Состояние проблемы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Захарова Алла Сергеевна

Состояние проблемы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние проблемы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Вопросы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматриваются в работах многих учёных.

Как отмечала Р. И. Лалаева, у детей дошкольного возраста с ОНР, которые имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект, наблюдается бедный словарный запас, особенности его употребления, а также узко ситуативный характер словаря.

При первом уровне речевого развития у детей практически отсутствуют словесные средства общения. У детей отмечается бедный словарный запас, который состоит в основном из звукоподражаний, непонятных окружающим людям и сопровождаемых жестами. Один и тот же предмет в различных ситуациях ребёнок может назвать по-разному. Также ребёнок название действия заменяет названием предмета и наоборот.

На данной стадии речевого развития дети почти не пользуются фразовой речью, однако в некоторых случаях можно отметить попытки выразить свою мысль лепетным предложением. При попытке рассказать о каком-нибудь событии ребёнок может назвать отдельные слова или не более двух неправильно составленных предложений.

Пассивный словарный запас ребёнка богаче активного, вследствие чего может показаться, что он всё понимает, но сам сказать не может, однако исследования показывают, что это ошибочное мнение. На самом деле ребёнок понимает обращённую речь на основании ситуации и большинство слов он не понимает.

Как отмечают учёные, дети с первым уровнем речевого развития не понимают значение грамматических изменений слова, они не различают форму единственного и множественного числа существительного, глагола и прилагательного, а также формы мужского и женского рода.

В самостоятельной речи дети сокращают слова до одного или двух слогов, так как способность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова еще не сформирована.

Дети со вторым уровнем развития речи способны общаться уже не только с помощью жестов и лепетных слов, но и через речевые средства, которые ещё очень искажены в грамматическом и фонетическом плане.

На данном уровне развития речи дети могут в какой-то степени развёрнуто рассказать о себе, знакомых событиях, используют в своей речи личные местоимения, иногда союзы и предлоги. Смысл сказанного понятен окружающим даже вне ситуации, несмотря на бедный словарный запас, нарушенную структуру слова, неправильное произношение звуков и аграмматизмы.

Дети, имеющие второй уровень развития речи, в своих высказываниях путают единственное и множественное число, мужской и женский род существительных. Существительные и глаголы среднего рода в своей речи ещё не употребляют.

На данном этапе понимание речи улучшается: в знакомых ситуациях дети различают форму единственного и множественного числа существительных и глаголов, значения предлогов.

Нарушение звукового состава слова препятствует овладению грамматическим строем речи, словарным запасом.

На третьем уровне развития речи дети используют в своих высказываниях относительно развёрнутые предложения, в речи практически отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения.

В речи детей отмечаются неточное употребление слов, аграмматичные фразы, нарушения временных и пространственных связей.

Усвоенные на занятии слова дети начинают употреблять в речи не сразу. В новых ситуациях общения, они забывают слова, которые хорошо знакомы и используются в привычных условиях.

На данном уровне развития речи дети пользуются простыми предлогами, однако они могут пропускаться или заменяться. Также в предложениях присутствует много ошибок в словоизменении: замена окончаний существительных, неправильное соотнесение существительных и местоимений, ошибочные ударения в слове, неправильное согласование существительных и прилагательных.

Дети с третьим уровнем развития речи пользуются полной слоговой структурой слов, лишь изредка проявляются ошибки слоговой структуры незнакомых слов.

Учёные отмечают, что в связной речи детей дошкольного возраста с ОНР встречаются пропуски смысловых звеньев повествования, нарушение логической и временной последовательности, длительные паузы между фразами, возвращение к ранее сказанному. Лексические затруднения заключаются в недостатке грамматического оформления предложений, в неправильном оформлении связи слов или пропуске слов.

По наблюдениям Н. С. Жуковой, в речи ребёнка с ОНР слова в предложениях не связаны между собой и используются в какой-либо одной форме. Автор отмечает, что данное нарушение связной речи встречается в течение длительного периода жизни ребёнка.

Л. Н. Ефименкова также указывает на определенную связь развития связной речи детей с ОНР с развитием словаря, формированием фразовой речи и предлагает начинать работу с понятия о слове, о связи слов в предложении.

В. К. Воробьева отмечает, что связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи несовершенна по своей структурно-семантической организации.

У детей с ОНР недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают большие трудности в программировании высказывания, в объединении отдельных компонентов в целое и в отборе материала для какой-либо цели. С перечисленными затруднениями связаны длительные паузы и пропуски отдельных смысловых звеньев.

Наблюдения Т. А. Ткаченко указывают на то, что в развернутых смысловых высказываниях детей с ОНР отсутствуют четкость, последовательность изложения. Текст характеризуется отрывочностью, акцентированием внимания на поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Автор отмечает, что труднее всего детям данной категории даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. По мнению автора, отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Р. Е. Левина также обращает внимание на то, что речевая недостаточность отчетливо проявляется на уровне связного высказывания у детей со вторым уровнем развития речи. По словам автора, дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира. При этом они пользуются простыми предложениями, состоящими из двух-трёх, редко четырёх слов. При попытках что-то пересказать или рассказать, количество аграмматизмов возрастает.

Описывая особенности связного высказывания у детей с третьим уровнем развития речи, автор указывает на то, что связная речь детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в ней отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки и причинно-следственные отношения.

Т. Б. Филичева описала своеобразие связной речи детей с четвертым уровнем общего недоразвития речи. Автор говорит о том, что в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине или серии сюжетных картинок в речи детей с ОНР можно наблюдать нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми предложениями. Дети испытывают трудности при планировании своих высказываний и отборе языковых средств.

Характерными для большинства детей с общим недоразвитием речи являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде и падеже.

Недостатки в лексическом и грамматическом строе речи сильно проявляются в различных формах монологической речи: пересказе, рассказе по картине, описании. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети с общим недоразвитием речи нарушают логическую последовательность событий, пропускают отдельные звенья и действующие лица.

Рассказ-описание малодоступен для детей данной категории. Обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описывании предмета по предложенному плану. Обычно, описывая какой-нибудь предмет, ребенок называет его цвет и форму, при этом остальные не очевидные признаки и свойства, которые являются важными, остаются незамеченными дошкольником с ОНР. Многие авторы отмечают, что некоторые дети могут только отвечать на вопросы.

Таким образом, анализ литературных данных позволяет судить о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно: ограничен словарный запас, у большинства в речи присутствуют ошибки словоизменения, умение связно и логично излагать свои мысли также развито недостаточно. У дошкольников с общим недоразвитием речи активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений.

Список литературы:

  1. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973
  2. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. - №2.- 2018. - С.56-73.
  3. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009. – С. 56-60.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
  5. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Педагогика. Москва, 1980.
  6. Ткаченко, Т. А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. - М: Книголюб, - 2008.