Технология портфолио в воспитательной деятельности педагога.

Данная работа показывает, как технология портфолио влияет на воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Технологии портфолио в воспитательной деятельности педагога»

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года.

Целью российского школьного образования является создание условий для самореализации обучающегося в учебном процессе, формирования у него готовности быть субъектом продуктивной и самостоятельной деятельности на всех этапах жизни.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Сегодня социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально – экономических условиях.

Актуальность темы

В новом федеральном государственном образовательном стандарте действия самоконтроля и самооценки выделены как отдельный блок в группе метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • самостоятельно определять цели своего обучения;
  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Овладение педагогом, в том числе классным руководителем, современными подходами к оцениванию деятельности обучающихся, использованию данных технологий в процессах обучения, воспитания и развития помогает организовать оценочную деятельность, которая позволит выйти за рамки привычной отметочной 5-балльной системы, где приоритет контроля и оценивания принадлежит исключительно педагогу.

Одной из технологий оценивания рефлексивных способностей является технология портфолио. Исследователи все чаще связывают актуальность внедрения портфолио с возможностью аутентичного оценивания образовательных результатов обучаемых с неизбежной трансформацией учебного процесса, переходом от контроля со стороны организации к самоконтролю со стороны ученика.

Таким образом, возникает проблема - как организовать процесс воспитательной деятельности с использованием современной оценочной технологией портфолио, субъектом которой помимо классного руководителя будет являться сам обучающийся, и как использовать полученные результаты для внутренней системы оценки качества образования отдельно взятой общеобразовательной организации?

Объектом исследования является воспитательная деятельность классного руководителя.

Предметом исследования является портфолио обучающегося в воспитательной деятельности классного руководителя.

Цель исследования: определить особенности использования технологии портфолио обучающегося в деятельности классного руководителя для отражения результатов обучающихся во внутренней системе оценки качества образования.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ современных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
  2. Изучить содержание, сущность и функции технологии портфолио обучающегося;
  3. Разработать структуру портфолио обучающегося для реализации воспитательной деятельности классного руководителя;
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию технологии портфолио обучающегося в воспитательной деятельности классного руководителя.

Методы решения поставленных задач:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- наблюдение за процессом  воспитательной деятельности классного руководителя в условиях информационно-предметной среды;

- изучение  нормативных актов;

- выбор и апробирование приемов работы, используемых для результативного использования технологии портфолио;

-  анализ результатов исследования и обобщение их в виде методической рекомендации.

  1. Содержание и функции технологии портфолио

Далее представим основные функции портфолио:

- диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени;

- целеполагания – поддерживает учебные цели;

- мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Философия учебного портфолио предполагает:

- смена внимания с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.

Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для него стимул роста. Достоинства портфолио несомненны.

Портфолио выступает средством углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, и, следовательно, создания ситуации успеха.

По мнению исследователей, системное использование технологии портфолио в образовательной среде школы позволит вывести процесс образования на качественно новый уровень, реализовать возможность модернизации системы оценивания результатов обучаемых, будет способствовать успешной социализации обучающихся.

Т.Г. Новикова, М.А. Пинская и А.С. Прутченков считают, что портфолио , наряду с отслеживанием результатов и процесса обучения решает такие педагогические задачи, «как поощрение активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности, а также формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность» [1].

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности, практически применять приобретенные знания и умения [1].

Далее представим описание психологических и возрастных особенностей обучающихся начальной школы. В данном периоде происходит завершение адаптации к систематическому обучению, формированию и закреплению новых обязанностей. В данный период происходит активное освоение учебной деятельности, начинает формироваться навык к оцениванию образовательных достижений, их причин и трудностей, развивается познавательная рефлексия.  В данном возрасте еще остается значимой роль взрослых в побуждении и организации процесса оценивания образовательных достижений .

В начальных классах обучающиеся начинают более активно взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса, учатся договариваться, уступать друг другу, распределять свое личное время и учебные задания без помощи взрослых. Появляются начальные навыки проектирования и планирования процесса обучения. Меняются способы взаимодействия со взрослыми - так ребенок начинает осознавать свою роль в семье, выполняет оценку отношений между родителями и другими взрослыми, формируются навыки самооценивания и взаимооценивания.

Обратим внимание на то, что обучающие имеют отличия не только в уровне подготовленности к усвоению знаний, но и различны индивидуальными особенностями, такими, как темперамент, эмоциональная чувствительность, гибкость и адаптивность в обучении, стиль обучения, познавательные интересы, физические и физиологические особенности .  

В связи с чем использование адекватных современных средств оценивания образовательных достижений обучающихся в начальной школе позволит обеспечить не только их индивидуальный запрос, но и будет соответствовать актуальным требованиям действующего ФГОС НОО.

По нашему мнению, одним из современных средств оценивания образовательных достижений обучающихся начальной школы, в том числе 2-го класса является портфолио. Представим описание портфолио как результативного средства оценивания образовательных достижений обучающихся 2-го класса с учетом  его актуальности в контексте применения современных подходов к оцениванию их образовательных результатов.

В соответствии с ФГОС НОО при реализации основных образовательных программ в начальной школе необходимо оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты. Именно метапредметные результаты становятся наиболее значимыми для обучающихся, освоение которых формирует у младших школьников умение учиться. Достижение данных результатов подтверждает качество образования. Ведущими умениями обучающихся являются умения использовать полученные знания для решения различных задач, в том числе в жизни, новые освоенные способы действия форматировать в индивидуальный способ  решения проблем и задач, участвовать  в совместной деятельности с различными участниками образовательного процесса в поликультурной образовательной среде, работать с различной информацией.

На ступени начального образования важно понимать, с помощью каких средств оценивать метапредметные результаты обучающихся. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений;
  • портфолио.

Следует отметить, что ФГОС НОО определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. В каждом учреждении, образовательные результаты конкретизированы в примерной основной образовательной программе и представлены умениями базового уровня – «выпускник научится» и умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться».

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.  В результате данных изменений портфолио становится одним из значимых результативных средств оценивания образовательных достижений на ступени начального общего образования. Для обучающихся начальной школы основной целью является формирование навыков самоорганизации своей деятельности без активного участия взрослых, развитие  и поддержание учебной мотивации на  необходимом уровне, ориентированность на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений и умений выполнять  адекватную самооценку  собственной деятельности, взаимооценку образовательных продуктов сверстников.

Портфолио является инструментом, включающим критериальное и содержательное оценивание.  На ступени начального общего образования применяется для фиксирования и оценивания образовательных достижений обучающихся, наглядно демонстрирует артефакты и результаты образовательной деятельности обучающихся, является способом взаимодействия обучающихся с различными участниками образовательного процесса.

Портфолио в начальной школе направлен на решение ряда важных задач не только собственно педагогических, но и в области качества образования, позволяющих:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценивания/ взаимооценивания) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Исходя из содержания и описанных функций технологии портфолио, одним из направлений его использования в воспитательной деятельности классного руководителя, может стать развитие социальной компетентности обучающихся. Это обусловлено тем, что необходимый уровень развития социальной компетентности обучающихся проявляется в умении взаимодействовать с разными участниками образовательного процесса и включает в себя определенную модель воспитания и культуры поведения ребенка.

Понятие «социальная компетентность» определяется исследователями (Т.Г. Пушкарева, Ю.А. Трифонова, Н.Н. Богдан, Г.В. Касьяненко, Е.Н. Борисенко) как способность человека осуществлять самостоятельный выбор определенной модели поведения по достижению наиболее эффективного процесса взаимодействия в обществе, основанного на адекватном отношении к ситуации и целесообразности действий.

Таким образом, определено, что портфолио обучающегося имеет ряд функций, необходимых для оценки образовательной и воспитательной деятельности обучающихся школы.

В ходе реализации данного исследования при реализации воспитательной деятельности классного руководителя мною был использован портфолио обучающихся начальной школы, включающий определенную структуру для заполнения его содержанием и материалами.

Далее представим их описание в соответствии со структурными компонентами портфолио и его содержательного наполнения и использованием в рамках воспитательной деятельности классного руководителя.

Первый компонент портфолио состоит из представления себя, своей семьи, школы, класса – в данных разделах учащиеся заполняют информацию о себе, о своей семье, заполняют совместно с родителями, «семейное древо», записывают информацию о школе: о школьных правилах, качества школьника, информацию о классе (например, по следующим темам: «Знакомство» с одноклассниками, учителем ; «Я и моя семья»,  « Мой день»).

Второй компонент портфолио предполагает отбор обучающимися самостоятельно или при сопровождении родителей выполненных работ по занятиям, факультативам, реализующихся в рамках образовательного учреждения. Работы представлены в портфолио могут быть как формальные, так и творческие. В разработанной структуре портфолио данные работы можно разместить в разделы: «Мои достижения», «Мое творчество», «Мир моих увлечений».

Третий компонент портфолио обучающегося начальной школы включает отобранные и систематизированные материалы выполненных наблюдений: оценочные листы, материалы и листы наблюдений.

 Благодаря наполнению данного компонента портфолио стало возможным контролировать процесс овладения универсальными учебными действиями обучающимися. При этом важно, что сами обучающиеся становятся активными участниками данного процесса. В предложенной нами структуре портфолио такие материалы мы назвали: «Листы достижений», в которых обучающийся фиксирует свои цели на каждую четверть и полугодие, записывает результат своей работы в паре и группе, заполняет листы самооценки.

Четвертый компонент портфолио связан с представлением материалов, характеризующих достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

        В данном случае портфолио становится универсальным средством оценивания достижений обучающихся начальных классов, в том числе и в воспитательной деятельности, благодаря включению опыта его использования  средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл освоения данной технологии для эффективного взаимодействия в поликультурной образовательной среде.

Использование оценочной функции портфолио при реализации воспитательной деятельности классного руководителя позволило нам применять формирующее оценивание образовательной деятельности младшего ученика на уроке по следующей схеме.

Предварительно, совместно с обучающимися, был разработан лист самооценки воспитательной деятельности, который необходимо в течение недели поместить в портфолио и заполнять по необходимости.

Далее обучающимся предлагается оценивать свою деятельность по критериям, которые классный руководитель озвучил заранее или критерии разрабатываются обучающимися в парах или группах. Результаты выполненного задания также размещаются в индивидуальном портфолио обучающегося.

Следует отметить, что обучающиеся в рамках внеурочной деятельности заполняют не только листы самооценки, но и диагностические карты, листы личных достижений, составляют самостоятельно недельные отчеты по учебной и внеучебной деятельности.

В соответствии с использованием новых образовательных стандартов задаются новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к образовательной деятельности, в том числе воспитательной деятельности классного руководителя.

В рамках реализации воспитательной деятельности классного руководителя нами была использована следующая структура портфолио (Приложение А).

  1. Титульный лист
  2. «Знакомьтесь, это Я!» (оформляется ребенок с помощью родителей).

3. Раздел «Моя семья».

4. Раздел «Моя школа и мой класс» (Личностные универсальные учебные действия): развитие доброжелательности; формирование моральных норм и самооценки.

5. Раздел «Мои достижения». (Регулятивные универсальные учебные действия): умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, планировать свою деятельность; умение адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать свою оценку со стороны; готовность к преодолению трудностей. «Предметные результаты»: достижения обучающегося в предметных областях, сведения об участии в предметных олимпиадах, техника чтения по годам для обучающихся начальной школ.

6. Раздел «Моё творчество».

На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие обучающегося, рассматриваются как ключевые условия повышения качества образования. Для оценивания образовательных достижений субъектно-значимым является возможность оперативного доступа, включая изменение визуализации форм и перенос на другие платформы, защита данных и управления доступом для их целевого использования. Данным характеристикам полностью отвечает технология   портфолио.

Результаты диагностики опытно-экспериментальной работы по использованию технологии портфолио обучающегося в воспитательной деятельности

Обратим внимание на то, что указанные в действующем ФГОС НОО принципы и формы оценивания соотносятся со стратегией и формами реализации формирующего подхода к оценке образовательных достижений с использованием средств портфолио.  В данном случае под формирующим оцениванием понимаем процесс поиска и интерпретации данных с использованием портфолио, которые обучающиеся и их учитель применяют для принятия решения о том, как далеко они уже продвинулись в процессе обучения, своевременно отредактировать индивидуальные образовательные траектории.  

Также для этого существуют и некоторые стандартизированные механизмы оценивания как сам процесс, так и результаты работы, отдельные разделы и артефакты портфолио учащегося по заданным критериям.

Приведем способ балльного оценивания образовательных достижений обучающихся в соответствии с представленными материалами в портфолио с выделенными показателям и измерителями по уровням достижений, которые представлены на сайте педагогических идей 1 сентября [1]

Таким образом, выполненное проектирование, анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио обучающегося выполняется в контексте достижения планируемых образовательных результатов с учетом основных результатов начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализацией воспитательной деятельности классного руководителя. Оценка портфолио в целом и его отдельных составляющих выполняется на критериальной основе использованием оценки его содержания и наполнения.

В рамках выполненного мною исследования определено, что в современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности.

Овладение классным руководителем современными подходами к оцениванию деятельности обучающихся, использованию данных технологий в процессах обучения, воспитания и развития помогает организовать оценочную деятельность более результативно.

В результате выполненного анализа современных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся определено, что одной из приоритетных целей современного образования является развитие личности, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.  

Современные средства оценивания деятельности обучающегося ориентированы прежде всего на комплексный подход оценивания достижений и результатов обучающихся с учетом основных направлений обучения, воспитания и развития.

Определено, что формирующее оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к которым относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся, кейс-метод. К одной из трендовых технологий аутентичного оценивания относится технология портфолио.

Обозначено, что портфолио обучающегося имеет ряд функций, необходимых для оценки образовательной и воспитательной деятельности обучающихся школы. Определено, что в состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Установлено, что выполненное проектирование, анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио обучающегося выполняется в контексте достижения планируемых образовательных результатов с учетом основных результатов начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализацией воспитательной деятельности классного руководителя.

В соответствии с полученными результатами можно утверждать, что оценочно-рефлексивный и презентационно - демонстрирующий потенциал индивидуального портфолио обучающихся результативно использовался в рамках реализации воспитательной деятельности классного руководителя.

Перспективами данного исследования может стать разработка структуры портфолио обучающегося основной и старшей школы, информатизация процедуры оценивания портфолио обучающихся, внедрение и использование электронного портфолио обучающихся.