Нарушение лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Крайник Наталья Игоревна

Формирование лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит в процессе речевой и неречевой деятельности, общение со взрослыми и взаимодействия с реальными объектами. Важнейшим условием психического развития ребенка является речевая деятельность со взрослым, их взаимосвязь и общение. Залогом успешного речевого общения является сформированность лексики.

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребёнка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.

Нарушения в овладении лексической стороной языка задерживают развитие не только общения, но и влияет на формирование познавательной деятельности, развитие устной речи, а в дальнейшем и письменной. Этот фактор отрицательно сказывается при овладении ребенком школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На данный момент дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом в дошкольных учреждениях. Это уже говорит о том, что проблема коррекция детей с ОНР актуально в современном обществе [10].

Одной из характерных особенностей недоразвития речи является несформированность лексической системы языка. К этому относится скудный словарный запас, резко выраженное преобладание слов пассивного словаря над активным, неверное использование слов, встречаются также вербальные парафазии, семантические поля не сформированы, актуализация словаря происходит с заметными трудностями [12].

На основе психолингвистического подхода В.А.Гончарова провела сравнительный качественный анализ нарушений лексики и динамики её формирования у дошкольников 5-7 лет с речевыми нарушениями. Выявлены общие и специфические особенности различных лексических операций при продуцировании речевого высказывания у детей. Определена структура нарушений лексики у детей с речевой патологией различного генеза. Так, например, выявлено, что у детей с ОНР имеются нарушения как семантических, так и формально-знаковых операций с преобладанием нарушений семантического аспекта лексики. Особенно это затрагивает организацию семантических полей, структуры значения слова, процессы антонимии и синонимии. Автором отмечено. Что у дошкольников с ОНР лексика как система многомерных связей не сформирована. У данного контингента детей выявлена недостаточность мыслительных операций, а также низкий уровень организации семантических полей. С учётом установленных особенностей обоснованы принципы направления логопедического воздействия, а также разработаны дифференцированные методы работы по формированию лексики у дошкольников с различными речевыми нарушениями.

Речь является ведущим компонентом в развитии ребенка в целом. Поэтому так важно следить за правильным формированием языковой системы. Важнейшим фактором развития речи служит общение с окружающими. В современном мире грамотная и правильная речь встречается не у каждого человека. Особенно это касается населенных пунктов, не лежащих вблизи крупных городов. Современная речь полна заимствований, а также включает в себя всевозможные сленги. Данные факторы затрудняют нормальное формирование речи.

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретных ситуациях. Лексический строй речи состоит из словарей: существительных, глаголов, прилагательных, наречий и служебных частей речи, а также синонимов, антонимов и обобщающих понятий [1].

Основной лексической единицей является слово. В слове представлены все компоненты языка: оно в себе несет определенное значение – лексика, составляющим слова являются речевые звуки – фонетика, каждое слово имеет свою грамматическую форму – грамматика. Невозможно использовать слово в речи без какого-либо перечисленного компонента языка [11].

Главная задача слова - это обозначение, называние предметов или явлений окружающего мира. Слова образуют словари – активный и пассивный[13].

Пассивный словарь включает в себя те слова, которые ребенок понимает, но не использует в речи. Чаще всего у детей пассивный словарь преобладает по количеству над активным. Активный словарь состоит из слов, которые ребенок и понимает и может самостоятельно употреблять в речи. В активный словарь у детей входят понятия бытового характера и предметы окружающей действительности. Это те слова, которые ребенок слышит и повторяет довольно часто [5].

Увеличение активного словаря идет за счет перехода слова из импрессивной речи в экспрессивную. Развитие активного и пассивного словаря происходит в двух направлениях: количественном и качественном. Количественный рост словаря представляет собой число слов, которые ребенок усваивает всвязи с познанием мира. Качественный же прирост слов зависит от понимания значений слов. Расширение качественного словаря является более сложным процессом, чем развитие количественного накопления словарного запаса [11].

Развивать лексику и саму речь ребенка важно уже в раннем возрасте, так как активно идет развитие мозга и формирование его функций. Самое благоприятное время для развитие нервной системы ребенка приходится на период естественного формирования функций. Важнейшим временным отрезком для формирования речи являются первые три года жизни ребенка, так как в это время уже закончилось анатомическое развитие речевых областей мозга [9].

Формирование лексики у ребенка идет за счет познания им окружающего мира и его общение с взрослыми. В раннем возрасте дети говорят вместе ос взрослым и их речь скорее ситуативна и не совсем самостоятельна [6].  Целью речевой активности ребенка выступает контакт с окружающей средой, как способ сообщения чего-либо. Поэтому у ребенка сначала формируются слова конкретного значение, которые называют предметы повседневной жизни или окружающей среды. Далее уже появляются слова обобщающего значения [7].

Предпосылками формирования речи являются два процесса. Первый процесс включает в себя неречевую деятельность самого ребенка, то есть познание окружающего мира через органы чувств. Второй процесс заключается в речевой активности взрослых, накопление словаря зачёт общения ребенка с окружающими.

Изначально общение ребенка со взрослым выражается как сообщение в потребности чего-либо. Главной задачей родителей заключается с помощью эмоциональных реакций вызывать у ребенка желание контактировать. Далее необходимо сделать общения знаковым, использовать звуки речи и символы.  Благодаря обозначению слова звуковой оболочкой речь ребенка становится более осознанной.

На развитие лексики оказывают влияние многие факторы. Например, социальная среда ребенка. Под этим подразумеваются отношения в семье и воспитание ребенка. Этот фактор влияет на формирование у ребенка словаря, так как путем общения со взрослыми, а в первую очередь с членами семьи, идет набор слов в словарный запас.

В процессе развития и актуализации словаря дети дошкольного возраста формируют вокруг одного слова различные ассоциации – этот процесс ведет к формированию семантических полей.

Развитие семантических полей способствует быстрому отбору слов в общении. Процесс формирования семантических полей слов проходит постепенно. Дошкольник не может сразу сформировать большое поле. Вначале ребенок моделирует маленькое поле, которое связано с определенной ситуацией, и постепенно происходит увеличение объема семантического поля.

Сформированность семантических полей и лексических систем зависит напрямую от усвоения навыка словообразования и словоизменения, а также актуализации этих навыков в речи. Всвязи с этим, у детей дошкольного возраста развиваются ассоциативные связи, возрастает количество запоминаемых новых слов, а также значения слов подвергаются систематизации. Данные процессы позволяют речи ребенка развиваться отногенетически, то есть естественным путем [8].

Вследствие чего можно сделать вывод о том, что развитие или коррекция речи в современное время обязательно должно происходить со всех сторон. Обследование детей должно содержать в себе методы комплексного подхода. У детей необходимо формировать не только правильное произношение звуков, но и расширять словарный запас, следить за развитием лексической структуры речи, развивать мышление, память, логичность, умение анализировать, обобщать и выделять. Но не стоит забывать о двигательной стороне развития: артикуляционная, мелкая и крупная моторика. Помимо этого у ребенка должна формироваться  эмоционально-волевая сфера, которая активно влияет на усвоение материала и на работоспособность ребенка в целом[3].

Лексическая система, безусловно, является одной из важнейших составляющих речи. На настоящее время в коррекционной логопедической работе используют лингвистические и психолингвистические знания о значении слова и его структуре, онтогенетические закономерности развитие лексики, а также особенности патологического развития лексического строя[4].

Развитие лексики идет не только путем накопления слов и актуализации их, но и формирование процессов словообразования и словоизменения, так как они имеют тесную связь друг с другом. Помимо использования всестороннего охвата при формировании лексического строя речи, в современных методиках идет ввод новых технологий развития. Это позволяет оптимизировать логопедическую помощь [2].

Для развития лексики необходимо использовать дидактические игры и лексические упражнения, которые способствуют накоплению словаря и актуализации слов в дальнейшем использовании в речи. Также ярким примером развития лексического строя речи является чтение литературных произведений, которые расширяют кругозор, формируют грамотную речь и пополняют словарь новыми словами. Одним из эффективных наглядных способов формирования лексической системы языка является экскурсия и проведение познавательных мероприятий, которые представляют интерес для детей.

Благодаря научно-техническому прогрессу идет совершенствование уже созданных методик по обследованию и коррекции лексики у детей дошкольного возраста с ОНР и создание новых. Это всё дает возможность проводить коррекционную работу более качественно, удобнее и доступнее для многих как специалистов, так и родителей детей с ОНР. Вследствие создания многочисленного разнообразного материала занятия для детей могут быть не просто полезными и познавательными, но и интересными, запоминающимися и легкими в усвоении.

Список использованной литературы

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов-- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
  2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948г.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. СПб: КАРО, 2005.
  4. Волковой Л.С. «Логопедия» т. 2. - М., 1995. 
  5. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. //Хрестоматия по общей психологии. // Психология мышления. – М., 1981.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов Н/Д: «Феникс», СПб «СОЮЗ», 2004.
  9. Лурия А.Р. Развитие значения слов //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 195.
  10. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии- М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
  11. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2012.
  12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
  13. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.2001 С. 140.