«Физические упражнения, подвижные игры и самостоятельная деятельность детей на прогулке».

Макушкина Татьяна Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_na_progulke.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 90»

Консультация для воспитателей:

«Физические упражнения, подвижные игры и самостоятельная деятельность детей на прогулке».

Подготовила:

 инструктор по физической культуре

 Макушкина Т.Н.

Саранск

 2021

«Физические упражнения, подвижные игры и самостоятельная деятельность детей на прогулке»

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. При распределении игр и физических упражнений в течение дня воспитатель учитывает новый программный материал, предлагаемый на физкультурных занятиях и ежедневные игры и упражнения, которые он проводит на утренней и вечерней прогулке. Это способствует закреплению и совершенствованию движений.

На прогулках планируются подвижные, дифференцированные, народные игры, игровые упражнения разной степени интенсивности и сложности. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам.

Кроме подвижных игр, на прогулке воспитатель широко использует разнообразные упражнения в основных видах движений: различные виды бега и ходьбы, многообразные прыжковые упражнения, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий. Спортивные игры и упражнения планируются в зависимости от времени года:

  • зимой – это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, игра в хоккей;
  • весной и летом – езда на велосипеде и катание на самокате, игра в баскетбол, волейбол, бадминтон, городки, теннис.

Спортивные игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, индивидуальных особенностей воспитанников. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе разученных дошкольниками элементов могут быть организованы и игры по упрощенным правилам. Обучение детей играм с элементами спорта проводится воспитателем, как на физкультурных занятиях, так и во время прогулок.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки . Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

название п/и, цель.

Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

Примерные игры и упражнения для лета:

  • подвижная игра с бегом «Бег со скакалкой»;
  • езда на велосипеде по прямой, по кругу, «змейкой»;
  • элементы игры в баскетбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

Примерные игры и упражнения для осени и весны:

  • подвижная игра с ходьбой и бегом «Быстро из круга» (дети образуют круг, в середине которого находятся 3-4 ребенка. Стоящие по кругу идут или бегут в правую сторону, держась за руки. По сигналу воспитателя идущие останавливаются и поднимают вверх руки. Педагог считает до трех. Стоящие в середине должны за это время выбежать из круга);
  • «Кто дальше прокатит обруч?» (прокатывание обручей по дорожке);
  • «От понедельника до воскресенья» (прыжки через длинную скакалку, постепенно поднимающуюся вверх).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой:

  • подвижная игра с бегом « Два мороза»;
  • катание на санках сидя спиной вперед и отталкиваясь ногами;
  • игра-эстафета «Гонки санок»;
  • прыжки со снежных волов.