Особенности управленческой политики в учреждениях дополнительного образования

Лежава Майя Михайловна

Цель: Создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство учреждения, способствующее гармоничному развитию детско-родительских отношений и укрепление системы взаимодействия родитель-ребенок-педагог.

Для реализации цели мы рассмотрели накопленный опыт работы в ходе реализации Программы развития ОО на 2015-2018 г.г.

Исходя из передового опыта работы, в ходе составления проекта развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2019-2021 годы мы будем рассматривать задачи разработки подпроектов, направленных на достижение выше поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_upravlencheskogo_proekta_ddt_purpe_2019-2021.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Основы управленческого проекта развития

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2019-2021 г.г.

Проблемно- ориентированный анализ внешнего и внутреннего заказа.

МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе находится на территории двух северных поселков: п. Пурпе и п. Пурпе-1 (на расстоянии 17 км друг от друга). На территории этих поселений имеется три общеобразовательные школы и четыре дошкольных учреждения. В поселениях также имеется Детская школа искусств, спортивная школа, спортивно-оздоровительные комплексы, поселковый Дом Культуры, что создает возможность широкого выбора дополнительного образования детей.

Социальный заказ на дополнительное образование включает следующие компоненты:

  • Удовлетворение индивидуальных потребностей личности и потребностей социума в дополнительном образовании в соответствии с образовательными программами различного уровня;
  • Консолидация возможностей дополнительного образования и воспитания в общеразвивающей образовательной среде;
  • Повышение квалификации педагогов дополнительного образования;
  • Создание благоприятного морально-психологического климата, позволяющего работникам отождествлять цели учреждения с собственными целями;
  • Создание положительного имиджа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе в районном образовательном поле.

Основным компонентом внешней среды является социальный заказ на разработку системы организации развития талантливых и одаренных детей. В ходе реализации данного социального заказа на базе МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе созданы благоприятные условия для генерирования и реализации образовательного проекта «Фестиваль талантов».

Анализ социального запроса на организацию дополнительного образования со стороны образовательных учреждений поселка показывает актуальность сетевого взаимодействия, направленного на создание образовательной среды и обусловленного:

  • Определением оптимального в условиях сельской местности сетевого взаимодействия дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивающего внеурочную деятельность в соответствии с новыми требованиями Стандарта;
  • Переходом к модульным формам организации образовательных программ внеурочной деятельности с приоритетом интенсивных школ обучения;
  • Созданием условий для совместного психолого-педагогического выявления, сопровождения и развития юных талантов и талантливой молодежи.

Реализация успешного сетевого взаимодействия осуществляется образовательной организацией через реализации образовательных проектов: «Уклад жизни ДДТ», «Патриот», «Я – здоров!».

Реализация идеи построения «Уклада жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе» предполагает формирование открытой общеразвивающей образовательной среды, способствующей саморазвитию и самореализации.

Поскольку мы говорим сегодня об открытой образовательной среде, нельзя не говорить о неотъемлемой части педагогического процесса, которыми являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Возникает вопрос: «Являются ли родители активными участниками в процессе обучения и воспитания своего ребёнка?». Внимательно изучив на родительских форумах, интернет-конференциях, а также, статистику ежегодных диагностик удовлетворенностью воспитательного и образовательного процесса, при непосредственном общении с родителями учащихся, мы выяснили, что далеко не все родители принимают участие в обучении и воспитании своего ребенка.

Как выяснилось, современный родитель - это наблюдатель и слушатель, для которого просветительская работа проводится в форме родительских собраний, лекций, бесед и презентаций. Безусловно – это важные и значимые виды взаимодействия учреждения с родителями, но современный родитель, приводящий ребенка в сферу дополнительного образования – это родитель творческого ребенка, зачастую являющийся сам творческим человеком.

Поэтому во время проведения родительских собраний и лекций мы можем услышать «не учите меня жить, а накормите», т.е., «нам нравится, чем занимаются наши дети, жаль, что у нас такого не было, а нам бы хотелось».

Вопрос:

не о том ли говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам?»

Проблема: Родитель сам желает быть участником образовательного и воспитательного процесса.

Выделение приоритета развития, формулировка цели.

Как это осуществить? В нашем образовательном учреждении имеется модель формирования образовательного пространства, неотъемлемой частью которого являются пять образовательных проектов, которые являются составляющей частью образовательной программы развития учреждения: «Уклад жизни ОО», «Патриот», «Фестиваль талантов», «Я – здоров!», «Ученическое самоуправление».

Данные проекты имеют свои цели и задачи, они апробированы и имеют свои положительные результаты.

Чтобы добиться более высоких результатов в образовательном пространстве нашего ОУ, мы решили модернизировать наши проекты, учитывая вышеобозначенную проблему.

Приоритетом развития ОУ на 2019-2021 г.г. станет организация эффективной системы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Цель: Создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство учреждения, способствующее гармоничному развитию детско-родительских отношений и укрепление системы взаимодействия родитель-ребенок-педагог.

Для реализации цели мы рассмотрели накопленный опыт работы в ходе реализации Программы развития ОО на 2015-2018 г.г.

Исходя из передового опыта работы, в ходе составления проекта развития МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе на 2019-2021 годы мы будем рассматривать задачи разработки подпроектов, направленных на достижение выше поставленной цели.

Образовательный проект — это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, методических, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и учебно-производственных мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательной программы[1].

Подпроект [англ. - Subproject] - это небольшая часть всего проекта, выделяемая, когда проект разбивается на более управляемые элементы или части.

Декомпозиция цели на задачи.

Исходя из цели, мы определили следующие задачи:

  1. Реализация творческого потенциала родителей, через привлечение их к организации и проведению КТД (Подпроект «СЕМьЯ»).
  2. Укрепление семейных ценностей в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, через участие родителей в военно-спортивных играх на местности (Подпроект «Из поколения в поколение»).
  3. Приобщение родителей к волонтерской деятельности, через их участие в социальном проекте «Школа волонтерских наук» (Подпроект «ШВН по-взрослому»).
  4. Привлечение родителей к совместным детско-взрослым мероприятиям, направленных на формирование ЗОЖ (Подпроект «Семейная вершина»).
  5. Организация комплекса мероприятий, способствующих участию заинтересованных родителей в выездных конкурсах, фестивалях и концертах (Подпроект «Модная семья»).

Программа реализации задач.

Одной из важных составляющих нашей программы ОО, является образовательный проект «Уклад жизни МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе», который способствует саморазвитию и самореализации наших обучающихся. Для этого ежемесячно нами проводятся различные тематические коллективно творческие дела, сокращенно КТД, в которых родители выступали в роли зрителей и помощников. Мы предлагаем внедрить в «Уклад жизни» подпроект «СЕМьЯ». Основой подпроекта будет коллективно-творческое дело «Там, на неведомых дорожка» (новогоднее мероприятие), где родителям будет предложено выступить в роли сценаристов, режиссёров, актеров, видео операторов, гримеров. Иными словами, родители могут полностью погрузиться в подготовку новогоднего представления для своих детей. Частично мы имеем подобный опыт в течение последних двух лет. Реализация данного подпроекта запланирована на декабрь месяц.

Основой для решения второй задачи стал образовательный проект «Патриот», в него будет внедрен подпроект «Из поколения в поколение», который позволит развить семейные ценности у детей и транслировать семейный опыт в области духовно-нравственного, интеллектуального и патриотического воспитания. Мы предложим родителям наравне с детьми принять участие в играх на местности, таких как «Зарница» и «Тропа доверия». Данные мероприятия планируются провести в сентябре месяце.

В рамках образовательного проекта «Ученическое самоуправление» на протяжении уже нескольких лет успешно реализуется проект «Школа Волонтерских наук», которая способствует развитию волонтерского движения среди подростков, реализации волонтерских проектов в нашем поселке. Этот проект отлично подойдет для решения третьей поставленной задачи. Для проекта «Ученическое самоуправления» будет написан подпроект «Школа волонтерских наук по-взрослому». Теперь и у родителей появится замечательная возможность вместе со своими детьми поучаствовать в данном проекте и принимать участие в социально-значимых делах поселка и возможно района. Реализация данного подпроекта запланирована на март-апрель 2019 года.

Для реализации четвертой задачи мы разрабатываем в рамках образовательного проекта «Я здоров» подпроект туристической направленности «Семейная вершина». Он будет заключаться в организации совместных детско-взрослых соревнований по фрироупу, мастер-классам по летним и зимним видам туризма и походы, с последующим выходом на соревнования районного и окружного уровня. Реализация данного подпроекта запланирована в течении всего учебного года.

Для решения пятой задачи нами выбран образовательный проект «Фестиваль талантов», направленный на воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование основ эстетической культуры, внедрив в него подпроект «Модная семья». Данный под проект дает возможность родителям реализовывать свои творческий потенциал в области моделирования и пошива сценических костюмов, а также демонстрировать свои изделия в различных конкурсах и фестивалях и концертах вмести со своими детьми. Сроки реализации данного подпроекта с сентября по март месяц. С сентября месяца будет проходить подготовительная работа: зарисовка эскизов, пошив коллекции и постановка дефиле. А в марте месяце планируется совместная поездка на международный фестиваль-конкурс.

Управление рисками.

В ходе реализации проекта могут возникнуть трудности такие как:

  • Занятость родителей на работе;
  • Финансовые трудности (Есть желание родителей совместно с детьми участвовать в окружных, всероссийских, международных конкурсах, но нет возможности финансирования, например, многодетная семья);
  • Отсутствие помещения, для проведения массовых мероприятий и полноценных репетиций;
  • Недостаточное оснащение материально технической базы, для проведения мероприятий туристической направленности (Тренировочный материал, лыжи, веревки, карабины, обвязки).

Решение проблем:

  • Назначать репетиции, мастер-классы и мероприятия в удобное для них время, возможно выходные дни, либо замена участника на другого родителя;
  • Поиск спонсорских средств, участие в гранте;
  • Аренда помещений, сцены, залов;
  • Обращение к потенциальным партнерам: молодёжному совету МО Пурпе, МБУ «СОК «Зенит» п. Пурпе.

Мы ожидаем максимальное включения родителей в образовательную и воспитательную деятельность учреждения, с единством взглядов на воспитание детей, где родитель и педагоги советуются и размышляют вместе, что поможет установить систему партнерского сотрудничества ОУ с семьей, как с субъектом образовательной и воспитательной деятельности.


[1] Ковалева Т. В., Воробей Д. В. Особенности образовательных проектов и управления ими // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1290-1293. — URL https://moluch.ru/archive/116/31869/ (дата обращения: 25.09.2018).