Тьютор – новая специальность в образовании

Зобова Яна Дмитриевна
Основные этапы тьюторского сопровождения
Тьютор.
Цель и задачи тьюторского сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тьютор – новая специальность в образовании

Слайд 2

Тьютор ( англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) — неформальная педагогическая должность. Тьютор — это преподаватель, который проводит дополнительные занятия с учеником или с несколькими учениками ежедневно. Тьюторство может проходить в разных местах: таких, как классная комната, репетиторский центр или дом репетитора/ученика или дистанционно. Как метод преподавания-обучения тьюторство отличается от формальных уроков в образовательных учреждениях тем, что осуществляется в более неформальной обстановке, а также гибкостью педагогических методов с точки зрения продолжительности уроков, темпа обучения

Слайд 3

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы , — но на деле область их деятельности значительно шире. Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности. Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора , выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему. Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Слайд 4

Цель работы тьютора заключается в персональном сопровождении обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве. Задачи тьютора 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе. 2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе. 3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности. 4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. 5. Осуществление взаимодействия с родителями: - включение родителей в процесс обучения; - формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку. - содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития. 6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Слайд 5

Основные этапы тьюторского сопровождения Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: • диагностико -мотивационный; • проектировочный; • реализационный; • аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьютора , так и в соответствующих способах работы тьютора . Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки.

Слайд 6

Диагностико -мотивационный этап На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Ученик фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.

Слайд 7

Проектировочный этап Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Сюда, как правило, входят: • разработанная «карта познавательного интереса»; • разработанные планы, графики, схемы; • маршруты предполагаемой образовательной экспедиции; • списки необходимого, оборудования для проведения будущего проекта, исследования, творческой работы, и т.п. • фотографии, иллюстрации и т.п.;

Слайд 8

Реализационный этап На этом этапе т осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Презентация может быть организована разными способами: • устное небольшое сообщение (занятия в мини-группе с познавательными интересами в одной сфере); • выступление на классном часе или уроке (тьютор может заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником насчет выступления ученика с рефератом или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа); • специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ; • творческий фестиваль и т.п

Слайд 9

Аналитический этап На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы ученика. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Слайд 10

Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов, учебных и социальных компетенций, коррекцию дезадаптивного проявления. Безусловно ,профессия «тьютор» как и многие другие профессии требует от специалиста соответствующей подготовки. Российские вузы начали готовить тьюторов практически недавно. В стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства .

Слайд 12

Используемые ресурсы : 1. Т.М. Ковалева .Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Москва 2010 г. 2.Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. – Томск,2001. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор 4. https://kedu.ru/press-center/profgid/tyuter-kto-eto-i-chem-on-zanimaetsya/ 5. https://infourok.ru/doklad-na-temu-tyutor-ego-rol-i-obyazannosti-v-obrazovanii-3208605.html