Рекомендации родителям будущих первоклассников. «Готовимся к школе вместе»

Татьяна Викторовна

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_pervoklassnikov.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

«Готовимся к школе вместе»

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью букварь и программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

 Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

► интеллектуальную готовность;

► мотивационную готовность;

► волевую готовность;

► коммуникативную готовность.

 Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки;

названия месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

 Иными словами, он дожжен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Общаясь со знакомыми, не высказывайте негативное мнение о школе или тревоги по поводу сможет ли ребенок справляться с новыми нагрузками, особенно в присутствии ребенка. Ваши тревоги и опасения передадутся ребенку и он будет испытывать страх перед школой.

 Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»

     - Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.

1

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

3

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

4

Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

5

Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7

Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число)

8

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам?

9

Умеет ли он считать до 10 и обратно?

10

Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

11

Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)?

12

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

13

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?

14

Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15

Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных?

16

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

17

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

*Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.

Уважаемые родители, проанализируйте владеет ли ваш ребенок                                               необходимыми знаниями и умениями выпускника ДОУ:

Обучение грамоте:

  1. Знание букв
  2. Деление звуков на гласные и согласные
  3. Деление звуков на твердые и мягкие
  4. Умение составлять предложения
  5. Деление слова на слоги
  6. Знание ударения
  7. Уровень чтения слитно и по слогам

Итого:_________

Обучение рассказыванию:

  1. Составление совместных рассказов
  2. Пересказ текста
  3. Моделирование сказки по схеме
  4. Составление рассказа по сюжетной картине
  5. Описательный рассказ по картинам
  6. Составление рассказа по объяснению пословиц
  7. Составление рассказа по предложению взрослого
  8. Сочинение начала и конца сказки
  9. Творческое рассказывание

Итого: _________

Экологическое воспитание (живая природа):

  1. Травы
  2. Кустарники
  3. Деревья
  4. Ягоды
  5. Грибы
  6. Овощи, фрукты
  7. Звери
  8. Птицы
  9. Насекомые
  10. Рыбы
  11. Земноводные

Итого: _________

Экологическое воспитание (неживая природа):

  1. Вода
  2. Воздух
  3. Солнце
  4. Космос
  5. Почва
  6. Камни, песок, глина
  7. Навыки ухода за живыми объектами

Итого: _________

Математическое развитие:

  1. Количество и счет Счет порядковый до 100
  2. Количество и счет Знание цифр
  3. Количество и счет Монеты
  4. Количество и счет Название соседей числа
  5. Количество и счет Больше - меньше
  6. Составление числа в пределах 10
  7. Величина Измерение длины, высоты, ширины
  8. Величина Деление целого на части
  9. Алгоритмы
  10. Ориентировка в пространстве На листе бумаги
  11. Ориентировка в пространстве В помещении, на улице
  12. Ориентировка во времени Дни недели
  13. Ориентировка во времени Части суток
  14. Ориентировка во времени Месяцы

Итого: _________

Изодеятельность:

  1. Предметное и сюжетное рисование:
  • Смешивание красок
  • Использование цвета и оттенков
  • Рисование по представлению
  • Рисование с натуры
  • Расположение на листе
  1. Декоративное рисование
  • Городецкая роспись
  • Хохлома
  • Дымка
  • По представлению
  1. Лепка
  • По представлению
  • С натуры
  • Конструктивным способом
  • Скульптурным способом
  • Ленточным способом
  • По мотивам народных игрушек
  1. Аппликация
  • Симметричное вырезание
  • Гармошкой
  • По представлению
  • С натуры
  • Обрыванием
  • По контуру
  1. Конструирование
  • Анализ постройки
  • По рисунку
  • Коллективная работа
  • Планирование создания собственной постройки
  1. Ручной труд
  • С природным материалом
  • С тканью
  • Бумага и картон

Итого: _________

Трудовое воспитание (предметный труд):

  1. Назначение предмета
  2. Строение предмета
  3. Материал
  4. Форма, цвет, величина предмета

Итого: _________

Трудовое воспитание (ребенок трудится):

Обязанности в быту:

  1. уборка в своей комнате
  2. помощь взрослым в уборке помещения
  3. заправить свою постель
  4. самообслуживание: чистить зубы, одеваться, раздеваться, складывать одежду
  5. помощь на даче в уходе за растениями

Итого: _________

Трудовое воспитание (труд взрослых):

  1. Знание разнообразных профессий
  2. Знание о связях разных профессий на производстве
  3. Знание структуры трудовых процессов
  4. Знание о роли современной техники
  5. Где и кем работают родители
  6. Отношение к труду взрослых

Итого: _________

Социально-нравственное воспитание:

  1. Имя, отчество, фамилия
  2. Возраст, пол
  3. Дата рождения, место жительства
  4. Адрес, № телефона
  5. Имена, отчества родителей
  6. Место работы родителей
  7. Последовательность возрастного развития
  8. Различие между мужчиной и женщиной
  9. Эмоциональные отношения (мимика)
  10. Отношение к малышам
  11. Отношение к взрослым (забота)
  12. Многообразие народов мира
  13. Правила культуры поведения
  14. Знание пословиц, стихов, поговорок
  15. Родной поселок, главные улицы

Итого: _________

Когда Ваш ребенок пойдет в 1 класс:

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Выслушав замечания учителя. Не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха

 (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

  1. не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки, лучше, если они будут подвижными.
  2.  Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) – необходимы.
  3.  В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  4. Найдите (постарайтесь найти) в течении дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние дела, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  5. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  6.  Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  7.  Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
  8.  Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим – «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

  ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ УСПЕШНЫМ УЧЕНИКОМ   

        Совет  первый:  самое  главное,  что  вы  можете  подарить  своему  ребенку,  -  это  ваше внимание.

 Совет  второй:  ваше  положительное  и  спокойное  отношение  к  школе  и  учителям упростит ребенку период адаптации.

         Совет третий: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

         Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми.  Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему  ребенку  интересным  другим.  Учите  его  новым  играм,  чтобы  он  мог  показать  их друзьям.  Пригласите  одноклассников  вашего  ребенка  к  вам  домой  —  простое  чаепитие,  а маленький хозяин научится принимать гостей.

         Совет четвертый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе  впервые  сталкиваются  с  необходимостью  вставать  в  одно  и  то  же  время  утром.  На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

         Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или  сын  нуждается  в  регулярном  продолжительном  сне.  Помогите  школьнику  научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха,  чтобы «уложить  новые  знания  на  нужные  полочки».  Ребенку,  как  и  нам,  после рабочего дня нужен кусочек  тишины и отдыха. Позаботьтесь о  здоровье вашего ребенка,  так как  в  первые  месяцы  школьного  обучения  огрехи  в  режиме  дня  будут  сказываться  более серьезно, чем раньше.

         Совет  пятый:  мудрое  отношение  родителей  к  школьным  успехам  исключит  треть возможных неприятностей ребенка.

         Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают  ребенка  в  приложение  к  школьному  дневнику. Школьные  успехи,  безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.  Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребенка. Хвалите ребенка!

И помните: никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

 Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!