Классный час «История памятника броненосцу «Император Александр III»

Дорош Геннадий Анатолиевич

Классный час «История памятника броненосцу «Император Александр III» был специально разработан для воспитанников 6-7 классов Нахимовского военно-морского училища

Данные материалы могут быть полезны воспитателям, классным руководителям довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также средних образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга.

Ознакомление с ними будет способствовать эффективной работе классных руководителей по подготовке и проведению классных часов исторической направленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «История памятника броненосцу «Император Александр III».

Форма проведения: беседа

Цели:

1. Формирование чувства патриотизма, гордости за причастность к Военно-морскому флоту России, мотивации к поступлению в Высшие военно-морские учебные заведения.

2. Расширить знания воспитанников о Цусимском сражении через историю конкретного корабля - броненосца «Император Александр III».

3. Сформировать интерес к изучению памятников Санкт-Петербурга.

Структура классного часа:

№ п/п

Этапы

Содержание учебного материала

Время

1.

Вступление

Приветствие. Формулировка темы и актуальности изложения данного материала

5 мин.

2.

Основная часть

2.1 История создания и открытия памятника.

2.2 Эскадренный броненосец «Император Александр III» и его экипаж.

2.3 Эскадренный броненосец «Император Александр III» в Цусимском сражении.

30 мин.

3.

Заключение

Вывод по проведенному классному часу. Ответы на вопросы по материалу классного часа.

5 мин.



Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Классный час:

 «История памятника броненосцу «Император Александр III».

Дорош Геннадий Анатолиевич,

классный руководитель 82 класса

Санкт-Петербург

2021 г.

Оглавление

1. Введение

3

2. Основная часть

4-13

2.1 История создания и открытия памятника.

4

2.2 Эскадренный броненосец «Император Александр III» и его экипаж.

6

2.3 Эскадренный броненосец «Император Александр III» в Цусимском сражении.

11

3. Заключение

14

4. Список литературы и интернет-источников

15


1. Введение.

Как-то гуляя по Санкт-Петербургу в сквере у Николо-Богоявленского морского собора, я увидел небольшой памятник. Я подошел к нему и осмотрев его, понял, что он установлен морякам броненосца «Император Александр III», погибшим вовремя Цусимского сражения 14—15 мая 1905 г. в ходе русско – японской войны 1904 — 1905 гг. Это меня очень заинтересовало.

Ведь Русско-японская война 1904–1905 гг. занимает особое место в истории Отечественного флота. Это единственная война XX века, где Российский флот действовал крупными линейными силами и на столь обширных пространствах мирового океана. Эта война стала крупным военным столкновением интересов России и Японии за господство на Дальнем Востоке и Тихом океане. (1)

Однако эта война, которая продлилась около года, сегодня известна далеко не всем. Основной причиной этому является тот факт, что Россия уступила в этом вооруженном конфликте более подготовленной Японии. Но мы, нахимовцы, должны знать историю своей страны и русского флота, какой бы она не была.

И я задался вопросом, почему этот памятник установлен именно морякам броненосца «Император Александр III», ведь в этом сражении принимали участие и другие корабли русского флота?

Так я начал свое исследование и вот что я выяснил.

2. Основная часть

2.1 История создания и открытия памятника.

Вскоре после жесткого поражения 2-й Тихоокеанской эскадры русского флота в Цусимском сражении на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим. Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М.С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора. Заказ на исполнение получил архитектор Яков Иванович Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов. Скульптурные работы выполнил скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.

В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 года в присутствии Её Императорское Величество вдовствующей Государыни Императрицы Марии Федоровны, представителей иностранных держав и родственников погибших членов экипажа состоялось торжественное открытие памятника (слайд 3.

На трёхступенчатом основании из чёрного гранита стоит четырёхгранный пьедестал из красного мелкозернистого гранита. На пьедестал установлена пирамидальная колонна, увенчатая бронзовым орлом с крестом. На все четыре грани пьедестала установлены бронзовые доски с именами погибших героев (слайд 4)

Наиболее интересно оформлена лицевая восточная сторона памятника. Над пьедесталом в окружении лаврового венка установлен медальон с изображением морского якоря и датами похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: «1904-1905».

Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца «Император Александр III»: «14 мая 1905». Ниже — бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним — бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца:

«Командир капитан 1-го ранга Н. БУХВОСТОВ

Старший офицер капитан 1-го ранга В. ПЛЕМЯННИКОВ

Ст. ревизор лейтенант А. Воеводский 2-й

Ст. минный офицер капитан 2-го ранга К. Стааль 1-й

Младший минн. оф. лейт. В. Игнатьев

Ст. артиллерийский оф. лейт. В. Эллис 1-й

Мл. артилл. оф. лейт. Е. Демидов»

На остальных гранях пьедестала установлены бронзовые доски с перечнем фамилий погибшего экипажа броненосца.

2.2 Эскадренный броненосец «Император Александр III» и его экипаж.

Так что же за корабль был эскадренный броненосец «Император Александр III»? (слайд 5)

Русский флот, стараниями императора Александра III к концу XIX столетия превратившийся в один из крупнейших военных флотов в мире, переживал настоящий кораблестроительный бум накануне Русско-японской войны. Взятый в годы Александровского правления темп прироста численности кораблей, появления новых проектов и расширение классификации Российского императорского флота сохранились и при наследнике знаменитого царя — императоре Николае II. Именно при нем российские моряки получили серьезные подводные силы, именно при нем закончилось кардинальное изменение структуры и возможностей флота. При нем же в России была заложена самая крупная серия линейных кораблей эпохи броненосного флота — эскадренные броненосцы типа «Бородино». Первые два корабля проекта — собственно «Бородино» и «Император Александр III» — заложили 24 (11 по старому стилю) мая сразу на двух санкт-петербургских судостроительных заводах: соответственно, Новом Адмиралтействе и Балтийском заводе.

И на момент закладки, и на момент вступления в строй в 1903-1904 годах корабли типа «Бородино» являлись одними из самых современных и совершенных не только в российском флоте, но и по сравнению с флотами других держав. Основой для создания «бородинского» проекта стал броненосец «Цесаревич», спроектированный и построенный для России во Франции. От него эскадренные броненосцы типа «Бородино» унаследовали расположение артиллерии главного калибра — 305-миллиметровой — в двух двухорудийных башнях на баке и на юте, а вот орудия меньшего калибра — 152 мм (12 орудий), 75 мм (20 орудий) и 45 мм (20 орудий) расположили несколько иначе, стремясь обеспечить для них наибольший сектор обстрела. Отличала корабли типа «Бородино» и более мощная броня: они имели два сплошных броневых пояса, нижний из которых имел толщину 203 мм, а верхний — 152 мм. Фактически, как и «Цесаревич», эскадренные броненосцы «бородинской» серии были первыми в мире кораблями такого класса, которые были защищены по всей ватерлинии двумя непрерывными рядами броневых плит.(3)

Броненосец имени Великого императора Российской Империи Александра III вступил в ряды флота 12 октября 1903 года. Броненосец был зачислен в Гвардейский экипаж, на нём служили образцовые офицеры и матросы, во время похода второй Тихоокеанской эскадры броненосец был самым образцовым в эскадре. (слайд 6)

Он обладал крепкой броней и мощным артиллерийским вооружением:

Толщина брони:

•        главный броневой пояс крупповской брони от 125 до 194 мм;

•        башни главного калибра 254 мм;

•        барбеты башен главного калибра от 102 до 254 мм;

•        башни среднего калибра 152 мм;

•        боевая рубка 203 мм;

•        нижняя броневая палуба 25—43 мм;

•        главная палуба 32—51 мм.

Скорость - 17,5 узла.

Дальность плавания - 3200 миль.

Экипаж: 30 офицеров и 837 матросов.

Вооружение:

•        пушки 305мм — 4 шт., 152мм — 12 шт., 75/мм — 20 шт., 47 мм — 20 шт., 37 мм — 2 шт.;

•        надводные торпедные аппараты, 381 мм — 2 шт.;

•        подводные торпедные аппараты, 381 мм — 2 шт.;

•        пулемёты — 10 шт.

Однако не лёгкая судьба ожидала этого боевого гиганта. Во время спуска на воду произошёл трагичный инцидент, когда сорвавшимся флагштоком было убито несколько человек. В народе посчитали это предзнаменованием судьбы, тех нелёгких испытаний, через которые должен будет пройти броненосец...

Броненосец "Император Александр III" вошел в состав 2й Тихоокеанской эскадры, которая шла на помощь Первой эскадре, запертой в Порт-Артуре. Ядро эскадры составили однотипные эскадренные броненосцы — «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел», составившие первый броненосный отряд эскадры. Перед отплытием его лично посетил Государь Николай Александрович, похвалил моряков за образцовую службу и напомнил, что броненосец носит имя его покойного отца Императора.

Но даже самый современный и мощный корабль не представляет собой ничего без его экипажа. А основу любого экипажа составляют его офицеры.

Так кто же были эти морские офицеры?

Вот первый и последний командир броненосца «Император Александр III», капитан 1 ранга Бухвостов Николай Михайлович: фамилия какая-то не княжеская, но не будем торопиться (слайд 7)

Когда Пётр I объявил в 1683 году набор в свои потешные войска, первым к нему явился царский конюх (по другим сведениям - стряпчий) Сергей Леонтьевич Бухвостов и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка как «потешный пушкарь».

Современник его характеризует так: «Был росту среднего, силён, тверд, скромен и весьма воздержан». В истории за ним закрепилось звание "первого русского солдата". Он участвовал во всех военных кампаниях, проводившихся Петром, был тяжко изранен и в признательность за многолетнюю честную службу Пётр присвоил Бухвостову чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон со званием — капитан гвардии, где он значился до своей смерти. А род Бухвостовых продолжил служить России.

Перед уходом эскадры на Дальний Восток Николай Михайлович произнёс пророческие слова: «Вы желаете нам победы. Нечего говорить, как мы её желаем… Но за одно я ручаюсь — мы все умрём, но не сдадимся». (1)

Тут я не могу не сказать ещё пару слов о "кастах". Среди погибших был и поручик князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика.

И был он младшим судовым механиком-инженером, потому и звание такое. В 1901 году окончил Императорское Техническое училище, воинскую повинность проходил на боевых кораблях на Дальнем Востоке. С началом войны добровольно подал прошение о зачислении на действующий флот. Попав в Гвардейский экипаж, поручик Гагарин очень естественно влился в эту довольно замкнутую касту и, по сохранившимся свидетельствам, стал любимцем кают-компании гвардейского броненосца.

Было ему 28 лет, после него остались вдова и маленькая дочь, которая ни одной минуты не видела своего отца.

Это офицеры гвардейского эскадренного броненосца «Император Александр III». Даже на этом снимке имеется один князь. Гвардия - она и есть гвардия (слайд 8).

2.3 Эскадренный броненосец «Император Александр III» в Цусимском сражении.

2 октября 1904 года вторая эскадра двинулась из Либавы в свой поход через три океана (слайд 9)

За время похода команда броненосец показала себя одной из лучших - на броненосце не было зарегистрировано ни одной крупной поломки, никто не сошёл с ума и не дезертировал, даже во время утомительной стоянки около берегов Мадагаскара команда была примером для остального флота, демонстрируя высокую боевую подготовку и организацию работ. И экипаж его был полон решимости сражаться до конца.

Пройдя долгий путь, более полугода тяжёлого, изнурительного плавания, от холодных ветров Северного моря, до изнуряющей жары Африки, к 13 мая 1905 года броненосец "Император Александр III" прибыл к Корейскому проливу. А уже днём 14 мая состоялось Цусимское сражение. Этот день не суждено было пережить не одному человеку с «Александра III».

Активная фаза сражения началась в 13.49 когда броненосец «Князь Суворов» открыл огонь из орудий главного калибра.

Командующий японским флотом вице-адмирал Хейхатиро Того построил японские броненосцы и крейсера таким образом, что они орудиями своих бортов могли расстреливать головные корабли русской эскадры по одному (слайд 10).

«Император Александр III» весь поход шел вторым за Рожественским, он должен был встать во главе эскадры в случае потери флагмана. Так и случилось.

Первым запылал и вышел из боя броненосец «Князь Суворов», и заняв во время боя его место во главе эскадры броненосец «Император Александр III» принял на себя огонь двенадцати японских кораблей. Умело маневрируя, капитан пытался вывести эскадру из-под огня противника. Весь шквал полутора десятка основных японских кораблей обрушился на русский броненосец.

Орудия «Александра III» тоже не молчали, и вели огонь по кораблям неприятеля. Делали они это в невероятно тяжелых условиях: тут и там рвались японские снаряды, начинённые особой легковоспламеняющейся взрывчаткой. Нескольких часов русские моряки мужественно вели бой против подавляющих сил противника. Изрешеченный снарядами, попеременно кренясь то на один, то на другой борт, броненосец не раз был готов пойти ко дну. Однако, оставшиеся в живых матросы, не переставая стрелять, справлялись с креном и «Император Александр III» вновь занимал место в строю. Экипажу пришлось бороться с сильным креном из-за подводных пробоин и пожарами на борту. Логично предположить, что крен исправили контрзатоплением, от чего перегруженный броненосец еще увеличил осадку, и вода подступила к казематам орудийной палубы.

Не смотря на катастрофические разрушения на борту, этом броненосец вёл бой до последнего. Однако, получив серьёзные повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Последние полчаса перед гибелью находился под сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга».

Он затонул около 18:55 14 мая 1905 года, из девятисот членов команды не спасся никто. Крейсера «Изумруд» и «Владимир Мономах» последовали к месту гибели броненосца, однако выживших найти не удалось. Никто никогда не узнает, что творилось на броненосце в его последние часы - некому было об этом рассказать, погибли все, от капитана Бухвостова и поручика Гагарина до последнего кочегара.

3. Заключение

Многие современники обвиняют наш флот в целом, и вице-адмирала Рожественского в частности, в позорном поражении, некоторые утверждают, что катастрофа Цусимского сражения дала толчок развитию Российскому флоту. Мы же вспомним русских моряков, совершивших почти кругосветное путешествие, сделавших то чего не сделал ни до, ни после них, ни один флот - они проявили свои лучшие качества русских моряков и с честью выполнили свой долг перед Государем и Отечеством.

А еще, я очередной раз понял, в чем отличие морского боя от боя на суше. В морском бою не отступишь во вторую линию траншей, не отсидишься в штабе за километры от передовой и не отправишься в лазарет, получив ранение, в этом бою ты вместе со всем экипажем побеждаешь или умираешь, другого не дано.

Гибель броненосца была ужасна, истерзанный снарядами, полыхающий пожарами, с сильнейшим креном, он продолжал отбиваться до последнего момента, когда перевернулся и мгновенно затонул. Можно ли представить себе, что творилось в этот момент в его внутренних помещениях, когда срывались с фундаментов орудия и котлы, струи раскалённого пара пронизывали машинные отделения в полном мраке под рёв врывающейся в корпус воды? (слайд 11)

«Император Александр III» был исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.

Это единственный броненосец Цусимы, с которого не спасся ни один человек. Это корабль, принявший на себя весь адский огонь японского флота в самые тяжёлые минуты Цусимы,

Список литературы и интернет-источников

  1. Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение: 14-15 мая 1905 г. 2-е изд. СПб.: Остров, 2002 г.

  1. https://fotopitera.livejournal.com/149115.html

  1. https://topwar.ru/95693-nastoyaschie-morskie-giganty-imperator-aleksandr-iii-i-izhe-s-nim.html

  1. http://dubrovy.ru/to/111-2/


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: « История памятника броненосцу «Император Александр III». ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Дорош Геннадий Анатольевич Классный руководитель 72 класса

Слайд 2

Месторасположение памятника

Слайд 3

Открытие памятника 14 мая 1905 года

Слайд 4

Памятник «Героям броненосца «Император Александр III»

Слайд 5

Внешний вид гвардейского броненосца «Император Александр III»

Слайд 6

Вооружение : • пушки 305мм — 4 шт., 152мм — 12 шт ., 75/мм — 20 шт ., 47 мм — 20 шт ., 37 мм — 2 шт.; • надводные торпедные аппараты, 381 мм — 2 шт.; • подводные торпедные аппараты, 381 мм — 2 шт.; • пулемёты — 10 шт. Технические характеристики броненосца «Император Александр III» Толщина брони : • главный броневой пояс брони от 125 до 194 мм ; • башни главного калибра 254 мм ; • барбеты башен главного калибра от 102 до 254 мм ; • башни среднего калибра 152 мм; • боевая рубка 203 мм; • нижняя броневая палуба 25—43 мм; • главная палуба 32—51 мм . Скорость - 17,5 узла . Дальность плавания - 3200 миль . Экипаж: 30 офицеров и 837 матросов.

Слайд 7

первый и последний командир , капитан 1 ранга Бухвостов Николай Михайлович младший судовой механик-инженер князь Григорий Григорьевич Гагарин, представитель известного княжеского рода, потомков Рюрика. Офицеры броненосца «Император Александр III»

Слайд 10

Место броненосца «Император Александр III » в Цусимском сражении

Слайд 12

Спасибо за внимание