статья

Архипова Мария Васильевна

Дж.Гершвин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gershvin_2.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации по изучению музыки Дж.Гершвина на уроке музыки в общеобразовательной школе

 Теоретическая значимость современного урока музыки состоит в дополнении музыкальной педагогики новыми подходами к интерпретации понятия и структуры музыкальной культуры через создание этапов музыкальной технологии; в определении механизма формирования у школьников музыкальной культуры средствами музыки. В современных условиях развития общества большая роль при этом принадлежит джазовой музыке.

 Истоки джаза прослеживаются в полуимпровизационных формах народного творчества, в трудовых, религиозных, светских песнях негритянского населения, а также в танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США. Вопрос об истоках джаза неразрывно связан с понятием «афроамериканская культура». Ее части – культура белых колонистов Америки, в основе которой лежат элементы европейского духовного наследия  и культура черных американцев, проникшая на американский континент главным образом из Африки вместе с невольниками-рабами.

Соответствующее отношение к джазу как к серьезному искусству постепенно сформировалось и у создававших его в процессе живого исполнения музыкантов. Хотя джаз был областью их профессиональной деятельности, для многих из них имело первостепенное значение, какой будет их музыка. Именно так относились к своему творчеству Чарли Паркер, Джон Колтрейн и Луи Армстронг.

На протяжении своей истории развития джаз не был замкнутым музыкальным явлением. Благодаря бурному развитию грамзаписи в начале прошлого столетия, концертной деятельности выдающихся исполнителей, ансамблей и оркестров джаз завоевал огромную популярность во всем мире. Его тембровые особенности и ритмическая активность оказали сильное воздействие на бытовую, развлекательную и классическую музыку США и стран Европы, привели к возникновению модального (современного) джаза, симфоджаза и других направлений популярной музыки [1].

 Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Для джазового стиля свойственен новый ритм – «бит»: «биение» ударных, внутренняя пульсация, синкопирование, акценты на слабых долях четырехдольного такта, свингование, полиритмия. Как утверждал Д. Эллингтон в одной из названий композиции, без свинга нет джаза. Свинг – это прием джазовой полиритмии, несовпадение метроритмических акцентов мелодии и основного метра пьесы.

Особенности джазовой ритмики создают специфическую фразировку, которая связана мелодически с интонациями речи, а фонетически – близка тембру человеческого голоса. Фразировка, выражаемая в том, что сильные доли тембрально «затемняются», а  «слабые» – «высветляются», называется офф-бит («между долями»). Это явление имеет истоки в барабанной музыке африканцев и в жанре спиричиуэл.

Для джазовой музыки свойственна четырехдольность. Темп в джазовой композиции обычно не меняется, хотя она может давать впечатление нарастающего темпа – это так называемый «драйв» («напряжение»). Другой важнейшей стороной джазового стиля является гармонический язык. Для джаза свойственно гармоническое мышление септаккордами, диссонантность, аккорды с добавленными ступенями, альтерированные аккорды [3].

 Программа по предмету «Музыка» Д. Б. Кабалевского позволила по новому взглянуть на соотношение «легкой» и «серьезной» музыки, позволила включить в урок элементы джазовой музыки.  

В новой редакции программы Д. Б. Кабалевского для 1-8 классов, переизданный уже неоднократно, прослежены содержательные линии включения в программу таких направлений музыкального искусства, как фольклор, музыка религиозной традиции, значительно расширен материал золотого фонда классики и современной (академической, джазовой и популярной) музыки, обновлен песенный репертуар.

Джазовая музыка в школьной программе изучается в восьмом классе при изучении темы второй четверти «Музыка “серьезная” и музыка “легкая”», и рассматривается под различным углом зрения. В этой четверти после усвоения различий между двумя значениями термина «легкая музыка» (музыка, легкая для восприятия, и музыка, легкая по содержанию) на материале классической и популярной музыки XX века учителю рекомендуется обратиться к джазу и его истокам. Учащиеся знакомятся с жанрами афро-американского фольклора (спиричуэл и блюзом) на примере «Молитвы» в исполнении Михелии Джексон, одной из классических исполнительниц спиричиуэл. Образцом инструментальной музыки является «Блюз Западной окраины» в исполнении джаз-оркестра под руководством Луи Армстронга.

В качестве дополнительного материала для слушания предлагаются произведения Д. Гершвина «Любимый мой», «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс», джазовые композиции в исполнении отечественных и зарубежных ансамблей (по выбору учителя). Из отечественного джаза для исполнения рекомендуются произведения А. Цфасмана «Звуки джаза» и М. Минкова «Спасибо, музыка!» (из кинофильма «Мы из джаза»), а также просмотр фрагментов видеофильма «Мы из джаза».

В третьей четверти «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» углубляются представления школьников о взаимосвязи разных сфер музыки. Одним из ярких примеров является изучение творчества Д. Гершвина и уяснение особенностей симфоджаза как одного направлений музыки XX века. При прослушивании 1-й части Концерта для фортепиано с оркестром Д. Гершвина особое внимание школьников рекомендуется обратить на то, как сопоставляется, а иногда и объединяется негритянский джаз с европейским симфонизмом. В качестве дополнительного материала рекомендуется слушание Рапсодии в блюзовых тонах.

В программе «Музыка», разработанной Ю. Б. Алиевым, в седьмом классе наряду с творчеством К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шенберга, А. Берга рекомендуется изучение творчества Д. Гершвина и И. Стравинского. Автор считает, что музыка именно этих композиторов помогает сформировать представления учащихся о влиянии джаза на творчество разных композиторов.

Несмотря на то, что в программах Д. Б. Кабалевского и Ю. Б. Алиева был сделан шаг вперед в обновлении содержания уроков музыки, изменения коснулись главным образом академической музыки, а жанры, стили современной классической и популярной музыки отражены в них фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость в создании факультативного курса эстрадной, джазовой, поп- и рок-музыки, который может проводиться в средних классах параллельно с уроками музыки (или в 9 классе) как в образовательных учреждениях, так и в детских музыкальных школах и школах искусств.

Программа для факультативных занятий «История джаза и популярной музыки» составлена Т. А. Айзикович. Она направлена на решение проблемы как заинтересовать, увлечь подростков академической (а не только популярной) музыкой. Автор справедливо утверждает, что в сознании молодых людей «возникает определенный дисбаланс в соотношении художественных музыкальных ценностей: преувеличение роли массовой популярной музыки и недооценка классического наследия, давшего человечеству художественные достижения непреходящего значения» [5, 101]. По мнению Т. А. Айзикович, изменение подобной ситуации возможно на основе объективного и комплексного рассмотрения музыкальной культуры XX века, сравнительного анализа ее различных направлений, стилей и их взаимодействия.

Ценность факультативного курса заключается в том, что в нем четко прослеживается процесс исторического развития и взаимодействия джаза и популярной музыки. Он состоит из двух разделов: первый раздел посвящен изучению джазовой музыки, второй – истории развития популярной музыки. Каждый из двух разделов курса содержит вводную тему, где дается обобщенная характеристика изучаемого музыкального явления.

Особый интерес представляет первый раздел, посвященный истории развития джазовой музыки. Структура первого раздела основана на региональном, хронологическом и жанрово-стилевом принципах. В связи с тем, что американский джаз – «золотой фонд» мировой джазовой музыки, наиболее сложный и многообразный в жанровом и стилевом отношении, он представлен наиболее полно в данной программе.

В теме «Джаз как явление культуры» дается общая характеристика джаза как уникального сплава европейских и африканских традиций, раскрываются происхождение термина «джаз», круг идей, образов джазового искусства, взаимодействие джаза с фольклором разных народов, с другими видами искусства (литературой, театром, кино, изобразительным искусством). Использование выразительных средств и приемов джаза в академической музыке раскрывается на примере музыки П. Хиндемита (Сюита «1922», Рэгтайм) и Д. Гершвина (Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»). Особое внимание в теме обращено на изучение специфических черт афро-американской музыки и джаза (блюзовой традиции, метроритмике, импровизации как основного метода творчества, специфике игры, инструментарию, разнообразию видов ансамблей и оркестров).

Вторая тема «Истоки джаза» посвящена изучению древней разновидности афро-американский фольклора уорк-сонгу (трудовой песне), спиричуэлу, блюзу и рэгтайму.  Для слушания предлагаются произведения классической и джазовой музыки: А. Дворжака (симфония «Из Нового Света», 1-я часть, вторая побочная партия (цитата из спиричуэла «Свинг Лав»), Д. Гершвина («Рапсодия в блюзовых тонах»), К. Дебюсси («Кукольный кейкуок» из фортепианного цикла «Детский уголок»), С. Джоплина (рэгтайм «Кленовый лист»).

В третьей теме «Традиционный джаз (архаический и классической)» учащиеся узнают о предпосылках возникновения джаза (исторических, социальных, культурных), этапах и стилях развития в классический период (новоорлеанский стиль, чикагский стиль, диксиленд). Для слушания рекомендуются образцы классического джаза: С. Джоплин (рэгтайм «Кленовый лист»), «Блюз западной окраины» (Л. Армстронг), блюз «Большая медведица» (в исполнении «Оливер Креол Джаз-Бэнд»).

Тема «Свинг» посвящена дальнейшему периоду развития диксилендового стиля у чикагских белых музыкантов, возникновению негритянских биг-бэндов (под управлением Д. Эллингтона, Б. Моутена, Ф. Хендерсона и др.), а также развитию свит-музыки в 20-30-х гг., появлению и развитию свит-джаза (популярно-развлекательной танцевальной разновидности джаза), а также появлению мюзикла и симфоджаза. Особое внимание в этой теме уделяется особенностям инструментального состава биг-бэнда, группировки инструментов, исполнительской техники, возникновению свинговых комбо, а также виднейшим представителям стиля свинг (оркестры Б. Гудмена, Д. Эллингтона, «Куинси» Джонса). В качестве музыкального репертуара предлагается: «Моутен-свинг» Б. Моутена, Фантазии на темы популярных мелодий П. Уайтмена, Песня «Хэлло, Долли» из мюзикла «Хэлло, Долли» Дж. Гершвина.

Пятая тема «Современный джаз» помогает учащимся получить целостное представление о джазовых стилях и направлениях с конца 30-х гг. до настоящего времени, его характерных чертах (усилении фольклорных элементов, модернизации блюзовых традиций, более широком использовании выразительных средств академической музыки, усилении роли солиста-импровизатора). Учащиеся изучают основные стили современного джаза: би-боп, хард-поп, кул-джаз, боссанова джаз (синтез бразильской самбы, свит-музыки и кул-джаза), прогрессив, фри-джаз (свободный джаз). Музыкальными иллюстрациями темы станут произведения Ч. Паркера «Чехарда», Дж. Джонса «Жалоба», Д. Брубека «Дай пять», Дж. Колтрейна «Алабама», О. Коулмена «Фри джаз».

Тема «Распространение джаза за пределами США» помогает учащимся осознать влияние джаза на развитие музыкальных культур разных стран мира, узнать о появлении центров европейского джаза в Париже, Брюсселе и Лондоне, широком распространении джаза и возникновении национальных школ во второй половине XX века в странах   Европы, Азии, Латинской Америки, в Австралии, Канаде, России. Для слушания рекомендуются произведения С. Джоплина «Ориджинел рэг», Ф. Эмилио «Ритмы румбы», Д. Гершвина «Хочу обнять тебя».

На основе вышесказанного следует отметить, что джазовая музыка включается в современные школьные программы и факультативы как значимый компонент содержания музыкального образования школьников, представляет особый путь приобщения к современной музыкальной культуре и обладает огромным воспитательным и духовными потенциалом.

Можно предложить учителям общеобразовательной школы ряд форм работы с джазовой музыкой, на основе которых возможно успешное «вхождение» школьников в этот стиль и которые могут стимулировать формирование эстетической культуры и эстетического восприятия детей. При изучении джаза акцент наиболее целесообразно делать на активное восприятие, образно-игровые приемы, методы словесного творчества, пластического интонирования, а также на метод визуализации слуховых образов и метод эстетических сопоставлений.

Активное слушание предполагает такое прослушивание музыкальных произведений, которое направлено на формирование основных качеств эстетического восприятия: целостности, структурности, эмоциональности восприятия. А именно этот метод формирует умения различать детали целого, выделять главное и различие в сходных музыкальных фрагментах, он развивает способность воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений, побуждает к возникновению эстетических чувств и культуры их выражения, пробуждает в учащихся отзывчивость к необычному.

Музыкальный репертуар при этом необходимо отбирать с учетом особенностей психического развития школьников. Музыкальные произведения должны быть небольшими по объему и доступными по содержанию.   Образы этих произведений должны быть яркими и понятными детям в соответствии с их жизненным опытом. В целях развития эстетических эмоций музыка подбирается разная по эмоциональному содержанию (веселая, грустная, ласковая и т. д.), контрастная в целях достижения более яркого выражения учащимися эмоциональности их восприятия.

С целью развития целостности эстетического восприятия, а именно умения различать детали целого, слушание должно быть ориентировано на  выделение в целостном образе не случайных, а главных деталей. В данном случае перед детьми ставится задача на основе этого более точно дифференцировать сходные предметы, различать их, а не путать.

Учитывая слабую детализацию при восприятии музыки учащимися,   целесообразно подбирать музыкальные произведения, сходные по характеру. По мере обучения музыкальный материал для слушания должен усложняться, произведения - увеличиваться в объеме, также должна усложняться их ритмическая структура, увеличиваться многообразие выразительных средств. 

Развитие культуры эстетического восприятия не допускает беглого, поспешного прослушивания музыки. Поэтому, каждый раз учащимся необходимо давать время после прослушивания на обдумывание, что способствует развитию способности любоваться музыкой. При этом, музыка не должна прерываться комментариями учителя. Музыкальные картинки должны быть краткими, яркими, а комментарии учителя – интересными, краткими, отточенными.

Образно-игровые приемы: в качестве таковых целесообразно использовать музыкально - ритмические движения, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальные игры. Примером музыкальной игры может являться следующее: учитель с разной громкостью воспроизводит два звука одинаковой высоты на фортепиано, учащимся необходимо установить признак, по которому различаются звуки, а затем с помощью ударов в ладоши передать аналогию звучания; учитель воспроизводит два звука с одинаковой громкостью, но разной высоты или два звука одинаковой высоты, с одинаковой громкостью, но один при помощи педали, а другой без нее, и учащимся необходимо выполнить аналогичное задание, как и в первом случае. Радость узнавания, эмоциональный подъем от правильных ответов должны стимулировать эстетическое восприятие мира.

Метод пластического интонирования (Т.Вендерова, В.Коэн) заключается в целостном восприятии музыкальной ткани через моторику своего тела. Он направлен на освоение способа активного слушания, развитие музыкального слуха. Новые ощущения себя учащимися активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания. Данный метод помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок. Главным образом данный метод используется с целью развития эмоциональности восприятия, выражения эмоций, возникающих под действием музыки,  выражения душевного состояния, развития творческих способностей учащихся.

Визуализация музыки является особым источником знаний, способствующим более эффективному усвоению материала. В процессе прослушивания музыки визуализируются определенные вещи, которые ассоциируются с музыкой, например, детям предлагается представить, как выглядит джазовая певица, голос которой они слышат. После обсуждения вариантов, учитель показывает им портрет этой исполнительницы.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что джазовая музыка обладает живучестью и современностью. Джаз дает большие возможности для формирования у младших школьников культуры восприятия музыки, как основы художественной культуры человека еще и потому, что он впитал в себя тенденции разных жанровых стилей и музыкальных культур. Джаз дает возможность почувствовать мотивы латиноамериканской, афрокубинской музыки, наследие европейской классики, мотивы восточной музыкальной культуры.

Всё это богатство джазового музыкального искусства, большие задатки детской психики к восприятию, высокий профессионализм и творчество учителя создают большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев подробно элементы джаза в динамике исторического развития, сущность джаза, основные составляющие этого искусства, проанализировав влияние этих компонентов на формирование целого пласта отечественной музыки, можно констатировать, что джаз конца XX  в. профессионализируется и становится частью классического музыкального  наследия.

Джазовая музыка характеризуется особенностями методики, метроритмики, гармонии, формы, фактуры, тембры, техники исполнения. В понятие джазового стиля включаются такие характеристики как 2полуимпровизационная американская музыка» (М. Стерн), «ощущение динамичности метроритма, индивидуальная интерпретация» (Ч. Сьюбер), !спонтанность, свингование и фразировка» (И. Берендет). Джаз, как классический, так и современный, во всем объеме его стилей, занял определенное значительное место в современной музыкальной культуре России, имеет сложившийся и постоянно расширяющийся круг слушателей. Этому также способствовало внедрение джаза в систему музыкального образования всех уровней.

Урок является такой формой организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач. Урок музыки как урок искусства имеет творческий характер. В соответствии с педагогической концепцией Д. Б. Кабалевского введение в урок разностилевой музыки остается важной задачей. Особенно важно сформировать у учащихся не только целостное представление о музыке, обогащая его от класса к классу историческим и культурологическим материалом, но и целостные представления об отдельных сферах музыкального искусства, к которым относится и джазовая музыка.  Именно эта музыка  дает представление о джазе и его роли в современном музыкальном искусстве, тесно связанном с традициями негритянского фольклора, а также помогает сформировать представления учащихся о влиянии джаза на творчество разных композиторов.

Анализ творчества Дж.Гершвина позволяет отметить  его оригинальность, несмотря на заметные различные влияния (в «Рапсодии в блюзовых тонах» - виртуозность фортепианного стиля Ф.Листа и С.Рахманинова, в фортепианном концерте – традиции французских импрессионистов, в «Порги и Бесс» - балладной оперы и веризма). Искусству Дж.Гершвина свойственны гуманизм и демократичность; его музыкальный язык отличается непосредственностью, красочностью, острым ритмом, чертами гротеска. 

Джазовая музыка обладает живучестью и современностью. Джаз дает большие возможности для формирования у младших школьников культуры восприятия музыки, как основы художественной культуры человека еще и потому, что он впитал в себя тенденции разных жанровых стилей и музыкальных культур. Джаз дает возможность почувствовать мотивы латиноамериканской, афрокубинской музыки, наследие европейской классики, мотивы восточной музыкальной культуры.

Всё это богатство джазового музыкального искусства, большие задатки детской психики к восприятию, высокий профессионализм и творчество учителя создают большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира на основе изучения джазовой музыки.