«Психолого-педагогические основы приобщения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»

Балашова Антонина Владимировна

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете на тему «Психолого-педагогические основы приобщения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_pedsovet.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 2065

Конспект выступления на педагогическом совете

«Психолого-педагогические основы приобщения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности»

        Подготовила: педагог-психолог

        Балашова А.В.

        

Москва

Психолого-педагогические основы приобщения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности

     Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

         Поэтому  особое значение необходимо уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, помогает:

-сформировать правильную модель поведения в современном мире,

-повысить культуру ребёнка,

- закрепить знания через знакомство с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,  

- обучить правилам этикета, обрядам, традициям.

         В процессе театрализованных игр дети приобретают возможность закрепить умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

         На основе этого мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность выполняет ряд функций:

 - познавательную,

- воспитательную,

- развивающую.

       Раскроем главные особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности в разных возрастных группах.

          Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Чтобы создать ситуацию для возникновения игры,  необходимо предлагать детям маски, игрушки, куклы и другие атрибуты.

         Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывают воспитатели.

         Педагоги расширяют детский игровой опыт за счёт освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок. В этой работе выделяются следующие этапы:

- игра-имитация отдельных действий человека;

- игра-имитация последовательных действий с передачей эмоций героя;

- игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей;

- игра-импровизация под музыку;

- бессловесная игра импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток;

- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов;

- ролевой диалог героев сказок;

- игра-драматизация с несколькими персонажами.

        У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного на фланелеграфе, пальчикового.

Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

        В средней группе необходимо учить детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваем чувство партнёрства, используем пантомиму двух-четырёх действующих лиц.

Усложняются  методы и приёмы:

- ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений;

- настольный театр.

       Театрально-игровой опыт расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми 4-5 лет используются:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок;

- игры-драматизации по рассказам на какую-либо тему;

- постановка спектакля по произведению.

       Педагоги  должны уделять большое внимание развитию интереса к творческой импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.

         В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения.

          Необходимо использовать мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Подключаем детей к придумыванию оформления сказок, отображению их в изобразительной деятельности.

          Новым становится приобщение детей к театральной культуре, знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства.

    Ребёнку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Усложняются тексты для постановок. Появляется игра-фантазирование, а также игра «в театр» и игры «с продолжением».

       У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры.  Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.

       При рассматривании иллюстраций в книге необходимо уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуем использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребёнку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

       Огромную роль в организации театрализованной деятельности играем мы – педагоги. Ведь необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать любую деятельность детей.

       Особое значение имеет влияние театрализованной деятельности на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Одно из достоинств дошкольного возраста — это повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» . Преобладание эмоций в оценке мира и окружающих людей, в осмыслении всего, что окружает, выставляет эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена». Участие в театрализованной игре в роли зрителя, актера и режиссера – способствует всестороннему эмоционально-личностному развитию ребенка.

          Приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы). Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарный запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоция» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют. 

           Работа в данном направлении на театрализованных занятиях состоит в применении определенных этюдов, упражнений, игр, нацеленных на развитие мимики и пантомимики. В ходе выполнения таких заданий осуществляется знакомство с основными эмоциональными настроениями и способами их жестового выражения. Важность этой работы усугубляется тем, что без глубокого осознания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невыполнима выразительность речи. Ненавязчиво и непринужденно дети учатся вербальному перевоплощению, стремятся, чтобы характер героя, его голос легко узнавались всеми. Вместе с тем, особое внимание детей направляется на взаимосвязь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Определение и передача эмоций и чувств являются значительным моментом в становлении личности растущего человека.
          Немаловажно то, что театрализованные занятия, развивая эмоциональную сферу ребенка, побуждают его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые им ситуации. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Из этого следует, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, применять соответствующие способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место», — утверждал Б. М. Теплов

          В роли основных способов в театрализованной деятельности выделяется игровая драматизация сказок. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сопоставляет себя со сказочным героем, и это дает ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, с помощью ненавязчивых сказочных образов ребенку предоставляются выходы из различных трудных ситуаций, способы решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и уверенности в себе. Вместе с тем ребенок идентифицирует себя с положительным персонажем. Совершается это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что позиция героя более привлекательна по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку приобретать правильные моральные нормы и ценности, разделять добро и зло.

         Особенная роль принадлежит театрализованной деятельности в формировании положительного эмоционального фона. Положительный эмоциональный настрой на театрализованных занятиях способствует перебороть робость, неуверенность в себе, стеснительность. Поэтому психологи, невропатологи и психотерапевты настойчиво рекомендуют педагогам и родителям начать бороться с чувством неуверенности в себе со времени его появления. Исправление поведения ребенка может совершаться по очень многим направлениям. Одним из них представляется коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях. Специалисты считают, что только коллективное художественное действо способно предоставить ребенку такой подъем чувств, который, независимо от его эмоционального состояния, заразит его радостью и предчувствием чего-то яркого, увлекательного, прекрасного. Разумеется, что именно в театрализованной деятельности у ребенка открывается уникальная возможность на фоне положительных эмоций руководить своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, формирует один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.

         Следовательно, можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Исполняя роль, ребенок может не только передавать вербально и невербально эмоции героя, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, непременно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания способствуют ребенку испытать восторг теми проявлениями жизни, которые он до этих пор не замечал, и изображать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В этом значительную роль играет положительный эмоциональный фон, который присутствует на каждом театрализованном занятии, а также общая коллективная деятельность. Созданная благоприятная атмосфера способствует проявлению индивидуальности, развитию эмоциональной чуткости, формированию умения управлять собственными эмоциями.
         
Занятия по театрализованной деятельности не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи благодатны всем детям, так как развивают качества и формируют навыки, требующиеся любому культурному и творчески мыслящему человеку, увеличивают знания ребенка об окружающем мире, подготавливают его к тонкому восприятию различных видов искусства. А самое важное, в результате занятий театрализованной деятельностью у детей формируются нравственные чувства — высшая ступень развития эмоциональной сферы.

Список литературы:

  1. Задорожняя О. П. Формирование эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 45-48.
  2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.