ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕДИРЕКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Головинская Александра Евгеньевна

Динамичные процессы, протекающие в современной России, способ- ствовали существенным изменениям в сфере образования. На замену ис- пользуемым традиционным методам приходят новые активные методы обучения и воспитания, которые обращены на то, чтобы активизировать познавательные процессы ребенка, обеспечить формирование у них твор- ческих особенностей, осуществить коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер. В результате этого возрастает сложность подходов, востребованных образовательными структурами. В этих обстоятельствах педагогу необходимо научиться делать выборы среди современных техно- логий, в многообразии интегрированных подходов к развитию личности детей. Привлечение новых методов и приемов развития личности ребенка осуществляется в новых реалиях, которые требуют соблюдения принципа безопасности. Оформление принципа безопасности произошло на основе многовек- торных исследований, реализованных к настоящему времени в рамках психологии безопасности личности. Под данным принципом понимается организация таких условий жизнедеятельности человека, которые способ- ствуют сохранению целостности его защищенности и не снижающейся способности к развитию в направлении жизненной для него цели лично- сти. Сделанные наработки позволили установить принципиальную значи- мость соблюдения принципа безопасности во всех сферах жизнедеятель- ности. Принцип безопасности ориентирует на сохранение защищенности и потенциала развития человека во всем временном континууме его жиз- недеятельности. Особая важность этого принципа позиционируется при- менительно к организации процессов обучения, воспитания и развития детей. Все используемые для этого технологии, должны оцениваться, преж-де всего, с позиций принципа безопасности. В полной мере необходимость применения принципа безопасности распространяется на использование методов коррекционно-развивающих игровых технологий. 

Данные технологии развились на основе игрового вида деятельности. Трудно переоценить роль игры в жизни человека. Игровой процесс выполняет в человеческой практике коммуникативные функции, в рамках которого идет изучение диалектики. Он осуществляет функцию самореализации, развлекательную функцию, функцию коррекции, где осуществ- ляется внесение положительных изменений в структуру личностных пока- зателей, а также диагностическую функцию. Также он выполняет игроте- 

рапевтическую функцию, здесь идет преодоление различных трудностей. Немаловажна для человека и функция социализации, в рамках которой идет усвоение человеческих стереотипов. 

Для ребенка игра является необходимым компонентом жизни. Как ут- верждал А.И. Захаров, если ставить игру на одну ступень с трудом и ученьем, то можно сказать, что процесс игры – один из существенных ви- дов деятельности человека, а также удивительный феномен нашей жизни. Применение игры в психологической и психотерапевтической практике приобрело название игротерапия. По словам А.С. Спиваковской, игротерапия – влияние психотерапевтического характера, которое оказывается на детей или взрослых с помощью игрового процесса. 

 Целью использования игротерапии является возможность «прожить» в самой игре ситуации, которые очень тревожат детей, при полной поддержке и внимании со стороны взрослого. 

  Игровые технологии в настоящее время все более органично входят в практику коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. По мнению А.Н. Леонтьева, игровые технологии – это единое целое всех возможностей технологий процесса игры, которые действуют на развитие детей. Развитие личности детей реализовывается с помощью разум- ной организации многосторонней игровой деятельности, которая будет доступной каждому из детей, с учетом индивидуальных возможностей, путем реализации специальных игровых программ, которые имеют как специализированный, так и общеразвивающий характер. Как результат ребенок стремиться быть более быстрым, старается четко выполнять дан- 

ные ему задания и соблюдать игровые правила. Ведь именно заинтересо- 

ванность ребенка побуждает его интерес к поиску и догадкам. Деятельность ребенка становится продуктивней исключительно под воздействием познавательного интереса. К тому же, во второй половине дня можно будет заметить, что среди детей нет тех, кто скучает. Игра развивает самостоятельность и ответственность ребенка. Она способствует развитию у ребенка произвольного внимания, памяти, воображения и конечно творческого потенциала. Учеными доказано, что в процессе игры мы освобождаемся от общепринятых норм и отходим от принятых обществом стереотипов, поэтому игротерапия имеет большое значение для развития личности ребенка. Это значение носит практический характер. 

В целом, метод игровой терапии обладает высокой эффективностью. Он позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть личные проблемы, страхи, тревожности. Вместе с тем, привлечение технологий игровой коррекционно-развивающей работы должно осуществляться психологом на основе соблюдения принципа безопасности. Только хорошо изучив все механизмы игрового воздействия на высшие структуры человеческого мозга можно оказать игровую коррекцию с наиболее благоприятным результатом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕДИРЕКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Динамичные процессы, протекающие в современной России, способ- ствовали существенным изменениям в сфере образования. На замену ис- пользуемым традиционным методам приходят новые активные методы обучения и воспитания, которые обращены на то, чтобы активизировать познавательные процессы ребенка, обеспечить формирование у них твор- ческих особенностей, осуществить коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер. В результате этого возрастает сложность подходов, востребованных образовательными структурами. В этих обстоятельствах педагогу необходимо научиться делать выборы среди современных техно- логий, в многообразии интегрированных подходов к развитию личности детей. Привлечение новых методов и приемов развития личности ребенка осуществляется в новых реалиях, которые требуют соблюдения принципа безопасности. Оформление принципа безопасности произошло на основе многовек- торных исследований, реализованных к настоящему времени в рамках психологии безопасности личности. Под данным принципом понимается организация таких условий жизнедеятельности человека, которые способ- ствуют сохранению целостности его защищенности и не снижающейся способности к развитию в направлении жизненной для него цели лично- сти. Сделанные наработки позволили установить принципиальную значи- мость соблюдения принципа безопасности во всех сферах жизнедеятель- ности. Принцип безопасности ориентирует на сохранение защищенности и потенциала развития человека во всем временном континууме его жиз- недеятельности. Особая важность этого принципа позиционируется при- менительно к организации процессов обучения, воспитания и развития детей. Все используемые для этого технологии, должны оцениваться, преж-де всего, с позиций принципа безопасности. В полной мере необходимость применения принципа безопасности распространяется на использование методов коррекционно-развивающих игровых технологий.

Данные технологии развились на основе игрового вида деятельности. Трудно переоценить роль игры в жизни человека. Игровой процесс выполняет в человеческой практике коммуникативные функции, в рамках которого идет изучение диалектики. Он осуществляет функцию самореализации, развлекательную функцию, функцию коррекции, где осуществ- ляется внесение положительных изменений в структуру личностных пока- зателей, а также диагностическую функцию. Также он выполняет игроте-

рапевтическую функцию, здесь идет преодоление различных трудностей. Немаловажна для человека и функция социализации, в рамках которой идет усвоение человеческих стереотипов.

Для ребенка игра является необходимым компонентом жизни. Как ут- верждал А.И. Захаров, если ставить игру на одну ступень с трудом и ученьем, то можно сказать, что процесс игры – один из существенных ви- дов деятельности человека, а также удивительный феномен нашей жизни. Применение игры в психологической и психотерапевтической практике приобрело название игротерапия. По словам А.С. Спиваковской, игротерапия – влияние психотерапевтического характера, которое оказывается на детей или взрослых с помощью игрового процесса.

 Целью использования игротерапии является возможность «прожить» в самой игре ситуации, которые очень тревожат детей, при полной поддержке и внимании со стороны взрослого.

  Игровые технологии в настоящее время все более органично входят в практику коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. По мнению А.Н. Леонтьева, игровые технологии – это единое целое всех возможностей технологий процесса игры, которые действуют на развитие детей. Развитие личности детей реализовывается с помощью разум- ной организации многосторонней игровой деятельности, которая будет доступной каждому из детей, с учетом индивидуальных возможностей, путем реализации специальных игровых программ, которые имеют как специализированный, так и общеразвивающий характер. Как результат ребенок стремиться быть более быстрым, старается четко выполнять дан-

ные ему задания и соблюдать игровые правила. Ведь именно заинтересо-

ванность ребенка побуждает его интерес к поиску и догадкам. Деятельность ребенка становится продуктивней исключительно под воздействием познавательного интереса. К тому же, во второй половине дня можно будет заметить, что среди детей нет тех, кто скучает. Игра развивает самостоятельность и ответственность ребенка. Она способствует развитию у ребенка произвольного внимания, памяти, воображения и конечно творческого потенциала. Учеными доказано, что в процессе игры мы освобождаемся от общепринятых норм и отходим от принятых обществом стереотипов, поэтому игротерапия имеет большое значение для развития личности ребенка. Это значение носит практический характер.

В целом, метод игровой терапии обладает высокой эффективностью. Он позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолеть личные проблемы, страхи, тревожности. Вместе с тем, привлечение технологий игровой коррекционно-развивающей работы должно осуществляться психологом на основе соблюдения принципа безопасности. Только хорошо изучив все механизмы игрового воздействия на высшие структуры человеческого мозга можно оказать игровую коррекцию с наиболее благоприятным результатом.