Формирование связной речи в онтогенезе

Захарова Алла Сергеевна

В статье рассматриваются аспекты формирования связной речи в онтогенезе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи в онтогенезе

Проблема развития связной речи дошкольников с нормальным речевым развитием раскрывается в работах В. К. Воробьевой, А. Н. Гвоздева, Т. А. Ладыженской, А. А. Леонтьева, Л. П. Федоренко, М. С. Лаврик.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с формами общения с окружающими людьми.

По мнению Л. С. Выготского, внутренняя речь дошкольника, которая является основой его мышления возникает на основе эгоцентрической речи, то есть речи, не выполняющей коммуникативных функций и не служащей целям сообщения.

По мнению Ф. А. Сохина, оценивать уровень развития речи дошкольника можно по тому, как он строит свои высказывания, так как связная речь заключает в себе результаты освоения ребёнком словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и звуковой стороны речи.

Исследования, доказали, что овладение языком характеризуется не просто подражанием речи взрослого, а в первую очередь развитием языковых обобщений и осознания языковых явлений.

Основы будущей связной речи закладываются в подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе эмоционального общения, то есть, когда взрослый и ребёнок общаются, выражая различные чувства, а не мысли.

В.П. Глухов указывает на то, что речевой слух формируется в самом раннем возрасте, когда ребёнок учится различать звуки окружения и звуки речи.

По мнению учёного, основы монологической речи закладываются в высказываниях дошкольников с нормальным речевым развитием уже в два-три года. А в пяти-шестилетнем возрасте процесс фонематического развития речи у дошкольников подходит к концу, и дети в быстром темпе овладевают монологической речью, синтаксическим и грамматическим строем языка.

Со временем, отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Все это играет большую роль в развитии речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения.

При появлении гуления, ребёнок старается повторить услышанные звуки из речи родителя, разговаривающего с ним. А взрослый в тоже время, повторяет звуки за ребёнком - возникает взаимное подражание, с помощью которого происходит быстрое развитие предречевых реакций.

Важными условиями развития предречевых реакций являются возможность ребёнка слышать себя и взрослого, то есть отсутствие постороннего шума, а также возможность хорошо видеть лицо родителя, и движения его органов артикуляции.

Активная речь ребёнка начинает развиваться на основе понимания речи взрослого. Сначала появляется звукоподражание. Подражая звукам или звукосочетаниям взрослого, ребёнок привлекает внимание к себе или к какому-нибудь предмету. В начале второго года жизни в речи ребёнка появляются первые осознанные слова, с помощью которых он выражает свои потребности и желания.

Во второй половине второго года жизни ребёнок способен обозначать словами предметы или действия, начинает понимать значение глаголов, постепенно слова-глаголы переходят в активный словарь ребёнка, в его самостоятельную речь. Далее малыш начинает понимать и употреблять такие части речи как существительные, прилагательные и наречия. Несмотря на то, что с наречиями ребёнок знакомится на самых ранних этапах развития речи, в самостоятельной речи они появляются позднее глаголов и существительных.

По мнению Рубинштейна, речь ребёнка отличается от речи взрослого, тем, что в ней отсутствует контекст, на основании которого можно было бы понять содержание речи, поэтому необходимо учитывать ситуацию, в которой находится ребёнок. В то же время в речи взрослого ненужно учитывать ситуацию, в которой она произносится, так как как всё понятно из самого контекста.  

Таким образом, сначала речь дошкольников связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть, ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

В возрасте двух лет, ребёнок часто является инициатором разговора, отвечает на вопросы взрослых, много говорит с игрушками, с самим собой, комментирует свои действия в игре. Первые предложения ребёнка состоят сначала из двух слов, а уже к двум годам – из трёх или четырёх слов. На данном этапе развития словарный запас ребёнка быстро обогащается, малыш может кратко сказать о своих ощущениях. В два с половиной года у ребёнка совершенствуется навык общения со сверстниками.

В конце второго года жизни слова в предложении становятся более грамматически правильными. Ребёнок начинает выражать свои мысли точнее. В этот период речь выполняет две функции: способ общения и познания окружающего мира.

В три года у детей совершенствуется понимание речи, развивается активная речь, сильно пополняется словарный запас, структура предложения усложняется. Потребность ребёнка в общении со взрослыми повышается.

Речь ребёнка содержит выражение помощи, просьбы, ответ на вопрос родителя. В данный период речь ребёнка ситуативна, контекст заменяют жесты, мимика, интонация. 

В возрасте трёх лет ребёнок сначала пользуется простыми предложениями. Постепенно он начинает употреблять в речи сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

В этом возрасте большинство детей ещё не может составить связный пересказ, однако способны выучит наизусть текст стихотворения, так как особенностью детей этого возраста является то, что они любят много раз слушать одни и те же стихи или сказки.

Учёные отмечают, что при нормальном речевом развитии к концу третьего года жизни дети используют в своей речи распространенные предложения и пользуются основными частями речи, однако в их высказываниях часто встречаются грамматические ошибки. В этот период ребёнок способен понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

В этом возрасте у ребёнка пополняется словарный запас, структура предложения становится сложнее, и ребёнок начинает пользоваться диалогической речью, поскольку данный вид речи самый простой и является способом налаживания контакта в совместной деятельности, способом обращения к собеседнику, выражения просьбы. Также, в три года в высказываниях детей появляются и элементы монологической речи.

Особенность диалогической речи ребёнка в этом возрасте заключается в том, что он ещё не способен правильно построить предложение и внимательно слушать своего собеседника.

Е. И. Тихеева отмечала, что чем выше уровень развития общения ребёнка, тем выше уровень развития речи. В четыре года ребёнку доступны такие виды монологической речи как повествование и описание. В основном предложения включают пять или шесть слов.

В данном возрасте ребёнок всё чаще становится инициатором разговора и легко вступает в контакт не только со сверстниками и членами семьи, но и с незнакомыми людьми, также они задают много вопросов. Это связано с тем, что у четырёхлетнего ребёнка повышается потребность в изучении окружающего мира, расширении кругозора.

При описании сюжетной картинки дети этого возраста испытывают трудности, они могут лишь перечислить предметы, изображённые на картине, героев картины и действия, которые они совершают.

К концу четвёртого года жизни словарь ребёнка заметно обогащён, теперь в речи ребёнка можно наблюдать не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и числительные.

В предложениях, состоящих из четырёх-пяти слов, наблюдается нарушение временных и причинно-следственных связей. Речь на данном этапе всё ещё ситуативна.

В возрасте четырёх-пяти лет дети начинают овладевать навыками описательного рассказа: они могут составить описание игрушки или картинки. В этом возрасте в текстах детей нарушена последовательность изложения, отсутствует начало и конец рассказа. Как правило дети описывают предмет или изображение предмета, не назвав его. Описательный рассказы детей данного возраста состоит примерно из пяти простых предложений.

К пяти годам ситуативная речь ребёнка заменяется контекстной. Ситуативность речи не является критерием определённого возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это зависит от задач и условий общения. В этот период дети могут пересказывать короткие рассказы, сказки, участвовать в коллективной беседе. Важно отметить, что в этом возрасте появляется такая функция речи как планирование.

В старшем дошкольном возрасте фонематическая сторона речи уже достаточно сформирована, в связи с этим, дети начинают интенсивно овладевать монологической речью, овладевают лексической, грамматической, синтаксической и морфологической системами родного языка. У детей формируется способность давать полный ответ на заданный вопрос, дополнять ответы других детей, иначе говоря, происходит самопроизвольное развитие монологической речи.

При нормальном речевом развитии дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют большой словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. В этом возрасте дети умеют составлять рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывать об увиденном или услышанном, спорить, рассуждать, высказывать мнение, убеждать товарищей. 

В пять-шесть лет дети начинают осваивать такие виды монологической речи как: повествование и описание. На данном этапе речевого развития дети оживлённо беседуют со взрослыми и сверстниками, на вопрос способны ответить развёрнутым предложением.

Повествовательные рассказы детей пяти-шести лет отличаются тем, что в текстах нарушена последовательность событий, имеются пропуски важных смысловых звенев. Тему своего рассказа дети формулируют с трудом.

Описательные рассказы дети могут составлять при помощи мнемотаблиц, а также способны составлять описательный текст без опоры на наглядный материал, а используя память и воображение.

Составляя творческие рассказы, дети прибегают к своему прошлому опыту, совмещают с новой проблемой, в рассказ включают какое-нибудь событие.

На седьмом году жизни детям становятся доступны короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только при целенаправленном обучении. К условиям успешного овладения монологической речью можно отнести формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого высказывания.

Исследователи выделяют много причин, которые влияют на конечный результат обучения связной речи. В первую очередь, это обеспечивающая ребёнку речевое развитие, социальная среда. Необходимо вовремя организовать развивающий потенциал среды, поскольку упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте практически не восполняются в школьные годы.

По мнению Л. П. Федоренко, окружающая речевая среда ребёнка должна обладать достаточными развивающими возможностями, для того, чтобы развитие речи ребёнка, его эмоционально-волевое развитие и развитие интеллекта протекало нормально.

Таким образом, анализ онтогенеза связной речи и условий, обеспечивающих ее развитие в раннем и дошкольном возрасте, показывает, что, как и любая способность, она складывается постепенно, приобретая сложную структуру. У детей с нормальным развитием речи умение планировать свою речь появляется к четырём годам, а к шести дошкольники способны составлять рассказы по картинам, пересказывать тексты.

Можно сделать вывод, что полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребностей в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 2002.
  2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-пресс, 2007 – 480 с.
  3. Глухов, В. П., Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Астрель, 2015 г.
  4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Владос, 2016. - 154 с.
  5. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2018.
  6. Пеньевская, Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С.13-17
  7. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи//Основы общей психологии-Т.1-М.:2012. 235-250 с.
  8. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
  9. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2017. - 216 с.