Наглядные средства в специальном образовании

Эркерт Диана Дмитриевна

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение специфических средств обучения и воспитания.

Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядные средства в специальном образовании Эркерт Диана Дмитриевна

Слайд 2

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств. Поэтому необходимо применение специфических средств обучения и воспитания. Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся.

Слайд 3

Принципы специального образования Принципы — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно- образовательного процесса и управления познавательнои ̆ деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями Принцип педагогического оптимизма ( иной взгляд на индивида , он не ущербен , а благополучен если общество хочет и может дать на это условия) Принцип ранней педагогической помощи ( чем раньше , тем лучше) Принцип коррекционно- компенсирующеи ̆ направленности (опираемся на здоровые , оставшиеся возможности индивида) Принцип социально- адаптирующеи ̆ направленности образования ( коррекция это не цель , это средство для самостоятельности и независимости) Принцип развития мышления, языка и коммуникации ( для успешной адаптации и коммуникации без этого дело не пойдет) Принцип деятельностного подхода ( идем по ведущей деятельности и предметно практическая д. для нас это компенсация для любого ребенка) Принцип дифференцированного и индивидуального подхода ( каждому своё) Принцип необходимости специального педагогического руководства (самостоятельная учебно-познавательная деятельность их затруднена или невозможна)

Слайд 4

Наглядные средства в специальном образовании по категориям детей с ОВЗ и вариацией программ начального общего образования

Слайд 5

Классификация наглядности I. Натуральные объекты: 1. Природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе. 2. Природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях. II. Воспроизведение натуральных объектов и явлений (объемные модели, настенные картины, рисунки, фотографии, фильмы и т. д.). Средства обучения данной группы воспроизводят образы соответствующих объектов и явлений, служат формированию конкретных представлений о природных объектах хозяйственной деятельности людей. III. Описание предметов и явлений символами. 1. Вербальные пособия (учебники, справочники, текстовые таблицы). 2. Картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, атласы и др.). 3. графические схематические пособия (схемы). 4. графические статистические пособия (графики, диаграммы).

Слайд 6

Наиболее эффективно ознакомление детеи ̆ с натуральнои ̆ наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы окружающеи ̆ действительности в непосредственнои ̆ близости, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств . Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

Слайд 7

Слабослышащие Категории детей с ОВЗ Слепые Слабовидящие С тяжелыми нарушениями речи С нарушениями ОДА С ЗПР С РАС и УО Глухие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глухие дети варианты программ ФГОС НОО

Слайд 2

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 1.1 и 1.2 Дактилографическая доска Мнемотаблицы Карточки для глобального чтения Дидактический материал в виде карточек-картинок, Жестовые ролики, жестовые песни Цветные пирамиды, картинки , пазлы Печатная продукция Схемы предметные Головоломки предметные Экскурсии Муляжи , макеты по теме занятия

Слайд 3

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 1.3 и 1.4 Дактилографическая доска Мнемотаблицы упрощенные Карточки для глобального чтения Дидактический материал в виде карточек-картинок Жестовые ролики упрощенные Цветные пирамиды, картинки , пазлы Печатная продукция Схемы коммуникации Тактильные карточки

Слайд 4

Слабослышащие дети варианты программ ФГОС НОО

Слайд 5

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 2.1 , 2.2 , 2.3 Наглядные лого упражнения Тактильно-цветные карточки Дактилографическая доска Мнемотаблицы упрощенные Дидактический материал в виде карточек-картинок Цветные пирамиды, картинки , пазлы Печатная продукция Схемы предметные Головоломки предметные Экскурсии Муляжи , макеты по теме занятия

Слайд 6

Слепые дети варианты программ ФГОС НОО

Слайд 7

Наглядные ( тактильные) средства для обучающихся варианта программы 3.1 и 3.2 Тактильный дисплей Тактильные книги Тактильные карточки Выпуклые картинки Книги с использованием рельефно-точечного шрифта, Колодка, разборная азбука, Контурные рисунки Тактильные расписания Макеты, Муляжи, оригинальная продукция Фигурки предметов быта, животных, мебели, техники, чучела животных Разнообразие материалов ( дерево, железо, бумага, ткани) предметы быта для СБО Звуковые предметы Тактильные схемы

Слайд 9

Наглядные ( тактильные) средства для обучающихся варианта программы 3.3 и 3.4 Прибор для письма ( счетный луч) Тактильный дисплей Тактильные карточки Выпуклые картинки Книги с использованием рельефно-точечного шрифта Колодка, разборная азбука, Контурные рисунки Тактильные расписания Макеты, Муляжи, оригинальная продукция Фигурки предметов быта, животных, мебели, техники, чучела животных Разнообразие материалов ( дерево, железо, бумага, ткани) предметы быта для СБО Звуковые предметы Тактильные схемы

Слайд 11

Слабовидящие дети варианты программ ФГОС НОО

Слайд 12

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются Выбор адекватного фона (оттенки светлозеленого , темноголубого , бежевого); Выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красныи ̆ рядом с желтым часто видится оранжевым, синии ̆ — фиолетовым, фиолетовыи ̆ с коричневым - черным, красныи ̆ — бордовым); Постоянное использование указки для показа; Нахождение ребенка при показе объекта у доски со стороны открытого глаза (закрыт правыи ̆ глаз — слева, закрыт левыи ̆ глаз — справа); Нахождение педагога у доски справа, обязательно лицом к детям; Подача изучаемых объектов на рассматриваемои ̆ картине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру). На занятиях по математике размер предметов — до 15см, размер используемои ̆ натуры— 20-25 см, раздаточныи ̆ материал — до 7 см.

Слайд 13

Требования, предъявляемые к натуральнои ̆ наглядности Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционнои ̆, легко узнаваемои ̆ формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам Они выступают в качестве моделеи ̆ и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемыи ̆ предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение. Требования, предъявляемые к изобразительнои ̆ наглядности При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 (1-3%) минимальныи ̆ размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 (4-8%) — не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 (9-20%) — не менее З мм.

Слайд 14

Следует избегать использования изобразительнои ̆ наглядности темно-синего, темно- фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительнои ̆ патологиеи ̆. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом ( спокойном , контрастном) или оранжевом (стимулирующем).

Слайд 15

Дети с тяжелыми нарушениями речи варианты программ ФГОС НОО

Слайд 16

Логопедические карточки для чтения Логопедические игровые задания (многофазные, с использованием дыхательных упражнений) Объёмные пособия со звуковыми вставками Тактильные книги Тактильные коврики Логопедические тетради с тактильными вставками , наклейками , рисунками Тактильные массажные мячики для рук Логопедические картинки (постановка языка) Наглядные средства для обучающихся варианта программы 5. 1 и 5. 2

Слайд 17

Дети с нарушениями ОДА варианты программ ФГОС НОО

Слайд 18

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 6.1 и 6.2 Тактильные игрушки Тактильные коврики Макеты Муляжи Чучела Тактильные схемы Счетный материал ( кубики , шарики , камешки) . Экскурсии Тактильные книги Схемы карточки Укрупненные предметы для захватов Звуковые наглядные пособия

Слайд 19

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 6.3 и 6.4 Объемные геометрические фигуры Штанги по монтессори Зона практической жизни по монтессори Укрупненные таблицы Укрупненные муляжи и макеты Буквенные доски Коммуникативные доски Таблица общения низкотехнологичная коммуникативная панель

Слайд 20

Дети с задержкой психического развития варианты программ ФГОС НОО ? ?

Слайд 21

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 7. 1 и 7. 1 Наглядные пособия к каждому уроку ( схемы, иллюстрации, объёмные наглядные пособия, визуально тактильные) Таблицы Четкие алгоритмы Цветовое выделение Иллюстрации к истории , изложениям , задачам Визуализация правил , последовательности

Слайд 22

Дети с расстройством аутистического спектра варианты программ ФГОС НОО

Слайд 23

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 8. 1 и 8. 2 Наглядные пособия к каждому уроку ( схемы, иллюстрации, объёмные наглядные пособия, визуально тактильные) Таблицы Четкие алгоритмы Цветовое выделение Иллюстрации к истории , изложениям , задачам Визуализация правил , последовательности Коммуникативная доска Тактильные коврики

Слайд 24

Наглядные средства для обучающихся варианта программы 8.3 и 8.2 Шуршащие , звенящие, светящиеся предметы Штанги по монтессори Зона практической жизни по монтессори Укрупненные таблицы Укрупненные муляжи и макеты Буквенные доски Коммуникативные доски Цветные простыни Песок , камушки , вода в бутылке Таблица общения низкотехнологичная коммуникативная панель Тактильные коврики

Слайд 25

Дети с умственной отсталостью варианты программ ФГОС НОО

Слайд 26

Наглядные средства для обучающихся варианта программы №1599 Пр1 и Пр2 Укрупненные предметы Конкретный рисунок или объёмный материал без деталей Цветовые палитры Схемы действий Чёрно-белые схемы Укрупненные печатные издания Счетный материал Экскурсии Муляжи , чучела Игрушки и модели изучаемого материала Схемы пространства

Слайд 27

Итог Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, процесс сложный и многогранный. Этот процесс представляет собой совокупность личностного, умственного, речевого, эмоционального и других аспектов. Важная роль в этом процессе принадлежит использованию наглядности как одному из эффективных методов коррекционной работы. Наглядность должна подбираться к каждому ребенку или классу индивидуально , на основе программы обучения , индивидуальных потребностей обучающихся исходя от результатов диагностики , или наблюдения учителя , дефектолога , психолога , а так же консультацией с родителями.