Коррекционно-развивающее занятие на тему "Мир профессий"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках ранней профессиональной ориентации с учащимися 5-х классов. 

Это занятие направленно на актуализацию знаний учащихся о профессиях и расширения представлений о мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihokorrektsionno_zanyatie_parasyuk_yu.a._mir_professiy.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Психокоррекционное занятие «Мир профессий»

Педагог-психолог Парасюк Ю.А.

     Цель: формирование у школьников интереса к профессиональной деятельности и расширение представлений о мире профессий.

     Задачи:

1. актуализировать знания учащихся о профессиях;

2. расширить представления о мире профессии;

3. развивать способность анализировать различные профессии с учетом их требований к человеку и выделять профессионально важные качества;

4. формировать у учащихся понятие о взаимосвязи и важности различных профессий в жизни человека.

      Оборудование: карточки-перевертыши с загадками, карточки с профессиями, карточки с названием личностных качеств, цветные круги, презентация, «лампочки» для ответа.

Вводная часть

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. Перед тем как начать занятие, я предлагаю немного размяться. Для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим, нужно отгадать загадки.

Определение темы занятия. Загадки-перевертыши.

Учащимся предлагается отгадать загадки. Если загадка отгадана правильно, карточка-загадка переворачивается и на ней появляется подсказка.

Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...

(Врач)

Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит...

(Пожарный)

Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок...

(Учитель)

Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его?

(Моряк)

На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает...

(Продавец)

После того как все загадки отгаданы, на перевернутых карточках появляется надпись «Мир профессий».

- Отлично! Тема нашего сегодняшнего занятия «Мир профессий». Перед тем как мы оправимся в мир профессий я прошу вас посмотреть на цветные круги и выбрать самый приятный для вас цвет. Сохраните карточку до конца занятия, она нам пригодится.

Что мы знаем о профессии? (учащиеся отвечают).

- До того, как определиться со своим профессиональным будущем, нужно знать какие профессии вообще бывают на свете. Давайте посмотрим о каких профессиях вы уже знаете.  

Основная часть

  1. Упражнение «Азбука профессии»

Цель: актуализация знаний учащихся о профессиях, активизация учащихся в начале занятия.

Учащимся предлагается назвать профессию на букву, которая им попадется. Каждый ученик вытаскивает из «букваря» карточку с буквой, называет профессию на эту букву и кратко рассказывает, чем занимается человек с этой профессией.

  1. Упражнение «Качества профессий»

Цель: развитие способности анализировать различные профессии с учетом их требований к человеку, выделять профессионально важные качества профессий.

Ученики делятся на три команды.

Правила работы в команде:

  • Работаем вместе
  • Не перебиваем друг друга
  • Когда одна команда отвечает, остальные команды внимательно слушают
  • Если у команды появилась идея, команда зажигает лампочку (поднимает знак лампочки).

Каждая команда получает профессию. На доске находится набор карточек с качествами.

- Для того, чтобы быть успешным в какой-то профессии, необходимо развивать в себе определенные качества. Каждая команда должна подумать какие качества необходимы для их профессии. Без чего не может быть успешен учитель, летчик и художник?

Участники каждой команды по очереди выходят к доске и выбирают качество, которое подходит их профессии и объясняет зачем это качество нужно конкретно этой профессии.

В конце упражнения на доске появляется три столбика качеств, необходимых для каждой профессии. Учащимся предлагается сравнить эти профессии и найти общее качество для каждой профессии.

Какое-то качество повторялось у каждой профессии. Какое?

Общее качество: трудолюбие.

- Почему трудолюбие нужно развивать в себе независимо от того, какую профессию выберешь?

- Эти три профессии достаточно разные, но чем-то они похожи. Художник - профессия творческая. Работа художника невозможна без фантазии. Какая еще профессия из представленных невозможна без нее? (учитель). Почему?

Учитель – ответственная работа. Она требует дисциплины и пунктуальности. Какая еще работа невозможна без этого качества? (летчик).

Мы видим, что все профессии как-то связанны друг с другом. И не только набором качеств. Я предлагаю вам подумать, представители каких профессий могут работать в одном месте.

  1. Игра «Предприниматели» (работа в командах)

Цель: актуализация знаний о профессиях, формирование понятия о важности разных профессий в жизни человека.

Задача команды назвать максимальное количество профессии для открытия дела (например: ресторан, и т.д.)

После составления списка каждая команда презентует составленный список и объясняет какую функцию выполняет представители данных профессий в одном месте.

  1. Динамическая пауза «Настоящие-нестоящие».

- А теперь немного отдохнем и подвигаемся, а также узнаем, насколько вы внимательны.

Учащимся предлагается определить какая профессия реально существует, а какая нет. Если прозвучавшая профессия реально существует нужно хлопнуть над головой. Если же профессия не настоящая – топнуть и присесть.

Бутербродовед, космонавт, архитектор, крышконакручиватель, нейрохирург, склеиватель пакетов, торговец мечтами, стиратель памяти, каменщик, археолог, извлекатель снов, бухгалтер, эксперт по здоровой одежде, стоматолог.

Среди прочих учащимся предлагаются профессии, которые реально существуют, но имеют неправдоподобные названия (подчеркнуты).

На слайде представлено описание этих необычных профессии.

  1. Упражнение «Детективы»

Цель: развитие способности анализировать инструменты различных профессий.  

На слайде представлен один атрибут загаданной профессии (ассоциация). Командам предлагается представить свои варианты. После этого появляется следующие ассоциации (уточняющие). Задача команд как можно быстрее отгадать эту профессию.

- В мире достаточно много профессий, чтобы каждый мог найти себя. Подумайте, чем вы бы хотели заниматься? Может быть, вы уже знаете кем хотите стать?

Заключительная часть

Подведение итогов.

-    Сегодня мы отправились в мир профессии. Что мы там узнали?

- Что нужно развивать в себе, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности?

-     Как могут быть связаны профессии друг с другом?

Рефлексия «Радуга успеха»

Каждый ученик выбирал кружок с цветом в начале занятия. В конце на слайде представлена «Радуга успеха». Учащемуся предлагается продолжить фразу, которая находится на том же цвете, что и их кружок.