ТРИЗ в коррекции

Каримова Гульнара Раисовна

Использование методов ТРИЗ в коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_karimovoy_g._r._g._tuymazy.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Выступление на педсовете

«Приоритетность формирования универсальных учебных действий в условиях дистанционного образования»

Тема выступления:                                                                                                     «Теория решения изобретательских задач в формировании универсальных учебных действий на уроках коррекции»

                                                 

  Подготовила:

учитель - начальных классов    

РЦДО  Туймазы

                                           Каримова Гульнара Раисовна

                                                             Согласовал:

 заведующий обособленного

структурного подразделения

 РЦДО Туймазы    

Гафаров Азат Расимович

           

                                                    март, 2021 г

СЛАЙД 1

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

СЛАЙД 2

Среди известных сегодня способов формирования творческой личности, одним из наиболее сильных инструментов является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная выдающимся учёным Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ сегодня - это технологии творчества, апробированные в технике, науке, педагогике, искусстве и других областях человеческой деятельности.

Разработка модели формирования универсальных учебных действий на занятиях с использованием методов ТРИЗ имеет актуальное значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, сформируют способность к эффективному и нестандартному мышлению, которую дети быстро перенесут на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем.

СЛАЙД 3

    Основными направлениями  ТРИЗ являются:

  • РТВ – развитие творческого воображения
  • РТМ – развитие творческого мышления
  • ТРТЛ – теория творческого развития личности
  • АРИЗ – алгоритм решения изобретательской задачи

СЛАЙД 4

В своей работе я использую  следующие методы ТРИЗ:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

 Темами мозгового штурма могут быть такие:

  • как уберечь продукты от мышей;
  • как не намокнуть под дождем;
  • как потушить пожар, если в доме нет воды и т.д.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

СЛАЙД  5

2. Метод противоречия

В окружающем мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами.

Такой метод помогает формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения

Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например: «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например:  «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

Учитель ставит детей в ситуацию, где ребенок постоянно размышляет: «А что если..?», «Почему…?». Дети очень легко понимают и легко решают противоречия, легко обосновывают самые невероятные и смелые решения.

  •  Игра «Хорошо – плохо» заставляет находить в одном и том же предмете хорошее и плохое.  

      Например: Солнышко светит. Это хорошо? – Хорошо. А почему?... (ответы)   Плохо?   Почему плохо? – Жарко, растения хотят пить, плавится…

  • Игра «Хочу – нельзя». Например:

   - Я хочу погулять, (т. е. очень хочется.)

   - Нельзя, потому что дождь пошел,  и т.д.

  • Предложить  нарисовать:
  1. Нарисовать елку, но чтобы елки не было видно;
  2. Нарисовать дракона с разными головами: 1- злая, 2 - добрая, 3 – хитрая.

СЛАЙД  6

3. Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

  • изобрази будильник, который забыли выключить;
  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;
  • изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
  • представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

СЛАЙД  7

4. Метод фокальных объектов (МФО)

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол                       метеорит

                    круглый                 искрящийся

                    кухонный              горячий

                    пластмассовый     стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Или  берутся три слова: ель, крокодил, самолет. Вместе с ребенком выявляются признаки, которыми обладают эти предметы – ель кольчатая, зеленая, высокая…

          - самолет – летающий,  быстрый и т.д.

Фантастический крокодил наделяется этими признаками (летает, колется и т.д.)

        СЛАЙД 8

5. Данетка

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

СЛАЙД 9

6. Метод Робинзона

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры «Аукцион». Учитель предлагает предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение.

Следующий вариант использования этого метода: учитель предлагает ребенку представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т.д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Ребенок придумывает варианты одежды из оберток и фантиков, строит дома из жвачек и т.д.

СЛАЙД 10

7. Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая), продолжи сказку;

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

СЛАЙД 11

8. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Системой  может быть стул, стол, игрушка, заяц, человек, болото, космос и т. д.

            Все из чего состоит система (её отдельные части) можно назвать подсистемой. 

Все, что окружает её и взаимодействует с ней – надсистема.    СЛАЙД 12

        У каждой системы есть временная ось, то есть настоящее, прошлое и будущее.

Например, определяя прошлое стула -  это «дерево», «пенек», «табурет», «стул старой конструкции» настоящее – стул, будущее - стул с пультом управления, или сломанный стул.

У каждого ребенка есть свой вариант предположения, иногда невероятный. Логичней всего спросить: «Почему ты выбрал его?» «Почему ты так думаешь?».

СЛАЙД 13

    Каждая система имеет свои:

  1. Свойства       (Какая?  Какой?)    -   железный нож, ледяной дом
  2. Функции       (для чего предназначается?)
  • резинка – стирать
  • ручка – писать
  • еда – питать организм

  Одна и та же система может выполнять разные функции:

                                       освещать

   ЛАМПОЧКА             обогревать      

                                     

                                     штопать носки, сделать поделку    

СЛАЙД 14

Идеальный конечный результат – ИКР, изменяя конструкцию, предложенную сказку, любую модель – создавая, изобретая идеальный (хороший) результат. Предлагаю детям:

  • Изменить плохой конец сказки, рассказа  на хороший.
  • Найти недостатки в каком-либо предмете, делая его идеальным (будильник, ложка, замок, пылесос…)
  • Создание нового (телефона, конструкция лыж, нового транспорта...)

Идеально конечный результат устраивает всех: и детей и героев сказки,  колобка не съела лиса, т.к. ребенок предварительно «вмешал» в тесто чихательный порошок.

Дети мысленно совершенствуют все: начиная от утюга до космических ракет. Учатся представлять невозможное: какого цвета звуки флейты, как пахнет лунный свет, как обозначить маленькими человечками предметы, которые нас окружают, как записать сказку значками, понятную только тебе, а потом рассказать по ним сказку.

СЛАЙД 15

C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» и игры

  1. Игра "Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба)
  2. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).
  3. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы слова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”

СЛАЙД 16

  1. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа – чай
  2.  Найди лишнее слово в каждой строчке:  Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
  3.  Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
  4.    Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т. д.

СЛАЙД 17

  1.         Игра «Поезд». Ученик называет любые слова. Учитель записывает 10-12 слов в строчку. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство. Пример: Записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т.д.

Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т.д.

  1. Произвольный префикс. Деформирование слова за счет ввода в действие префикса – предлога. Например: пила, непила. Если пила разделяет части, значит непила – соединяет. Как пользоваться такой пилой? Для чего мы будем её использовать? И т.д. Можно придумать слова максикот, миниодеяло, замволк и т.д. Такие, как "микро". Или "мини". Или "макси". "Микрогиппопотам" (выращивается дома, в аквариуме) и "мини-небоскреб", целиком помещающийся в "мини-ящике" и заселенный исключительно "мини-миллиардерами". Или "макси-одеяло", способное в зимнюю стужу укрыть всех, кто погибает от холода... 

СЛАЙД 18

Формируемые на занятиях с использованием методов ТРИЗ универсальные учебные действия закрепляются не только во время урока, но и в личном опыте и становятся достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности. ТРИЗ – это система знаний, доступная для любого возраста, способная решать проблемы в любых ситуациях.

Источники информации:

  1.  Абатьянова Л. А., Иванова Т.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников: конспекты занятий, упражнения и задания. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Альтшуллер Г.С.  Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся.//Новые ценности образования. - М., 2003, № 1 (12) - МОО "Школа и демократия", Ин-т педагогических инноваций РАО
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  4. Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.
  5. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 8-е издание, Москва – 2007.
  6. Гин С.Г. Пособие Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы. Библиотека учителя начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  7. Гин С.И  «Мир загадок» (2006 г.) - 127 стр.
  8. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. – Р., 1994
  9. Мурашковская И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". - Рига 1994 г.
  10. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
  11. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.
  12. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
  13. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, - г. Ростов-на-Дону, 1994 г. - стр.75-77.
  14. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Я., 1997
  15. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по РТВ по книге Д. Родари «Грамматика фантазии»
  16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Я., 1997