Конспект ООД В подготовительной группе «Святой благоверный князь Александр Невский»

Труш Анжелика Васильевна

Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД В подготовительной группе

                   «Святой благоверный князь Александр Невский»


Программное содержание: Познакомить детей с историей жизни, родословной Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси.

Словарная работа: родословная, святой, благоверный.

Наглядный материал: аудиокассета, слайды, иллюстрации, икона Александра Невского.

Детство князя Александра

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам о событиях, которые происходили на Руси очень, очень давно (7,5 веков назад). Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. Вспомните, как воспитывали юного князя в то время.
Дети: В три года его посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством.
Воспитатель: - Правильно, в те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. - Вспомните, по каким книгам раньше учили читать?
Дети: -По церковным.
Воспитатель: - Да, по церковным. Маленький Александр принял Бога и запомнил заповеди Христовы, а когда вырос - всегда им следовал. Спустя некоторое время он стал княжить в городе Новгороде. Каждое имя имеет смысл. Кто помнит, что означает имя Александр?
 Дети: - Защитник людей.

Воспитатель: Свое имя юный Александр оправдал. Сделавшись князем, он всегда старался защищать свой народ от врагов. А у нас в группе есть свой Александр. И сейчас мы поиграем в игру "Нынче праздничек".
Величальная игра "Нынче праздничек". Слово "величать" означает прославлять, чествовать, славить, называть по имени.

Битва на реке Неве.
Воспитатель: В то время у Руси было очень много врагов. Вспомните, кто из врагов первым напал на Новгород, в котором правил князь Александр.
Дети: - Шведы.
Воспитатель: Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но князь Александр сказал: "Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде". Эта заповедь Александра дошла до наших дней. А наши дети тоже знают много богатырских военных заповедей:


1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. Трудно в ученье, легко в бою.
3. Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
4. Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
5. Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
6. Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.
7. Много славы не добудешь на веселых пирах, мед попиваючи.


Воспитатель: Военные заповеди нашли свое отражение в песнях. Одну из них знают наши дети. Она называется: "Если хочешь быть военным" (поют дети ).
Воспитатель: Итак, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Князь Александр решает дать бой шведам. Какое событие предшествовало этому?
Дети: - Видение св. Бориса и Глеба, которые договаривались помочь молодому князю.
Воспитатель: Александр помолился в храме и рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю. Где находился вражеский лагерь?
Дети: На реке Неве.
Воспитатель: Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. Какое прозвище он получил за победу над шведами?
Дети: Александр Невский.
Ледовое побоище.
Воспитатель: Прошло время, и на русскую землю снова двинулись враги. Скажите, кто же это напал на Новгород во второй раз?
Дети: Немецкие рыцари.
Воспитатель: Надо сказать, что немецкие рыцари были очень хорошо защищены тяжелыми доспехами, а русские воины имели доспехи более легкие. Давайте на рассмотрим детали вооружения русского дружинника. ( Булатный шлем, доспехи - броня, кольчуга, копье, щит, прямой меч, колчан со стрелами).
Воспитатель: В традициях русского народа было бережное отношение к девочке, девушке, женщине. И в русской пляске проявляется культура отношения между мужчиной и женщиной. Мальчик выступает в роли защитника. Сейчас наши мальчики покажут, как они умеют оберегать, защищать девочку в танце.
Казачий перепляс (танцуют дети ).
Воспитатель: Но вернемся к Александру Невскому. Он любил повторять: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет". Так получилось и с немцами. Знаменитое "Ледовое побоище" произошло ранней весной на льду Чудского озера. Что помогло князю одержать победу?
Дети: Рыцари имели тяжелое вооружение, лед под их тяжестью ломался и немецкие рыцари тонули.
Воспитатель: Так князь Александр Невский одержал свою вторую выдающуюся победу над врагом. Видно Бог помогал благочестивому князю.
Подвиг Александра Невского не забыт.
Воспитатель: Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского.
Крестным знаменьем пред битвой
Троекратной осенясь, -
Меч в руке, уста с молитвой, -
Побеждал великий князь!
Закрывали тучи солнце...
Кровь струилась по траве...
Бил он рыцарей - тевтонцев,
Бил он шведов на Неве.
Сотни лет прошли с той были,
Многие ушли - как дым...
А вот князя не забыли –
Он великим стал святым!