Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации «Организация работы фитнес центра и современные фитнес технологии»

Селезнёва Наталия Семёновна

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации «Организация работы фитнес центра и современные фитнес технологии» на тему: Методы и приемы повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни младшими школьниками обычными и с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексного использования средств фитнеса на базе МБОУ «Школа-интернат №1» г.Сарова Нижегородской области

Содержание
 
Введение
Глава 1. Общая характеристика детского фитнеса. Теоретические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста
1.2.Характеристика детского фитнеса как средство физического воспитания
1.3.Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми младшего школьного возраста
Глава 2. Фитнес, как средство развитие физических качеств детей  c ОВЗ младшего школьного возраста
2.1. Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры
Заключение
Список литературы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_selezneva_ns.docx79.5 КБ
Файл fitnes_selezneva_ns.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Центр дополнительного образования

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации

«Организация работы фитнес центра и современные фитнес технологии»

НА ТЕМУ:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ

К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЫЧНЫМИ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА БАЗЕ МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1» Г.САРОВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Работу выполнил:

Селезнева Наталия Семеновна

Руководитель ИАР:

Кучерова Ирина Константиновна

Казань, 2021


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика детского фитнеса. Теоретические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста...……………………………………………………………………………6

1.1 Психолого-педагогические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста ………………………………………..…………....6

1.2.Характеристика детского фитнеса как средство физического воспитания………………………………………………………………………… .12

1.3.Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми младшего школьного возраста …………….………………………………...……..………....22

Глава 2. Фитнес, как средство развитие физических качеств детей  c ОВЗ младшего школьного возраста ……………………………………………………27

2.1. Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры………………… 27

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы………….…………………….……………………………….35


Введение

Здоровье нации является категорией экономической, политической, определяющей социальную стабильность общества, трудовой потенциал страны и её обороноспособность. Здоровье нации не менее важно для воспроизводства населения.

Одним из критериев человечности любого общества является его отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В последние десятилетия в мире были приняты законы, защищающие этот слой населения.  Россия не стала исключением, причем особое внимание в нашей стране уделяется детскому населению.

Проблема современной России заключается в ежегодном снижении уровня здоровья подрастающего поколения. О состоянии здоровья школьной молодежи в документах Министерства здравоохранения за 2020 год опубликовано: 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую патологию, 27% болезней – биологически обусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни.

Актуальность вопроса сохранения и укрепления здоровья обычных детей и подростков, а также детей с ОВЗ, отражена в приоритетных задачах развития нашей страны.

Решение проблемы носит комплексный характер, требующий привлечения различных специалистов, в том числе по оздоровительной физической культуре, фитнесу. Т.С. Лисицкая определяет детский фитнес, как систему занятий физической культурой, включающий не только поддержание хорошей физической формы, но и эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное начало. Если не работает один из компонентов, то не действует и вся система. Фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. 

Объектом исследования является методика преподавания уроков физической культуры младшим школьникам обычным и с ОВЗ.

Предметом исследования является педагогический процесс обучения здоровому образу жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Цель исследования: выявить методы и приемы повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни младшими школьниками обычными и с ОВЗ на основе комплексного использования средств фитнеса на базе МБОУ «Школа-интернат №1» г.Сарова Нижегородской области.

Задачи исследования:

  • Изучить научно-методическую, публицистическую литературу, в том числе в сети интернет, по теме исследования.
  • Сформулировать определение понятия «детский фитнес».
  • Изучить существующие направления детского фитнеса в России.
  • Исследовать методику преподавания физической культуры с точки зрения пропаганды здорового образа жизни среди обычных и с ОВЗ младших школьников.
  • Провести анкетирование младших школьников с целью выявления степени осведомленности по вопросам здорового образа жизни.
  • Сформулировать методы и приемы, способствующие формированию представления о здоровом образе жизни у младших школьников обычных и с ОВЗ.

В данном исследовании используются следующие методы научного познания:  сравнение, анализ, синтез, обобщение, анкетирование.

В данной работе выдвигается следующая гипотеза. Предполагается, что применение игровых, соревновательных технологий; технологии лидерства, уровневой дифференциации; наглядных методов; проблемного метода; метода творческих заданий сформирует у младших школьников обычных и с ОВЗ представление о здоровом образе жизни и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом, к урокам физической культуры, правильному питанию, ежедневной заботе о своем здоровье.

Работа состоит из 2-х глав, каждая из которых раскрывается различные аспекты данной темы, в соответствии с поставленными целью и задачами.


Глава 1. Общая характеристика детского фитнеса. Теоретические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста

  1. Психолого-педагогические основы развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Физические качества - это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека.

Воспитание физических качеств в школьном возрасте имеет свои особенности, которые влияют на различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. В школьном возрасте происходит качественный скачок в развитии физических качеств, особенно при использовании в обучении детей движениям игровой формы их проведения. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования физических качеств ребенка.

Также широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости. Эта тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, физические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врождённых анатомофизиологических, биологических, психологических особенностей, которые определяют скоростно-силовые и временные характеристики человека. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Физические качества ребенка включают в себя такие понятия как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Быстрота - это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомление. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции; скорость отдельного движения; частота движений.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным видам движения. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умение прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

Сила - это физическое качество необходимое для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массы тела к различным применяемым снарядам (при передачах мяча). От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств - быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обуславливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. Общеразвивающие упражнения направлены на постепенное развитие силы. При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге; упражнения в метании и  прыжках, в лазаньи по вертикальной и наклонной лестницах.

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, то есть проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (30м), метание на дальность, а также спрыгивание с небольшой высоты и последующим отскоком вверх или вперед, прыжок вверх из приседа.

Выносливость -  это способность организма совершать продолжительную мышечную работу. Необходимость развития выносливости с школьного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:

- выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно - сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие  на физическое и психическое состояние ребенка.

- целенаправленная работа по воспитанию выносливости у школьников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность.

- необходимость развития выносливости у детей школьного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развивать их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей.

Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникшие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.

Лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на лыжах, на коньках и тд. Большую роль в развитии выносливости играют волевые факторы, за счет которых может быть продолжена мышечная работа, несмотря на постоянно нарастающее утомление. Нагрузку необходимо постепенно увеличивать и в игровой форме.

Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата,  характеризующее степень подвижности его звеньев. Это способность выполнять движения с максимальной амплитудой, важное физическое качество, которое на ряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Гибкость зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичность мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени возможности растягиваемых мышц, изменений ритма движений, изменения исходного положения, от массажа, разминки, внешней температуры, возраста, уровня развития силы.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки гибкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений и совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье. Одним из важных средств развития гибкости является стретчинг.

Стретчинг - это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластичных средств, создание прочных мышц и связок.

Основополагающим принципом стретчинга является регулярность и постепенность растяжки. Методика стретчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.

Ползучесть - это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину.

Релаксация -  это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении.

Основное положительное воздействие методики стрейчинга можно свести к следующим факторам:

- при выполнении стретчинговых упражнений уменьшается мышечное напряжение и достигается релаксация тела;

- развивается гибкость, создаются максимально благоприятные условия для развития и совершенствования других физических качеств;

- осуществляется развитие координации движений, они становятся более свободными и выполняются без труда;

- совершенствуется функция равновесия, что способствует удержанию статических поз;

- формируется разнообразная двигательная активность;

- предупреждается травматизм;

- облегчаются занятия такими видами спорта, как бег, катание на лыжах, плавание;

- обогащаются знания тела;

- формируется привычка двигаться естественно и непринуждённо, улучшается обычное состояние.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Выделяются три ступени развития ловкости:

- характеризуется пространственной  точностью и координированностью движений, при этом не имеет значение скорость их выполнения;

- является тонкая пространственная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Ловкость проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях.

Существует два пути тренировки ловкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений; совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

- применение упражнений с необычными исходными положениями;

- зеркальное выполнение упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- варьирование пространственных границ, в которых выполняется упражнение;

- усложнение упражнений дополнительными движениями.

В понятие ловкость входят следующие компоненты: быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового; осознанность выполнения  движений и исполнения двигательного опыта.

Поскольку физические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других физических качеств.  Их развитие требует пристального внимания педагогов, и соблюдение ими следующих правил:

- помоги, но не навреди;

- заинтересуй, но не настаивай;

- каждый ребенок индивидуален.

Таким образом, физические качества - это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека. Воспитание физических качеств является важной задачей в физическом воспитании дошкольников. Физические качества ребенка включают в себя такие понятия как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.      Психолого-педагогической основой развития физических качеств является взаимообусловленность социальных и биологических факторов в развитии детей, проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врождённых анатомо-физиологических, биологических,  психологических особенностей, которые определяют скоростно-силовые и временные характеристики человека.

  1. Характеристика детского фитнеса как средства физического воспитания

Фитнес охватывает различные формы двигательной активности, при этом он может удовлетворять потребности самых различных социальных групп населения в выборе оздоровительных занятий, содействуя повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора за счёт большого количества фрагментов искусства в занятиях фитнесом (классических, народных, современных танцев и музыкальных произведений в различных стилях и т.д.), возможности выбора фитнес-программ, ориентированных,  как на культурные традиции Запада, так и Востока.

Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и представляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования.
         Привычки и отношение к фитнесу также развиваются в течение детства и продолжают усиливаться с юности до зрелости.

Оптимальный режим занятий детским фитнесом, способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон.

Количественные характеристики: объем движений выполняемый детьми в определенный календарный период (сутки, неделя), а также место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника.

Качественные характеристики: содержание двигательной активности. К ней относятся форма занятий, характер физических упражнений и способы организации детей при их выполнении.

Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей, и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными. Однако во время занятий детским фитнесом требуется не допускать  чрезмерно высокой двигательной активности, необходимо учитывать характер детей младшего школьного возраста их повседневной деятельности, связанной с обучением в школе, контролировать  нагрузку с учетом их возрастных особенностей. Для ребенка первого класса начало обучения является критическим периодом, когда он из «играющего» превращаются в «сидящего». Свидетельство тому – снижение двигательной активности у первоклассников в среднем на 50% по сравнению с дошкольниками. 

Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специального дорогостоящего оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах). Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнёров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес к ним.

Интерес к фитнесу и разновидностям его направлений не случаен. Занимающимся предоставляются большие возможности заниматься в соответствии с их потребностями и интересами, проявлять свою индивидуальность, самобытность. Это обуславливается также свободой выбора направлений фитнеса и добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо от пола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физической культурой.

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.

Программы по детскому фитнесу и его технологии в последние годы применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Комплексы упражнений из разных направлений детского фитнеса можно включать в школе как во внеклассную работу (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и в основную форму учебно-воспитательной работы – урок. Программы с применением различных направлений фитнеса и его технологий (включающих средства ритмопластики, стретчинга, фитбол-аэробики, танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактического танца), которые пользуются большой популярностью среди детей школьного возраста, могут способствовать: приобщению школьников к систематическим занятиям физической культурой и повышению интереса к ним; улучшению состояния их здоровья, профилактике различных заболеваний (зрения, осанки, плоскостопия, двигательной активности); повышению уровня физической подготовленности.
Всё это даст возможность теоретического обоснования рабочей программы (на основе программы «Фитнесс-аэробика для групп начальной подготовки») для внедрения её в учебный процесс школьников в виде третьего урока физкультуры с оздоровительной направленностью.

Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни. Используя в полной мере оздоровительный потенциал фитнеса в профилактике различных заболеваний, гиподинамии, общество получит наименее затратный и наиболее эффективный способ оздоровления детей младшего школьного возраста.

Большое значение при работе с детьми школьного возраста имеет музыка. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре.

Подбор музыки – важный момент для обеспечения успешности занятий. Существует огромное количество прекрасных музыкальных произведений, написанных специально для детей; можно использовать мелодии из мультфильмов. Музыка должна соответствовать возрасту учащихся, а также быть удобной для выполнения естественных движений. Важно учитывать темп, ритм, настроение, квадратность. Для детской классической аэробики лучше всего использовать темп 120–132 уд./мин.

Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся

Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнеса как фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуются популярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физической культуры будут более интересными, если в них включать современные направления фитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место по популярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр).

Для  решения  поставленных задач будут  использоваться   теоретические  методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ  педагогического опыта,  сравнение, обобщение; эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент; методы  математической  обработки данных исследования.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки  «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес. 

Детский фитнес — это  сочетание различных общеукрепляющих упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку, так и упражнения с предметами, хореографию,  и другие виды физической активности. В первую очередь, детский фитнес — это спортивная программа, разработанная с учетом физической подготовки и возраста ребенка. На занятиях детским фитнесом дети не только развивают ловкость и гибкость, но и выплескивают накопившуюся энергию, играя с другими малышами.

Использование элементов детского фитнеса в школе позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность,  творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

- занятия на тренажерах;

- игровой стретчинг;

- фитбол-гимнастика;

- степ-аэробика;

- черлидинг;

- пилатес;

Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми младшего школьного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы, мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.

На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая система, дыхательная, развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также формируется интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом. Занятия на тренажерах начинаются с 1 минуты и с простых упражнений.

Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной  на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д.  Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.

Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов ( высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Высота ступеньки определяется с помощью теста: Ребенок должен:

1. Безбоязненно подниматься на ступеньку

2. Заскакивать на нее с легкостью

3. Спускаться с доски с помощью одного шага

4. Стоять на ней уверенно

 Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми младшего школьного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Детский стэп – одно из любимых занятий детей младшего школьного возраста. Сначала дети выполняют движения под счет, затем под музыку. Занятие едет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое.

Новое упражнение инструктор включает в занятие по ходу дела, чередуя его с уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы.

Практически все упражнения, вошедшие в разработанные инструктором комплексы «подсказаны» детьми. Важно только внимательно наблюдать, какие движения вдруг начинают делать, случайно заскочив на платформу или внутри образовавшейся в занятии паузы. На платформу не только шагают и вокруг них, но и  применяют платформы в эстафетах – как препятствие, которое нужно обежать, или перепрыгнуть.

Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце, нормализует артериальное давление. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и оздоравливает организм. Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что эта аэробика достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.

Специалисты считают, что степ - аэробика прекрасна для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А, применив отягощение (гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы плечевого пояса.

Особое внимание хочу обратить на развитие мышц толчковой ноги у тех детей, которые регулярно занимаются степ - аэробикой. Учащимся легко даются прыжковые упражнения, и выполняются ими более качественно.

В настоящее время в работу с детьми активно внедряется черлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности  детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Решает целый комплекс задач: развитие двигательных качеств; обучение основным двигательным действиям; развитие и совершенствование координации движений и равновесия; укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; развитие мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке. Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъѐме и интереса у детей, что является эффективным методом оздоровления детей.

Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить ребѐнка дышать носом, а не ртом.

Обучая детей правильному дыханию, необходимо, прежде всего, добиться, чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции альвеол лѐгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связано с каким-либо образом и, чаще всего, с произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, и те выполняют их с удовольствием.

Упражнения с предметами позволяет укрепить разные группы мышц, развить ловкость, внимание, повысить гибкость.

Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей, выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные упражнения.

Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом занятии.

Успешным результатом этой работы я вижу: большой интерес и активность детей, родителей и педагогов в реализации данных методик; снижение заболеваемости детей; повышение положительной динамики уровня развития навыков у детей по овладению своим телом и пр.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

  1. Теоретические предпосылки занятий фитнесом с детьми младшего школьного возраста

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста предпочтение следует отдавать физическим упражнениям, оказывающим разностороннее воздействие на организм и дающим выраженный тренирующий эффект, который обеспечивает оздоровительное воздействие.

При разработке программы занятий фитнесом для детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующие теоретические предпосылки:

1. Физические упражнения подбираются с учетом анатомо-физиологических и психолого-педагогических особенностей школьников. Большинство из них в этом возрасте активны, энергичны. Для них нужно организовать интересные занятия с чередованием спокойных и активных упражнений, чтобы они могли выполнять разнообразные несложные движения, которые не утомят ребят, а помогут им сосредоточиться на уроке.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в активном обучении. Мыслить для них – значит делать. Чтобы им понять, нужно видеть. Правильный показ упражнений имеет очень большое значение. Ученики должны сами выполнять все действия, даже если они еще не могут рассчитать силу. Одобрение, внимание и любовь повышают эффективность их работы и мотивацию к занятиям. Не оставляйте без внимания никого! Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными.

В этом возрасте у них хорошо развиваются гибкость, быстрота и координация движений, ловкость – способности, тесно связанные между собой. Повышать объем нагрузок для их развития необходимо как у девочек, так и у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет, особенно у девочек 7–8 лет. Следует учитывать, что в возрасте 8–9 лет изменяется процесс естественного развития: у девочек он проходит медленно, а у мальчиков – быстрыми темпами.

2. Говоря о принципе преемственности, раскроем его на следующем примере. Мы предлагаем внедрять в практику физической культуры в школе средства и методы современного фитнеса, в частности базовых видов аэробики. С детьми 6–7 лет это классическая аэробика с использованием традиционной игры в классики, а также с игрушками; с 8–9-летними – с мячами, скакалкой.

3. Психическая структура телесности – единственная структура психики, которая полноценно функционирует у детей в возрасте от 5 до 10 лет. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируясь в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий через их многократное повторение к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный – он охватывает весь период детства. Движения у ребенка должны быть связаны с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Такая возможность для ребенка – одно из самых предпочитаемых удовольствий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

4. Большое значение имеет развитие навыков общения. В играх – двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимы, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7%, на интонацию речи приходится 38%, на жесты, мимику, моторику человеческого тела – 55%.

Развитие навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем школьной педагогики. Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети школьного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, т.е. приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминальная обстановка, а также непомерно высокая плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. Домашние дети, приходящие в школу, часто не умеют общаться друг с другом.

5. Большое значение при работе с детьми школьного возраста имеет музыка. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В младшем школьном возрасте развиваются способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации. Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре.

6. Многие детские игры, занятия йогой в парах, группах построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Танцы-игры со сменой партнеров снимают искусственные барьеры, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствует себя полноправным членом коллектива, а лидер, привыкший пренебрежительно относиться к «тихоням» и «задирам», открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

7. Организация занятия должна побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, зала, где проходят игра, эстафета и пр. Это очень важно для того, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения.

8. Физическое воспитание детей должно быть креативным. По мнению А.Г. Грецова «Для  успешного  освоения какой-либо деятельности, дающей возможность освоить ее с максимальным “выходом", необходимо развивать творческие способности занимающихся, направленные на получение результатов, обладающих новизной».

9. Одним из современных направлений физического воспитания школьников, включая младшеклассников, является внедрение оздоровительных и соревновательных форм аэробики, в частности таких видов массовых спортивных направлений, как фитнес-аэробика, спортивная аэробика, черлидинг. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотивацию детей и подростков к регулярным занятиям, а командная форма воспитывает у детей умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, повышает их коммуникативные способности, воспитывает чувство товарищества и т.п. Поэтому в разработанную нами программу включались элементы базовых видов аэробики, в частности классической.

10. Отличительная особенность предлагаемой фитнес-программы заключается и в том, что, помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность младших школьников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений.

Глава 2. Фитнес, как средство развитие физических качеств детей с ОВЗ младшего школьного возраста

2.1. Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической  культуры

У каждого из нас есть свои подходы, методы, творческие идеи, используемые в работе. Я поделюсь своими секретами успешного урока физической культуры.

 Младшие школьники, с которыми я работаю, имеют выраженные недостатки физического и психического здоровья, что обязывает учителя активно применять игровые технологии, технологию уровневой дифференциации, соревновательные технологии, технологии лидерства, наглядные методы, проблемный метод, метод творческих заданий. А также нестандартные уроки. На уроке-путешествия совершаем воображаемое путешествие по островам, странам, на корабле, машине, поезде и т.п. Театрализованные уроки проводят сказочные или литературные герои, роль которых играет сам учитель и/или старшеклассники, на основе сказочного сюжета, где мячи становятся колобками, обруч – волшебное колечко, гимнастическая палка – меч кладенец, скакалка – волшебная тропинка.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья важно в течение всего урока поддерживать дисциплину, удерживать внимание и повышать учебную мотивацию. Что мне помогает? Во-первых, организованный заход в спортивный зал, наличие единой формы для занятий физкультурой, рапорт дежурного, расчет по порядку, строевые упражнения и постановка задач. Во-вторых, проведение игр на внимание в движении и на месте. Например, «Запрещенное движение». Дети стоят в строю. Учитель называет и показывает «запрещенное движение». Начинает показывать различные движения, а класс повторят. Неожиданно показывается «запрещенное движение», кто его выполняет – ошибается, делает шаг вперед. Игру можно усложнить, обозначив 2-3 «запрещенных движения». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра на внимание «Вороны и воробьи» проводится в движении. Учитель протяжно произносит «воро-о-о-о», затем окончание слова «бьи» или «ны». Услышав  команду «воробьи», дети должны присесть, по команде «вороны» - остановиться, руки в стороны, как бы расправив крылья. По свистку дети продолжают бежать по кругу.

Игры на внимание по звуковому сигналу (хлопок, свисток), по команде или распоряжению. Можно комбинировать последовательность сигналов, команд, распоряжений. Например, начинаем движение по команде «Внимание! Марш!»; «Внимание! Марш! хлопок»; «Внимание! Марш! свисток»; «только свисток», «только хлопок»; «только Марш!».

Приведем примеры какие могут быть движения:

  • ходьба на руках для детей говорим «как тюлень», ходьба с упором на руки и ноги «как паучок», ходьба на руках и ногах задом наперед «как каракатица», ходьба на носочках «как мышки», ходьба на пяточках «как ежики», ходьба в присяде «как гуси», ходьба в полуприсяде «как разведчики», ходьба с высоким подниманием колена «как цапля»;
  • обычный бег, многоскоки «как олень», бег с высоким подниманием бедра «как лошадки», бег с захлетыванием голени - «горячо», бег с выносом прямых ног – «Буратино»;
  • прыжки на месте «как пружинки», прыжки на двух ногах с продвижением вперед «как зайчики», прыжки из глубокого присяда с продвижением вперед «как лягушки», прыжки с подпрыгиванием вверх «ловим комарика», прыжки с захлестыванием голени назад «горячий песок».

То есть каждое упражнение обозначаю не гимнастическим термином, а образным запоминающимся названием, иногда придуманным вместе с детьми. Образные названия упражнений повышают учебную мотивацию, фокусируют внимание, создают доброжелательную атмосферу. Дети смеются и радуются, когда другие путаются, ошибаются, получают моральное удовлетворение при безошибочном выполнении упражнения. Дети соревнуются друг с другом. При этом важно учитывать расстояние, которое должны преодолеть дети при  выполнении упражнений.

Важной частью урока физкультуры является разминка. Общеразвивающие упражнения во время разминки эффективно проводить в игровой форме. Например, игра «Волшебный круг». Школьники стоят по кругу, держатся за «волшебную» веревку руками, стараясь не расцепляться. Одновременно выполняют упражнения, которые может объяснять и показывать как учитель, так и школьник. Эта игра позволяет каждому из учащихся побывать в роли командира, что им очень нравится, повышает учебную мотивацию, посильно детям с разным уровнем физической подготовки.

Разминку можно провести как игру «День и ночь». Эта игра позволяет развивать внимание, быстроту реакции, скоростно-силовые качества, одновременно выполняя общеразвивающие упражнения на разные группы мышц.

Учитель делит класс на две команды «День» и «Ночь». Начинает показывать упражнения, которые выполняют все учащиеся. Затем неожиданно командует, например «Ночь», ребята из команды «День» убегают в «домик». По команде «День» убегает в «домик» команда «Ночь». Подсчитывается количество пойманных, разминка продолжается для всех. Игра повторяется. Дети оказываются в соревновательной ситуации, где надо быть и внимательным, и быстрым, и выполнять упражнения разминки.

Упражнениям разминки даются образные описания, например, рывки руками  «открываем окошечки/закрываем окошечки», вращение руками «рисуем солнышко», ноги на ширине плеч «открываем ворота», отжимание от пола «упражнение силачи», руки за голову «уши Чебурашки», повороты туловища влево/вправо «закручиваем гаечку».  

На каждом уроке дается возможность детям побыть в роли командира, ведущего, что способствует развитию самостоятельности, развитию речи при проговаривании упражнения, закрепляют умение порядкового счета, формирует уверенность в себе, дети усваивают принципы грамотного подбора  упражнений и их последовательности. Таким образом, к концу начальной школы каждый учащийся умеет самостоятельно правильно провести разминку.

Во время разминки часто используется музыкальное сопровождение.

В основной части урока учитель использует дифференцированный подход при распределении нагрузки между мальчиками и девочками, а также по группам здоровья. Мальчикам предлагается большая нагрузка, чем девочкам. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата упражнения заменяются на доступные. Например, все выполняют упражнения на гимнастической скамейке, а дети с нарушением опорно-двигательного аппарата параллельно выполняют упражнения на координационной лестнице на полу.

Перед выполнением упражнений учитель приглашает сильного учащегося для показа. Остальные учащиеся повторяют за ним потоком, фронтально, группами, индивидуально.

Дети-инвалиды выполняют упражнения со всеми вместе из исходного положения сидя на коврике или гимнастическом мате. Бег заменяется ходьбой с опорой на поручни.

Усвоение учащимися специальных знаний и физкультурно-спортивных умений, навыков происходит путем применения технологии проблемного обучения. Такое обучение побуждает учащихся к самостоятельному решению учебной проблемы. Учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся анализируют ее, решают проблемную задачу путём выдвижения гипотез и последовательной проверки.

Например, после выполнения упражнения учитель спрашивает:

- Что с помощью этого упражнения вы развивали?

- Какие группы мышц работали?

- Какие физические качества мы развивали?

- Для чего полезно это упражнение?

- Какие упражнения позволяют развивать физическое качество… (сила, скорость, быстрота, выносливость)?

При разборе техники выполнения упражнений на примере показа одним или группой учащихся учитель спрашивает: «Всё ли правильно выполнено? Есть ли ошибки? Какие допущены ошибки при выполнении упражнения? Как правильно выполнять?». Проблемная задача требует от учащихся внимательного просмотра, анализа, соотнесения с правильной техникой выполнения, выявления ошибок, словесной формулировки. Дети выполняют роль учителя, что им очень нравится, учатся объективно оценивать себя и друг друга.

Пример проблемной задачи: Мальчик занимался спортом: каждое утро он пробегал 3 км. Однако на соревнованиях по метанию мяча он занял последнее место. Как это могло случиться? Что бы вы посоветовали ему делать?

Ответ. При беге сильно напрягаются одни и те же мышцы — мышцы ног. Другие же мышцы мальчик не тренировал, а при метании мяча нужны сильные руки. Можно посоветовать мальчику давать нагрузку разным мышцам: подтягиваться, отжиматься, качать пресс, делать наклоны.

Подвижные игры является основным видом деятельности на уроках физической культуры в начальной школе. Задача учителя организовать урок так, чтобы никто не сидел на скамейке. Выбор водящего, например, по считалочке, роль судьи дает возможность принять участие в игре и лидеру, и детям, освобожденным от занятий физкультурой, и детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети-инвалиды проговаривают слова игры вместе со всеми. Параллельно с физическим развитием происходит развитие речи, расширение словарного запаса, закрепление счета.

После физической нагрузки дети быстро утомляются, возбуждаются, им необходима релаксация, которая позволит подготовить к следующему виду деятельности, следующему уроку. Выполняются спокойные упражнения на расслабление под музыку, игры на внимание на месте, например, «Кто меня слышит, хлопни раз! Кто меня слышит, хлопни два! Кто меня не слышит, топни три!».        

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузку, пресекать усталость органов чувств ребёнка и его интеллектуальное истощение. Именно поэтому так важна рефлексия. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Приемов очень много.

Повышает эмоциональную окраску урока яркий, современный инвентарь: мячи, фитболы, разноцветные коврики, обручи, кегли, кубики, фишки, флажки, гимнастические ленточки, лестницы, массажные коврики, эспандеры, массажер мячик с шипами для рук, нестандартное оборудование, сделанное своими руками, например, коврики - массажеры из пробок, резиновое кольцо, на которое продеты пробки, хвостики из тугих ниток, эспандеры из бутылок актимэль, наполненные песком.

Формированию представления о здоровом образе жизни среди младших школьников обычных и с ОВЗ способствуют:

  • дисциплина;
  • включение в урок всех на доступном уровне ребенку;
  • чередование нагрузки и отдыха;
  • ситуация успеха;
  • нестандартные уроки;
  • яркая наглядность;
  • каждый в роли командира;
  • образные описания и названия упражнений;
  • творчество – придумать название упражнения, придумать свое упражнение;
  •  положительный эмоциональный настрой;
  • оценка себя и других.

Заключение

Для детей младшего школьного возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. В этот возрастной период происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей.

Существенная особенность детей с ОВЗ заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически.  Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания.

Цель работы выявить методы и приемы повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни младшими школьниками обычными и с ОВЗ на основе комплексного использования средств фитнеса на базе МБОУ «Школа-интернат №1» г.Сарова Нижегородской области.

Выдвинутая гипотеза о том, что применение игровых, соревновательных технологий; технологии лидерства, уровневой дифференциации; наглядных методов; проблемного метода; метода творческих заданий сформирует у младших школьников обычных и с ОВЗ представление о здоровом образе жизни и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом, к урокам физической культуры, правильному питанию, ежедневной заботе о своем здоровье, считаем подтвержденной.

В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. В теоретической части рассмотрены, выявлены и охарактеризованы, такие темы как:

         - характеристика детского фитнеса как средства физического воспитания;

- физические качества детей младшего школьного возраста;

- методы оценивания, используемые при диагностике сформированности физических качеств детей младшего школьного возраста.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми строилась по основным режимным моментам. С классом проводятся различные формы фитнеса:

1. Комплексы упражнений:

         - ОРУ      

- Гимнастика

- Круговая тренировка

- Подвижные игры  

-  Степ-аэробика

-  Базовая аэробика

2. Используются инновационные формы физического  воспитания на занятиях (стретчинг, фитбол, ритмическая гимнастика);

3. Применяются:

 а) типы уроков физической культуры, позволяющие  давать наибольшую моторную плотность (круговая тренировка, на основе подвижных игр);

 б) способы организации на уроке – фронтальный, поточный,  групповой.

Эффективность процесса физического воспитания оцениваются посредствам сравнения показателей физического качеств детей в начале и в конце учебного года.


Список литературы

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин – тов / Б. А. Ашмарин. — М.: Просвещение,2010. — 287 с.

2. Аэробика: теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / под ред. Е.Б. Мякинченко и МП. Шестакова М : СпортАкадемПресс, 2010. - 304 с.

3. Ахундов, Р. А. Исследование двигательной активности учащихся    начальной школы [Текст] / Р. А. Ахундов. – М. : Педагогика, 2010. – 134 с.

4.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие/ Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия , 2010. - 368 с.

5. Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми.  Методическое  пособие  [Текст] / Е.А. Бабенкова  -  М: Астрель, 2010. – 208 с.

6. Бутин, И. М. Развитие физических способностей [Текст] / И. М. Бутин, А. Д. Викулов. – М., 2010. – 250 с.  

7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А. А. Гужаловский. – М., 2010 – 88 с.

8. Грудина С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] / С. В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 70-72.

9. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. – М.,1010. –197 с.

10. Дубровский, В. И. Спортивная медицина [Текст] / В. И. Дубровский. — М., 2000. – 270 с.

11. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М. Н. Жуков. – М., 2010. — 300с.

12. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Л.А. Рыжкова, М. М. Борисова.-  Москва: Владос, 2010-271 с.

13. Карманова, Л. В. Физическая культура младшего школьника [Текст] / Под ред. Л. В. Кармановой, В. Н. Шебеко. – Минск: Полымя, 2010. – 282 с.

14. Косачева, Н.В. Физический потенциал детей младшего школьного возраста, начинающих заниматься фитнесом  [Текст] / Н.В.Косачева, Е.Е. Биндусов //Физическая культура – 2011. – с. 43-45

15. Лебедева, Н. Т. Школа и здоровье учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева. — М., 2010. – 221 с.

16. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания [Текст] : программа общеобразовательных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич – Просвещение 2008 – 127 с.

17. Лиспикая Т.С. Фитнес-аэробика: методическое пособие / ТС. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2010 - 89с.

18. Ле Ты Чыонг. Педагогическая диагностика и контроль над физическим состоянием и подготовленностью девочек 6-8 лет, занимающихся гимнастикой в спортивно-оздоровительных группах : автореф, дис ... канд. пед. наук / Ле Ты Чыонг; РГАФК. - М., 2010. - 24 с : ил. - Библиогр.: с 24.

19. Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев  – М: Просвещение, 2009. – 32 с.

20. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – 260с.

21. Михеев А.А. Развитие физических качеств спортсменов с применением метода стимуляции биологической активности организма: автореф. дис ... д-ра пед. наук /А. А. Михеев; НИИФК Беларусь; РГУФК - М., 2010. - 53 с: ил. - Библиогр.: с. 43-53.

22. Менхин Ю.В. Комбинированные и комплексные упражнения: учебное пособие / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин; МГАФК. - 2-е изд. - Малаховка, 2010. - 64 с. -57.81.

23. Миллер Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время / Э. Б. Миллер, К. Блэкмэн. - М.: Гранд 2000. - 229 с : ил.

24. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. – М.: Владос-пресс, 2010. – 248 с.

25. Новикова Л.А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами фитнеса: автореф. дис... канд. пед. наук / Л. А. Новикова; РГУФК. - М., 2010. - 24 с: ил. - Библиогр.: с. 2.

26.  Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2010. – 160 с.

27. Пономарёва Г.Н. Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России [Текст]: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Н.Пономарёва, Е.Г.Сайкиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. – 292с.

28. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка [Текст] / М. А. Рунова. – М.: Мозаика - Синтез, 2010. – 256 с.

29. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст] / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. – М. : 2010. – 350с.

30. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников [Текст]: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 297с.

31. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях [Текст]: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 301с.

32. Сомкин А.А. Спортивная аэробика: классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов: монография / А.А. Сомкин. - СПб.: Изд-во СПбГАФК, 2011. - 222 с.

33. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей младшего школьного возраста [Текст] : метод. рекомендации / Т. А. Тарасова. – М. : Сфера, 2011. – 186 с.

34. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. — М. : Физкультура и спорт, 2011. — 176 с.

35. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений   / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 481 с.

36. Чебураев B.C. Изучение изменений двигательных показателей девушек под влиянием занятий аэробикой [Текст]:  / B.C. Чебураев [и др.] Теория и практика физической культуры. - 2012. - №8. - С.15-17

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЫЧНЫМИ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА БАЗЕ МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1» Г.САРОВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Выполнил(а): Селезнева Н.С. Научный руководитель – Кучерова И.К. 1 Центр дополнительного образования

Слайд 2

2 Актуальность В России ежегодно снижается уровень здоровья подрастающего поколения Министерство здравоохранения за 2020 год опубликовало: 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую патологию, 27% болезней – биологически обусловлены, 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни. Актуальность вопроса сохранения и укрепления здоровья обычных детей и подростков, а также детей с ОВЗ, отражена в приоритетных задачах развития нашей страны.

Слайд 3

Объект исследования: методика преподавания уроков физической культуры младшим школьникам обычным и с ОВЗ. Предмет исследования : педагогический процесс обучения здоровому образу жизни на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявить методы и приемы повышения уровня мотивации к ведению здорового образа жизни младшими школьниками обычными и с ОВЗ на основе комплексного использования средств фитнеса на базе МБОУ «Школа-интернат №1» г.Сарова Нижегородской области. Задачи исследования : Изучить научно-методическую, публицистическую литературу, в том числе в сети интернет, по теме исследования. Сформулировать определение понятия «детский фитнес». Изучить существующие направления детского фитнеса в России. Исследовать методику преподавания физической культуры с точки зрения пропаганды здорового образа жизни среди обычных и с ОВЗ младших школьников. Провести анкетирование младших школьников с целью выявления степени осведомленности по вопросам здорового образа жизни. Сформулировать методы и приемы, способствующие формированию представления о здоровом образе жизни у младших школьников обычных и с ОВЗ. Методы научного познания: сравнение, анализ, синтез, обобщение, анкетирование. Гипотеза: Предполагается, что применение игровых, соревновательных технологий; технологии лидерства, уровневой дифференциации; наглядных методов; проблемного метода; метода творческих заданий сформирует у младших школьников обычных и с ОВЗ представление о здоровом образе жизни и повысит интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом, к урокам физической культуры, правильному питанию, ежедневной заботе о своем здоровье. 3

Слайд 4

Организация исследования Исследование проводилось в МБОУ «Школа-интернат №1» г.Сарова Н.о. на уроках физкультуры 1-4 кл . среди обычных детей и с ОВЗ методом наблюдения учителем на каждом уроке и анкетирования среди обучающихся. 4 В роли судьи и его помощника дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Подвижная игра « Ловишки с хвостиками» Релаксация Рефлексия Разминка

Слайд 5

Результаты исследования 5 включены в урок все школьники на доступном для них уровне, каждый развивается в приемлемом для него темпе, улучшение здоровья школьников, снижение значимости болезни в их жизни, повышение шансов на социализацию в будущем

Слайд 6

Выводы: Формированию представления о здоровом образе жизни среди младших школьников обычных и с ОВЗ способствуют: дисциплина; включение в урок всех на доступном уровне ребенку; чередование нагрузки и отдыха; ситуация успеха; нестандартные уроки; яркая наглядность; каждый в роли командира; образные описания и названия упражнений; творчество – придумать название упражнения, придумать свое упражнение; положительный эмоциональный настрой; оценка себя и других; использование игровых, соревновательных технологий; технологии лидерства, уровневой дифференциации; наглядных методов; проблемного метода; метода творческих заданий. 6

Слайд 7

Благодарю за внимание! 7

Слайд 8

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ОБЫЧНЫМИ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА БАЗЕ МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1» Г.САРОВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Выполнил(а): Селезнева Н.С. Научный руководитель – Кучерова И.К. 8 Центр дополнительного образования