Анализ УМК «Школа России» по литературному чтению.

Куликова  Анна  Евгеньевна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ — один из основных предметов в обучении младших школьников.

 Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

       Успешность изучения курса литературного обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтения произведений подлинно художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshkina_literatura.pptx648.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ УМК «Школа России» по литературному чтению Выполнила: Ошкина Анна Евгеньевна г . Саранск

Слайд 2

Успешность изучения курса литературного обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтения произведений подлинно художественной литературы. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Слайд 3

По истечении 23 недель в ПЕРВОМ КЛАССЕ начинается систематический курс «Литературное чтение». Раздел «Круг детского чтения » включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Слайд 4

Научное определение Определение для ученика Рассказ - малая форма повествовательной литературы, в которой содержание раскрывается в форме повествования от первого лица и дается изображение какого либо эпизода из жизни героя. Рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды или всего общества. В основе рассказа новеллистического типа обычно лежит случай, раскрывающий становление характера главного героя. Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц. Признаки рассказа: повествовательность; небольшой объём; небольшое число героев; описание одного эпизода.

Слайд 5

Научное определение Определение для ученика Сказка - самый Древний из малых эпических жанров, один из главных в устном творчестве любого народа. Это небольшое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, где явно подчеркивается вымысел. Другая важная черта фольклорной сказки - ее назидательный характер: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Народные сказки принято делить на волшебные («Сказка о царевне-лягушке»), бытовые («Каша из топора») и сказки о животных (« Заюшкина избушка»). Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло. Признаки сказки: Наличие вымысла Зачин, концовка, наличие присказки, сказочные слова и выражения Повтор Добро побеждает зло Виды сказок: 1.Сказки о животных .(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.) 2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.) 3.Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны . Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Слайд 6

Научное определение Определение для ученика Стих -1) художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции. 2) строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. Стихотворение-небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками. Написанное стихами литературное произведение небольшого объема, преимущественная форма лирики. Стихотворение - это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму. Признаки стихотворения: небольшие размеры произведения; изображения переживания или чувства; стихотворная форма.

Слайд 7

Научное определение Определение для ученика Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения. Признаки басни: небольшие размеры; иносказательность; высмеивание недостатков; поучительность.

Слайд 8

Научное определение Определение для ученика Драматические произведения (драматический - относящийся к драме, от греч. drama - действие) - это произведения, в которых описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. В основном они предназначены для постановки на сцене, в театре. Такие произведения называют пьесами. Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Слайд 9

В течение второго года (2 класс) обучения литературному чтению учащиеся изучают такие жанры, как: Сказка Былина Загадка Песенка Скороговорка Пословица Поговорка Литературная (авторская) сказка; Повесть-сказка Стихотворение

Слайд 10

Научное определение Определение для ученика Былина - это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности. Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом. Признаки былин: сказание о богатырях и исторических событиях; сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом; неторопливое повествование.

Слайд 11

Научное определение Определение для ученика Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки. Признаки загадки: известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты; названы важные признаки скрытого предмета или явления.

Слайд 12

Научное определение Определение для ученика Де́тская пе́сня — своеобразный жанр музыки , предназначенный для прослушивания детьми . В отличии от большинства популярных музыкальных направлений , детские песни используют своеобразно модулированные голоса, живые музыкальные инструменты и соответствующей тематике тексты. Детские песни – раздел, в котором собираются лучшие песенки для детей и дополнительные материалы к ним.

Слайд 13

Научное определение Определение для ученика Счита́лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества. Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре. Признаки считалки: краткость; стихотворная форма; цель — упорядочить игру. Пример считалки: Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, Всё равно тебе водить!

Слайд 14

Научное определение Определение для ученика Погово́рка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам. Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову». Признаки поговорки: краткость; образность; незаконченность предложения.

Слайд 15

Научное определение Определение для ученика Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер. Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Признаки пословицы: краткость; меткость и точность мысли; законченность предложения.

Слайд 16

Научное определение Определение для ученика Прибаутка - Шутливое выражение, обычно в поэтической форме или поговорочного характера, употребляемое для оживления речи, разговора. Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога. Признаки прибаутки: очень короткий эпизод; форма диалога; забавное сочетание слов. Пример прибаутки: Я медведя поймал! Так веди сюда! Не идёт! Так сам иди! Да он меня не пускает!

Слайд 17

В течение третьего года (3 класс) обучения литературному чтению учащиеся изучают такие жанры, как: миф, былина, сказка, сказ, басня, стихотворения, рассказ

Слайд 18

Научное определение Определение для ученика Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Подобно тому как ученые говорят, что радуга есть отражение солнца. Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Слайд 19

Научное определение Определение для ученика Леге́нда (от ср.-лат . legenda «чтение», «читаемое») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Слайд 20

Научное определение Определение для ученика По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Слайд 21

В течение четвертого года (4 класс) обучения литературному чтению учащиеся изучают такие жанры, как: Басня Баллада Фантастическая повесть, Юмор и сатира в произведениях детской литературы Автобиографические произведения

Слайд 22

Научное определение Определение для ученика Автобиография (от «автор» и «биография»; с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни. Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Слайд 23

Научное определение Определение для ученика Баллада – повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого являются необычный случай, один из видов лиро-эпической поэзии. Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Слайд 24

Научное определение Определение для ученика Сатира – разновидность литературы , специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.

Слайд 25

Отбор литературного материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Литературоведческие представления и понятия формируются на основе произведений устного народного творчества и классической детской литературы.

Слайд 26

На основе анализа программ выявлены планируемые результаты, которые должны быть достигнуты выпускниками начальной школы в разделе «Литературоведческая пропедевтика». Выпускники научатся: сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака, отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы. Выпускники получат : возможность научиться: сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет); создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).