"Мои инновации в образовании - 2020"

Абызова Евгения Сергеевна

Быть методистом в учреждении дополнительного образования – задача не из простых. Приходится организовывать одновременно деятельность двух субъектов педагогического процесса: непосредственно руководителей объединения  и их воспитанников. В процессе работы возникает необходимость общения с родителями, общественностью, работниками других образовательных учреждений. Методист – это администратор, учитель, воспитатель, общественный деятель, организатор.  Это обязывает соответствовать формуле эффективного руководства, выведенной В.А. Трапезниковым: знает – хочет – может - успевает. Два года назад я пришла в уже сложившийся сплоченный коллектив со своими устоями и традициями. И это радовало, ведь традиции не только украшают жизнь, но и развивают коллективные ценности.  А.С.Макаренко писал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». При этом, я считаю, что традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными. Ведь появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что это они изобретают»  (А.С.Макаренко).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы работы методиста дополнительного образования, как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов и творческого развития обучающихся.

Быть методистом в учреждении дополнительного образования – задача не из простых. Приходится организовывать одновременно деятельность двух субъектов педагогического процесса: непосредственно руководителей объединения  и их воспитанников. В процессе работы возникает необходимость общения с родителями, общественностью, работниками других образовательных учреждений. Методист – это администратор, учитель, воспитатель, общественный деятель, организатор.  Это обязывает соответствовать формуле эффективного руководства, выведенной В.А. Трапезниковым: знает – хочет – может - успевает. Два года назад я пришла в уже сложившийся сплоченный коллектив со своими устоями и традициями. И это радовало, ведь традиции не только украшают жизнь, но и развивают коллективные ценности.  А.С.Макаренко писал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». При этом, я считаю, что традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными. Ведь появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что это они изобретают»  (А.С.Макаренко).

Исходя из имеющихся педагогических знаний  и почерпнутых новинках в этой области, я старалась не испортить имеющуюся  в коллективе атмосферу сотрудничества, доверия. И разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитанников к активности, самостоятельности, независимости, желанием проявить инициативу и самодеятельность.

Моя работа раскрывает два аспекта сотрудничества: с педагогами и обучающимися.  В работе с коллективом педагогов я вижу одну из задач методиста в том, чтобы создать условия для внедрения и использования инновационных форм работы. Считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов обучения, из которых я применяю следующие:

•        проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);

•        семинары, творческие занятия (направлены на создание творческих инновационных проектов);

•        деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);

•        групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).

Каждая коллективная работа заканчивается обсуждением вопроса «Что нового я узнал (внедрил) за последнее время». Проводим своего рода аукционы знаний, методических находок и идей. Этот обмен информацией позволяет педагогам включать в свои планы новые заинтересовавшие их формы работы. Участвуя в разнообразных дискуссиях,  педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью  вырабатывать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, сравнивать  свою работу с работой коллег и, возможно, по-новому относиться  к своей деятельности, проанализировав её. В.А.Сухомлинский утверждал: «Сильным и опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд»

Профессионализм педагога связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением общаться с детьми. Вот почему я особое внимание акцентирую на повышении профессиональной компетенции педагогов.

С этой целью веду активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако, следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, без творческого подхода, не могут гарантировать успеха. Нет и не может быть деления форм на современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию, и носит информационную, ориентирующую и развивающую функцию. Проведя мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов, дифференцирую их по степени мастерства и нахожу для каждого соответствующие формы методической работы.  Для начинающих - «Школа молодого педагога», индивидуальное шефство, проблемные консультации.  Для опытных педагогов – наставничество,  обобщение  и распространение опыта работы, показательные занятия.

В этом учебном году у нас появилась еще одна формы работы «Образовательный салон», целью которого является повышение социально- психологической культуры воспитателя, личностное развитие каждого педагога.  Для углубления знаний я зарегистрировалась на разных форумах используя педагогические находки более опытных коллег, в этом году включила в план новые формы работы.

          С заинтересованными и увлеченными педагогами  учреждение дополнительного образования может стать престижным местом, обучаться в котором каждый школьник посчитает за честь. И весь  коллектив стремится к тому, чтобы наши воспитанники с радостью  спешили встретиться со своими наставниками, получили  от них не только дополнительные знания и умения, но и в их лице приобрели надежных и преданных друзей.

Очевидно, что интерес к разным видам деятельности приходит к обучающимся в процессе занятий. Но сначала следует привлечь внимание детей, заинтересовать их и направить на приобретение дополнительных знаний.  Выступления, соревнования, выставки, итоговые праздники с приглашением родителей и друзей  обучающихся, конечно же,  способствуют притоку новых лиц. Но мы решили начать вовлечение детей в объединение  не со школы, а с детского сада. Совместно с воспитателями детских садов мы проводим праздники, экскурсии в природу, наши воспитанники выступают с показательными номерами. И таким образом мы вводим в круг  деятельности нашего образовательного учреждения детишек  старшего дошкольного возраста, погружаем  их в стихию  творчества, прививаем  интерес  к возможности  личностного самовыражения.

Нельзя забывать: для того чтобы новые ребята к нам пришли, мало одного их желания. Ребенку бывает трудно сделать первый шаг, прийти в совершенно чужую, незнакомую группу и сказать: «Я хочу у вас заниматься». Для этого, как минимум, он должен знать кого-то из кружка, иметь поддержку. А наши маленькие друзья уже знакомы и с педагогами, и сами бывали в нашем центре внешкольной работы. Остается только поддержать их интерес. И тут на помощь должны прийти родители воспитанников.

Ведь ни образовательное учреждение, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков. Мы сделали первые шаги по активному включению родителей в совместную работу. Как правило, мамочки приводят своих чад на занятия, а сами маются в ожидании их. Вместе с руководителем хореографического объединения мы решили организовать занятия фитнесом и танцами с мамами воспитанников. Они, казалось, только и ждали такого предложения. Их праздное времяпрепровождение оказалось полезным для всех: в первую очередь для их детей, с которыми они обсуждают объединяющие их темы, для самих мам и даже для жителей нашего поселка. Ведь участие наших новых «воспитанниц» в праздничных концертах не осталось незамеченным. В небольших поселках слухи распространяются  быстро, нашим мамочкам завидуют, интересуются, как им удалось так интересно выступить, на что те рассказывают о работе руководителей ДО и их объединений. Это очередной стимул для пополнения списков обучающихся.   Еще одним из совместных с родителями проектов с целью  привлечения внимания к своей деятельности  явилось проведение массовых флешмобов.  В прошлом году впервые почти всем детским и взрослым составом   мы приняли участие в мероприятиях, посвященных  международному дню танца. Выступление на центральной площади было ярким и запоминающимся, что несомненно способствовало популяризации  нашего учреждения.

Современная действительность вносит свои коррективы в деятельность  всех организаций, в том числе и образовательных.

 Мы уже давно рассматривали вопрос использования компьютерных технологий в работе с обучающимися, мечтали о создании медиатеки. И вот в связи с эпидемией нам пришлось ускорить эту работу, пусть и на элементарном уровне использования  компьютера.  В период самоизоляции воспитанники Дома детского творчества не остались без внимания своих педагогов. В процессе продолжающегося обучения была обеспечена обратная связь. Были созданы программы-тренажеры, обучающие, иллюстрирующие и консультирующие программы. В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».  Сегодня мы работаем над тем, чтобы с помощью современной мультимедийной аппаратуры проводить любые массовые мероприятия: клубные объединения, беседы с демонстрациями, театральные зрелища, фестивали.

Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.

И в данной ситуации роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.

Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Укрепляются навыки общения с разными людьми. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. И, наконец, ребенок получает те дополнительные знания, которые расширяют его кругозор.