Отношения педагогов к нововведениям

Батуев Никита Владимирович

Отношения педагогов к нововведениям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnosheniya_pedagogov_k_novovvedeniyam.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения педагогов к нововведениям. Факторы препятствующие нововведениям.

Всякое новшество, которое внедряется в образование и воспитание требует больших усилий, много времени и средств для своей реализации, а значит необходимо мотивированное доказательство необходимости происходящего. Мотивы любого дела представляют собой двигательную силу для преодоления препятствий и условий успешной работы.

Нововведения сложный процесс, который зависит от интенсивности мотивированных действий его участников на всех этапах.

Основные мотивы новаторского процесса:

1) стремление стимулировать учеников к большей активности в учебно-воспитательном процессе (40,5%)

2) утверждение новаторства в школе (31,5%)

3) удовлетворение требований общества (14,5%)

4) убежденность в повышении эффективности работы (11%)

5) «дань моде» (2,5%).

Из этих данных видно, что большинство учителей применяют новшества, чтобы стимулировать ученическую активность. Второй мотив нововведений связан со статусом школы в современном обществе (гимназия, лицей, средняя школа, частная школа).

Основные факторы, оказывающие влияние на внедрение новшеств:

1) общественно-моральное признание

2) материальное поощрение

3) снижение обязательного фонда рабочих часов

4) приоритет при внедрении.

Материальные условия (помещение, оборудование)для внедрения новшеств в сферу образования: очень хорошие – 12%, хорошие – 27,5%, удовлетворительные – 33%, неудовлетворительные – 27,5%.

Материальные условия в образовательной технологии: очень хорошие – 7%, хорошие – 14%, удовлетворительные – 26%, неудовлетворительные – 53%.

Анализируя данные по фактору благоприятных условий, можно сделать вывод, что в целом преподаватели довольны деятельностью различных учреждений по созданию благоприятных условий для внедрения новшеств; в большей степени – внутренними школьными факторами, в меньшей – внешними.

На решение школы внедрять новшества в обучение или нет, значительное влияние оказывает отношение к инновациям в районе, городе, области. 

Влияние общественной среды на внедрение новшеств в образование и воспитание:

· стимулирует все новшества в образовании (некритическое отношение к новшествам) – 8%.

· стимулирует только некоторые новшества в образовании (правильное отношение) – 44%.

· безразлична к новшествам в образовании (не помогает и не мешает) – 46%.

· консервативно относится (против введения новшеств в образование) – 2%.

Инициаторы нововведений в образовании:

· директор школы – 1428 случаев;

· учительский коллектив – 1387;

· учреждения по развитию образования и воспитания – 1378;

· классные руководители – 1262;

· самоуправленческие органы школы 1033;

· министерство по образованию 1033;

· общественно-политические объединения школы – 984;

· школьники 891;

· родители 752.

Директор, как основной руководитель школы стоит на первом месте по внедрению новшеств. И это правильно, так как каждое нововведение должно исходить из анализа состояния дел в школе и осознанной потребности в том, что нововведение улучшит это состояние, а это лучше всего должен знать директор и учительский коллектив. Внеплановое, спонтанное внедрение новшеств в школах, когда нет разработанной методологии и системы, когда внедрение пущено на самотек не принесет желаемых результатов, а станет только «данью моде».

Препятствия и трудности в применении новшеств:

· отсутствие благоприятных материальных условий – 63%;

· несвоевременная и неполная информация – 16,5%;

· отсутствие материальной помощи – 8%;

· потребность во времени – 7,5%;

· разногласия в коллективе – 4%;

· прочие трудности – 1%.

Причины отказа от новшеств:

· отсутствие благоприятных материальных условий и средств – 73,5%;

· не выявилась эффективность новшеств – 13,5%;

· не выделение дополнительно времени, необходимого для внедрения данного новшества – 9%.

Исследования показали, что с наибольшей скоростью внедряются новшества в содержании образования, затем с достаточной умеренностью в организации обучения и более медленно в образовательной технологии. В качестве причин медленного внедрения новшеств в образовательную технологию и организацию обучения на первое место вышли материальные, слабая оснащенность школ техникой и дидактическими средствами.

Можно заключить, что новшества в содержании образования реализуются гораздо чаще, быстрее, более основательно, а главное, массово. Новшества в образовательной технологии внедряются медленнее, скорее поверхностно и недостаточно массово.

Для освоения и распространения новшеств важен способ их внедрения, то откуда поступает инициатива:

1) новшества, вводимые законом и другими нормативными актами – 57%;

2) новшества, вводимые по инициативе школы и учителей – 17%;

3) другие причины – 26%.

Мнению учащихся о новшествах:

1) для получения улучшенных результатов – 58%

2) для облегчения обучения – 72,5%

3) новшества облегчают работу учителя – 12%

4) из-за моды – 2%.

Подготовленность учителей к восприятию и

применению новшеств

Индикатором подготовленности учителей к восприятию и применению новшеств в образовании являются следующие элементы:

· успех студентов на первом году обучения в педагогическом институте;

· мотив выбора профессии учителя;

· успех студентов, выбравших профессию учителя, за время обучения в институте;

· информированность о новшествах и готовность к их практическому применению.

По данным исследований, можно заключить, что качество учащихся, поступивших на учебу в педагогические заведения, является средним. Это значит, что нас ожидает неудовлетворительный контингент будущих учителей. Вместо того, чтобы вести отбор способных молодых людей, которые сознательно и с любовью к детям, выбрали профессию учителя, в педагогические вузы поступают довольно слабые учащиеся (мотивы их поступков мы не обсуждаем). Известна старинная истина: посредственный учитель посредственно работает и добивается посредственных результатов, а для работы в области модернизации и новшеств в образовании и воспитании необходимы высококвалифицированные кадры.

И еще один аспект заслуживает внимания: очень малый процент студентов, окончивших педагогический вуз, идут работать учителями.

Вот некоторые причины, которые отталкивают молодых от профессии учитель:

· низкие доходы в образовании

· слабые перспективы для перехода на лучшую должность

· недооценка образования – неблагоприятный статус в обществе

· трудности и большая ответственность за воспитание детей

· шансы работать учителем есть только в селе, а там жить не хочется.

Профессиональная подготовленность к учительской деятельности – безусловно важный фактор ее успеха, а для новаторств, творческого отношения к делу – первейшее условие.

Следующим важным фактором для успешного внедрения новшеств является информированность учителей о предстоящей работе. Информацию о новшествах будущие учителя получают прямо – через все формы обучения (семинары, дискуссии) и косвенно – через средства массовой информации. 

Мы уже говорили, что новшества в образовании и воспитании имеют в основном спонтанный характер. Отсутствует специальная система, план и программа внедрения новшеств, как нет и специальных критериев оценки введенных новшеств. Не все новшества следует автоматически считать хорошими, полезными, положительными. Нельзя новшества принимать или отрицать без тщательной их проверки.

Для выбора новшеств необходима предварительная подготовка, а сам выбор следует проводить по определенным критериям. До сих пор нет специализированных баз для экспериментальной и научной проверки новшеств для внедрения в педагогическую практику.

Важно, чтобы был создан какой-либо научный эксперимент, с помощью которого можно было бы указать хорошие и плохие стороны конкретного новшества. Это необходимо для успешного применения новшества и хорошо бы увидеть как оно «вписывается» в реальные условия работы школы. Каждое новшество должно «пустить корни» в конкретные условия, в «почву» школы, где происходит внедрение. Новшество не может существовать само по себе, оно успешно развивается только в конкретных условиях.

Вот ответы на вопрос: «Существует ли экспериментальная проверка новшеств, применяемых в образовательно-воспитательный процесс?»

Проверку проводил лично учитель – 30%

Проверку проводила школа – 14%

Проверку не проводил никто – 56%

Мы видим, что наибольший процент новшеств вводится в образовательно-воспитательный процесс без предварительной проверки их подлинной ценности.

Данные говорят о том, что нет разработанной системы планирования и внедрения новшеств, поэтому многие учителя сами готовятся к внедрению новшеств, если не сказать, что сами их придумывают.

Действия учителей при подготовке к внедрению новшеств:

1. Изучают специальную литературу – 80%

2. Анализируют чужой практический опыт – 5%

3. Экспериментально проверяют ценности новшества – 7%

4. Разрабатывают специальные планы-проекты внедрения новшеств – 2%

5. Разрабатывают инструменты наблюдения за внедрением новшеств 0%

6. Консультируются со специалистами – 6%

В целом можно сделать вывод, что большинство учителей не получают конкретной помощи в реализации новшеств, а предоставлены сами себе. Такое положение дел вызывает озабоченность. Помощь должна быть организована на постоянной основе, так как она приносит пользу и тому, кто ее получает и тому, кто ее оказывает.

Оценка нововведений в образовании

На вопрос: «Осуществляется ли специальная оценка нововведений, применяемых в школах?» были получены следующие ответы: осуществляется – 10%, не осуществляется – 90% (без комментариев!).

Большинство учителей (86%) не передают полученных результатов и накопленный опыт по применению новшеств за пределы школы. В настоящее время с использованием информационных технологий появилась возможность говорить о своем опыте работы в ИНТЕРНЕТЕ, иметь свой сайт, участвовать в телеконференциях.