Презентация "Особенности исследования органов речи у детей"

Муха Татьяна Ивановна

Особенности исследования органов речи у детей с речевыми нарушениями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности исследования органов речи у детей Выполнила: студентка 1 курса по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» Сулимова Татьяна Ивановна

Слайд 2

Речь является одной из основных функция человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Речевая деятельность – продукт функционирования органов речи, филогенетически сложившихся и присущих любому человеку разумному ( Homo sapiens ) Для становления речи ребёнку необходимо нормальное созревание и функционирование ЦНС, нормальное состояние высших психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также физическое состояние ребенка В современном мире возникающие проблемы развития речи – это, главным образом, проблемы медиков и логопедов, а развитие языка как основы речевого общения – задача чисто педагогическая

Слайд 3

Строение речевого аппарата

Слайд 4

В полости рта расположены органы речи : язык, нёбо (твёрдое и мягкое), отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. За верхними зубами расположены бугорки, которые называются альвеолами. Наибольшее количество звуков речи образуются в полости рта благодаря большой подвижности языка и губ и возможности комбинировать их движения. Непосредственно за альвеолами расположено твёрдое нёбо, а напротив корня языка - мягкое нёбо. К активным органам речи относятся также голосовые связки. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении звонких согласных и гласных.

Слайд 5

Органы речи

Слайд 6

Речевые нарушения По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда.

Слайд 7

Патология органов речи Заболевания наружного носа и носовой полости: Сужение и зарастание полости носа Повреждение носа Инородные тела носа Острый насморк

Слайд 8

Патология органов речи Заболевания полости рта: Дефекты губ и нёба Дефекты языка Дефекты челюстей и зубов Нервно-мышечные нарушения

Слайд 9

Патология органов речи Заболевания глотки: Аномалии развития Ангина Хронический тонзиллит

Слайд 10

Патология органов речи Заболевания гортани: Аномалии развития Острый ларингит Злокачественные опухоли гортани

Слайд 11

Особенности исследования органов речи у детей Исследование речевых органов у ребёнка начинается с собирания анамнеза - сведений о предшествующем общем и речевом развитии ребёнка. Эти сведения получаются обычно путём опроса родителей или других ближайших родственников ребёнка. Выясняется также общее состояние ребёнка, состояние слуха, перенесённые заболевания, условия жизни, особенности речевой среды . Нарушение строения и функции органов речи выявляются посредством осмотра и функционального исследования.

Слайд 12

Особенности исследования органов речи у детей Большинство органов речи расположено в более или менее глубоких полостях (полость носа, ротовая полость, полость глотки, гортани, трахеи), поэтому детальный осмотр этих органов этих органов может быть произведён лишь при искусственном освещении и при помощи специальных инструментов . Такой детальный осмотр проводится обычно врачом- отоларингологом. Однако известное представление о состоянии органов речи можно получить и путём прямого осмотра без применения специальных инструментов, поместив исследуемого против лампы или освещённого окна.

Слайд 13

Особенности исследования органов речи у детей Вход в нос и передний отдел носовой полости можно осмотреть, приподняв кончик носа большими пальцами и отклоняя голову исследуемого кзади. Проходимость каждой половины носа для воздуха определяют путём попеременного закрывания той и другой ноздри при вдохе и выдохе с закрытым ртом. Очень удобно при этом пользоваться ваткой (проба Б.С.Преображенского ): ватка притягивается к ноздре при вдохе и при выдохе.

Слайд 15

Особенности исследования органов речи у детей При осмотре полости рта и глотки для отдавливания языка, препятствующего осмотру, пользуются деревянным или металлическим шпателями (деревянные шпатели после употребления сжигают или выбрасывают, а металлические подвергают кипячению). Для уменьшения неприятного ощущения, которое всегда возникает у исследуемых при надавливании шпателем на язык, не нужно прикасаться к языку всей поверхностью шпателя, а слегка надавливать концом его на среднюю часть спинки языка. Следует избегать надавливания шпателем на корень языка, а также прикосновения к мягкому нёбу, так как это нередко вызывает рвотный рефлекс.

Слайд 16

Особенности исследования органов речи у детей Металлический шпатель нужно предварительно слегка нагреть, так как прикосновение холодного шпателя особенно неприятно . Некоторые исследуемые умеют показывать глотку самостоятельно, прижимая язык ко дну полости рта, в этих случаях прибегать к помощи шпателя не приходится.

Слайд 18

Особенности исследования органов речи у детей При осмотре полости рта и глотки обращают внимание на строение губ челюстей, зубов, языка, нёба (твёрдого и мягкого), зева (нёбных дужек и миндалин), задней стенки глотки . Одновременно производится и элементарное функциональное исследование, заключающееся в определении подвижности губ, языка, мягкого нёба . Гортань и глотка могут бать осмотрены лишь при помощи специального инструментария.

Слайд 19

Наличие дефектов голоса и их характер выявляются путём наблюдения за самостоятельной и отражённой речью ребёнка. Определяется сила голоса (слабый, громкий, крикливый), регистр (грудной, головной, смешанный), чистота (чистый, хриплый), гнусавость (открытая, закрытая) и др . Исследование органов речи у ребёнка затруднительно из-за беспокойного поведения малыша, более узкой его носоглотки, миниатюрных размеров инструментов и т.д . В настоящее время разработаны и уже широко применяются методы эндоскопии, проводимой с помощью волокнистой оптики ( фибероскопов ). При этом легко можно менять направление луча, что представляет собой просто и безболезненно производить осмотр любого лор органа у маленького пациента.

Слайд 21

Предупреждение хронических заболеваний голосового аппарата Для предупреждения хронических заболеваний голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становиться чувствительным даже к небольшим её колебаниям, и ребенок легко простужается при малейшим охлаждении или сквозняке.

Слайд 22

Предупреждение хронических заболеваний голосового аппарата Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления . Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта .

Слайд 23

Предупреждение хронических заболеваний голосового аппарата В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма . Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести её не только посредством разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий.

Слайд 24

Предупреждение хронических заболеваний голосового аппарата Как уже было сказано, при носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств, вдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


 

Комментарии

Головина Екатерина Николаевна

Спасибо за презентацию!Очень доступная и интересная информация!!!