РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цапаева Любовь Вячеславовна

В данной статье затронут вопрос  творческого потенциала педагогов ДОО и повышения педагогической компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya1.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374.1

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цапаева Л.В. старший воспитатель

МАДОУ детского сада № 3 «Улыбка»

г.о.г. Бор Нижегородской области

Аннотация: В данной статье затронут вопрос развития творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных организаций, рассматривается понятие компетентность, говорится о том, кто из исследователей работал над этим вопросом. Рассказывается об опыте работы по развитию творческого потенциала педагогов в МАДОУ детском саду № 3 «Улыбка» г. о. г. Бор.

Ключевые слова: компетентность, дошкольная организация, творческий потенциал, современный педагог.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Tsapaeva L. V. senior educator

MADOU kindergarten № 3 "Smile" ,

 Bor, Nizhny Novgorod region

Abstract: This article addresses the issue of developing the creative potential and improving the professional competence of teachers of preschool organizations, discusses the concept of competence, and talks about which of the researchers worked on this issue. The article tells about the experience of working on the development of the creative potential of teachers in the MADOU kindergarten No. 3 "Smile"            in the city of Bor.

Keywords: competence, preschool organization, creative potential, modern teacher.

 

В настоящее время  дошкольное образование  приобрело статус стремительно развивающегося уровня в образовании.  Современному педагогу, для того, чтобы владеть  новыми технологиями, необходимо развиваться, узнавать что- то новое и полезное для развития  и воспитания детей дошкольного возраста. В педагогической деятельности важное значение уделяется личности педагога, её развитию. Компетентность педагога приобретает большой интерес, в связи с тем, что социальный опыт постоянно модернизируется, изменяется сфера образования, появляется огромное количество авторских методик, в следствие чего,  повышается уровень спроса к педагогу.

  Что же такое компетенция? Компетенция применительно к профессиональному образованию это – способность применять знания, умения и навыки в трудовой деятельности. Профессиональная компетентность- одно из качеств современного специалиста. Качество дошкольного образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации.

Далее рассмотрим понятие творческий потенциал. Итак, творческий потенциал- это качества человека, которые определяют его потенциал  и границы участия в определённой деятельности. Творческий потенциал личности педагога сформировывается на базе накопленного им социального опыта, педагогических знаний, навыков, интересных идей, не стандартного подхода к деятельности, педагогических умений, которые он применяет в своей работе.

Вопросом творческого потенциала и профессиональной компетенции занимались такие исследователи как Сластёнин В.А., Лобанова Н.Н., Воронцова В.Г., Маркова А.К., Соколовская Е.А., Шадрина Т.А.

 Сластёнин В.А. утверждает, что творчество появляется только у тех педагогов, которые добросовестно, ответственно и искренне относятся к своему труду. [ 1]

К творческому потенциалу педагога так же относят умение управлять своим психологическим и эмоциональным состояние, умение публично выступать, владеть организаторскими способностями. Творческую личность среди других, отличает особенность креативно мыслить и действовать.

Громов В.С. и Моляко В.А. в своих трудах отмечают, что педагогу –творцу свойственны такие качества как самостоятельность, инициативность, целеустремлённость, уверенность, развитие профессиональной памяти, умение находить выход в проблемных ситуациях, стремление к саморазвитию[2].

В педагогической деятельности степень творчества определяется использованием своих возможностей для достижения цели.

Каждый педагог так или иначе усовершенствует педагогическую деятельность. Но лишь творческий педагог стремиться к кардинальным преобразованиям и сам является примером для подражания. По моему мнению, современный педагог – это творческий педагог, который стремиться к развитию своих профессиональных компетенций.

Сегодня особую значимость для повышения компетентности, развития творческого потенциала педагогических кадров,  приобретает творчески организованная методическая работа. Грамотно выстроенная методическая работа- залог повышения компетентности педагогов,  а значит повышения качества образования и воспитания.

Огромную роль в развитии творческого потенциала педагогического коллектива играет методический работник, который должен сам быть творческой личностью, инициативным, креативным, хорошо владеть знаниями о воспитании и развитии детей дошкольного возраста, владеть методом сбора информации, анализа и оценки. Методическая работа по развитию творческих способностей педагога должна  быть систематической и содержательно- насыщенной.

В нашей  дошкольной организации, МАДОУ детском саду № 3 «Улыбка» методическая работа строится на следующих принципах:

- принцип непрерывного самообразования, предполагает стремление педагогов приобретать новые знания для применения их в своей деятельности;

- принцип создания благоприятного психологического  микроклимата в организации;

- принцип творческого подхода. Это умение использовать нестандартные умения и навыки в своей работе;

- принцип системности и комплексности;

- принцип преемственности предусматривает  методическую работу, как часть системы непрерывного саморазвития педагогов  ;

- принцип использования  современных технологий, который подразумевает освоение и использование в работе новых форм , методов, технологий для повышения качества образования;

- принцип научности, нацелен на повышение квалификации современным научных достижениям.

 Используются разнообразные формы работы с педагогами, а именно:

- участие в  творческих конкурсах педагогического мастерства на различных уровнях.

- работа с планом по саморазвитию.

- организация мастер-классов (в нашем дошкольном учреждении мастер- классы проводятся раз в неделю, педагоги подготавливают и проводят интересные мастер- классы для своих коллег  на различные тематики);

- семинары, практикумы, консультации;

- функционирует « школа молодого специалист»;

- кейс технологии, педагогическая ситуация-метод активизации педагогического мышления,

- активно используется метод « педагогический час»- во время которого используются упражнения для предотвращения профессионального выгорания, психологической разгрузки, для непринуждённого общения между педагогами.

-

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.

Список литературы

Жирнова О.В., Цапаева Л.В. К вопросу о саморазвитии педагогов дошкольной образовательной организации / Жирнова О.В., Цапаева Л.В..Детский сад от А до Я, научно- методический журнал для педагогов и родителей №6, 2020

Санникова, А.С., Ханова Т.Г. Проблемы профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования/ Санникова А.С. Ханова Т.Г. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития//Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития, Сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической конференции.- Нижний Новгород, 2020,327с.