Методическая разработка по вопросу внедрения финансовой грамотности в работу учителя начальных классов

Братковская Елена Васильевна

 

Внедрение финансовой грамотности в работу учителя начальных классов

 

Начальная школа – первые шаги школьника в новый мир. Меняется все: режим жизни, общение со сверстниками, отношения с учителями, которые только появились в его жизни, требования родителей, привычные обязанности и ответственность.

Начальная школа - это возраст от 6 до 11 лет (1-4 классы), то есть младший школьный возраст. И говорить об особенностях преподавания в младшем школьном возрасте, в том числе и финансовой грамотности, невозможно без разговора об особенностях развития ребенка в этот период.

Что же меняется в развитии ребенка младшего школьного возраста? В этот период закладываются те особенности физического и психофизиологического развития ребенка, которые обеспечат возможность систематического обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratkovskaya_statya.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Братковская Е.В.,

методист ГБУ ИМЦ

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Особенности преподавания основ

финансовой грамотности в начальной школе

Начальная школа – первые шаги школьника в новый мир. Меняется все: режим жизни, общение со сверстниками, отношения с учителями, которые только появились в его жизни, требования родителей, привычные обязанности и ответственность.

Начальная школа - это возраст от 6 до 11 лет (1-4 классы), то есть младший школьный возраст. И говорить об особенностях преподавания в младшем школьном возрасте, в том числе и финансовой грамотности, невозможно без разговора об особенностях развития ребенка в этот период.

Что же меняется в развитии ребенка младшего школьного возраста? В этот период закладываются те особенности физического и психофизиологического развития ребенка, которые обеспечат возможность систематического обучения в школе.

Нервная система и головной мозг к 7 годам еще продолжает свое формирование. Развитие лобных долей заканчивается только к 12 годам, что делает затрудненными регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. Общее развитие организма, в том числе костной системы, мышечной системы, нервной системы, сопровождается быстрой утомляемостью, высокой возбудимостью и повышенной двигательной активностью, неусидчивостью.

  Согласно Л.С. Выготскому, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность выходит на передний план, становится ведущей. Это период, который закладывается фундамент будущих успехов обучения, период изменения познавательных процессов, когда познавательные процессы становятся опосредованными, осознанными и произвольными. В начальной школе ребенок начинает подчинять себе внимание, память, мыслительные процессы. Все это превращает его из дошкольника в настоящего ученика.

Главное изменение претерпевают мыслительные процессы. Переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению происходит постепенно в процессе школьного обучения.

Восприятие перестраивается, принимает характер деятельности управляемой и целенаправленной, перерастает в организованный процесс наблюдения.

Внимание развивается каждодневно, так как постоянная необходимость сосредотачиваться на заданиях учителя, на учебном материале вырабатывает произвольный характер внимания. Однако, у младших школьников длительность произвольного внимания еще очень мала, гораздо лучше развито непроизвольное внимание.

В начальной школе происходит активное формирование высших психических функций: речи, письма, чтения, счета, - все это приводит к усложнению мыслительных процессов. Процессы запоминания связаны с эмоциональным восприятием материала, лучше и ярче запоминаются те темы, которые окрашены эмоционально.

Эмоционально-волевая сфера школьника начальных классов отличается еще формирующимися волевыми процессами, в том числе контроль над эмоциями. Младшие школьники достаточно импульсивны, только начинают понимать, что на пути к успеху необходимо прикладывать усилия, доминирует тревога не получить положительную оценку и одобрение родителей. Эмоции пронизывают все действия: частая смена настроения, реагирование на свои и чужие поступки не рационально, а эмоционально, эмоциональная оценка поступков и реальных людей, и литературных героев, - все это присуще младшему школьному возрасту. Оценку окружающими своих знаний они часто проецируют на оценку их самих, поэтому положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное.

 Изменения претерпевает и коммуникативная сфера. Ребенок в начальной школе ориентирован на учителя, через общение с ним он начинает формировать, структурировать социальные нормы, как одну из форм человеческой культуры, в том числе и в сфере финансовой грамотности. Темы, которые могут быть еще не затронуты в семье, но с которыми ребенок реально сталкивается в жизни и должен сформировать правильное, а не искаженное, представление об их роли в жизни человека и общества (деньги, заработная плата, семейный бюджет).

В коллективной деятельности в начальной школе формируется социальная направленность школьника. Ребенок не только понимает, что является частью класса, начинает приобретать общие интересы, но стремится завоевать уважение сверстников и взрослых.

Итак, при работе с младшим школьным возрастом нам необходимо учитывать необходимость включения здоровьесберегающих элементов обучения из-за продолжения фазы активного роста всех систем организма; повышенную двигательную и эмоциональную активность, высокую возбудимость и восприимчивость к новому, доминирование непроизвольного внимания и эмоционального запоминания, преобладание наглядно-образного мышления и готовность через игру воспринимать новые темы.

Кроме того, важным остается эмоциональность восприятия  оценки окружающих, недостаточная развитость волевых процессов, изменение собственной социальной роли и отношения к себе как к участнику процесса обучения. Также необходимо учитывать стремление к получению положительной оценки учителя, родителя и учеников при формировании новых знаний.

Как же это влияет на особенности преподавания в начальной школе?

Еще А. Н. Леонтьев считал, что успешность решения поставленных целей достигается скорее при многообразии деятельностей, когда игровая и учебная деятельность помогают друг другу. Положительное отношение к предмету обучения при вовлечении познавательной деятельности в игровой контекст позволяет эмоционально окрашивать процесс изучения нового материала и подключать непроизвольность внимания и запоминания.

Необходимо при выборе заданий находить такие формы обучения, чтобы каждый ученик смог найти то, в чем он может быть успешен и захотел повторить свой успех.

Учитывая склонность воспринимать оценки как оценки их самих, а не их знаний, можно вспомнить систему содержательных оценок, разработанную Ш. А. Амонашвили (1984):

- доброжелательное отношение к ученику как к личности;

- положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи;

- конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;

- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Склонность завоевать уважение взрослых и ровесников, подражать взрослым может быть реализована в заданиях, когда предлагается в игровой форме решить более взрослые задачи планирования финансов, семейного бюджета, решения соответствующих возрасту экономических задач.

В рамках обучения финансовой грамотности особенности развития ученика начальной школы проявляются в необходимости использовать в преподавании подход, позволяющий реализовывать принцип наглядности.

Использование мультипликационных фильмов с героями, которые хорошо знакомы ученикам: Смешарики, Три кота, Буратино, Золотая антилопа, Скрудж Макдак.

Включение в процесс обучения интерактивных технологий, например, «Уроки тетушки Совы».

Использование викторин, загадок, сказок, - то, что поможет опосредованно, но эмоционально воспринять, запомнить и осознать новый материал.

Включение в обучение игр, где воспроизведение ролей родителей может помочь понять важность уважительного и ответственного отношения к финансам («Я в магазине», «Как планировать отпуск», «Покупка велосипеда»).

Все это будет помогать ученику начальной школы воспринимать информацию более органично с учетом возрастных особенностей, что в результате поможет социализации учащегося в обществе, где понимание основ финансовой грамотности является необходимым знанием.


  1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. – М.: ИПЛ, 1977.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1972