Медиаклуб - новое пространство для развития читательской компетентности

Муравьева Мария Викторовна

В статье приводится описание программы внеурочной деятельности "Медиаклуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediaklub_-_statya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Медиаклуб - новое пространство для развития читательской компетентности

Ранее школьные библиотеки рассматривались как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Изменившиеся подходы к обучению, использование проектно-исследовательских методик, развивающих у школьников навыки самостоятельного мышления и социальной адаптации, способствуют активной включенности в этот процесс и школьной библиотеки [2].

Школьная библиотека сегодня – это не просто собрание учебной и программной литературы. Это, прежде всего, информационный, интеллектуальный центр, где всем пользователям библиотеки предоставляются неограниченные возможности по поиску и предоставлению той или иной информации. В школе библиотека – это не просто кабинет, находящийся на таком-то этаже и под таким-то номером. Трудно представить себе учебно-воспитательный процесс без участия школьной библиотеки.

Роль школьной библиотеки в жизни начальной школы из обслуживающей, пассивной стала активной. Это означает, что человек, организующий работу библиотеки в образовательном учреждении, занял активную позицию в образовательном процессе, а в пространстве библиотеки разворачиваться разные виды деятельности школьников, связанные с книгой [1, c. 148].

Сегодня перед каждым учителем начальных классов и школьным библиотекарем стоит задача создания образовательной среды, направленной на развитие читательской компетентности, которая в соответствие с ФГОС определяются как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

В связи с этим в ГБОУ школе №334 для оптимальной организации досугового пространства школьников и поднятия престижа чтения была разработана программа «Медиаклуб» для учащихся начальных классов (с 1 по 4 класс). Основной вид деятельности -  реализуемый данной программой, способствует формированию информационной культуры учащихся, овладению информационно-библиографической грамотностью.

Целью программы является формирование у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей. Для этого были определены следующие задачи: дать общие сведения об истории книги, книжного дела, раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека, сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации.

За основу при разработке были взяты такие курсы, как «Основы информационной грамотности личности» Н.И. Гендиной, «Основы информационной культуры школьника» Н.С. Бодриковой, «Книжные приКЛЮЧения (КЛЮЧи к знаниям)», «Основы информационно-библиографической грамотности» Е.В. Филипповой.

Программа включает в себя ряд разделов, среди которых основными являются: «Мир информации», «Библиотека – информационный центр школы», «Книга и ее создатели», «Мы – грамотные читатели», «Наш друг – компьютер».

Следует подчеркнуть, что библиотека ГБОУ школы №334 оснащена всем необходимым для проведения подобного рода занятий и мероприятий. Она представляет собой центр, объединяющий традиционную библиотеку с медиатекой и оснащена компьютерами, интерактивной доской, проектором, фондом художественной литературы (более 1000 экземпляров).

В отличие от традиционной программы «Библиотечный час» предлагаются не просто различные виды чтения и знакомства с книгой, а более углубленная аналитическая работа с информацией на различных носителях. В результате освоения курса учащиеся овладеют навыками поиска, представления информации (на традиционных и электронных носителях), научатся ориентироваться в библиотеке, читальном зале, самостоятельно искать книгу в фонде, используя разные каталоги, получат представление о структуре книги, навигации в современной детской литературе, узнают о различных типах и жанрах книг (включая словари, справочники, энциклопедии и такие современные виды, как комиксы). Каждый раздел завершается практическим занятием, итогом которого становится тот или иной продукт, соответствующий тематике: иллюстрации к произведениям, обложки или закладки, презентации, доклады о любимых книгах и писателях, составление читательского дневника. Итогом всего курса является подготовка и защита реферата в 4 классе.

Список литературы

  1. Котикова Л.В. Первые шаги к знаниям, или Взаимодействие начальной школы и школьной библиотеки / Л.В. Котикова // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXXII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 147-149.
  2. Третьяков А.Л. Воспитательный потенциал современной школьной библиотеки // Педагогическое искусство. – 2017. – № 2. – C. 108-114. – Электронная копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-sovremennoy-shkolnoy-biblioteki (дата обращения: 22.04.2021).