Рабочая программа дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело

Заболоцкая Валерия Михайловна

Дисциплина общепрофессионального цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.03_ld_anatomiya.docx80.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

________________________________________________________

(наименование дисциплины)

                             

31.02.01  Лечебное дело 

(код и наименование специальности)

2021 

                       

ОДОБРЕНА

Цикловой методической

комиссией №2

«Дисциплин общепрофессионального цикла»

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

31.02.01. Лечебное дело

(наименование комиссии)

(код, наименование профессии/ специальности)

Протокол №

от «31» августа 2021г.

                                                                         

Председатель ЦМК № 2

Майорова М.Е.    /

Начальник отдела ОПОП

Пекова Т.А.________/________________-

ФИО                                       Подпись

ФИО                                      Подпись

Составители:

Заболоцкая В.М. к.м.н., преподаватель    Государственного    бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»,

             

Лебедева Т.Н. преподаватель высшей квалификационной категории      Государственного    бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №2»                                                                                                                                                                                                                                               

                               

                                                                         

                                                                         

               

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ    ОП. 03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

4 стр.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

8  стр.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  1. Тематический план и содержание дисциплины

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

29

стр.

  1. Требования к материально-техническому обеспечению

  1. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
  2. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

31

стр.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ОП.03 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОП.03 Анатомия и физиология человека относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

В результате освоения дисциплины обучающийся  должен:

• уметь

У1 использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

• знать

З1 анатомию и физиологию человека.

общих и профессиональных компетенций:

Компетенция

Содержание

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда.

ОК. 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2

Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3

Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4

Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5

Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2

Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3

Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4

Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 3.1

Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2

Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3

Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6

Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.1

Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4

Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5.

Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.8

Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 5.1

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2

Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3

Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4

Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5

Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.


Использование часов вариативной части:

п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Кол-во

Часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Знать:  функции и состав крови,

состав плазмы, форменные элементы крови,

СОЭ,  гемостаз и его виды, гемолиз и его виды, группы крови, резус-фактор,  переливание крови.

 Уметь: применять медицинскую терминологию, характеризовать физиологические показатели крови.

Тема 2.4.

Кровь

2

Более детальное изучение системы крови способствует формированию и осознанию значимости профессиональных компетенций, при этом формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

2

Знать: функции и состав крови,   свойства плазмы крови, форменные элементы крови.

Уметь: применять медицинскую терминологию,  выявлять патологию в клинических анализах крови.

 

Тема 2.4. Изучение состава и функций крови

Более детальное изучение системы крови способствует формированию и осознанию значимости профессиональных компетенций, при этом формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

3.

Знать: процесс гемопоэза,  свертывающую, антисвертывающую,фибринолитическую системы, гемостаз, гемолиз, группы крови,  резус-фактор,  переливание крови.

Уметь: применять медицинскую терминологию,  выявлять патологию в клинических анализах крови.

Тема 2.4. Изучение групп крови, резус-фактора. Переливание крови

Более детальное изучение системы крови способствует формированию и осознанию значимости профессиональных компетенций, при этом формируются:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

Итого:

6

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Объем часов (всего)

270

Обязательная учебная нагрузка (всего с преподавателем) час.

180

в том числе:

Лекции

72

лабораторные занятия

-

практические занятия

108

курсовая работа 

-

     занятия в интерактивной форме

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего) с обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение

90

в том числе:

решение ситуационных задач

16

составление тематических кроссвордов

9

составление таблиц

21

составление графологических схем

19

работа с иллюстративным материалом

22

составление словаря теминов

3

Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.03 Анатомия и физиология человека

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формируемые ОК и ПК

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Анатомия и

физиология как науки.

Человек – предмет

изучения анатомии и

физиологии

 2

2      0       0

Тема 1.1.

Человек – предмет

изучения анатомии и

физиологии

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии. Положение человека в природе. Анатомия и физиология как медицинские науки. Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости. Анатомическая номенклатура. Конституция. Морфологические типы конституции.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы

цитологии и

гистологии

35

8     13    14

Тема 2.1.

Основы цитологии.

Клетка

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Форма и особенности строения клеток. Плазматическая мембрана. Строение и функции органоидов клеток. Строение и функции ядра. Химический состав клетки - неорганические и органические вещества, их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК. Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Практические занятия:

  1. Определение разновидностей клеток на микропрепаратах                                   Изучение микропрепаратов различных клеток. Строение и функции органоидов клетки. Химический состав клетки. Стадии митоза и мейоза.

2

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4

Тема 2.2.

Основы гистологии.

Эпителиальная ткань.

Соединительная ткань

Содержание учебного материала (Лекция) :

  1. Ткань – определение, классификация. Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции строение. Классификация покровного эпителия. Железистый эпителий. Экзокринные и эндокринные железы. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. Строение волокнистой соединительной ткани. Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Эпителиальная ткань. Соединительная ткань»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия

  1. Определение видов эпителиальной ткани на  микропрепаратах  Классификация эпителиальной ткани. Анализ микропрепаратов различных видов покровного эпителия. Железистый эпителий. Виды желез. Строение и типы экзокринных желез.
  2. Определение видов соединительной ткани на  микропрепаратах  Классификация соединительной ткани.  Анализ микропрепаратов  волокнистой, хрящевой и костной соединительной ткани.

4

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 1.5

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: зарисовывание видов эпителиальной и соединительной ткани

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 2.3.

Мышечная ткань.

Нервная ткань

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Свойства мышечной ткани. Классификация мышечной ткани. Характеристика гладкой, поперечно-полосатой скелетной и поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов по строению и функции. Нейроглия. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы. Синапс: строение и виды.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического кроссворда «Нервная ткань»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Определение видов мышечной ткани на  микропрепаратах                Классификация мышечной ткани. Анализ микропрепаратов различных видов мышечной ткани.
  2. Анализ строения нервной ткани на микропрепаратах                                           Состав нервной ткани. Типы нейронов по строению и функциям. Нейроглия. Нервные волокна и их окончания.

4

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 2.5

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: зарисовывание видов мышечной ткани, нервной ткани.

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 2.4.

Кровь

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма.   Функции и состав крови. Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Эритроциты: функция,  строение, количество. Состав, физиологические и патологические формы гемоглобина. СОЭ.  Лейкоциты: строение, виды,  количество,  функции. Лейкограмма. Тромбоциты:  количество, строение,  функции. Процесс гемопоэза.  Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемостаз, определение, механизмы. Понятие и виды гемолиза, виды гемолиза. Группы крови.  Резус-фактор. Резус-конфликт. Переливание крови.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Кровь».

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия

  1. Изучение состава и функций крови                                                                           Функции крови. Состав крови. Состав плазмы крови. Эритроциты: количество, строение, функции. Гемоглобин. Лейкоциты: количество, строение, свойства, функции, классификация. Лейкоцитарная формула. Строение, количество и функции лейкоцитов.
  2. Изучение групп крови, резус-фактора. Переливание крови                                         Процесс гемопоэза.  Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемостаз, определение, механизмы. Понятие и виды гемолиза, виды гемолиза. Группы крови.  Резус-фактор. Резус-конфликт. Переливание крови.

4

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 2.3 ПК 3.1

ПК 1.4 ПК 4.5

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Заполнение   таблицы «Переливание крови»

3

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

РАЗДЕЛ 3.

Общие вопросы

анатомии и

физиологии опорно-

двигательного

аппарата

57

10   17    30

Тема 3.1.

Морфофункциональная

характеристика

аппарата движения

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница. Соединения костей.  Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов. Виды движений в суставах. Расположение, значение скелетных мышц.  Мышца как орган.  Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Работа мышц. Утомление и отдых мышц.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: зарисовывание строения сустава, мышцы.

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 3.2.

Кости, их соединения и

мышцы головы

Содержание учебного материала (Лекция) :

  1. Строение костей мозгового и лицевого отделов черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав. Череп в целом – свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. Мышцы головы и шеи, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов костей мозгового отдела черепа                                            Строение лобной, клиновидной, решетчатой, затылочной, теменной и височной костей.
  2. Изучение препаратов костей лицевого отдела черепа                                        Строение верхнечелюстной, нижнечелюстной костей. Положение и значение скуловой, носовой, слезной, небной, подъязычной костей, нижней носовой

раковины, сошника

  1. Изучение соединения костей черепа                                                                             Швы черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Свод и основание черепа. Костная основа полости рта, носа, глазницы. Височная, подвисочная, крыловидно-небная ямки.
  1. Изучение препаратов мышц головы и шеи                                                           Мимические и жевательные мышцы: название, положение, функции. Поверхностные и глубокие мышцы шеи: название, положение, функции.

8

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4

ПК 2.1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: подписывание анатомических образований по теме «Кости, их соединения и мышцы головы».

2

       

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 3.3.

Морфофункциональная

характеристика скелета

и аппарата движения

туловища

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Скелет туловища. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба. Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником. Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота – расположение, функции. Слабые места передней брюшной стенки. Топографические образования туловища.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Соединения позвоночного столба».

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов костей туловища. Позвоночный столб                           Отделы позвоночного столба. Строение шейных, грудных, поясничных позвонков, крестца и копчика. Соединения позвонков. Изгибы позвоночного столба.
  2. Изучение препаратов костей туловища. Грудная клетка                              Строение ребра. Типы ребер. Соединение ребер с позвоночником. Грудная клетка.
  3. Изучение препаратов мышц спины                                                                Поверхностные и глубокие мышцы спины: название, положение, функции.
  1. Изучение препаратов мышц груди и живота                                                 Поверхностные и глубокие мышцы груди: название, положение, функции. Мышцы живота. Слабые места передней брюшной стенки.

8

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4

ПК 2.1

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Работа с иллюстративным материалом: подписавание анатомических образований по теме «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища».

         

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 3.4.

Морфофункциональная

характеристика скелета

и аппарата движения

верхних конечностей

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности. Типичные места переломов конечностей. Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья. Мышцы кисти. Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом:  подписывание анатомических образований по теме «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних конечностей»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов костей верхних конечностей                                                Строение костей пояса верхней конечности. Строение костей свободной верхней конечности.
  2. Соединение костей верхних конечностей                                                           Соединение костей плечевого пояса. Суставы свободной верхней конечности.
  3. Изучение препаратов мышц верхних конечностей                                            Мышцы пояса верхней конечности: название, положение, функции. Мышцы плеча, предплечья и кисти: название, положение, функции.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 2.6

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Мышцы верхней конечности: синергисты и антагонисты»

3

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 3.5.

Морфофункциональная

характеристика скелета

и аппарата движения

нижних конечностей

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Отделы скелета нижней конечности. Скелет тазового пояса. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое, своды стопы. Суставы свободной нижней конечности. Типичные места переломов конечностей. Мышцы таза, бедра, голени, стопы: расположение, функции. Топографические образования нижней конечности – области, сосудистая и мышечная лакуны, подколенная ямка, строение пахового канала, формирование бедренного канала.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: подписывание  анатомических образований по теме «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов костей нижних конечностей                                             Строение тазовой кости. Таз как целое. Половые отличия таза. Кости свободной нижней конечности.
  2. Соединение костей нижних конечностей                                                           Соединения костей таза. Суставы свободной нижней конечности.
  3. Изучение препаратов мышц нижних конечностей                                     Мышцы таза: название, положение, функции. Мышцы бедра, голени и стопы: название, положение, функции.
  1. Исследование двигательных функций методом активных  и пассивных движений                                                                                                             Анатомическое строение сустава, его составные части и функции. Виды движений в суставах. Виды работы скелетной мышцы. Измерение объема движений суставов конечностей и позвоночника. Оценка функционального состояния  суставов  (боль, разболтанность суставов, переразгибание).

8

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 2.2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Морфофункциональная

характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

РАЗДЕЛ 4.

Общие вопросы

анатомии и

физиологии сердечно-

сосудистой системы

38

10    14   14

Тема 4.1.

Анатомия и

физиология сердца

Тема 4.1.1.

Строение сердца

Содержание учебного материала (Лекция):

  1.  Сердце – расположение, внешнее строение,  проекция на поверхность грудной клетки, камеры и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 4.1.2.

 Физиология сердца                                                                                                

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность.  Систолический и минутный объемы сердца, влияние физической активности на эти показатели. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Свойства сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы. Гуморальная регуляция деятельности сердца.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Зарисовка схем   «Кровообращение плода», «Аритмии»

4

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения сердца                                                                                 Положение сердца. Строение камер сердца. Стенка сердца. Перикард.
  2. Изучение физиологии сердца                                                                                   Сердечный цикл. Систолический и минутный объемы. Сердечные тоны. Верхушечный толчок. Электрические явления в сердце. Анализ электрокардиограммы. Гуморальная и нервная регуляция работы сердца.

4

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 3.2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление графологической схемы «Строение сердца».

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 4.2.

Процесс

кровообращения.

Тема 4.2.1.

Процесс кровообращения. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения                                                                                                    

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Артерии: строение стенки, типы. Вены: строение стенки, факторы, обеспечивающие движения крови по венам. Капилляры. Микроциркуляторное русло. Артериальное давление: виды, показатели. Артериальный пульс и его характеристики. Места прощупывания пульса. Регуляция сосудистого тонуса. Сосуды и значение малого круга кровообращения. Сосуды и значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 4.2.2

Артерии и вены большого круга кровообращения                                                        

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Аорта и ее отделы.  Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей. Ветви грудной и брюшной части аорты. Артерии таза и нижних конечностей. Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхних конечностей. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся 

  1. Решение ситуационных задач по теме «Артерии и вены большого круга кровообращения».       
  2.    Работа с иллюстративным материалом: подписывание анатомических образований по теме «Артерии и вены большого круга кровообращения»                                             

2

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения сосудов коронарного и малого кругов кровообращения                        Артерии сердца. Вены сердца. Значение коронарного круга кровообращения. Артерии малого круга кровообращения. Вены малого круга кровообращения. Значение малого круга кровообращения.
  2. Изучение артериальной системы                                                                                               Общая характеристика аорты. Артерии головы и шеи. Артерии верхних конечностей. Ветви грудной и брюшной аорты. Артерии таза и нижних конечностей.                                         
  3. Изучение венозной системы                                                                                       Система верхней полой вены: вены головы, шеи, грудной полости. Система нижней полой вены: вены живота. Система воротной вены. Вены  таза, нижней конечности.
  1. Оценка адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы при функциональных пробах                                                                                      Измерение АД и пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки.

8

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 3.3

Тема 4.3.

Функциональная

анатомия

лимфатической  и иммунной систем

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Строение и значение системы лимфообращения.  Лимфатические капилляра, сосуды, стволы, протоки. Состав лимфы, ее образование. Причины движения лимфы.  Строение и функции лимфатического узла. Иммунитет и его виды. Центральные и периферические органы иммунной системы.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Сравнительная характеристика венозной и лимфатической систем»
  2. Составление тематического кроссворда «Иммунная система»

2

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения системы лимфообращения                                                          Лимфатические капилляры, сосуды, стволы и протоки. Лимфатические узлы. Состав лимфы. Значение лимфатической системы.

2

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 4.8

РАЗДЕЛ 5.  

Анатомия и

физиология

дыхательной системы

12

2       4      6

Тема 5.1.

Анатомия и

физиология органов

дыхания

Содержание учебного материала:

  1. Обзор дыхательной системы. Воздухоносные пути. Носовая полость: строение и функции. Гортань, топография, строение стенки, хрящи и мышцы гортани, отделы гортани. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация, трахеи, строение стенки, функции. Главные бронхи. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус.  Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Пневмоторакс. Границы легких и плевры. Строение, границы, отделы средостения.  Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объемы. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Анатомия и физиология органов дыхания».
  2. Составление графологических схем «Гортань», «Легкие»

2

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения органов дыхательной системы. Носовая полость, гортань, трахея, бронхи                                                                                             Верхние и нижние воздухоносные пути. Носовая полость: раковины, носовые ходы, особенности слизистой оболочки, функции. Гортань: положение, строение, полость и стенка, функции гортани. Трахея: положение, строение стенки, функции. Главные бронхи. Отличия левого и правого главного бронха.
  2. Изучение строения органов дыхательной системы. Легкие                               Внешнее строение легких. Бронхиальное дерево. Ацинус. Сосуды легких. Строение и значение плевры. Границы легких и плевры. Средостение.
  3. Определение ЖЕЛ,  минутного объёма легких                                                 Определение с помощью спирометра. дыхательного объема, резервного объема вдоха и выдоха, ЖЕЛ, минутного объема. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 3.5

РАЗДЕЛ 6.

Общие вопросы

анатомии и

физиологии

пищеварительной системы

35

14    11   12

Тема 6.1.

Анатомия органов

пищеварения

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Общий план строения пищеварительной системы. Строение полости рта: отделы, границы.  Строение и функции языка. Зубы, строение, формула зубов. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции. Лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-Вальдейера. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, внешнее строение, отделы. Строение стенки желудка. Железы желудка. Клетки желез желудка. Тонкая кишка – расположение,  отделы. Строение стенки. Толстая кишка – расположение, отделы, строение стенки. Брюшина – строение и функции. Производные брюшины. Отношение органов к брюшине.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление графологических схем «Строение желудка», «Тонкий кишечник», «Толстый кишечник»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 6.2.

Физиология

пищеварения

Тема 6.2.1

Пищеварение в полости рта и желудке

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна – состав и свойства. Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Всасывание в полости рта. Акт глотания. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистальтические движения желудка.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 6.2.2.

Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Состав кишечного сока. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку. Функции толстого кишечника. Роль микрофлоры. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит. Регуляция пищеварения – местные и центральные механизмы. Пищеварительный центр.  Роль пищи в регуляции пищеварения.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Регуляция пищеварения».
  2. Составление таблицы «Ферменты различных отделов пищеварительной системы»

3

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения и функций ротовой полости и глотки                                      Отделы и границы полости рта. Строение и функции зубов. Строение и функции языка. Крупные пищеварительные железы. Состав и свойства слюны. Строение и функции глотки. Акт глотания.
  2. Изучение строения и функций пищевода, желудка                                               Строение и функции пищевода. Внешнее строение и положение желудка. Строение стенки желудка. Состав и свойства пищеварительного сока. Эвакуация пищи в двенадцатиперстную кишку.
  3. Изучение строения и функций тонкого и толстого кишечника                                  Отделы тонкого кишечника. Строение его стенки. Пристеночное и полостное пищеварение. Состав кишечного сока. Отделы толстого кишечника. Строение его стенки. Функции толстого кишечника. Акт дефекации.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 3.6

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Физиология пищеварения»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 6.3.

Анатомия и

физиология больших

пищеварительных

желез

Тема 6.3.1. Поджелудочная железа                                                                                                                          

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Поджелудочная железа – расположение, функции. Внешнее и внутреннее строение. Состав поджелудочного сока.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 6.3.2.

Анатомия и физиология печени 

Содержание учебного материала (Лекции):

1. Печень – расположение, границы, функции. Макро- и микроскопическое строение печени. Строение дольки. Кровоснабжение печени. Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Желчевыводящие пути. Состав и свойства желчи. Механизм образования желчи, виды желчи.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Практические занятия:

  1. Изучение строения и функций поджелудочной железы и печени                        Положение и внешнее строение поджелудочной железы. Внутреннее строение поджелудочной железы, функции. Состав поджелудочного сока. Положение и внешнее строение печени. Строение дольки печени. Функции печени. Желчный пузырь. Желчевыводящие пути. Состав и функции желчи.

2

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 4.4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: подписывание анатомических образований по теме «Анатомия и физиология больших пищеварительных желез»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 6.4.

Обмен веществ и

энергии в организме

Тема 6.4.1.

Обмен веществ и энергии в организме

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Этапы обмена веществ. Белки: биологическая ценность, суточная потребность  в белках. Полноценные и неполноценные белки. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма, обезвреживание аммиака. Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Пути выведения из организма. Суточная потребность в углеводах. Продукты, содержащие углеводы. Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность в жирах. Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров. Пути выведения из организма. Энергетический баланс. Основной обмен и рабочая прибавка, факторы на них влияющие. Терморегуляция. Механизмы теплообразования и теплоотдачи.  Регуляция обмена веществ и энергии.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 6.4.2.

Водно-солевой обмен. Витамины

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода. Витамины – понятие, биологическая ценность.  Источники витаминов. Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов. Витамины: А, Д, Е, К, В1, В2 В6, В12, С, РР, F – биологическая ценность, источники.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Практические занятия:

  1. Обмен веществ и энергии. Расчет энергетической ценности пищевых продуктов                                                                                                                     Понятие и этапы обмена веществ. Состав пищевых продуктов. Оценка энергетической и биологической ценности пищевых продуктов.
  2. Определение суточного рациона                                                                          Энергетический обмен. Основной обмен и рабочая прибавка. Составление суточного рациона с учетом пола, физической активности.

4

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 5.1

РАЗДЕЛ 7.

Общие вопросы

анатомии и физиологии

мочевыделительной

системы человека

15

2      7       6

Тема 7.1.

Анатомия и физиология мочевыделительной

системы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Процесс выделения. Структуры организма, участвующие в выделении. Вещества, подлежащие выделению (экскреты). Мочевая система, органы ее образующие. Почки: макроскопическое строение. Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Патологические компоненты мочи. Суточный диурез.  Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Мочеиспускательный канал женский и мужской . Строение мочеполовой диафрагмы.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1.  Составление графологических схем Мочеиспускательный канал», «Мочевой пузырь», «Мужской мочеиспускательный канал»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение строения органов мочевыделительной системы                               Положение и внешнее строение почки. Внутреннее строение. Строение и типы нефронов. Строение мочеточников. Положение и строение мочевого пузыря. Мужской мочеиспускательный канал. Женский мочеиспускательный канал. Акт мочеиспускания.
  2. Физиология мочеобразования                                                                          Функции почек. Фазы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Регуляция работы почек.
  3. Оценка общего клинического анализа мочи                                                              Состав конечной мочи. Патологические компоненты мочи. Решение ситуационных задач.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 3.5

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление словаря терминов «Искусственная почка».                                      
  2. Составление тематического кроссворда «Анатомия и физиология мочевыделительной системы».

3

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы

анатомии и физиологии

репродуктивной системы

18

6        6      6

Тема 8.1.

Анатомия и физиология

репродуктивной

системы

Тема 8.1.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Процесс репродукции, его значение для сохранения вида. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции. Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 8.1.2.

Женские половые органы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Строение и функции внутренних половых органов: яичник, маточные трубы, матка, влагалище. Яичниковый и маточный циклы. Наружные половые органы. Прямокишечно-маточное пространство.  Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 8.1.3.

Мужские половые органы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Строение и функции внутренних половых органов: яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы. Наружные половы органы. Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического кроссворда «Анатомия и физиология репродуктивной системы»»

3

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Определение половых клеток на микропрепаратах                                           Процесс овогенеза и сперматогенеза. Изучение микропрепаратов яичника и яичка.
  2. Изучение препаратов женской половой системы                                              Положение и строение яичника. Яичниковый цикл. Положение и строение маточной трубы. Положение и строение матки, стенка матки. Маточный цикл. Строение влагалища. Наружные женские половые органы.
  3. Изучение препаратов мужской половой системы                                             Положение и строение яичка, функции яичка. Положение и строения придатка яичка. Семявыносящий проток и семенной канатик. Положение, строение и функции семенных пузырьков. Семявыбрасывающий проток. Положение, строение и функции предстательной и бульбоуретральных желез. Строение и функции наружных мужских половых органов.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 4.4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Фазы овариального цикла», «Фазы маточного цикла»
  2. Составление  графологических схем  «Яичко», «Предстательная железа».

1

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

РАЗДЕЛ 9.

Анатомо- физиологические

аспекты саморегуляции

функций организма

                                 

56

18    18    20

Тема 9.1.

Гуморальная регуляция

процессов жизнедеятельности.

Эндокринная система

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Виды гормонов, их характеристика. Гипофиз, положение, строение. Гормоны передней, средней и задней долей гипофиза и их физиологическое действие. Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение,  физиологическое действие гормонов. Щитовидная железа: расположение, строение. Физиологическое действие йодсодержащих гормонов, тиреокальцитонина.   Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. Надпочечники – расположение, строение. Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников.Гормоны поджелудочной железы их физиологические эффекты. Гормоны половых желез. Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие. Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Решение ситуационных задач по теме «Эндокринная система».

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов желез внутренней и смешанной секреции                   Строение, гормоны и их физиологические эффекты желез внутренней и смешанной секреции. Проявления гипо- и гиперфункции желез внутренней и смешанной секреции.

2

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 4.4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление сравнительной таблицы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь».

3

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 9.2.

Нервная регуляция

процессов

жизнедеятельности

Тема 9.2.1.

Спинной мозг

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Классификация нервной системы. Общие принципы строения  нервной системы: серое вещество, белое вещество, нервные центры. Рефлекс, рефлекторная дуга. Условные и безусловные рефлексы. Спинной мозг – расположение,  внешнее строение. Сегмент – понятие, виды. Строение серого и белого вещества. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. Рефлексы спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Оболочки спинного мозга.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 9.2.2.

Головной мозг

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры. Мост – строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции,  ножки мозга. Средний мозг: строение и  функции. Строение и функции структур промежуточного мозга: талямус, эпиталямус, метаталямус, гипоталямус. Ретикулярная формация, строение, функции. Лимбическая система.  Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Послойное строение коры. Локализация функций в коре. Полости головного мозга. Оболочки и межоболочечные пространства головного мозга. Ликвор – состав, образование, движение, функции.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 9.2.3. Периферическая нервная система

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Спинномозговые нервы: образование, виды, количество. Ветви спинномозговых нервов. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов: шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое. Их образование, положение, области иннервации, сплетений. Черепные нервы. Функциональные виды черепных нервов. Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов.  Характеристика XII пар черепных нервов: название, функция, расположение ядра, проход в черепе, зоны иннервации.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 9.2.4.

Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической. Центральные и периферические отделы симпатической нервной системы. Влияние симпатической нервной системы на деятельность внутренних органов, обмен веществ. Центральные и периферические отделы парасимпатической нервной системы. Влияние парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов, обмен веществ.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 9.2.5.

Понятие о высшей нервной деятельности

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Особенности образования и виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Динамический стереотип. Электрические явления в коре, биоритмы мозга. Сигнальные системы. Деятельность I-ой сигнальной системы. Деятельность II сигнальной системы. Физиологические основы индивидуальной психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание, речь - их физиологические основы.  

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление таблицы «Симпатическая и парасимпатическая системы»

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов спинного мозга                                                                           Общая характеристика нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Положение, внешнее строение, сегменты спинного мозга. Строение серого и белого вещества. Корешки спинного мозга.  Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Оболочки и межоболочечные пространства.
  2. Изучение препаратов спинномозговых нервов                                           Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, ветви. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов: шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое. Их образование, положение, области иннервации.
  3. Изучение препаратов головного мозга                                                                         Отделы головного мозга. Внешнее и внутреннее строение, функции стволовой части мозга. Отделы, строение и функции промежуточного мозга. Внешнее строение конечного мозга. Кора, белое вещество, базальные ядра: строение и функции. Локализация функций в коре. Желудочки головного мозга. Оболочки головного мозга.
  4. Изучение препаратов черепных нервов                                                                   Общая характеристика черепных нервов: названия, принципы образования. Характеристика каждой пары черепных нервов: название, функции, положение ядра, проход в черепе, зоны иннервации.
  5. Изучение строения и функций вегетативной нервной системы                   Центральные и периферические отделы симпатической нервной системы. Влияние симпатической нервной системы на деятельность внутренних органов, обмен веществ. Центральные и периферические отделы парасимпатической нервной системы. Влияние парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов, обмен веществ.
  1. Изучение высшей нервной  деятельности                                          

Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, их физиологические основы.   Принципы рефлекторной теории. Биоэлектрическая активность коры больших полушарий. Интегративные функции центральной нервной системы.

12

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4 ПК 5.2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с иллюстративным материалом: подписывание анатомических образований по теме «Изучение препаратов головного мозга».
  2. Решение ситуационных задач по теме «Изучение препаратов черепных нервов»

2

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Тема 9.3.

Общие вопросы

анатомии и

физиологии сенсорных

систем

Тема 9.3.1. Соматическая, обонятельная, вкусовая сенсорные системы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Строение кожи и функции кожи, ее производных. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов. Проприорецепторы. Проводниковый, подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Тема 9.3.2.

Слуховая и вестибулярная, зрительная сенсорные системы

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза. Аккомодация, аккомодационный аппарат. Рефракция. Аномалии рефракции. Построение изображения на сетчатке. Проводниковый, подкорковый и корковый отделы зрительной сенсорной системы. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо. Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции. Строение  кортиева органа улитки, проводниковый отдел, подкорковые и корковые  центры слуха. Вестибулярная сенсорная система: локализация  рецепторов, проводниковый  и  центральный отдел.

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление рисунка-схемы «Глазное яблоко»

3

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Практические занятия:

  1. Изучение препаратов соматической, обонятельной, вкусовой сенсорных систем                                                                                                                           Понятие сенсорной системы. Функции кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Рецепторы кожи. Производные кожи. Проводящие пути и центры соматической сенсорной системы. Обонятельная сенсорная система. Вкусовая сенсорная система.
  2. Изучение препаратов зрительной сенсорной системы                                                  Глазное яблоко. Оболочки глазного яблока. Строение сетчатки. Аккомодация. Рефракция. Построение изображения на сетчатке. Проводящие пути и центры зрительной сенсорной системы.
  3. Изучение препаратов слуховой и  вестибулярной сенсорных систем     Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Строение улитки. Кортиев орган. Проводящие пути и центры слуховой сенсорной системы. Рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Проводящие пути и центры вестибулярной сенсорной системы.

6

ОК 2 ОК 3

ОК 6 ОК 7

ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 2.4

ПК 3.4

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление графологической схемы «Строение глазного яблока».
  2.     Работа с иллюстративным материалом: зарисовывание строения кортиева органа.

2

2

ОК 4 ОК 5 ОК 8 ПК 1.1 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.4 ПК 5.5

Итоговое занятие

Содержание учебного материала (Лекция):

  1. Обобщение полученных студентами теоретических знаний, практических умений за курс обучения

2

ОК 1 ОК 9 - ОК. 13

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

3.1. Требования к  материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии и физиологии человека.

3.1. Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета:

Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Фонендоскоп

Тонометр

Термометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Динамометры

Плакаты систем внутренних органов : Нервная система, Эндокринная система, Скелетная мускулатура, Пищеварительная система, Дыхательная система, Сердечнососудистая система, Кожа, Репродуктивная система, Мочевыделительная система,  Система органов часов, Иммунная система

Схемы: Кровообращение, Лимфообращение, Пищеварение, Терморегуляция

Рельефные таблицы: Мышцы головы и шеи, Мышцы спины, Мышцы груди и живота, Мышцы верхних конечностей, Мышцы нижних конечностей, Сердце, Лимфатические сосуды, Кожа.

Скелеты

Наборы костей: череп, скелет туловища, скелет верхних конечностей, таз, скелет нижних конечностей.

Модели: головной мозг, глазное яблоко, ухо, кожа, сердце, дыхательные пути, гортань, печень, желудок, поджелудочная железа, почка, женские половые органы, мужские половые органы, мочевыделительная система, нефрон.

Микропрепараты тканей: нервная, мышечная, эпителиальная, соединительная

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)


3.2. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

1. Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология [Электронный ресурс] / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 560 с.  ЭБС  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d5682. Сапин М.Р., Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 376 с. ЭБС  http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568

Дополнительная литература:

1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2018, 560 с.

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г., Чава С.В. Анатомия человека. Атлас - М.: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 376 с.

3.3. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины

http://www.e-anatomy.ru/ - Анатомия. Виртуальный атлас

http://www.medcollegelib.ru/ - Консультант студента. Электронная библиотека медицинского колледжа

https://anatomya.ru/ - Анатомия. Интерактивный атлас

http://www.spravochnik-anatomia.ru/ - Справочник анатомии человека

http://anfiz.ru/about/ - Анатомия и физиология человека

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по результатам освоения дисциплины.

Результаты обучения

(умения, знания)

Формы контроля результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

УМЕТЬ

использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

  • наблюдение и оценка результатов работы на практических занятиях;

  • оценка составления тематических кроссвордов;

  • оценка составления таблиц, графологических схем, работы с иллюстративным материалом;

  • оценка заданий в тестовой форме, докладов, индивидуальных сообщений;

  • оценка решения ситуационных задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

ЗНАТЬ

анатомию и физиологию человека

  • устный опрос;

  • проверка результатов самостоятельной работы;

  • письменный опрос;

  • тестирование.