ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ ПРЕДМЕТОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования начальных математических представлений в целом и обучения счету в частности, благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность и особую восприимчивость. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ СЧЕТУ ПРЕДМЕТОВ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из ключевых идей Концепции развития российского математического образования направлена на то, что в современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью в математике. Формирование этой компетентности – задача образования, начиная с раннего возраста.

Дети пользуются двумя моделями поисковых проб: практические (действия в перекладывании) и мыслительными (обдумывание, предугадывание, предположение решения). Для математического развития детей важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, давались в определенной системе и последовательности.

Счет – одно из ведущих понятий в математике. Счет, по определению А. В. Белошистой, это «действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел».

Р. Грин указывает, что из теории арифметики известно, что счет – это «установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами. Счет – это деятельность с конечными множествами».

З. А. Михайлова и Е. А. Носова подчеркивают, что «счет включает в себя структурные компоненты:

- цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности);

- результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение».

Счетная деятельность — это называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа. Цель счетной деятельности — найти итоговое число, ответить на вопрос «сколько?».

На современном этапе счет является ведущей ступенью в образовании человека. Еще с раннего детства человеку стремятся преподать навыки счета, которые используются и усовершенствуются всю жизнь. Началом формирования навыков счета является дошкольное обучение математике.

Овладевая счетом, дети приобретают умение определять количество предметов в результате осознания итогового значения числа, сравнивать множества и числа с определением отношений между ними (наглядно, в слове). Сравнение чисел (на наглядной основе) раскрывает, выделяет количественное значение числа. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова отмечают, что «в процессе освоения счета и сравнения двух групп предметов по количеству у детей формируется представление о числе как показателе равночисленности множеств на основе выделения общих качественных и количественных признаков. При этом перестраиваются восприятие и мышление детей. У них вырабатывается умение видеть одно и то же количество независимо от внешних несущественных признаков (осознание принципа сохранения количества). Этому способствуют упражнения, убеждающие детей в том, что одно и то же количество может быть представлено из разных объектов, отличаться размером занимаемой площади, расположением. По мнению В. В. Даниловой, «в 4-5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов независимо от их качественных особенностей и форм расположения, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового. Однако, сравнивая числа, определяют большее из них по дальности его от начала счета или как находящееся впереди (сзади) какого-либо числа, что было свойственно детям на более низком уровне усвоения последовательности чисел».

Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать успешному формированию счетной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в условиях детского сада, уточним, что означает это понятие.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова «условие» понимается как: «1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит».

Понятие «педагогические условия» разными авторами трактуются по-разному. Например, Н. М. Борытко под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированного педагогом для достижения результата».

        Н. А. Ипполитова и Н. В. Стерхова рассматривают педагогические условия как «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность внешних и внутренних возможностей образовательной и материально-пространственной среды в достижении образовательных результатов».

        Правильно созданные педагогические условия обеспечивают успешное формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

Важным педагогическим условием формирования счетной деятельности у дошкольников, по мнению А.А. Смоленцевой и О.В. Пустовой, является «применение активных форм и методов педагогической работы, соответствующих возрасту детей (дидактическая игра, эвристические беседы, наглядный показ, экспериментирование, моделирование, проектная деятельность и т.д.). Воспитатели детского сада должны умело варьировать формы и методы обучения».

С педагогической точки зрения важным условием формирования счетной деятельности у дошкольников является использование дидактических игр. По мнению М. Н. Перовой, «решения задач, поставленных дидактическими играми математического содержания, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения различных мыслительных операций (сравнения, обобщения, классификации, сериации)». Это же условие выделено Л. В. Запорожцем, который писал, что «оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка дошкольного возраста создаются путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым».

В процессе формирования счетной деятельности у дошкольников важно использовать наглядность, модели и алгоритмы в обучении.

При формировании счетной деятельности у дошкольников важно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Такая среда, по мнению Н. К. Смирнова, «должна соответствовать возрастным особенностям детей, способствовать творческому самовыражению каждого ребёнка, создавать условия для поддержания интереса и работоспособности детей, позволять менять виды детской деятельности и выполняемых заданий». Е. И. Щербакова рекомендует организовать развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы «математический материал давал возможность каждому ребёнку действовать самому, обеспечивал развитие познавательных интересов и математической грамотности дошкольников. Необходимо хорошо оборудовать в детском саду мини-лаборатории, дидактический уголок по обучению детей математике».

        Следующим условием можно выделить: использование художественной литературы.  Устное народное творчество: считалки, поговорки, пословицы, шутки способствуют формированию понятия числа.

Можно привести примеры: считалки «Раз, два, три, четыре, Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот выйдет вон», «Раз, два, три, четыре, пять, Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку,  Прибавляет к мышке кошку. Получается ответ: Кошка есть, а мышки нет!»,

Следующее условие – это взаимодействие педагога с родителями. Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении математических знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей. С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Необходимо использовать любую возможность по обучению дошкольников счету. Спросите у детей, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее,  можно научить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Таким образом, для формирования счетной деятельности детей среднего дошкольного возраста необходимо в комплексе взаимосвязано под руководством педагога реализовывать педагогические условия в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности детей и педагогов и в самостоятельной деятельности детей.

Содержание работы по обучению счету предметов детей дошкольного возраста отражено в программе воспитания и развития детей дошкольного возраста. В программе «От рождения до школы» подчеркивается, что «основным понятием элементарной математики в детском саду и основной количественных представлений дошкольника является понятие числа». Работа по формированию у детей количественных представлений ведется во всех возрастных группах детского сада.

В средней группе детского сада (возраст детей от 4 до 5 лет) начинается формирование счетной деятельности. Работа по обучению детей счету делится на два этапа.

1 этап - дифференциация итога счета от процесса счета.

2 этап -  обучение процессу счета.

Особенности восприятия числа детьми:

1. Дети вместо числа «один» произносят существительное «раз». Следует обязательно исправлять ошибку. Поставить одну игрушку и спросить «Сколько?»

2. Дети не понимают, что каждое число относится только к одному предмету: они называют числа с одной скоростью, а указывают на предметы – с другой. Необходимо при счёте обязательно указывать рукой на каждый предмет.

3. Дети не отличают процесс счёта от итогового числа, поэтому при счёте обязателен круговой жест.

4. Дети не умеют согласовывать числительные с существительными. Для занятия надо подбирать предметы женского, среднего и мужского рода.

5. Название предмета при счёте даётся только после слова «всего», так как дети должны понять, какие бы предметы они не считали, числа всегда произносятся одинаково, и тем самым показывается, что счёт окончен.

Поэтому необходимо обучить детей: составлять множества из разного количества предметов, сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство, вводя в речь детей выражения: «больше, чем…», «меньше, чем…»; считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: брать предметы по одному, действовать (раскладывать, передвигать, указывать на предметы) только правой рукой (исключение составляют дети-левши); называть числительные по порядку слева направо; согласовывать существительные в роде, числе и падеже; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, в конце счета делается обобщающий жест и называется итоговое число и наименование предмета. Например: «Один, два, три – всего три кружка».

В этом возрасте у детей начинают формировать представления о порядковом счете, т. е. умением определять место какого-либо предмета среди других при условии расположения их в ряд. Пониманию и осмыслению детьми порядкового значения числа способствует расположение предметов в строго определенном порядке. Это может быть набор матрешек разных размеров, лесенка, составленная из кубиков, пластин, иллюстративный материал к сказкам «Три медведя», «Репка» и др. Для обучения создается определенная ситуация: матрешки идут на прогулку, дети пошли в лес и т. д. Определяется порядковый номер и качественный признак (имя, рост, размер): «Первая девочка в красном платье, она самая высокая, вторая — в зеленом, она пониже» и т. д.

Детей учат правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы типа: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Сначала работа ведется в пределах 3. Подбирают предметы разного цвета, одинаковой формы и один предмет отличается либо по цвету, либо по форме. Воспитатель должен разъяснить, что когда хотят узнать, сколько всего предметов, то считают «Один, два, три», а когда хотят узнать место предмета среди других (вопрос «Какой по счету?»), тоже считают, но по-другому: «Первый, второй, третий». Необходимо правильно использовать вопросительные слова и показать детям их отличие: сколько? какой? какой по счету? который?

Можно знакомство с порядковым счетом проводить в процессе драматизации сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»). Пример: сказка «Теремок». Педагог выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов:

- Кто пришел первым, вторым, третьим…?

- Какой по счету стоит мышка, зайчик…? (указывается, что считать следует слева направо). Надо подвести детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят в ряд.

На дальнейших занятиях  необходимо проводить  упражнения на выработку умения вести порядковый счет. Важно менять наглядность, задавать разные вопросы, чередовать задания.

Для закрепления, в которых определяется: какой предмет каким по счету расположен. Например: в процессе ознакомления с геометрическими фигурами: «Как называется фигура, которая стоит на третьем месте?».

Можно использовать игру «Что изменилось?» 

Затем детей учат уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе  один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет (Например, к 2 елочкам добавили 1 елочку, стало 3 елочки» или: «Зайчиков больше (3), а елочек меньше (2). Убрали 1 зайчика, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2). В результате дети средней группы умеют отсчитывать нужное количество предметов из большего количества (в пределах 5), выкладывать определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом (отсчитай 4 кружка, принеси 3 кубика).

Л. И. Плаксина считает, что обучение детей 5-го года жизни умению отсчитывать, выкладывать или приносить определенное количество предметов надо сначала проводить по образцу, и только затем – по названному числу. Делать это по образцу детям легче, чем по названному числу. Воспитатель должен это знать и усложнять задания постепенно: сначала предлагать работать по наглядному образцу: ребенок получает образец-карточку с кружками и ему предлагается найти столько же игрушек, поставить каждую игрушку на кружок карточки. Затем – по названному числу (числовой карточке или цифре) найти и поставить в ряд столько предметов, сколько их обозначено на числовой карточке или записано цифрой на доске (цифру озвучивает воспитатель) .

Умственное воспитание ребенка связано с его чувственным опытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления.

Чтобы восприятие было более полным, в нем должно участвовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами - ощупывать, производить различные движения.

Счет на слух и счет движений углубляет понимание значения итогового числа, суммирующего звуки в уме. Поэтому необходимость запомнитъ итоговое число, которое обобщает все воспринятые звуки, становится очевидной для ребенка и весьма значимой.

Сначала дети овладевают умением считать звуки, движения, производимые с помощью игрушки. Затем они считают звуки, движения, выполняемые ими самостоятельно, проговаривая числа вслух, а в дальнейшем шепотом и про себя, учатся запоминать числа. Дифференциация действий сосчитывания и отсчитывания ведется по вопросам: «Что вы сделали: сосчитали или отсчитали? Как узнали, сколько предметов надо было отсчитать? Сколько предметов отсчитали?» (Столько же, сколько кругов на карточке, пять; столько же, сколько звуков услышал.)

В восприятии и воспроизведении множеств и их счете могут сочетаться разные анализаторы: слуховой и зрительный, слуховой и двигательный, зрительный и осязательный и пр.

Звуки и движения должны быть ритмичны, разнообразны, интересны: удары в барабан, бубен, стук в дверь, проговаривание одного и того же слова, хлопки над головой, прыжки, подбрасывание мяча и др. Лучше, если источник звука скрыт от детей ширмой, дверью. На занятиях можно соединить счет и отсчет: дети считают звуки, а отсчитывают соответствующее количество предметов по осязанию. «Посчитай, сколько раз я ударила, и отсчитай под платочком столько же кубиков», «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши».

Счет предметов по осязанию — интересное и развивающее упражнение. Вначале он носит игровой характер: взять, достать из «чудесного мешочка» определенное количество одинаковых мелких предметов, кубиков, матрешек. В дальнейшем дети считают предметы, зафиксированные неподвижно на плоскости (линейно расположенные: грибы на подставке, пуговицы, нашитые на картон, и т. д.). Вначале счет сопровождается громким проговариванием; постепенно он может сменяться произнесением чисел шепотом, а потом и счетом про себя.

        При обучении дошкольников счету в активный словарь детей вводятся такие слова, как «считай» — назови числительные по порядку; «посчитай» — ответь на вопрос «сколько всего?»; «отсчитай» — выдели часть; «пересчитай» — проверь.

Таким образом, при формировании представлений о счете (количестве) особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребенка, главное внимание обращать на развитие его сенсорики через организацию определенных предметных действий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действия способствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов.