ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Голосова Елена Дмитриевна

Современная экологическая ситуация в нашей стране и мире требует изменения поведения человека,

смены его ценностных ориентиров и признания самоценности природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл уголок природы 92.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение  Вейделевского района

«Многофункциональный  центр социальной помощи семье и детям «Семья»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ….

6

1.1. Особенности формирования экологические представления у детей дошкольного возраста...……………………………………………

6

1.2. Организация группового уголка природы в детском саду……

12

1.3. Педагогические условия формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы…………………………………………………….……

17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ…..

24

2.1. Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста……………….

24

2.2. Методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.....................................................................

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….........

36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

41


ВВЕДЕНИЕ

Современная экологическая ситуация в нашей стране и мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров и признания самоценности природы. Для смены ценностных ориентиров нужны люди с новым мировоззрением, поэтому в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. В этот период закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем.

Большой вклад в разработку проблемы экологического образования подрастающего поколения внесли Н.Н. Вересов, С.Д. Дерябо, Л.С. Игнаткина, И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова, В.А. Ясвин и др.

Организация развивающей предметно-пространственной среды - одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности. Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды является уголок природы, который предоставляет возможность ежедневного сосуществования ребенка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.

Вместе с тем, существующая практика и проводимые в этой области исследования показывают, что в процессе экологического образование дошкольников недостаточно уделяется внимания формированию экологических представлений в групповом уголке природы.

На основании вышесказанного тема нашего исследования «Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы».

Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы. Целью исследования является решение данной проблемы.

Объект исследования – процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.

В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы будет успешным, если:

– использовать экологический лэпбук в уголке природы;

– организовывать экологические опыты в уголке природы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, сформулированы задачи исследовательской работы:

1. Рассмотреть особенности формирования экологические представления у детей дошкольного возраста

2. Раскрыть методику организации группового уголка природы в детском саду.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.

Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, изучение опыта, педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента), метод математической обработки данных.

База исследования: Муниципальное учреждение Вейделевского района «Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» поселок Вейделевка Вейделевский район Белгородская область.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

1.1. Особенности формирования экологические представления у детей дошкольного возраста

Основной смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни», – отмечает С.Н. Николаева (28). Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю (28). Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у дошкольника с помощью педагога складываются необходимые качества и свойства личности. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

– формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры ФГОС ДО (43).

По мнению Л.В. Шинкаревой, экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости (25).

Экологические представления – это определенные знания и сведения о взаимосвязи растений и животных с их средой обитания, их приспособленности к ней; это знания о человеке – как части природы; сведения об использовании природных ресурсов, а также о состоянии экологической среды в целом (28).

Л.В. Шинкарева уточняет, что содержание экологических представлений дошкольников:

1) опирается на основные понятия биоэкологии, ее разделы: аутэкологии (рассматривает взаимосвязь отдельно взятого организма со средой обитания, через понятия живой организм, среда обитания, адаптация (приспособление); демэкологии (изучает взаимосвязь популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом, через понятие популяция); синэкологии (исследует взаимосвязь сообществ живых организмов со средой совместного проживания, через понятие экосистема);

2) в содержании экологических представлений отражаются сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (т.е. информация, имеющая прямое отношение к экологии человека);

3) в содержании экологических представлений раскрывается аспект природопользования (использование человеком природных ресурсов) и охраны окружающей среды (т.е. сведения, имеющие отношение к социальной экологии) (25).

На основе анализа результатов исследований ученых Э.И. Залкинд, Л.С. Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой, А.М. Федотовой и др., занимающихся проблемами конкретизации, систематизации, выявления возрастной специфики экологических представлений, понятие «природа» целесообразно дифференцировать на живую (растения, животные, человек) и неживую (вода, воздух, тепло, свет, полезные ископаемые и др.) природу и соответственно конкретизировать содержание представлений детей дошкольного возраста.

Выделяют общие задачи по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста:

– ознакомление с природой и природными явлениями;

– развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

– формирование первичных представлений о природном многообразии планеты земля;

– формирование элементарных экологических представлений;

– формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на земле во многом зависит от окружающей среды;

– воспитание умения правильно вести себя в природе;

– воспитание любви к природе, желания беречь ее;

– развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

– развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Один из путей повышения эффективности формирования экологических представлений состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.

В процессе формирования экологических представлений у детей широко используются следующие методы:

1. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Например, наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.

2. Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Например, в процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др. Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.

3. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Например, беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями: для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.

В процессе формирования экологических представлений у детей широко используются следующие формы организации образовательного процесса: экскурсии, экологические праздники и досуги, экологические акции, ознакомление детей с природой в повседневной жизни, труд детей в природе.

Например, педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Таким образом, экологические представления – это представления ребенка о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Экологические представления – это определенные знания и сведения о взаимосвязи растений и животных с их средой обитания, их приспособленности к ней; это знания о человеке – как части природы; сведения об использовании природных ресурсов, а также о состоянии экологической среды в целом. Один из путей повышения эффективности формирования экологических представлений состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.


1.2. Организация группового уголка природы в детском саду

Самым распространенным экологическим пространством как формой организации зеленой зоны в детском саду являются уголки природы в группах детского сада.

Уголок природы – достаточно традиционный элемент детского сада, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования, это возможность ежедневного сосуществования ребенка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания (24; 31).

Цель уголка природы – это возможность ежедневного сосуществования ребенка с объектами природы в разных видах и методах экологической деятельности и познания.

Задачи уголка природы:

1. Сформировать первоначальные знания детей о природе, развивать мыслительные способности (память, логику, внимание, наблюдательность и т.д.).

2. Развивать умение ребенка видеть красоту природы, совмещать с творческими способностями.

3. Сформировать эмоционально-положительное, нравственное отношение к природе (бережливость, заботливость, внимательность, любовь к родной природе).

4. Сформировать первоначальные практические трудовые умения и навыки по уходу за растениями, ответственность за результат деятельности.

5. Создать экологически благоприятный климат в группе: увлажнение и обогащение кислородом, поглощение из воздуха вредных веществ. Наличие лекарственных растений (24; 31).

Содержание уголка природы включает следующие компоненты:

1. Символ уголка природы. Уголку природы нужен символический хозяин. Таким хозяином может стать фигурка гнома, сказочника, лесовика и т.п.

2. Растения. Чаще всего в Уголках природы используются комнатные растения. Нужно подобрать живые и искусственные растения, таким образом, чтобы их можно было сравнить и выявить в них признаки живого и неживого. Растения должны украшать уголок, быть здоровыми и красивыми. Для этого надо выбирать лишь те растения, которым подходят световые и температурные условия места, отведенного под Уголок природы. Кроме комнатных растений в Уголке природы уместен зимний огород, в котором дети могут проводить наблюдения и эксперименты с проращиванием семян (горох, бобы, желуди, семена хвойных и т.п.), выгонкой луковиц, выращиванием зеленых культур и т.п.

3. Детская познавательная литература. В Уголке природы также должны быть книги и справочные пособия природоведческого содержания. Желательно, чтобы литература была с картинками. Полезны энциклопедии о растительном, животном мире, объектах неживой природы; детская художественная литература; детские периодические издания.

4. Оборудование для проведения элементарных опытов.

5. Оборудование для организации дежурства и трудовой деятельности.

6. Муляжи и игрушки. Для расширения кругозора и увеличения словарного запаса можно использовать муляжи реальных природных объектов. Это могут быть муляжи фруктов, овощей, ягод, а также фигурки животных, имитирующие настоящих, но в другом масштабе (насекомых в увеличенных размерах, а крупных животных – в уменьшенном виде). На занятиях, в дидактических и сюжетных играх, при проведении праздников можно использовать и тематические игрушки.

7. Фонтанчики, водопады, динамические картины. Эти объекты можно использовать в Уголке природы для организации релаксации, снятия напряжения.

8. Аудиотека. В Уголке природы можно собрать аудио коллекцию из звуков природы, сказок о животных, классических музыкальных произведений о природных объектах и явлениях.

9. Музей природы. Дети любят собирать коллекции. В Уголке природы можно собрать коллекции полезных ископаемых, необычных сухих грибов, ракушек, кораллов, чешуйки от панциря черепах, яйца черепах или птиц, перья, гербарий и т.д. В музее могут быть собраны и поделки из природного материала: шишек, сухоцветов, скорлупок, семян и т.д. Экспонаты музея следует размещать на открытых полках на уровне глаз ребенка. Экспонатами могут быть любые предметы, необычные объекты живой и неживой природы, а также произведения изобразительного искусства и репродукции на тему природы.

10. Модели. В Уголке природы можно собрать целую серию макетов ландшафтов и природных зон («Морское дно», «Поле», «Арктика», «Пустыня», «Лес», «Луг», «Болото», «Земля», «Огород», «Сад», «Деревня»). С их помощью можно наглядно продемонстрировать связи и зависимости, существующие в живой природе (например, роль покровительственной окраски, строения конечностей и др.). С использованием моделей можно проводить различные игры, создавать проблемные ситуации: «Что не так?», «Кто заблудился?», «Что произойдет, если…» (например, жираф окажется в пустыне или белый медведь – в лесу). Подобные игры перерастают в интересную беседу, способствуют развитию устной речи детей (монологическая речь), активизируют опыт ребенка, развивают мышление. Создание виртуальных ситуаций с использованием макетов позволяет ребенку понять, почему нельзя убивать совершенно безобидных, безопасных лягушек и жаб, летучих мышей, защищающих наши сады и огороды от вредителей; почему нельзя «спасать» якобы потерявшегося и голодного зайчонка; почему нельзя выпускать на волю птицу, крысу или хомячка, проживающих с рождения в клетке.

11. Фотоальбомы, альбомы с картинками. Тематические подборки иллюстраций или фотографий: «Мир цветов», «Мир насекомых», «Домашние животные», «Домашние любимцы», «Хищники», «Деревья», «Явления природы», «Человек и природа» могут создаваться постепенно в результате реализации соответствующих проектов, совместной работы детей, родителей и воспитателя. Иллюстрации и фотографии могут стать зрительной опорой для рассказа ребенка о конкретном природном объекте, явлении или проблеме.

Сформулированы требования при организации уголков природы в группах детского сада:

– уголок природы должен быть ярким и красочным;

– стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе;

– недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

– цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

– оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

– природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

– оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным (31).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду – комнатные растения. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. Предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в уголок природы:

– типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус – высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка – с заметным опушением листьев и т. п.);

– внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);

– начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;

– неприхотливость и нетрудоемкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;

– каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Например, перечень временных объектов:

1. Осенью: букеты осенних цветов в вазах; поделки детей из природного материала.

2. Зимой: ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д.); ветки деревьев и кустов в вазах; экибаны, поделки детей.

3. Весной: ветки деревьев и кустарников в вазах; ящики с рассадой;

4. Летом: букеты цветов в вазах.

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

Уголок природы предназначен для проведения образовательной деятельности экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми объектами. Уголок природы можно разделить на ряд функциональных зон.

Таким образом, важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада. Уголок природы создается как место, где ребенок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое.


1.3. Педагогические условия формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы

Мы предположили, что формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы будет успешным, если:

– использовать экологический лэпбук в уголке природы;

– организовывать экологические опыты в уголке природы.

В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.

Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решили использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое (на наш взгляд) методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему (13).

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Подготовка к его изготовлению достаточно большая, требует время и использование различных материалов.

В детском саду лэпбук – это пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию (13).

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Интерес детей к папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждаются в том, как много они знают.

Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует ФГОС ДО.

Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

– информативен; полифункционален;

– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;

– пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

– обладает дидактическими свойствами;

– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

– структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста;

– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников (13).

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:

– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы.

В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Классификация опытов:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

– опыты с объектами неживой природы;

– опыты с растениями;

– опыты с животными;

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, на поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребенка);

– групповые (5-10 детей);

– коллективные (вся группа).

4. По причине проведения:

– случайные;

– запланированные;

– поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

– эпизодические (проводимые от случая к случаю);

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (5-10 минут);

- длительные.

7. По месту в цикле:

– первичные;

– повторные;

– заключительные и итоговые.

8. По характеру мыслительных операций:

– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

– обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

9. По способу применения в групповой комнате:

– демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога), воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами;

– фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный материал для экспериментирования).

Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

– четкость формулировки целей и задач опыта;

– предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;

– предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

– для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

– разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.

В группе среднего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами живой и неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Опытами можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы будет успешным, если использовать экологический лэпбук в уголке природы и организовывать экологические опыты в уголке природы.

Вывод по первой главе

1. Экологические представления детей дошкольного возраста рассматриваются как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Экологические представления – это определенные знания и сведения о взаимосвязи растений и животных с их средой обитания, их приспособленности к ней; это знания о человеке – как части природы; сведения об использовании природных ресурсов, а также о состоянии экологической среды в целом.

2. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада. Благодаря природному уголку в детском саду у детей формируются экологические представление о мире растений и животных, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически. Во время образовательной деятельности с помощью наглядных материалов формируется любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, эстетическое восприятие явлений.

3. В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы будет успешным, если:

– использовать экологический лэпбук в уголке природы;

– организовывать экологические опыты в уголке природы.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППОВОМ УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

2.1. Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе муниципального учреждения Вейделевского района «Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» поселок Вейделевка Белгородской области. В эксперименте участвовали 10 детей среднего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа эксперимента являлось определение уровня сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста (на примере неживой природы).

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику сформированности представлений экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

во-первых, формирование представлений о неживой природе;

во-вторых, ознакомление детей с объектами и явлениями неживой природы, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные представления о неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических представлений и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности социально-экологических представлений:

  • представления о неживой природе,
  • представления о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание 1. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

  • Какие свойства песка ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует песок?
  • Какие свойства камней ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует камни?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  1. Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
  2. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  3. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
  4. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8-12 баллов)

  1. Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
  2. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
  3. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  1. Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
  2. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  3. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 2. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

  • Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
  • Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
  • С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
  • На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

  1. Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
  2. Знает характерные признаки каждого времени года.
  3. Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
  4. По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
  5. Комментирует свой рисунок.
  6. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8-12 баллов)

  1. Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  2. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
  3. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.
  4. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
  5. Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5-7 баллов)

  1. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
  2. Не знает характерных признаков разных времен года.
  3. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.
  4. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
  5. Не выражает эстетического отношения к природе.

Результаты диагностики наглядно представлены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Уровни сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента.

На основании констатирующего эксперимента мы определили, что 15% имеют высокий уровень сформированности экологических представлений о неживой природе, 45% – средний уровень сформированности экологических представлений о неживой природе, 20% – низкий уровень экологических представлений о временах года; 50% детей имеют высокий уровень сформированности экологических представлений о неживой природе, 45% – средний уровень сформированности экологических представлений о временах года, 30% – низкий уровень экологических представлений о временах года.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента мы определили задачи нашей последующей работы: разработка методических рекомендаций по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.

2.2. Методические рекомендации по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста

в групповом уголке природы

Мы разработали методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.

1. Одним из важных компонентов по экологическому воспитанию является развивающая предметно-пространственная среда и, в частности, создание уголка природы в групповых комнатах, который выполняет развивающую, познавательную, эстетическую, нравственную функции.

Уголок природы в группе детского сада должен быть эмоционально комфортным для детей, поэтому необходимо делать акцент на цветовую гамму, которая благоприятно влияет на психику детей. Можно использовать желтый цвет, который побуждает к творчеству, зеленый считается природным и помогает детям преодолеть стресс и нервное потрясение, оранжевый добавляет энергии и вызывает интерес к работе.

В уголке природы можно создать комнатный сад. Главной целью создания в группе комнатного сада является знакомство детей с разнообразием и видами растений; научить детей ухаживать за ними. В комнатном саду могут находиться такие комнатные растения как: герань, фиалка, гибискус, спатифиллум, фикус, бегония, хлорофитум, лилия, традесканция.

Кроме постоянных растений в уголке природы моно расположить временные объекты, такие как мини-огород на окне, на котором посажены чеснок, лук, горох, зерновые культуры.

В уголке природы необходимо расположить столы, за которыми занимаются дети. Организовать мини-лабораторию для экспериментирования и проведения опытов, наблюдения и рассматривания.

С помощью родителей можно наполнять уголок природы различными коллекциями плодов и семян, листьев, камней, ракушек.

В уголке природы моно создать экологическую библиотеку, в которой имеется литература о природе, различные альбомы с фотографиями и иллюстрациями, карты, глобус, видео- и аудиокассеты с записями звуков природы, голосов животных и птиц. Благодаря экологической библиотеке в детях воспитывают интерес к родной природе, прививаю любовь к чтению книг, бережному отношению к природе в целом.

В уголке природы можно использовать

– интерактивную доску;

– магнитно-маркерные доски;

– тематические магниты;

– наборы маркеров и другие элементы.

Благодаря таким наглядным пособиям дети могут воспринимать информацию не только зрительно, но и на слух, быстро запоминать ее и даже проверять, насколько качественно усвоены знания.

2. В уголке природы можно реализовать проект по созданию лэпбука «Зимующие птицы». Лэпбук – это тематическая папка, которую можно использовать как во время образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.

Тема «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Совместно с родителями воспитатели должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Основная цель педагога при работе с лэпбуком «Зимующие птицы» заключается в формировании представлений и первоначальных знаний у детей о зимующих птицах.

Весной в детском саду традиционно в каждой группе на подоконнике появляется свой мини-огород, где воспитатель с дошкольниками выращивают различные культуры (лук, горох, овес и пр.). Ребятам обычно нравится наблюдать за развитием растений. Материал же по данной теме можно собрать и оформить в лэпбук «Огород на подоконнике».

Лэпбук на тему «Огород на подоконнике» можно наполнить разнообразной информацией. Возможные блоки:

1. Картотека овощей. Это картинки с подписью (названием овощной культуры).

2. Стадии развития растений. Это схемы и рисунки этапов развития разных овощных культур от семечка до взрослого растения с плодами. Кстати, такие стадии роста можно представить в виде фотоальбома.

3. Картинка, изображающая строение растения и функции каждой его части. Можно представить ее как разрезной рисунок.

4. Как ухаживать за растениями. В средней группе это будут просто общие картинки (что нужно растения для роста – почва, солнечный свет и вода).

5. Как сажать растение. Это может быть картинка-схема или карточки.

6. Образцы семян разных растений, посаженных на мини-огороде.

7. Фотовыставка «Дети ухаживают за растениями». Это также уместно в старшем возрасте, где дошкольники активно участвуют в процессе посадки и ухода за огородными культурами.

8. Загадки об овощах (подборка ниже).

9. Стихи об огороде и огородных растениях («Поэзия на грядке»). Они могут быть веселыми, шуточными (подборка ниже).

10. Поговорки об овощах (подборка ниже).

11. Картинки для раскрашивания с изображением овощей.

12. Дидактические игры на огородную тематику («Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Готовим борщ и компот» и пр.). Например, дидактическая игра «Четвертый лишний». Ребенку предлагаются карточки, на каждой из них одно изображение лишнее. Например, это три овоща и один фрукт или три овоща, у которых употребляют в пищу корнеплоды и один, у которого едят «вершки»). Игра учит детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе обобщения. Дидактическая игра «Вершки-корешки», где дети закрепляют знания о том, что у каждого овощного растения есть съедобная и несъедобная часть. Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам фрукты и овощи», цель – закрепить представление об овощах и фруктах.

13. Пазлы на тему «Овощи». Для каждой группы воспитатель готовит разрезные картинки с разным количеством элементов.

За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Дети с удовольствием проводят время с данным пособием. Лэпбук «Огород на подоконнике» поможет дошкольникам усвоить знания о строении растений, последовательности посадки и ухода за ними. Тематика пособия предполагает сделать его интересным, красочным. Сам материал можно облечь в игровую форму, предлагая детям и информацию, и увлекательные задания.

3. Проведение опытов в уголке природы. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения познавательная деятельность четырехлетнего ребенка быстро угасает.

В средней группе дети знакомятся с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лед-вода). Для этого можно использовать следующие опыты: превращение воды в лед, превращение льда в воду (Приложение 1).

Дети 4-5 лет исследуют и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос можно провести ряд опытов: мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки), можно ли поймать воздух, может ли воздух быть сильным, движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

В средней группе впервые начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» – «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» – «Потому что мы его повесили на батарею». Исследуются состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнают и расширяют представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Таким образом, данные методические рекомендации могут использоваться воспитателями в практике детского сада для формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.

Вывод по второй главе

1. Исследование проводилось на базе муниципального учреждения Вейделевского района «Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» поселок Вейделевка Белгородской области. В эксперименте участвовали 10 детей среднего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили уровень сформированности экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста (на примере неживой природы).

2. Мы разработали методические рекомендации по реализации в практике детского сада педагогических условий формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологических представлений является дошкольный возраст. Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.

Экологические представления – это представления ребенка о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе, представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Экологические представления – это определенные знания и сведения о взаимосвязи растений и животных с их средой обитания, их приспособленности к ней; это знания о человеке – как части природы; сведения об использовании природных ресурсов, а также о состоянии экологической среды в целом.

Результативность экологического образования дошкольников во многом обусловливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок. По мнению многих исследователей, эти условия можно обозначить создание группового уголка природы детского сада, способствующей формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Уголок природы – это важный компонент развивающей предметно-пространственной среды, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада. Уголок природы создается как место, где ребенок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое.

Проделанная нами работа показала, что у детей на данное время сформировались определенные экологические представления, но они не полны. Необходимо уделять этому вопросу больше внимания: вести исследовательскую работу с детьми, экспериментировать, проводить наблюдения.

Мы разработали методические рекомендации по реализации в практике детского сада педагогических условий формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в групповом уголке природы: использование экологического лэпбука в уголке природы, организация экологических опытов в уголке природы.

Таким образом, задачи исследования нами решены. Проведенное исследование не претендует на решение проблемы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акимова Т.А. Экология: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
  2. Амехина В.Е. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе формирования основ экологической культуры дошкольников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Томск : Дельтаплан, 2019. – С.23
  3. Балбышев И.Н. Времена года. – М.: Владом, 2005. – 276 с.
  4. Бауман Н.В., Пережогина И.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Проблемы педагогики. – 2017. – №8(31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya
  5. Бауман Н.В., Пережогина И.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения // Проблемы педагогики. – 2017. – №8(31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-doshkolnogo-uchrezhdeniya
  6. Бекшенекова О.В. Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Томск: Дельтаплан, 2019. – С. 120.
  7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. − Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.
  8. Варламова Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н.Ю., Соколова В.С., Кочеткова Н.В.// Детский сад от А до Я. – 2008. – № 6. – С. 92-100.
  9. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 2006. – 297 с.
  10. Васильева Е.В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ / Е. В. Васильева, М.В. Крайнова, А.В. Муканова // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 25-32. – URL: https://moluch.ru/archive/181/46598/
  11. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе// Дошкольное воспитание. – 1981. – №5. – С. 45- 69.
  12. Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. – 2016. – №1 (12). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
  13. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. – 2015. – №7. – С. 146-148.
  14. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
  15. Гусева О.C. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Профессиональная ориентация. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  16. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с.
  17. Дмитриева Н.В. Природный уголок как средство организации развивающей среды экологического воспитания дошкольников // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Томск : Дельтаплан, 2019. – С.138
  18. Зебзеева В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 307 с.
  19. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. -М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.
  20. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы // Вопросы науки. – 2014. – №1. – С. 37-43.
  21. Зебзеева В.А. Экологическое образование дошкольников: проблемы и пути решения. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 131 с.
  22. Казарчик Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. – №1. – С. 33-37.
  23. Лаврентьева Н.Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-3. – С. 616-620. – URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35571
  24. Логиновских В.П. Методическая разработка «Уголок живой природы в детском саду» // Курс-ЭКО: Экология. Культура. Образование. Сборник учебно-методических материалов по организации экологического образования. / Сост. Е.Н. Лузина, А.Д. Дежнева. – Екатеринбург: ГАУДО СО «Дворец молодежи», 2016. – С. 22
  25. Маркова В.В., Шинкарева Л.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста (на материале изучения темы «Земля – кормилица Белгородчины»). – Белгород: «Политерра», 2007. – 200 с.
  26. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: Монография / Отв. ред. Л.В. Моисеева. − Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2004. – 179 с.
  27. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Издательство «Ветер», 2015 – 378 с.
  28. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
  29. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
  30. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 18 с.
  31. Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании сост. Н.М. Дрижирук, С.Н. Марчук. Выпуск 1. – СПб. ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2017. – 44 с.
  32. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. − Волгоград: Учитель, 2012. − 333 с.
  33. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий (в соответствии с программой «Детство» / Авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. − 133 с.
  34. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
  35. Полетаева О.Н., Замараева С.А. Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. – Ульяновск, 2008. – 131 с.
  36. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. //Дошкольное образование. – 2004. –№11.
  37. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
  38. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. − 2005. − № 12. − С. 3-11.
  39. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. − Ярославль: Академия развития, 2002. − 117 с.
  40. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
  41. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 7. − С. 21-27.
  42. Тимофеева И., Щербина Н. Здравствуй, лето!// Дошкольное воспитание. – 2002. – №7.
  43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
  44. Шинкарева Л.В. Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста: опыт экспериментального исследования // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-1. – С. 183-186. – URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31896
  45. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Опыты с водой

Опыт  № 1. «Окрашивание воды».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Емкости с водой (холодной и теплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с теплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в нее краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, желтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в нее добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 3. «Играем с красками».

Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.

Ход:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмем 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход: Возьмем две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

Опыт № 6. «Теплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека.

Опыт № 7. «Когда льется, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льется?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают ее. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 8. «В какую бутылку нальется вода быстрее?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход: Какую песенку поет вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

 Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трем ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

Опыт № 10. «Друзья».

Цель: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал: Стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живет в воде.

Опыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: Две мерные одинаковые емкости.

Дети наливают равное количество воды в емкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда емкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 12. «Откуда берется вода?».

Цель: Познакомить с процессом конденсации.

Материал: Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Взрослый накрывает емкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать ее рукой. Выясняют, откуда берется вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

  

Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ребята, вы помните, что остается после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чем мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

 

Опыт № 14. «Игра в прятки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Ход:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течет)

Смочить поверхность пластины, капнуть на нее из пипетки прозрачной водой. Что происходит?  (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдет? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев.

Вывод: Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду.

Опыт № 16. «Откуда берется иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Опыт № 17. «Тающий лед».

Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

 Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

 • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Опыт № 18. «Замерзшая вода».

Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

 • Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

Опыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование: Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение? Вода приводит в движение мельницу.

 • Дети играют с мельницей. 

 Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.

Опыт № 20. «Пар - это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Опыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет представление, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость кладет мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают через лед видны замерзшие предметы.

Вывод: Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.