
Воспитатель: Ребята, давайте откроем и посмотрим следующее задание. А тут изображено, дети, что же?
Дети: Одежда.
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим на экран и узнаем, какую одежду носили чувашские женщины и мужчины.
Показ презентации.
Воспитатель: Женщины в деревнях были очень умелыми мастерицами. Наряды для своей семьи они мастерили своими руками (показ слайда).
Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой (показ слайда)
Женщины тоже носили холстяные рубахи, но только подлиннее были, чем у мужчин. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник или фартук (показ слайда) Простые рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, лишь праздничные.
И мужчины и женщины носили лапти (показ слайда)
На голову девушки одевали «тухья», а замужние женщины « хушпу». Их украшали серебряными монетами, бисером (показ слайда).
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим «Хушпу». (рассматривают, а там внутри конверт очередным заданием)
Воспитатель: Дети, тут задание, нам надо отгадать загадку.
Воспитатель читает загадку:
В печи стоит, закрытой крышкой…
Огонь ласкает твердый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке …
Воспитатель: Ребята, что же это может быть?
Дети: Чугунок. (дети отгадывают и идут к печи, видят чугунок, открывают крышку)
Воспитатель: Вот и нашлась наша матрешка. Да она здесь не одна, а с гостинцами за
помощь вашу.
Я чувашская матрешка,
Всем матрешкам я матрешка.
Улыбаюсь я так мило, как всегда!
И ношу платок в узорах, красота!
Головной убор в монетах,
И коса в красивых лентах.
Вот такая я матрешка:
Расписная и чудная,
Добрая и удалая.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий. Вам понравилась такая игра? Куда мы отправились? Зачем? Что нового мы с вами узнали во время игры? А как мы нашли матрешку? Что помогло нам ее найти. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Вместе мы дружно нашли нашу матрешку. Познакомились с чувашской избой, с предметами старинного чувашского быта и одеждой. Мы с вами живём в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину.