Статья на тему "Реализация программ первичной и вторичной профилактики зависимостей и девиантного поведения с учащимися с ОВЗ (ЗПР) как форма организации профилактической работы в системе психолого-педагогического сопровождения"

Данная статья кратко освещает разработанную программу первичной и вторичной профилактики зависимостей и девиатного поведения с учащимися основной школы (5-9 классы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация программ первичной и вторичной профилактики зависимостей и девиантного поведения с учащимися с ОВЗ (ЗПР) как форма организации профилактической работы в системе психолого-педагогического сопровождения

Анна Владимировна Храпова

педагог-психолог

Юлия Андреевна Парасюк

педагог-психолог

ГБОУ школа №480 Кировского района г. Санкт-Петербург

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других  психоактивных веществ, компьютерная и интернет-зависимость, участившиеся случаи суицида (в частности и группового) превратились в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Профилактика социальной дезадаптации, различных видов зависимостей и других проявлений отклоняющегося поведения у обучающихся является основным направлением работы специалистов службы сопровождения образовательного учреждения.

Дети с ОВЗ (ЗПР) испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны – они повышено внушаемы и импульсивны, а с другой – полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально-одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям.

Подростки с ОВЗ (ЗПР) являются тем контингентом детей, которым необходимо проводить работу по профилактике девиантного и зависимого поведения, так как из-за своих личностных и интеллектуальных особенностей развития чаще попадают в группу риска.

С целью содействия формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизни, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими нами были разработаны программы по первичной и вторичной профилактике зависимостей и девиантного поведения.

Программа первичной профилактики включает в себя цикл лекций и бесед с учащимися ЗПР школы 5-9 классов по следующим направлениям:

1. Профилактика девиантного поведения и правонарушений среди обучающихся. Актуальность данного направления работы обусловлена тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних. Наиболее частой причиной совершения правонарушений несовершеннолетними является выраженное стремление выделиться в среде сверстников и неумение подростков подобрать социально-приемлемые способы самовыражения. Следовательно, предупреждение правонарушений должно осуществляться в  .

Равный рядом

Законы дружбы

Дети и ссоры

Ответственность за поступки

2. Профилактика аддиктивного поведения среди обучающихся. Проблема формирования зависимого поведения среди детей и молодежи особенно остро выступает в сфере образования. Многие виды зависимостей начинают формироваться в детско-подростковом и юношеском возрасте. Реализация данного модуля осуществляется посредством просвещения учащихся в сфере сохранения психологического и физического здоровья, в сфере безопасного общения в сети интернет. ???  

3. Профилактика суицидального поведения среди обучающихся. Актуальность этого направления работы обусловлен тем, что суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Данный модуль направлен на формирование позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Вторичная профилактика девиантного, зависимого и суицидального поведения направлена на устранение возникших у подростков негативных поведенческих качеств (употребления алкоголя, наркотиков, токсикомании, игровой зависимости, воровства, употребление ПАВ, суицидальному поведению, экстремизму, занятие опасными видами спорта, участию в несанкционированных митингах, склонности к конфликтам). На данном этапе становления личности социально-психологическая вторичная профилактика девиантного и зависимого поведения рассматривается как психологическая помощь подростку.  

Программа вторичной профилактики осуществляется в форме групповых или индивидуальных занятий и включает в себя реализацию 7 профилактических модулей, разделенных по направлениям аддиктивных проявлений:

1 модуль «Профилактика зависимого поведения (курение, алкоголь, наркотики, ПАВ, игровая зависимость, воровство, токсикомания)»

2 модуль «Профилактика конфликтного поведения среди подростков и буллинга»

3. модуль «Профилактика суицидального поведения среди подростков»

4 модуль «Профилактика жестокого отношения в семье»

5 модуль «Профилактика занятий опасными видами спорта (зацепинг, паркур)»

6 модуль «Профилактика участий в несанкционированных митингах»

7 модуль «Профилактика экстремизма»

Реализация профилактических модулей может производиться, как целиком, так и отдельно (по модулям в зависимости от вида отклоняющегося поведения у подростков).