Курсовая работа по теме "Работа старшего воспитателя с педагогическими кадрами в условиях реализации ФГОС ДО"

Мищенко Татьяна

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Содержание

Введение………………………………………..………………………….3

Глава 1. Теоретические основы организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации

1.1. Характеристика профессиональной деятельности воспитателя………………………………………………………………………6

1.2.Организация методической работы с воспитателями в дошкольной образовательной организации  как педагогическая проблема……………....12

1.3. Формы организации  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО………………………………………………………………………………..19

Глава 2. Организация работы с педагогическими кадрами организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации        

2.1. Анализ опыта  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации  в условиях ФГОС ДО……….26

2.2. Разработка плана методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации    в условиях ФГОС ДО………30 

Заключение……………………………………………………………….36

Список использованных источников…………………………………..37

Введение

В современном мире, в связи с реформой образования, Дошкольное образование стало первой самостоятельной ступенью общего образования  в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Данная реформа предполагает жёсткие и важные требования к содержанию дошкольного образования, что, следовательно, формирует определённые требования к личности современного воспитателя, так как именно воспитатель реализует положения предлагаемые ФГОС ДО [37]

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.

И так, готовы ли педагоги дошкольных образовательных учреждений к происходящим изменениям. Исследования учёных [2, 13, 21, 27] показали, что при переходе к новым требованиям стандарта дошкольного образования воспитатели сохраняют прежнее содержание образовательной деятельности, что соответственно, не поддерживает эмоциональное принятие всех образовательных нововведений. Данная обстановка предполагает, что компетенции педагогов дошкольного образования не соответствуют требованиям ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога.

В течение нескольких последних лет изучением профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования занимается множество учёных (В.И. Байденко, А.С. Белкин, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов). Результат анализа сложившийся ситуации выявляет противоречия между требованиями ФГОС ДО и неготовностью педагогов к реализации данных требований, в связи с эти можно сделать вывод об отсутствии системного подхода к формированию профессиональной деятельности воспитателей ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Таким образом, современные требования в дошкольном образовании предполагают присутствие в образовательном процессе компетентного педагога, отвечающего требованиям профессионального стандарта.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагогических кадров в дошкольной образовательной организации

Предмет   исследования  –   система методической работы,   способствующая повышению результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель исследования: разработать   методические   рекомендации   по совершенствованию деятельности педагогических кадров в дошкольной образовательной организации на основе анализа профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести   анализ   методической литературы,   посвященной   проблеме   профессиональной   деятельности воспитателя.

2. Определить специфику методической работы с воспитателями в дошкольной образовательной организации.

3. Определить формы организации  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.

4. Провести   анализ   опыта  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации  в условиях ФГОС ДО

5. Разработать   план методической работы,   направленный   на   повышение  результативности профессиональной деятельности педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.

Методы исследования: анализ   методической литературы;  анализ   документов; обработка результатов исследоввания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические   рекомендации   по совершенствованию деятельности педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, могут быть использованы педагогами ДОО, ДО, студентами.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Глава 1. Теоретические основы организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации

  1. Характеристика профессиональной деятельности воспитателя

В современном мире педагог является фигурой, требующей особого внимания. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди педагогов и воспитателей оказывались люди, наиболее интеллектуально и морально подготовленные к работе с детьми.

В России дошкольное образование одна из наиболее развивающихся ступеней образования. Новый этап системы дошкольного образования заключается в том, что ФГОС ДО вносит изменения в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. ФГОС ДО – это основополагающий документ нормативно-правовой базы,  обязательной для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений.

Профессиональная деятельность воспитателя должна нести системный характер, проявляющийся в единстве целей, деятельности и результатов.

Суть профессиональной деятельности воспитателя проявляется через педагогическое действие, которое является совокупным   единством   целей   и   содержания. Весь   процесс   профессиональной   педагогической деятельности   воспитателя   дошкольного   образовательного   учреждения сводится   к   решению   комплекса   задач,   и,   педагогические   задачи   в большинстве   случаев   не   поддаются   алгоритму   и   часто   требуют нестандартного   творческого   решения,   возникающего   в   ходе   тяжелой психической   работы,   включая   исследование,   анализ,   прогнозирование, эксперимент,   контроль   и   заключение.   Каждый   новый   шаг   воспитателя становится   источником   новой   информации,   накопленный   опыт   которой трансформируется в [3]

Основой деятельности воспитателя является образовательная деятельность, в   связи   с   чем,   при   подготовке   педагогов   необходимо заботиться о формировании у них готовности к компетентной организации воспитательно-образовательных процессов в общей сложности с объектными знаниями [38].

Существуют две группы требований  к личности воспитателя. Первая группа включает в себя психологическую, психофизиологическую и физическую готовность; вторая группа - научно-теоретическую   и   практическую   профессиональную деятельность. Так же не стоит забывать и  о том, что любовь к детям – это одна из важнейших качеств личности воспитателя, без этой черты эффективная педагогическая деятельность невозможна. И наконец, для достижения высокого результата педагогической деятельности важно желание педагога саморазвиваться, самосовершенствоваться и самообразовываться.

Требования  к педагогу дошкольного образования рассматриваются в науке,  как профессионально значимые личностные качества, определяющие его индивидуальный стиль, интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности. Развитие профессиональной компетентности предполагает изменение и прогресс творческой индивидуальности, восприимчивость педагогических инноваций, умение адаптироваться к меняющейся педагогической среде.

Важным аспектом при организации образовательной деятельности является готовность педагога к инновационной педагогической деятельности. Это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания и умения личности, благодаря которым формируется инновационная позиция педагога, его мотивационно-ценностное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для раскрытия творческого потенциала воспитателя.

Суть педагогической деятельности заключается в том, что она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных знаний. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в образовательных учреждениях. Профессиональная деятельность требует овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. [23]

Для того, чтобы разобраться со всем вышесказанным, разберём строение педагогической деятельности на составные части. И так, центральное место занимает цель, она достигается решением задач обучения и воспитания по разным направлениям, разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. [15]

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности, но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. [19]

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. [29]

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

Аналитические умения складываются из таких частных умений, как умение разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы); осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи с другими элементами педагогического процесса; правильно диагностировать педагогические явления; выделять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения. В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Педагогическое прогнозирование предполагает также выделение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени. [29]

Проективные умения предполагают умения переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, учитывать интересы и потребности детей, возможности материальной базы, отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам; планировать систему совместных творческих дел; планировать индивидуальную работу с детьми; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планировать способы создания личностно-развивающей среды.

Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать воспитанников в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Организаторская деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений. Мобилизационные умения включают умения привлечь внимание дошкольников и развивать у них устойчивый интерес к воспитательно-образовательной деятельности.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением информации, но и с методами ее получения и обработки. Они включают умения и навыки работы с печатными источниками, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса, то есть умения дидактически преобразовывать информацию.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, их научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к образовательной деятельности; организацию совместной творческой деятельности. [31]

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники.

Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению — понимать всех участников образовательного процесса. В совокупность перцептивных умений В. А. Сластенин включает такие частные умения, как глубоко проникать в личностную сущность других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять, к какому типу личности и темперамента относится человек и др. Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с участниками образовательного процесса, способствующий эффективной передаче и восприятию информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке. Умения педагогической техники составляют совокупность следующих умений и навыков: выбрать правильный стиль и тон обращения с воспитанниками; управлять их вниманием; чувство темпа; развитие культуры речи преподавателя; управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса; регулирование своего психического состояния; располагать к себе собеседника; образно передавать информацию. [37]

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности. [32]

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. [37]

Таким образом, мы можем подчеркнуть, что основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Деятельность воспитателя имеет гуманистический, коллективный и творческий характер, что определяет функции этой профессии.

1.2 Организация методической работы с воспитателями в дошкольной образовательной организации  как педагогическая проблема

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – это часть системы непрерывного образования педагогического коллектива ДОУ (А.К. Лукина). Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главная роль в создании и внедрении в практику эффективных методов воспитания и обучения детей.

Цель методической работы в ДОО - создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Особенно актуальна проблема содержания и организации системы методической работы на современном этапе дошкольного образования, так как данная работа в соответствии с требованиями ФГОС ДО требует перехода дошкольной образовательной организации на более высокую ступень развития. Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя ДОУ, к уровню его профессиональной компетентности.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой активности.

Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

Анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований позволяет выделить разные подходы к определению деятельности. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода, применение методик». [4] Автором разработана модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик, в процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. [37]

Понимая это, можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждом из этих пространств.

При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д. При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.

При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной [25].

Содержание методической работы старшего воспитателя можно рассмотреть с учётом функций управления. И так,  информационно-аналитическая функция включает в себя формирование банка данных о профессиональных качествах педагогов, о выполнении программ, о педагогическом опыте, о новых исследованиях в педагогике и психологии.

Мотивационно-целевая функция предполагает совместное работу руководителя и педагогов,  определяет цели и задачи научно-методической работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.

Планово-прогностическая функция управления прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива на основе диагностики, определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, годовой план, планирует методическую работу.

Обеспечение выполнения годового плана работы детского сада лежит на организационно-исполнительской функции. Так же эта функция обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями.

Контрольно-диагностическая функция помогает осуществлять совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивать качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.

И наконец, регулятивно-коррекционная функция управления (оперативно-функциональное регулирование) обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.        

То есть, рассмотрев, содержание работы старшего воспитателя, мы можем выстроить систему методической работы в трёх направлениях.

Первое направление - по отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусств        

Далее по отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

И третье направление - методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно  строится  система  повышения  квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы. Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ:

  • результатов учебно-воспитательного процесса,
  • уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов,
  • зрелости и сплоченности педагогического коллектива,
  • конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей.

Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Для оценивания системы методической работы необходимы критерии. Эти критерии может выделить сама образовательная организация, но за основу необходимо учитывать общие критерии.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Методическая работа способствует активизации личности педагога, развитию его творческой активности и поэтому эта работа занимает особое место в системе управления ДОО.

Перемены в системе образования, происходящие в наше время, ставят руководителей образовательных организаций перед необходимостью создания новых систем управления. Именно это и требует переосмысления предназначения системы управления дошкольной образовательной организацией.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие образовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. [37]

На современном этапе развития России связь образования с наукой определяется как неразрывная, органическая. Модернизация дошкольного образования, развитие инновационного стиля мышления, совершенствование профессионализма педагогов невозможно без организации такой деятельности, которая бы решала проблемы отсутствия системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточности научно-методического обеспечения образовательных процессов, нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольных учреждений, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, защищало авторские права новаторов, стимулировало их деятельность.

Возможность решения данных проблем в той или иной мере предоставляется при условии работы педагогов дошкольного учреждения в режиме эксперимента, в рамках которого возможно решение задачи динамического развития содержания воспитательно-образовательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Проблеме повышения эффективности образовательного процесса в ДОО за последние годы посвящен ряд научных исследований (К.Ю. Белая, Т.П. Колодяжная, Л.В. Поздняк, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков и др.), которые еще раз убеждают, что фактором развития образовательной системы является научные исследования. В трудах Ф.Н. Гоноблина, С.М. Годника, В.И. Завзягинского, Е.А. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.М. Фридмана отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности. В работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, О.Г. Хамерики, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой представлены проблемы теоретико-методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации). [1]

Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении.

В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Различные аспекты развития и становления инновационной деятельности педагога отражены в новой области научного знания – педагогической инноватике.

Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив традиционного дошкольного образовательного учреждения находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные.

Таким образом, рассмотрев проблему управления методической работы, мы понимаем, что методическая работа в ДОУ должна строиться с учётом затруднений педагогов в работе через разнообразные формы с использованием новых достижений педагогической науки и практики. То есть, методическая работа – это цельная, сформированная на достижениях передового опыта и науки и на определенном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимозависимых действий и мер, мероприятий, устремленных на качественное повышение профессионального

мастерства и квалификации каждого педагога и воспитателя, на повышение и формирование у педагогического коллектива образовательного учреждения творческого потенциала, и как результат – на повышение качества учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня развития и образования воспитанников.

1.3 Формы организации  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО

Методическая деятельность старшего воспитателя ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно- образовательной работы в ДОО. Старшим воспитателем используются разнообразные формы методической работы с педагогами [14].

Под формой принято понимать устройство, структуру, систему организации чего-либо, а под методом - способ познания, достижения цели, осуществления чего-либо. В рамках различных форм находят применение многообразные методы работы с кадрами.

Все формы методической работы отражаются в годовом или календарном планах, исходя из задач ДОО, интересов или затруднений педагогов [27]. Эффективность каждой формы методической работы можно определить по тому, помогает ли она быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс [14].

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные организации [13].

В дошкольном учреждении чаще всего используются групповые формы работы, включающие  в себя семинары, консультации, открытые просмотры, консультации, педагогические советы, РМО и индивидуальные формы работы, такие как самообразование, наставничество, индивидуальные беседы.

Педагогический совет – является одной из форм методической работы в ДОО, постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОО.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ. Он создается во всех дошкольных учреждениях, где имеется более трех педагогов. В его состав входят все педагогические работники и совместители.

По методике проведения педсоветы можно разделить на: традиционный, современный, альтернативный (нетрадиционный).

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением вербальнных методов, традиционным характером содержания. По форме и организации деятельности участников традиционные педсоветы делятся на: педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; заседание с приглашением докладчика – специалиста.

Нетрадиционные педсоветы – это деловая игра, круглый стол, мозговой штурм и т.п.

Для создания рабочего настроя на педсовете необходимо продумать всё до мелочей: размещение участников, задания, регламент, сценарий, роли всех участников педсовета, необходимо задействовать каждого. Все вопросы и задания должны быть хорошо продуманы, для этого некоторые задания участникам можно дать заранее. Размещать участников мероприятия можно фронтально, рабочими группа (по 3-4 человека), возможно расположение «круглый стол», он полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов. Либо - «треугольник», который позволяет позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы.

Главное в работе старшего воспитателя, помнить, что педсовет – это не только формальное мероприятие с традиционной повесткой и решением, педсовет – это источник новаторства педагогов. Педсовет должен проходить в комфортной среде в форме сотрудничества и сотворчества. И в какой бы обстановке не проходил педсовет, все решения его фиксируются в протоколе.

Следующая распространённая форма работы старшего воспитателя с педагогами – это консультирование. Консультирование тоже может проходить в разной форме. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Так же консультирование может проходить в форме эвристической беседы,  с использованием частично-поискового метода, во время которого воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему,  при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения. Так же в ходе консультации используется метод дискуссии, по форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. Можно выделить такую форму методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Консультация – парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности. Компетентность, так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости.

Семинары как отдельная форма методической работы играют немаловажную роль в повышении компетентности и образованности педагогов ДОО. Подготовка и содержание семинара зависит от темы и цели. При проведении семинаров предварительно педагогам даются задания, для выполнения которых необходимо прочтение литературы, изучением источников дополнительной информации, конспектированием. Существуют семинары-практикумы, они состоят из двух частей: теоретической и практической, на этих семинарах педагоги показывают приёмы, результаты своей работы, которые затем обсуждаются и анализируются остальными педагогами.

На сегодняшний день, в условиях реализации ФГОС ДО, семинары остаются наиболее востребованной формой методической работы в дошкольной организации. Тема семинара отражается в годовом плане в начале учебного года и руководитель семинара составляет подробный план с чётким указанием времени работы и задний. Руководителем семинара может быть старший воспитатель, заведующий или же приглашённые специалисты.

Такая форма методической работы, как открытый показ, проводится с целью демонстрации педагогического опыта воспитателей, добившихся наилучших результатов, данный опыт называют передовым, его изучают и на него равняются. Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом. Формы организации открытого показа могут быть разные, например, руководитель сам рассказывает коллективу о работе выдающего воспитателя и просит подготовить интересующие всех вопросы, н при этом руководитель образовательной организации может поставить разные цели. Это может быть либо пропаганда опыта, либо изучение определённых методов и приёмов работы, либо работа с родительской общественностью или же работа с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

«Круглый стол» - это инновационная форма методической работы в ДОО, представляющая собой общение педагогов. «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении круглого стола необходимо учитывать обстановку помещения и расстановку столов, их целесообразно распределить по периметру комнаты, а ведущий мероприятия выбирает себе место, с которого будут видны все участники. В ходе круглого стола предоставляется слово тем педагогам, которые имеют опыт по обсуждаемой проблеме. В конце мероприятия ведущий подводит итог обсуждаемого вопроса с учётом поправок и предложений всех участников мероприятия.

Так же большую популярность приобрела такая форма методической работы, как деловая игра. Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Это деятельность чаще всего проводится с обучающей целью. Среди деловых игр можно выделить:

- имитационные игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие», «игра», «воспитание» и «обучение»;

- позиционные деловые игры – вид игр, при котором проходит борьба мнений, то есть каждый из участников отстаивает свою позицию;

- ролевые игры – это вид игр, при которых происходит распределение ролей (позиций) между участниками в отношении одного и того же вопроса;

- иситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций – иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций;

- сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определённом сюжете;

- организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок.

Деловую игру, как форму методической работы стоит использовать не чаще, чем один-два раза в год. Процесс конструирования деловой игры включает в себя: создание проекта деловой игры; описание последовательности действий; описание организации проведения игры; составление задания для участников; подготовка оборудования.

Деловые игры лучше проводит в конце курса обучения специалистов.

Ещё одна из распространённых форм работы – это методическое объединение воспитателей. В ходе такой работы могут обсуждаться разнообразные вопросы: по повышению уровня воспитательно-образовательной работы и качества знаний детей, организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, обсуждают инновационные направления в работе с детьми дошкольного возраста. Методическое объединение проводится по годовому плану, в котором прописываются цели, задачи, содержание и формы работы.

Самообразование относится к индивидуальной форме работы. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Старший воспитатель обязан создать условия в дошкольной организации для самообразования педагогических кадров.

Таким образом, мы видим, что повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Органически сочетая групповые и индивидуальные формы методической работы, можно способствовать формированию повышения компетентности педагогов, творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога [28].

Глава 2. Организация работы с педагогическими кадрами организации методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации

2.1. Анализ опыта  методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации  в условиях ФГОС ДО

Методическая работа в ДОО – это система мероприятий, направленных на повышение уровня мастерства, повышение педагогической культуры, развития творческой активности не только каждого отдельно взятого педагога, но и всего педагогического коллектива в целом.

В этом параграфе мы будем анализировать систему методической работы МБДОУ ДСКВ №22 г.Ейска.

Цель методической работы в ДОУ – создание условий для повышения уровня педагогической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса. Из цели вытекают задачи:

  • Обеспечение  непрерывности  профессионального развития педагогов.
  • Учебно-методическое  обеспечение  эффективной  реализации  образовательной  программы  в  соответствии  с  требованиями ФГОС ДО.
  • Изучение,  обобщение  и  распространение  передового  опыта педагогов ДОУ в обеспечении качества образования.
  • Информационное  обеспечение  педагогического  просвещения  родителей воспитанников ДОУ.

Анализируя методическую работу ДОУ можно охарактеризовать её, как систему. Формы и содержание методической работы с педагогическими кадрами соответствует поставленным задачам. Вся работа реализуется в разных формах: как в индивидуальных, так и в групповых. При этом реализуется индивидуальный подход к каждому члену педагогического коллектива – учитываются три уровня педагогического мастерства (низкий, средний, высокий).

Методическая работа выстроена поэтапно:

Первый этап – теоретический (изучение передового педагогического опыта).

Второй этап – методический (построение системы методической работы).

Третий этап – практический (апробация педагогами образовательных технологий).

Четвёртый этап – аналитический (выявление результативности методической работы).

Одним из главных направлений методической работы является функционирование методического кабинета. Основная роль методического кабинета помощь педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса, в реализации самообразования, повышения педагогической культуры воспитателей.

Для повышения профессионального уровня педагогов используются разнообразные формы работы. Педагогический совет, он проводится три раза в год, носит различные формы проведения, как традиционные, так и нетрадиционные. Обязательно проводится такая форма работы, как консультирование педагогов на педагогических собраниях и индивидуально. В консультировании принимают участие старший воспитатель, специалисты, воспитатели. Так же в ДОУ проводят обучающие семинары, темы семинаров прописывают в годовом плане, который утверждается на педагогическом совете в начале года. Открытые показы образовательной деятельности проходят не только на уровне детского сада, но и на уровне города и района. «Круглые столы», проводимые в ДОУ приурочиваются к знаменательным датам. Деловую игру в системе методической работы ДОУ принято проводить  в конце учебного года с целью выявления пробелов в педагогической культуре воспитателей и специалистов. Методические объединения воспитателей проходят регулярно один раз в квартал, темы и выступающие прописываются в годовом плане. И конечно же, не стоит забывать про такую форму работы, как самообразование, данная форма так же реализуется в ДОУ. Эту форму работы используют  с целью повышения компетентности педагогов в определённых вопросах.

Чтобы проанализировать эффективность методической работы ДОУ, изучим уровень профессиональной компетентности педагогов, это является  важнейшим условием в дифференцированном подходе в работе с методическими кадрами.

И так, педагогический коллектив ДОУ состоит из 22 человек: старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и 18 воспитателей.

Рассматривать педагогический коллектив мы будем в нескольких направлениях: по уровню образования, по наличию квалификационной категории и по наличию грамот и наград.

10 человек из педагогического коллектива учреждения имеют высшее педагогическое образование, остальные педагоги имеют средне специальное образование.  В таблице №1 один показан уровень образования педагогических кадров ДОУ.

Таблица №1 «Уровень образования педагогов»

Из таблицы мы видим, что педагогический  коллектив  состоит  из  сотрудников,  имеющих  практически в  равной  степени  высшее  и  среднее  специальное  педагогическое  образование.

Далее рассмотрим состав педагогического коллектива со стороны наличия квалификационной категории. 9 человек из педагогического состава имеют высшую квалификационную категорию и 7 семь педагогов имеют первую квалификационную категорию. В таблице №2 показано количество педагогов имеющих квалификационную категорию.

Таблица №2 «Наличие квалификационной категории у педагогов»

Из таблицы, мы видим, что большая часть педагогического состава имеет квалификационную категорию.

Далее рассмотрим педагогический коллектив со стороны наличия наград и грамот. Это покажем в таблице №3.

Таблица №3 «Награды и грамоты педагогов»

Из таблицы видно, что большая часть педагогического коллектива имеют награды и грамоты и есть педагоги, имеющие несколько наград и грамот.

Таким образом, проанализировав педагогический коллектив по разным направлениям, мы можем сделать вывод, что система методической работы в ДОУ является наиболее эффективной, так как уровень педагогического мастерства в коллективе находится на высоком уровне.

2.2 Разработка плана методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации    в условиях ФГОС ДО

Опираясь на исследования в предыдущем параграфе, мы будем разрабатывать план методической работы  с педагогическими кадрами  в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.

Для того  чтобы разработать план методической работы  с педагогическими кадрами в ДОУ, необходимо определить цель работы старшего воспитателя с педагогами.

Цель – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

Опираясь на цель, определим задачи:

- организовать информационно-методическое обеспечение педагогов;

- обеспечить возможность повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников;

- организовать работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения.

- организовать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа достигнутых результатов педагогических кадров ДОУ.

При составлении плана методической работы с педагогическими кадрами дошкольной образовательной организации  в  условиях реализации ФГОС, мы будем опираться не только на поставленные задачи, но и на особенности самого коллектива и на материально-технические  условия  ДОУ.В план мы включим разнообразные формы работы, отразим их в таблице №4.

Таблица №4 «Формы методической работы с педагогами в ДОУ»

Используемы формы методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ

Индивидуальные формы работы

Групповые формы работы

  1. Консультирование
  2. Наставничество
  3. Самообразование
  4. Анкетирование
  1. Педагогический совет
  2. Деловая игра
  3. Семинар
  4. «Круглый стол»
  5. Мастер-класс
  6. Консультирование

Выбрав формы работы, определим темы и цели данных  мероприятий. План работы запишем в таблицу №5.

Таблица№5 «План методической работы с педагогическими кадрами в ДОУ»

Название мероприятия

Количество мероприятий в год

Тема мероприятия

Цель

Групповые формы работы

Педагогический совет

4

1.Организационный

2.Организация   взаимодействия участников образовательного процесса с  целью развития математических способностей дошкольников.

3.Использование ЛЕГО-технологии в воспитательно-образовательном процессе.

4.Подведение итогов работы за учебный год

1.Принятие годового плана работы

2. Разработать план работы с родителями по формированию математических представлений дошкольников дома.

3. Анализ использований педагогами ЛЕГО-технологии.

4.Обмен опытом работы за учебный год

Семинары

2

1. ТРИЗ – уникальная технология по развитию

математических представлений дошкольников

2.Использование ЛЕГО-технологий в развития конструктивных способностей дошкольников

1.Знакомство с технологией, обмен опытом  по ее использованию в работе с детьми.

2. Обмен опытом педагога дополнительного

образования детей.

Деловая игра

1

Наказывая,  подумай зачем?

Систематизировать знания по  осуществлению прав  ребенка в ДОУ и в  семье

«Круглый стол»

2

1.«Основные положения Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ»

2.Возможности развивающей

образовательной среды ДОО и социума.

1.Проанализировать основные положения Закона «Об образовании в РФ», выделение аспектов,

направленных на реализацию современных

требований.

2.Выявление проблемных ситуаций в сотрудничестве ДОО с семьёй

Мастер-класс

4

1.«Колумбово яйцо».

2.«Инновационные технологии в развитии математических способностей дошкольников».

3. «ЛЕГОмир».

4. «Использование ЛЕГО конструктора при подготовке к обучению грамоте».

1.Демонстрация опыта работы педагогов ДОО. Познакомить педагогов с приемами использования головоломки и показать возможности для развития ребенка.

2. Демонстрация опыта работы педагогов ДОО. Показать возможность развития интереса детей к математике через игру.

3. Демонстрация опыта работы педагогов ДОО Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего - конструирования в работе с дошкольниками.

4.Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте средствами ЛЕГОконструирования

Консультирование

2

1.«Педагогические технологии в математическом развитии дошкольников».

2. «Организация прогулки в зимний период»

1. Просвещение педагогов в вопросе математического развития дошкольников.

2.Провести контроль организации игровой деятельности дошкольников в зимний период.

Оперативный контроль

3

1.Организаиция образовательной среды в группе.

2.Организация работы педагогов ДОО по самообразованию.

3. Организация работы с родительским коллективом.

Контроль работы педагогов. Выявление проблемных вопросов, с целью построения дальнейшей методической работы с педагогическими кадрами

Индивидуальные формы работы

Консультирование

2

1.«Как составить характеристику на воспитанника ДОО».

2. «Работа педагогов с неблагополучной семьёй»

1.Просвещеие педагогов в вопросе подготовки необходимой документации внутри ДОУ.

2.Просвещение педагогов в работе с неблагополучной семьёй

Самообразование

Определить темы самообразования. Обеспечить условия для организации самообразования педагогическими кадрами.

Анкетирование

3

1.«Самооценочный рейтинг»

2. «Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях»

3. Потребности в знаниях и компетенциях педагогов

дошкольных образовательных учреждений

1.Выявление оптимального стиля отношения к  воспитанникам и стиля отношения, присущего испытуемым.

2. Анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей.

3.Анализ педагогической деятельности воспитателей.

Наставничество

Организовать работу опытных педагогов с молодыми кадрами.

Таким образом, мы понимаем, что результативность методической работы с педагогическими кадрами в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО, зависит не только от методического обеспечения образовательного процесса и от планирования, но и от обеспечения его реализации.

Заключение

Таким образом, мы понимаем, что методическая работа с педагогическими кадрами в ДОО – это система деятельности, направленная на повышение качества образования. Поэтому методическая работа занимает особое место в работе ДОО. Все формы работы с педагогами направлены на повышение уровня педагогического мастерства по всем направлениям. Успешность воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит от правильно организованной методической работы, так как вся её деятельность способствует работе коллектива в едином направлении.

Главной целью методической работы в ДОО является обеспечение условий для повышение педагогической культуры всех участников образовательного процесса. При этом, эффективность методической работы зависит от старшего воспитателя, от того, насколько он стремится к повышению уровня развития и повышению роста профессионально-значимых качеств всего педагогического коллектива ДОО. На результативность методической работы оказывает влияние разнообразия форм и методов работы старшего воспитателя.

И так, на основе вышесказанного, мы можем сделать вывод, что ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального саморазвития, обобщении передового опыта и обучения детей принадлежит методической работе с педагогическими кадрами дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

Список использованных источников

  1. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю., Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе не прерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. – Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013.
  2. Андреева, Н. А. Организация методической работы по формированию коммуникативной компетентности: Управление ДОУ / Н. А. Андреева. – М. 2016. - №5.
  3. Бацина Е.Г., Сертакова Н.М., Крылова Л.Ю., Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/Сост., Бабчинская В.Ю. – Волгоград: издательство "Учитель", 2015.
  4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: ACT, 1997.
  5. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000.
  6. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, М.:МИПКРО,2000.
  7. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно-образовательной работы. -М.: ООО «Издательство ACT», 1998.
  8. Белая К.Ю. Планирование работы в ДОУ по результатам на год./ Управление дошкольным образовательным учреждением, № 3, 2002.
  9. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. - 3-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1990.
  11. Вепрева И. И. Методическая служба в дошкольном учреждении: Управление ДОУ / И. И. Вепрева. –М. 2010. - №5.
  12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ Н–М: Айрис-пресс, 2016.
  13. Вифлеемский А. Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на ДО: Управление детским садом. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
  14. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.
  16. Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. - М.: Издательство Скрипторий , 2004.
  17. Гребенкина Л.К., Байков Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие// М.: Пед. общество «Россия», 2000.
  18. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов/— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  19. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  20. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство "Детство – Пресс", 2016.
  21. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  22. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.
  23. Евплова Е.В. Профессионально значимые качества будущих педагогов профессионального обучения// Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2.
  24. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании  -М.  : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  25. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: (учебное пособие) – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  26. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 2002.
  27. Лялина Л.А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008
  28. Нагиева А.Т. Методическая работа в дошкольном учреждении// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012.
  29. Новиков А.М. Профессиональное образование в России /М.: Просвещение, 2008.
  30. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  31. Савченко В. И. Анализируем итоги методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО: Справочник старшего воспитателя  – М. 2016. - №5.
  32. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
  33. Скоролупова О.А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ. – М.: "Скрипторий 2003", 2018.
  34. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. Н., Шиянов Е. Н. /Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений. — М.: Школа — Пресс, 2000 г.
  35. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2018.
  36. Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. – М.: Школьная пресса, 2018.
  37.  Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г
  38. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000