Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии и ринолалии.

Масликова Елена Анатольевна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы основных задач и особенностей подготовительного этапа коррекции звукопроизношения в сравнении дизартрии и ринолалии, а так же направления коррекции нарушений дыхания при  дизартрии и ринолалии. Сравнительный анализ  и последовательность работы представлена в виде таблицы.

Ключевые слова: логопедия, речь, звукопроизношение, нарушения речи, коррекционное обучение, произносительная сторона, артикуляция, звуковой анализ, коррекция, назальный, дифференциация, модуляция голоса, дыхание., включение голоса, логоритмические упражнения.

Раздел: Логопедия. Особенности коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_korrektsii_rinolaliya_i_dizartriya.doc221.31 КБ

Предварительный просмотр:

Масликова Елена Анатольевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа г. Москвы №1205

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы основных задач и особенностей подготовительного этапа коррекции звукопроизношения в сравнении дизартрии и ринолалии, а так же направления коррекции нарушений дыхания при  дизартрии и ринолалии. Сравнительный анализ  и последовательность работы представлена в виде таблицы.

Ключевые слова: логопедия, речь, звукопроизношение, нарушения речи, коррекционное обучение, произносительная сторона, артикуляция, звуковой анализ, коррекция, назальный, дифференциация, модуляция голоса, дыхание., включение голоса, логоритмические упражнения.

Раздел: Логопедия. Особенности коррекции.

Логопедические технологии

Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии и ринолалии.

Особенности коррекции произносительной стороны речи

Дизартрия

Ринолалия

Основные задачи

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков в речи.

 2. Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа.

3. Нормализация просодической стороны речи, т. е. преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны речи.

4. Коррекция проявлений общего недоразвития речи.

1) нормализация «ротового выдоха», т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

5) нормализация просодической стороны речи;

6) автоматизация приобретённых навыков в свободном речевом общении.

Особенности подготовительного этапа

 Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:

1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (дифференцированный логопедический массаж).

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата дифференцированные (приёмы артикуляционной гимнастики; отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др )

3.  Нормализация голоса (голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе).

4.  Нормализация речевого дыхания (упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха).

5.  Нормализация просодики .

6.  Нормализация мелкой моторики рук (пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук).

Постепенно у ребёнка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков

 При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.

Первый этап — этап «предречевых» упражнений — включает следующие виды работы: . 1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция (так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности);

4) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап — этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап — этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Четвертый этап — этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля со стороны самого ребенка и логопеда.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);

2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Участие названных факторов в усвоении звуковой системы различно в зависимости от возраста ребёнка и от этапа коррекции.

Последовательность работы над звуками

 Последовательность работы над звуками

Г. В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

1) степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

3) возможностью подбора речевого материала, включающего звуки. Степень доступности звуков зависит не только от лёгкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции).

По лёгкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперёд прижатого ко дну ротовой полости языка.

Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а звуки [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных.

Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени.

Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более лёгкий.

 Коррекция каждого звука предусматривает:

- умение выделить его среди других;

- соотносить с определённой артикулемой;

- правильно воспроизводить артикулему;

- применять это умение в потоке связной речи.

Примерный порядок работы над звуками:

- гласные звуки - А, Э, О, У, И, Ы;

- йотированные звуки - Я, Е, Ё, Ю;

- глухие щелевые согласные - Ф, С, Ш, Х;

- глухие взрывные согласные - П, Т, К;

- звонкие щелевые согласные - В, З, Ж;

- звонкие взрывные согласные - Б, Д, Г;

- смычно-щелевые согласные - Щ, Ц, Ч;

- соноры - М, Н, Л, Р.

Порядок постановки звуков может быть иным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Особенности постановки звуков

  Выработка основных артикуляционных укладов. Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

- Следующим направлением второго этапа является определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.

- Следующим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука (по подражанию, механическим, смешанным способами).

Одним из приёмов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребёнка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

).

 Начинать постановку согласных звуков нужно с доступных ребёнку фонем. При работе используют обычные коррекционные методы. 

Особенности работы:

 1) постоянный контроль за направлением воздушной струи, 2) за положением языка в полости рта,

3) за мышцами лица,

4) постоянная дифференциация носовых и ротовых звуков.

Воспроизведение согласных - образование преграды в нужной зоне, подача на неё направленной воздушной струи, достаточное внутриротовое давление и фонация. Успех зависит от индивидуальных компенсаторных способностей ребёнка.

При формировании нового согласного необходимо включать в занятия упражнения на закрепление освоенных ранее согласных. Устранение назальности лучше начинать с произнесения закрытых слогов, поскольку в них наименьшая слитность звуков.

Примечания:

1. При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрикативных звуков (щелевых [ф] и [с]), а нёбно-глоточная недостаточность

требует начинать с взрывных фонем ([п], [т], [к]). Общим же является первоначальный выбор глухих фонем, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми (И. И. Ермакова).

2. Использование специфических и традиционных приёмов постановки звуков.

3. Использование такой механической помощи, как зажимание пальцами крыльев носа (локоть ребёнка поднят, чтобы была видна артикуляция, левая ноздря зажимается большим пальцем, правая – остальными). На этот счёт имеются противоречивые мнения. В частности, И. И. Ермакова считает, что такая помощь целесообразна только в период вызывания звука.

4. Вызываемый звук сразу не называется. Даётся чёткая артикуляция этого звука и направленный выдох, например: «Губы сомкнуты, «выстрел» на ватку» – [п] и т.д.

5. Целесообразно вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении.

6. Не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.

7. Допускается использование промежуточных, приближённых артикуляций (межзубная, одноударная) – так называемых «аналогов звука» (Г. В. Чиркина).

8. При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляется на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на звуке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения (А. Г. Ипполитова).

9. Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго индивидуально.

10. Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.

Примечание

(дополнительные сведения)

Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребёнка произносятся искажённо или ещё не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребёнку.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

3) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

а) массаж мягкого нёба;

б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

в) артикуляционная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:

 — увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

 — улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

 — выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Направления коррекции нарушений дыхания при  дизартрии и ринолалии.

Дизартрия

Ринолалия

1.

Первый этап: общие дыхательные упражнения

Цель: увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

2.

Второй этап: речевая дыхательная гимнастика

Выработка речевого дыхания производится в разных положениях ребёнка: лёжа на спине, сидя, стоя. При тяжёлом двигательном поражении дыхательные упражнения проводятся в рефлекс запрещающих позициях.

В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные упражнения-игры: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутьё в специальные бумажные трубочки.

Игры подбираются дифференцированно в зависимости от возраста и характера нарушения дыхания.

Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические упражнения и игры.

1.

I. Подготовительный период

Основная цель занятий: формирование правильного речевого дыхания

параллельно с освоением артикуляции.

Период можно условно разделить на два этапа.

1. Формирование речевого дыхания

Работа ведётся по следующим направлениям.

1) Формирование диафрагмального (нижнереберного) дыхания.

2) Дифференциация ротового и носового дыхания.

С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикуляции гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков

2.

II. Основной период

Цель занятий этого периода та же, что и в подготовительном: формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на этапы.

1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе

2. Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков.

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат

В послеоперационном периоде работа по формированию речевого дыхания продолжается: закрепляются и совершенствуются усвоенные навыки, вырабатываются необходимые новые. Дозировка занятий и их длительность варьируются, хотя принципы и методика проведения остаются одинаковыми.

3.

После операции логотерапия начинается на 15 – 16 день.

Первые занятия продолжаются 5 минут и содержат определённую дозировку.

Первый день: дыхательные упражнения выполняются лёжа, чередуя бесшумный вдох и удлинённый выдох через рот и нос. Дыхание сочетается с движениями рук, ног, головы. Постоянно контролируется диафрагмально- реберное дыхание.

Второй день: выполняются те же дыхательные упражнения, но в положении «сидя».

Третий день: выполняются дыхательные упражнения в положении «лёжа», «сидя», с сопровождением их движениями конечностей и головы.

Четвёртый – шестой дни: занятия удлиняются до 10 минут, используется прежний комплекс с добавлением дутья на ватку, в пузырёк, а также выдоха на широкий высунутый язык.

Седьмой – пятнадцатый дни: дыхательные упражнения выполняются в положении «лёжа», «сидя», «стоя». Вырабатывается направленная воздушная струя.

Работа над дыханием продолжается и после снятия защитной пластинки, месяц закрывающей нёбо после выписки из стационара.

Таким образом, логопедическая работа по формированию речевого дыхания при ринолалии ведётся и в дооперационный, и в послеоперационный периоды. Работа после уранопластики строится с учётом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента и с учётом его психического статуса.

Список литературы

1. Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.

 2. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И. И. Ермакова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.». - 1996.-143 с.

3. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.