Коррекционная работа по устранению ФФНР

Особенности коррекционно-логопедической работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chuprikova._prezentatsiya_ffnr.ppt254.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОнЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФФН Презентацию выполнила: Чуприкова Наталия Александровна

Слайд 2

Актуальность Речь служит показателем общего развития ребенка. Несформированность фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН приводит в младшем школьном возрасте к специфическим нарушениям чтения и письма. Это делает актуальной разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного возраста. На важность и необходимость формирования фонетико-фонематической стороны речи указывают такие исследователи : Г.А. Каше, М.В. Хватцев, М.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.

Слайд 3

Методологическая основа Теория Л.Е. Левиной о специфике речи детей с различными нарушениями произношения; Концепция Л.В. Волковой о детях с различными нарушениями речи; Методика исследования состояния речи детей Г.В. Чиркиной; Концепция Л.Ф.Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи; Программа М.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми.

Слайд 4

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова). Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме

Слайд 5

ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА СЛОВО ИЗ ЗВУКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИДУМАННОЕ СЛОВО НА ЗВУК ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ СЛОВО В НАРУШЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОТОБРАТЬ КАРТИНКИ СО ЗВУКОМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКА

Слайд 6

Этапы работы 1 этап- подготовительный Цель: - Развитие фонематического восприятия (фонематических процессов: слуха, представления, дифференциации и обобщения). Задачи: - Развитие фонематического слуха, определяющего становление способности различать оппозиционные звуки, как изолированные, в отрыве от звуковой модели слова; - Обучение приемам моделирования и анализа состава предметного, изобразительного, графического ряда; - Освоение системы гласных фонем; - Деление слов на слоги.

Слайд 7

Формирование фонематического анализа и синтеза 2 этап Цель: формирование фонематического анализа и синтеза Задачи: Обучение простым формам фонематического анализа : выделение звука на фоне слова; выделение первого и последнего звука в слове; Обучение сложным формам фонематического анализа и синтеза: Определение места звука в слове; Определение последовательности звуков в слогах, словах; Определение количества звуков в односложных, двухсложных словах; Формирование фонематических представлений Трансформация слова путем замены одной фонемы Выделение качественных признаков согласных букв

Слайд 8

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов 3 этап Цель: развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов Задачи: Научить ребенка с ФФН ориентироваться в звуковой системе языка, которая служит основой овладения грамотой; Формировать навыки чтения и письма («печатания»), упреждающей ориентации на гласную фонему и букву; Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию .

Слайд 9

Последовательность работы Формирование действия с опорой на вспомогательные средства (картинка, графическая схема); Формирование действий в речевом плане; Формирование действий в умственном плане. Формы работы Фронтальные логопедические занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия

Слайд 10

Используемая литература Жаботинская Я.П., Резникова Е.В. Особенности речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Уфа: 2016. , , Логопедия. М., 2003.. Журавлева Е.А. Особенности устной речи у дошкольников с ФФНР. – Екатеринбург: 2013. Заскалова К.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи // Молодой ученый. – 2017. - № 15. Иванова А.С. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. -Москва: 2016.. Ильченко О.В. Использование игр и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ФФНР. – Чебоксары: 2016. Карманова А.В., Кондратенко В.А. Комплексный подход и организация содержания логопедической работы с дошкольниками с ФФНР– 2017. Козина И.Б., Кошкина Д.А. Коррекция фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. –2017. Конева И.А., Белова А.В. Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушением речи. – 2014. Кононова В.И. Исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). – Уфа: 2017. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов -на -Дону: Феникс, 2014. Логопедия/ , , и др.; М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. Логопедия/под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: ВЛАДОС, 2009 Лящук О.А. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников в игровой деятельности. – 2015. Павлова Т.П. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – Калуга: 2017. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ . -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Ряпосова Е.Б. Формирование связной речи у детей 7-летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – 2009. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС»,2004.. Семенович А.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте. -2004. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение/ , . -М.: 2009