Дипломная работа.

Валерий Владимирович Архипов

Дипломная работа на тему: "Особенности формирования сдорвьесберегающей среды в образовательной организации". Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образованиив условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota_moya.docx86.6 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

 «Менеджмент в образованиив условиях реализации ФГОС»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Особенности формирования здоровьесберегающей среды в

образовательной организации»

                             Выполнил:

Архипов Валерий Владимирович,

учитель физической культуры,

высшая квалификационная категория,

МБОУ СОШ Ягодненского сельского поселения

П.Ягодный

2017

Содержание

Введение        3

Глава I. Исследование проблемы  здоровьесберегающей среды в  образовательной организации        5

§ 1. Понятие и сущность  здоровьесберегающей среды в                 образовательной организации        5

§ 2. Факторы, влияющие на формирования                                     здоровьесберегающей среды в образовательной организации        10

Глава II. Проблемы и перспективы практики формирования                       здоровьесберегающей среды в образовательной организации        17

§ 1. Описание и анализ проблем формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации        17

§ 2. Пути совершенствования формирования  здоровьесберегающей               среды в образовательной организации        23

Заключение        32

Список литературы        34


Введение

Актуальность темы исследования. Тема настоящего проекта имеет социальную значимость, это объясняется, прежде всего, тем, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.

История изучения вопроса. Проблема исследования определяется тем, что с учетом перечисленных условий «необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащегося, формированию привычки здорового образа жизни»[1], и недостаточной исследованностью вопросов формирования культуры здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Гипотеза исследования. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры  может быть возможным, если создана целостная практико-ориентированная концепция формирования личности учащегося средствами физической культуры, направленная на приобщение учащегося к ценностям здорового образа жизни.

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Предмет исследования - средства, методы, формы организации и факторы формирования культуры здорового образа жизни, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у учащихся.

Исходя из объект и предмета, была поставлена цель исследования – анализ педагогических условий формирования здоровьесберегающей среды в д образовательном учреждении. Поставленная цель определила задачи исследования:

- провести анализ нормативно-правовых актов и методической литературы по проблеме формирования культуры  здорового образа жизни;

- определить особенности формирования культуры  здорового образа жизни детей в дошкольном образовательном учреждении;

- изучить педагогические основы формирования культуры здорового  образа жизни у дошкольников;

- исследовать условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе.

Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы основного текста, заключение и список литературы.


Глава I. Исследование проблемы  здоровьесберегающей                 среды в  образовательной организации

§ 1. Понятие и сущность  здоровьесберегающей среды в                 образовательной организации

Современные программы формирования культуры здорового образа жизни детей в  образовательном учреждении  опираются на основные направления  государственной политики, проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации в области модернизации российского образования на период до 2020 года,   включает  нормативно-правовые акты различного уровня, в первую очередь, - Федеральный закон «Об образовании».

Здоровье выступает как категория и чисто биомедицинская (здоровье человека, психическое здоровье и др.), и биосоциальная (общественное здоровье, здоровье нации, страны и т.д.), и правовая (право человека на здоровье, право на охрану здоровья и др.). [2] В сфере спорта психическое рассматривается как одно из средств для достижения максимального результата в соревновательном упражнении. Нами же, наоборот, физкультурную деятельность предлагается использовать как средство формирования психической составляющей развития ребенка и рассматривать ее в аспекте трехблочной структуры психики человека..

К первому блоку следует отнести социальную направленность, характеризующуюся потребностно-мотивационной сферой, нравственными качествами: эмпатией, волей, толерантностью, формой общения – всем тем, что в значительной степени является результатом воспитания. Ко второму блоку относятся познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, т.е. способности, которые, хотя и в меньшей степени, также поддаются педагогическим воздействиям. Третий блок содержит индивидуально-типологические особенности: темперамент, психофизиологические свойства, конституционную типологию, а также наиболее консервативные биологические составляющие, обеспечивающие функциональную и психическую устойчивость жизнедеятельности организма.

Необходимо остановиться на содержании первого отмеченного нами блока и самом его формирующем процессе, то есть воспитании, с акцентом на одну из важнейших составляющих – физкультурное воспитание.

Воспитание как педагогический процесс в широком смысле этого понятия определяется как целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению в область современной культуры, формированию его потребностно-мотивационной сферы, соответствующей биологическим и нравственным ценностям социума.

Е.В. Шленева различает общественное и индивидуальное здоровье человека[3]. Поэтому не случайно, что стандартом в определении здоровья считается его классическое определение, данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которому «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Право в объективном смысле есть система юридических норм, выраженных в нормативных актах (законах) и не зависящих от каждого отдельного индивида. Право в субъективном смысле - это система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, принадлежащие им от рождения или вытекающие из нормативных актов и зависящие от воли и сознания, особенно в процессе их использования[4]. Самостоятельность процессов физического воспитания, обучения, развития и образования обусловлена индивидуальными, только этим процессам присущими, физиологическими и психологическими механизмами, а также только для воздействия на эти механизмы, индивидуальными педагогическими средствами и методами, их объемами и интенсивностью. Однако эту самостоятельность мы не рассматриваем как замкнутость или тем более изолированность. Все отмеченные процессы, как системы, открыты, диалектически и биологически взаимосвязаны, и их развитие подчиняется как своим «внутрипроцессуальным» закономерностям, так и общебиологическим и социальным законам.

ЗОЖ включает различные проявления жизнедеятельности, благоприятные для здоровья и обусловленные сложившейся системой поведения[5].  Общие цели:

- поиск оптимальных средств и условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе комплексной оценки здоровья обучающихся;

- снижение острой и хронической заболеваемости обучающихся;

- организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование  ответственного  отношения  к  своему  здоровью  как  базовой  ценности, предопределяющей  успешность  жизненного  пути;

- формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения факторов риска в деятельности человека и общества;

- формирование  образа  здоровой, прочной  семьи  и  сознательного  подхода  к  рождению  и  воспитанию  детей;  

- создание  условий  для  развития  и  формирования  навыков  социально-психологической  умелости;

-обеспечение условий реализации процесса обучения и воспитания дошкольников по формированию универсальных учебных действий;

- реализация всех возможностей ОУ по формированию психически здорового, социально адаптированного, физически развитого человека;

- побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения;

- формирование:  устойчивой мотивации поведения, обеспечивающего личную безопасность; - ответственности за свое благополучие; необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать;

- воспитание  здорового образа жизни и культуры безопасности;

- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;

-организация рационального полноценного питания[6].

Задачи проекта при реализации программы в условиях отдельно взятого образовательного учреждения:

1. Создать систему маркетингового управления:

- формированием эффективной современной образовательно-воспитательной среды, повышающей знаниевый и профессиональный уровень участников УВП по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, способной быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг района;

- оценкой качества образовательных услуг, включающую методы мониторинга эффективности учебно-воспитательного процесса, деятельности образовательного учреждения, корректировку стратегических направлений, действий на основе критериальных показателей здоровья и безопасности условий реализации образовательной программы;

- совершенствованием модели управления как открытой образовательной системой, формирующей детско-взрослую образовательную общность;

-составления комплексного плана мероприятий для изучения, закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психической устойчивости в условиях повышенной опасности;

-разработкой системы проверки вышеназванных знаний, умений и навыков учащихся;

- разработкой и внедрением механизмов эффективного планирования финансовой деятельности ОУ на основе: нормативно-подушевого финансирования, системы поощрения, стимулирования  и роста талантливых высокопрофессиональных воспитателей; развития направлений фандрайзинга (привлечения различных источников финансирования для претворения в жизнь воспитательных и образовательных проектов ОУ, рассматривающих вопросы здоровья; для создания здоровых и безопасных условий образовательного процесса);

- развитием ресурсной базы учреждения (кадровой, материально-технической, финансовой);

- представлением своей деятельности, трансляцией  накопленного опыта по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

2.   Провести стратегический анализ рынка образовательных услуг - внутренней деятельности ОУ и ее внешнего окружения по проблеме;

3.      Составить SWOT- анализ потенциала развития по проблеме формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

4.     Создать стратегический план.

В процессе обучения на данных этапах происходит развитие структуры процесса физического воспитания  как динамичного системного образования, состоящего из ряда компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного, оценочного[7].

Таким образом, практически во всей учебной и методической литературе можно отметить традиционную направленность физического воспитания на обучение двигательным действиям и в меньшей степени на развитие физических качеств. Акцент на развитие двигательного (технического) потенциала ребенка оставляет без внимания не только другие важные аспекты физкультурной деятельности – физкультурное воспитание, как формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, и образование, как передачу детям элементарных теоретических знаний методики физического воспитания, – но и формирование социальной сферы учащегося учебной организации.

§ 2. Факторы, влияющие на формирования                                     здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться  красотой, это целостная всесторонне развитая личность[8].

Важно отметить роль так называемых «управляемых факторов» — окружающей среды и санитарно-гигиенических условий.  Необходимо учесть и тот фактор, что еще до поступления в школу дети имеют ряд серьезных нарушений здоровья[9].

Исследование качества жизни является новым направлением в педиатрии, позволяющим описать не только статус здоровья, но и оценить возможность выполнения соответствующих возрасту и полу биологических и социальных функций. В этом плане совершенствование критериев оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как создает правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ранней профилактики, диагностики заболеваний[10].

Недостаток двигательной активности – болезнь, распространившаяся на взрослых и детей XXI века. Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на свежем воздухе. Согласно наблюдениям, дошкольник мальчик успевает за один день пройти примерно 5 км, пробежать 3 км; девочка – пройти примерно 4 км, пробежать – 1,9 км[11]. Сегодня учеными доказано: гигиеническая норма  двигательной активности, которая обеспечивает здоровье и нормальное развитие, составляет примерно 15 часов в неделю организованных занятий, не считая самостоятельных прогулок на свежем воздухе. Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует образовательную среду, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков[12].

Состояние здравоохранения в России сейчас далеко от того уровня развития, который бы позволял эффективно решать стоящие перед ним задачи. Ключевой проблемой на сегодняшний день является то, что действующая модель здравоохранения в России не соответствует ни политическим, ни экономическим, ни правовым реалиям, существующим сегодня в мире.
Действующая на настоящий момент модель Семашко – т.е. модель организации медицинской помощи населению, устроенная по принципу жесткой иерархии и объединения органов управления и организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках единой имущественной и административной общности , соответствовала советскому общественному строю, в котором возникла и развивалась, структуре и характеру заболеваемости, устройству распределительной модели социалистической экономики. В изменившихся условиях она стала мощнейшим фактором, блокирующим любые системные преобразования и попытки ее адаптации к новым демократическим институтам государственной власти. Для выхода из сложившейся ситуации требуется участие не только государства, но и бизнеса и общественных организаций. Партнерство различных участников сферы здравоохранения¬ является необходимым для коренной перестройки системы здравоохранения в целях обеспечения высокого уровня качества и доступности медицинских услуг. В настоящее время взаимодействие государства и бизнеса чаще всего рассматривается как инвестиционный инструмент, что приводит к упущенным выгодам от неиспользованных возможностей стратегического подхода к партнерству.

Итак, структурно система по охране здоровья населения на муниципальном уровне, сложена из органов муниципалитета, которые уполномочены управлять здравоохранением в виде находящихся в муниципальной собственности медицинских, фармацевтических и аптечные учреждений в статусе юридического лица. Муниципалитеты обеспечивают охрану здоровья граждан в виде муниципальных органов по управлению здравоохранением, и ответственны за него в пределах своих компетенций. В частности, они ответственны за санитарно-гигиеническое обеспечение граждан, гарантированную доступность граждан законного обеспечения бесплатной медицинской помощи, развивать муниципальную систему здравоохранения на закрепленной территории, осуществлять контроль качества по оказанию медицинской и лекарственной помощи учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также индивидуальных предпринимателей, ведущих частную медицинскую практику. Особенность здравоохранения муниципального уровня на сегодняшний день возникновение большой количества разновидностей учреждений или структуры: дневной стационар, микрополиклиника, дом по сестринскому уходу, хоспис, подразделение врачей общей практики и др. Одной из основных тенденций по реформированию муниципального здравоохранения является смещение акцентов со стационарных видов на стационарозамещающие, которые менее затратны и представляют собой амбулаторно-поликлиническую помощь.

В свою очередь идея средо-ориентированного подхода влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах здоровьесберегающей педагогики, вариативности и содержательной альтернативности.

«Нельзя сделать познание объектом своего исследования без того, чтобы исследователь сам совершал познавательный акт. Познание не есть отражение, оно есть лишь творческое преображение»[13] - писал Н. Бердяев. Процесс оздоровления является, прежде всего, процессом осознания и очищения на всех уровнях индивидуального существования: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и духовном.

Концепция воспитания здорового человека включает в себя следующие аспекты:

1. Духовный – (духовность как высокий гуманистический смысл культуры).

2. Нравственный – (вся система нравственных ориентаций и идеалов, здоровье - как универсальная человеческая ценность, объединяющая все человечество).

3. Психологический – (овладение навыками психорегуляции, способность к саморефлексии и т.д.).

4. Этический – (прежде всего, этика благоговения перед жизнью).

5. Эстетический – (культ прекрасного и т.д.).

6. Экологический - (формирование экологической культуры личности, регулирующей взаимоотношения человека и природы; осознание человеком себя как части «живого вещества» планеты и ответственности за него).

7. Физический – (отношение к телу как к храму души своей. Умение слушать и слышать свое тело. Правильно питать и очищать его, восстанавливать с помощью дыхания, движения и контакта с природными стихиями и т.д.)[14].

Безусловно, все эти аспекты требуют глубочайшего переосмысления и раскрытия в контексте социальных условий и национальных особенностей[15] 

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечения продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины[16]. Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни[17]. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач[18].

Следует признать, что ребенок как существо более биологическое, чем социальное, подвержен, восприимчив и откликается в большей степени на раздражители биологические. Поэтому ведущим при формировании потребностно-мотивационной сферы будет не слово, несущее знания, и тем более не команда, несущая насилие, а получаемое ребенком удовольствие, и в первую очередь в виде положительных эмоций в процессе удовлетворения формируемой потребности[19].

Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности[20]. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок[21].

Гигиенически организованная социальная среда обитания в  образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни[22]. Микросреда образовательного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям[23]. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.

Следовательно, по итогам анализа материалов, представленных в настоящем параграфе, можно прийти к выводу, что среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности  (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая учащегося к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений в рамках формирования здоровьесберегающей среды.

Вывод по главе 1:

Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Признавая единство социального и биологического в формировании личностной сферы ребенка, следует все же признать приоритет биологического, заключающегося в предопределении стратегии реализации физкультурных средств, методов, форм, их объемов и интенсивности, а также подчиненность социального, обеспечивающего максимальную эффективность тактических (педагогических) решений, в наибольшей степени соответствующих как индивидуальным, то есть биологическим, особенностям дошкольника, так и общекультурным нравственным ценностям общества.

Следует с очевидностью признать, что воспитание этой потребности - задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.


Глава II. Проблемы и перспективы практики формирования                       здоровьесберегающей среды в образовательной организации

§ 1. Описание и анализ проблем формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Вследствие того, что субъект образовательного процесса-  главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса,  ему   также  предъявляются  новые требования –  овладение навыками партнерского общения с детьми, уход от авторитарной педагогики, ориентации на некоего усредненного дошкольника, готовность  к профессиональному  самосовершенствованию

Новые требования    предъявляются и      системе управления    образовательным учреждением: управление на основе сотрудничества,   соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педколлектива,  родительской общественности-  коллектива единомышленников,  чтобы обеспечить ответственность каждого    за достижение    поставленных    целей,  ориентированных с одной стороны на заказ родителей, общества, а с другой – на возможности  педагогического коллектива[24].

Философия обновления    дошкольного образования    определяет  основополагающие требования      к    дошкольному образовательному учреждению:   это детский сад,  в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии    со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает  успех деятельности детей и педагогов;  коллектив работает в творческом поисковом режиме;  гуманные отношения делового сотрудничества; уважение и доверие становится нормой жизни членов коллектива, и родителей  воспитанников; педагог обеспечивает условия для перевода учащегося из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой,  реализует разнообразную    учебно-познавательную деятельность,  создает условия для сохранения здоровья учащегося и развития его творческого потенциала и способностей[25].

Критерии эффективности формирования здоровьесберегающей среды:

Повышение качества образовательных услуг:

- высокий уровень развития интеллектуально-творческого потенциала каждого учащегося;

- хорошие результаты выпускников ОУ при дальнейшем обучении;

- удовлетворенность всех субъектов образования и развития (воспитанники, педагоги, родители). Презентабельный имидж ОУ в социуме№

 - понимание коллективом задач и творческий поиск путей достижения целей№

-  саморазвитие и рост личных достижений всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитанники, педагоги).

Деятельность направлена на реализацию основных задач:

-   охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

-  обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития;

-  воспитание с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-  осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

-  взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития;

-  оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Организация управления учреждения осуществляется через построение организованных автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях.

Организация управления учреждения осуществляется через построение организованных автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях. Педагогический коллектив детского сада постоянно работает над повышением своего образовательного уровня. Основные принципы формирования культуры здоровья основываются на:

  1. системность
  2. комплексность
  3. аналитичность
  4. учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся
  5. преемственность
  6. вариативность и гуманизм
  7. диалектическое единство обученности и здоровья
  8. рациональное сочетание умственной и физической нагрузки Концептуальные позиции формирования культуры здоровья
  9. целенаправленный характер  учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья у обучающихся
  10. целостность и системность процесса формирования  культуры здоровья у обучающихся
  11. создание здоровьеформирующей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей  Интеграция ценностей культуры здоровья в содержание образования и использование здоровьесберегающих технологий.
  12. развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся.
  13. вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по  сохранению и укреплению здоровья.
  14. обеспечивая охрану здоровья обучающихся, формируя у них культуру здоровья – ОУ закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Целью системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Применение здоровьесберегающих технологий обучения в рамках программы включает в себя:

  1. Повышение профессионального уровня педагогических кадров согласно годовому плану работы.
  2. Работа по проектированию инновационного образовательного процесса: апробация современных учебно-методических комплектов, технологий, отвечающих требованиям ФГОС,  возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
  3. Осуществление целенаправленного контроля за организацией образовательного процесса
  4. Диагностика готовности, развития, состояния здоровья учащихся в процессе обучения (медицинская, психолого-педагогическая, логопедическая)

Критерии оценки работы по программе:

  1. Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;
  2. Увеличение (или уменьшение) количества детодней;
  3. Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;
  4. Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;
  5. Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;
  6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по проблеме «Физическое развитие и оздоровление учащихся»; «Формирование основ здорового образа жизни учащихся».

Следует признать, что в жизни нередко можно наблюдать ситуации и даже отдельные самостоятельные виды профессиональной производственной и спортивной деятельности, успешность в которых статистически достоверно зависит от степени выраженности определенных свойств нервной системы – силы-слабости, динамичности, подвижности и т.д.. Однако генетически обусловленное (врожденное) и приобретенное (социальное, воспитанное) в личности проявляется в деятельности обычно сопряжено, и отличить природное от приобретенного в процессе деятельностного общения чаще всего не представляется возможным.

Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения учащегося. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве ОУ и семьи. Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:

  1. ознакомительный – проводится изучение состояния здоровья учащегося;
  2. этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
  3. этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
  4. итоговый – подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.

В структуре взаимодействия и общения учащихся, как правило, выделяются три вида отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые.

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении «делового» общения и совместной деятельности. Такие отношения наблюдаются в специфических для данной области сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, игровой и др.), и в процессе их развертывания ребенком усваиваются нормы и способы действия в группе сначала под руководством и контролем педагога, а затем и самостоятельно. В процессе физкультурной деятельности, как, впрочем, и в других видах совместной деятельности, между детьми проявляются два вида отношений: собственно физкультурные отношения и отношения по поводу совместной деятельности.

Эмоционально-оценочные отношения в качестве основной функции содействуют коррекции поведения детей в соответствии с принятыми нормами общения и совместной деятельности. На первый план в этом случае выступают предпочтения эмоционального содержания (симпатии, антипатии, дружеские привязанности, безразличие и т.д.). Подобные отношения являются регуляторами возможных конфликтных ситуаций при распределении ролей в игре или оценки качества выполнения упражнений.

В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотношения, при которых мотив одного учащегося приобретает для других детей личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого учащегося, как свои собственные. Такие отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно этой роли.

Внешняя и внутренняя структура, форма организации физкультурной деятельности является важным фактором формирования межличностных отношений в детской группе. Чем выше степень совместной деятельности в группе, тем интенсивнее протекают в ней процессы коллективообразования, рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества. Другим фактором опосредованного выявления качества межличностных отношений выступает мотивация физкультурной деятельности детей, проявляющаяся в условиях отрицательного или положительного побуждения, стимулирования (наказания) или награды членов группы за успехи и неудачи совместной физкультурной деятельности.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению  и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;

- просветительная работа по направлениям программы «Здоровый ребёнок» и т.д.;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;

- консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии;

- обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в  физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Таким образом, необходимым  условием повышения   качества  образования   является и укрепление    преемственности между ступенями образования,  тесное  взаимодействие    с учреждениями дополнительного образования,  максимальное использование    образовательного    и оздоровительного потенциала городских учреждений здравоохранения, культуры,  образования и    спорта,  а также,  введение в воспитательно-образовательный процесс  новых образовательных технологий,   личностно-ориентированных, современных  методов развивающего  обучения и воспитания.

§ 2. Пути совершенствования формирования  здоровьесберегающей               среды в образовательной организации

Даже не самому наблюдательному из нас нетрудно убедиться, что дети по-разному относятся к той или иной двигательной деятельности. Одни предпочитают интенсивные подвижные игры со множеством сильных раздражителей слуховых, зрительных и тактильных анализаторов. Другие склонны к более спокойной деятельности с незначительным воздействием на те же анализаторы. Такое различие является следствием избирательности нервных центров наиболее комфортных и эффективных условий для их работы.

Известно, что для оптимального режима деятельности человека, обладающего сильной нервной системой, необходимы раздражители большой интенсивности, а слабой – малой. Поэтому нетрудно предвидеть реакцию детей, если, предлагая им ту или иную двигательную деятельность, не будут учтены свойства их нервной системы по силе-слабости процессов возбуждения. Вполне понятно, что ребенок с сильной нервной системой будет быстро утомляться в процессе спокойной деятельности, и то же самое произойдет с ребенком, обладающим слабой нервной системой, если ему будет предложена деятельность интенсивная, насыщенная часто меняющимися ситуациями. Выходом из этого положения будет предоставление детям самостоятельности в организации своей деятельности, основным регулятором и мотивом (пока неосознанными) которой являются объекты, выбранные ими для подражания, и собственные ощущения, возникающие в ее процессе.

В связи с этим основу организации физического воспитания должно составить предоставление им свободы выбора средств и форм удовлетворения потребности в двигательной деятельности. Необходимым условием для этого должно являться наличие игровых площадок, оборудованных тренажерными устройствами и прочим инвентарем, которые бы смогли удовлетворить потребность и «сильных», и «слабых».

Таким образом, роль воспитателя (или функция воспитания как педагогического процесса) сводится практически к конструированию игровых площадок и организации двигательной деятельности, самостоятельно выбранной детьми в соответствии с их возрастными, половыми и психофизиологическими особенностями. Занятия на таких площадках следует строить по принципу «делай, как я», а для самых маленьких предлагать доступный их пониманию сюжет. В большинстве случаев, получив свободу, учащиеся сами способны программировать свою деятельность. Однако за объемом и интенсивностью физической нагрузки должен следить воспитатель, так как на фоне часто возникающего перевозбуждения у учащегося не всегда может сработать охранительный рефлекс. В таком случае необходим постепенный, «мягкий» перевод от интенсивной деятельности к более спокойной и совсем спокойной.

В процессе игр или другой не навязанной, но самостоятельно выбранной двигательной деятельности дети всегда испытывают положительные эмоции, обусловленные удовлетворением их потребности в движениях и, в свою очередь, существенно влияющие на их эффективность. Положительный эмоциональный фон в немалой степени будет способствовать также закреплению потребности в двигательной деятельности на последующих возрастных этапах развития – школьном, студенческом и т.д.

В физической культуре, как системе, сливается и взаимодействует множество разнопорядковых систем – биологических и социальных. Совокупность их проявлений есть суть физкультурная деятельность, множественность оснований которой не только порождает динамическое, кинематическое и эмоциональное (психическое) многообразие двигательных действий, но, и это важно для нашего исследования, указывая на её интегрирующую сущность, свидетельствует о целостности самого двигательного действия. Его же целостность, неразложимость на психическое, физическое, социальное и прочие составляющие свидетельствует, что оно само (двигательное действие) может и должно рассматриваться как система.

Достаточно понаблюдать после каких-либо нарушений за восстановлением какой-нибудь простой и очевидной функции с весьма чётким результатом, например, за удержанием тела человека в вертикальном положении. Таким императивным фактором, использующим все возможности системы, является её полезный результат, в данном случае – вертикальная поза, и формируемая им обратная афферентация. Именно достаточность или недостаточность результата определяет поведение системы; в случае его достаточности организм переходит на формирование другой функциональной системы с другим полезным результатом, представляющим собой следующий этап в универсальном кантиниуме результатов.

Весь сложившийся процесс двигательной здоровьесберегающей среды есть не что иное, как взаимодействие множества сложных и относительно самостоятельных структур. Действительно, только биологический аспект двигательного действия представляет собой систему, включающую множество подсистем: энергообеспечение, обмен, адаптацию, межмышечную координацию, коррекцию кинематических и динамических характеристик и пр., причём способ существования и тем более развития всей системы заключается в их активном взаимодействии, то есть сама родовая система является объективно динамичной как по форме, так и по внутреннему содержанию.

Системность физической культуры подчинена иерархической упорядоченности её отдельных структурных единиц (подсистем), в определённом порядке расположенных по отношению друг к другу, взаимодействующих между собой, но не сводимых одна к другой. Генерализованную позицию в иерархическом ряду структур занимает интеллектуальная сфера (когнитивная подсистема), что объясняется её социальной детерминированностью, как впрочем, культура вообще. Данная сфера регулирует работу структур более низкого порядка – психофизическую, биологическую и свою собственную. Вместе с тем в каждой из названной подсистем, выступающих уже в ранге системы, могут быть выделены более мелкие, но не менее важные структурные единицы. Так в когнитивной системе это могут быть разделы (подсистемы) формирование физической культуры: развития физических качеств, обучения и т.д.

Представляется, что уже наступило время, когда в недрах физической культуры созрели условия для практической реализации системного подхода. Первым шагом в этом направлении должна стать систематизация и классификация данных, накапливаемых как в самой сфере физической культуры, так и дисциплинах, естественным образом взаимодействующих с её отдельными направлениями. И наиболее перспективным и актуальным, мы уверены, является системное сопряжение в процессе здоровьесберегающей среды знаний, дисциплин, ответственных за становление психического, физиологического, интеллектуального и нравственного оснований дошкольника.

Анализ задач определённой педагогической проблемы обязательно приводит к психологическому уровню их рассмотрения. В свою очередь психологический аспект этих задач существенно влияет на выбор педагогических приёмов для их решения, являясь, тем самым, косвенным «соавтором» результатов решения педагогической проблемы. Поэтому изолированное друг от друга изучение закономерностей педагогики и психологии здоровьесберегающей среды следует считать, в известных случаях, методологически ошибочным.

Если физиология изучает свойства нервной системы, а психология закономерности формирования и развития человеческой психики, то психофизиология, проникая в физиологическую сущность («нервные процессы») психической деятельности, позволяет правильно её понять, объяснить и, наконец, управлять ею с помощью целенаправленных педагогических воздействий. Таким образом, изучая «биологическое» и объясняя «психическое» в ребёнке, психофизиология даёт возможность определить наиболее эффективные методы и средства его воспитания, развития, обучения и образования. Однако нечёткость дифференцирования процесса взаимодействия педагогики и психологии в сфере здоровьесберегающей среды приводит к отставанию эффективности рекомендаций специалистов от постоянно растущих запросов практики.

Воспитание физически крепкого, с высокой двигательной культурой ребёнка – процесс длительный и многоплановый. Поэтому взаимодействие основных и частных законов педагогики и психологии в ходе физического воспитания, развития и обучения дошкольников динамично и проявляется на различных соответствующих основным видам и задачам здоровьесберегающей среды уровнях[26].

В связи с этим педагог ориентируется на психофизиологические особенности детей не только для оптимизации физкультурного процесса. Одновременно его деятельность направлена на формирование личностных качеств, психики, сознания, ибо в итоге от них зависит социальная ориентация ребёнка в последующем процессе школьного обучения и общественном труде.

Таким образом, первый уровень взаимодействия педагогики и психологии направлен на воспитание гармонично развитой, социально полезной личности.

На втором уровне психофизиологические закономерности обусловливают выбор того или иного вида и формы здоровьесберегающей среды ребёнка, являются внутренним содержанием мотивации, уровня притязаний и одним из важнейших критериев комплектования групп (подгрупп) для обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Однако, по сравнению с педагогическим тестированием, психофизиологическая диагностика предрасположенности к отдельным видам физических упражнений разработана ещё недостаточно, что, естественно, затрудняет индивидуальный подбор методического содержания здоровьесберегающей среды.

Рассматривая предложенный вариант отслеживания результатов педагогического процесса как систему, отметим, что системообразующим фактором в ней является деятельность воспитателя осуществляющего анализ рекомендаций специалистов трёх первых разделов, несущих функции подсистем, и осуществляющий их сопряжение в своей практической деятельности. И, наконец, если эта деятельность будет эффективной, можно считать, что разработана система. В противном случае, увы, система не состоялась.

Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией,  водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями.

Требование к мебели. Использование одного вида мебели при различных вариантах ее расстановки в режиме учебного дня и учебной недели в зависимости от учебного  предмета и педагогических требований к организации урока - ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений. Технические условия».

Хорошо известно, что дети готовы играть и просто бегать, прыгать и лазать до явных признаков утомления (что важно биологически) без всякого принуждения, без видимых на то причин и испытывать при этом огромное удовольствие. Такая, казалось бы, беспричинная двигательная активность обусловлена необходимостью активизации процессов обмена, от которого в прямой зависимости находятся рост организма и развитие его функциональных систем – дыхательной, кровообращения, нервной и других. Генетически заложенным механизмом роста и развития является деятельность этих функциональных систем, и чем они активнее, тем большие требования предъявляют органам, и чем совершенней становятся рабочие органы, тем в свою очередь большие требования они предъявляют всей системе в целом.

Следовательно, в целом физкультурная деятельность предполагает физические и психические траты, восполнение которых диалектически связано с процессом повышения работоспособности, уровня развития физических качеств, психической устойчивости и усвоения техники упражнений. Процесс реабилитации характеризуется как восстановлением дорабочего уровня функций организма, так и достижением более высокого их качества для освоения возрастающих объёмов и интенсивности здоровьесберегающей среды. Учитывая это, пятый уровень взаимодействия педагогики и психофизиологии мы связываем с мероприятиями направленными на восстановление и сверхвосстановление (эффект суперкомпенсации) физических и психических трат. В таких мероприятиях наряду с медико-биологическими (например, витаминизация) и режимными (чередование двигательной активности и отдыха в течение дня) обязательно применение педагогических и психологических методов – рациональное распределение и сочетание средств и методов, направленных на развитие отдельных физических качеств и обучение двигательным действиям, регулирование процессов возбуждения и торможения нервной системы и др.

Вывод по главе 2:

В традиционную, ныне существующую и изучаемую студентами дошкольного факультета теорию и методику физического воспитания дошкольников неоправданно много механически переносится из общей теории и методики физического воспитания и спорта. Сказанное в первую очередь относится к самому понятию физического воспитания дошкольников, которое в настоящее время определяется как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства – овладение двигательными навыками, развитие физических качеств, развитие интеллектуальной и нравственной сторон личности учащегося. Такое определение обязывает физическое воспитание ко многому, но не вскрывает сути – нет адреса педагогических воздействий. Основной же недостаток такого понимания физического воспитания заключается в смешении четырех существенно отличающихся друг от друга понятий: воспитания, обучения, развития и образования. Если образование направлено на овладение знаниями, обучение – техникой двигательных действий, развитие – на повышение уровня физических качеств и других психофизиологических функций организма, то воспитание связано с формированием потребностно-мотивационной сферы человека.

В связи с этим физическое воспитание, казалось бы, должно рассматриваться как педагогический процесс, направленный на формирование и удовлетворение потребности в двигательной деятельности дошкольника. Однако биологические закономерности развития любого живого организма, и детского в том числе, дают основания для сомнений в верности такого определения.

Таким образом, если потребность в двигательной деятельности генетически заложена, физическое воспитание дошкольников должно быть направлено на удовлетворение этой потребности. Большой сложности, на первый взгляд, организация такого процесса не представляет. Однако легкость создания условий для удовлетворения потребности в двигательной деятельности кажущаяся, так как она имеет сложную структуру, а ее формы зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося.


Заключение

Проведенное исследование позволило придти к следующим выводам:

Как показал анализ теоретических основ формирования культуры здорового образа жизни, проведенный в главе 1 настоящего исследования, формирование здоровой личности возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

Глава 2 посвящена анализу педагогических условий формирования культуры здорового образа жизни детей в дошкольном образовательном учреждении  на примере программы «Родники здоровья».

Представленная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.

Идея средо-ориентированного подхода, лежащая в основе указанной программы, влечет за собой необходимость переорганизации учебного пространства, организации особой культурной деятельности в детских сообществах, преобразования учебных программ и планов на принципах вариативности и содержательной альтернативности. Это обеспечит воспитаннику возможность выбора деятельности, сохранения здоровья, снижение нагрузки, расширение знаний о возможностях и заботе о своем организме, здоровье окружающих, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего учащегося, предупредить развитие заболевания, образовательному учреждению - стать подлинно культурным центром для детских и взросло-детских сообществ в вопросах формирования здорового образа жизни, педагогу - повысить свою профессиональную культуру и компетентность по данному направлению.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза доказана.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

  1. Бабунова, Е. С. Концептуальные основы использования идей и традиций народной педагогики для воспитания и развития детей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Проблемы науки и образования в современной высшей школе : сб. докладов XXXVIII внутривузовской научной конф. преподавателей МаГУ / под ред. З. М. Уметбаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – с. 89
  2. Бердяев Н. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -. 480 с.
  3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – с. 112
  4. Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины. Учебное пособие. - Владивосток, Издательство Дальневосточного университета, 2014. -  с. 49
  5. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.  №1.  2013. - с.115
  6. Гун  Г.Е., Лисицын С.А., Найдёнова З.Г. и др.  Аспекты формирования социального здоровья в образовательной среде: Монография,   - СПб.: ЛОИРО, 2013. –с.118
  7. Гун Г.Е., Лисицын С.А., Найдёнова З.Г. и др. - Здоровье моей семьи / монография,  СПб.: ЛОИРО, 2014. – с.137
  8. Гун Г.Е., Янушанец О.И. Организация работы на ЭВМ с соблюдением СанПиН: Методические рекомендации. - СПб.: ЛОИРО, 2015. – с.117
  9. Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2012. – с.38
  10. Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 20
  11. Звонарева О.И. Аттестация педагогических работников: новый порядок // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2010. № 7. С. 62
  12. Иванова А.Н. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Смарт, 2015 – с.183
  13. Карякин Н.Н. Методологические подходы к оценке эффективности здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования / Н.Н.Карякин, Е.В.Кулакова // Страховое дело. - 2016. - № 4. - С.12-17.
  14. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №3. - 2016.-  с.61
  15. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с.81; №5. - 2004. - с.66.
  16. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности // Тимушкина А.В. (ред.) - Сборник научных трудов участников Всероссийской конференции с международным участием, 12—13 сентября 2012.. – с. 21
  17. Морозова Е.В., Авдеева Т.Г., Авчинников А.В., Крутилин В.Е. Состояние здоровья дошкольников г. Смоленска и проблема обеспечения населения питьевой водой: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Социально-медицинские аспекты состояния Центрального экономического региона России» 25-26 октября 2007г.- Тверь, 2011. – с.127
  18. Мурзина, Ю.М. Качество жизни и состояние здоровья «неорганизованных» детей дошкольного возраста / Ю.М. Мурзина,   А.В. Метелева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 4. – с.99
  19. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях мегаполиса /И.М.Новикова. Современные тенденции теории и практики воспитания детей, имеющих проблемы в развитии: Матер.науч.-практ.конфер. – Киров, 2007. – с. 52
  20. Попкова, Н. В. Технология организации оздоровительно-физкультурной работы с детьми дошкольного возраста : учебное пособие / Н. В. Попкова, П. И. Ключник. − Стерлитамак : Фобос, 2013 – с.81
  21. Смирнов А. Т., Шахраманьян М. А., Дурнев Р. А., Крючек Н. А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М., Дрофа; 2009 -  с. 118
  22. Смирнова А.Н, Теория государства и права. Учебный курс – М.: 2013 – с.193
  23. Федяшова, Н.Б. Формирование двигательного интеллекта у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях [Текст] / Н.Б. Федяшова //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы 12 Всероссийской научно-практической конференции. – Ч.2. – Челябинск, 2013 – с.198
  24. Шебеко, В.Н. Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2014. – с. 37
  25. Шленева Е.В. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 174 с.


[1] Смирнов А. Т., Шахраманьян М. А., Дурнев Р. А., Крючек Н. А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М., Дрофа; 2009 -  с. 118

[2] Цит. по книге Иванова А.Н. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Смарт, 2015 – с.183

[3] Шленева Е.В. Конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 174 с.

[4] Смирнова А.Н, Теория государства и права. Учебный курс – М.: 2013 – с.193

[5] Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях мегаполиса /И.М.Новикова. Современные тенденции теории и практики воспитания детей, имеющих проблемы в развитии: Матер.науч.-практ.конфер. – Киров, 2007. – с. 52

[6] Карякин Н.Н. Методологические подходы к оценке эффективности здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования / Н.Н.Карякин, Е.В.Кулакова // Страховое дело. - 2016. - № 4. - С.12-17.

[7] Попкова, Н. В. Технология организации оздоровительно-физкультурной работы с детьми дошкольного возраста : учебное пособие / Н. В. Попкова, П. И. Ключник. − Стерлитамак : Фобос, 2013 – с.81

[8] Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – с. 112

[9] Шебеко, В.Н. Развитие творчества дошкольника как средство укрепления его психологического здоровья / В.Н. Шебеко, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2014. – с. 37

[10] Мурзина, Ю.М. Качество жизни и состояние здоровья «неорганизованных» детей дошкольного возраста / Ю.М. Мурзина,   А.В. Метелева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – № 4. – с.99

[11] Бабунова, Е. С. Концептуальные основы использования идей и традиций народной педагогики для воспитания и развития детей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Проблемы науки и образования в современной высшей школе : сб. докладов XXXVIII внутривузовской научной конф. преподавателей МаГУ / под ред. З. М. Уметбаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – с. 89

[12] Гун  Г.Е., Лисицын С.А., Найдёнова З.Г. и др.  Аспекты формирования социального здоровья в образовательной среде: Монография,   - СПб.: ЛОИРО, 2013. –с.118

[13] Бердяев Н. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -. 480 с.

[14] Гун Г.Е., Янушанец О.И. Организация работы на ЭВМ с соблюдением СанПиН: Методические рекомендации. - СПб.: ЛОИРО, 2015. – с.117

[15] Федяшова, Н.Б. Формирование двигательного интеллекта у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях [Текст] / Н.Б. Федяшова //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы 12 Всероссийской научно-практической конференции. – Ч.2. – Челябинск, 2013 – с.198

[16] Василенко Н.Ю. Основы социальной медицины. Учебное пособие. - Владивосток, Издательство Дальневосточного университета, 2014. -  с. 49

[17] Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности // Тимушкина А.В. (ред.) - Сборник научных трудов участников Всероссийской конференции с международным участием, 12—13 сентября 2012.. – с. 21

[18] Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей , родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2012. – с.38

[19] Гун Г.Е., Лисицын С.А., Найдёнова З.Г. и др. - Здоровье моей семьи / монография,  СПб.: ЛОИРО, 2014. – с.137

[20] Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.  №1.  2013. - с.115

[21] Морозова Е.В., Авдеева Т.Г., Авчинников А.В., Крутилин В.Е. Состояние здоровья дошкольников г. Смоленска и проблема обеспечения населения питьевой водой: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Социально-медицинские аспекты состояния Центрального экономического региона России» 25-26 октября 2007г.- Тверь, 2011. – с.127

[22] Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. - №1. - 2004. - с.81; №5. - 2004. - с.66.

[23] Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - №3. - 2016.-  с.61

[24] Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 20

[25] Звонарева О.И. Аттестация педагогических работников: новый порядок // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2010. № 7. С. 62

[26] Под уровнем взаимодействия педагогики и психологии предлагается понимать совокупность педагогическо-психологических воздействий, направленных на оптимизацию отдельных сторон физкультурной деятельности – формирование личностных качеств, обучение двигательным действиям, развитие физических качеств и т.д.