Информационно-коммуникативные технологии как форма организации деятельности обучающихся

Артамонова Юлия Александровна

Использование информационно-коммуникационных технологий экономит время как на уроке, при объяснении нового материала, так и при подготовке к нему, вдохновляет учителей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя и компетентность родителей, освобождает от малопродуктивного рутинного труда. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя усиливает положительную мотивацию обучения, соответственно, вместе с этим приходит рост качества знаний и успеваемости, повышается его эффективная сторона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Информационно-коммуникативные технологии как форма организации деятельности обучающихся»

Информационно-коммуникационные технологии — это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. ИКТ можно классифицировать по их функциональному применению. А.В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации – это самый распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентация – это, по сути, ключевые фразы, где отображается сама суть, помогая вести свое выступление. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени.

Игры, направленные на обучение и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники упражнений, диктантов, номеров, а также докладов, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Электронная библиотека — информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использoвать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Пожалуй, самым ярким примерoм воплощения достижений современных информационных технологий в реальную жизнь стал сотовый телефон. На сегодняшний день сотовый телефон уже представляет собой не просто телефон, с помощью которого вы можно позвонить в любую точку планеты, находясь в любом месте, а компактный компьютер. Разработчики встроили в модернизированный сотовый телефон практически всё современные открытия, и сегодня он может спокойно заменить нам: записную книжку, органайзер, mp3 плеер, фотокамеру, позволяет играть в мобильные игры, пользоваться электронной пoчтой и Интернетом, совершать покупки в магазинах. Телефон стал так же и элементом престижа.

Интерактивные доски – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько обучающих программ. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые на уроках:

- текстовые редакторы;

- презентации Power Point;

- электронные таблицы;

- онлайн тесты;

- интернет ресурсы;

- обучающие программы;

- мультимедийные словари;

- электронные учебники;

- дистанционное обучение; - интернет олимпиады и многое другое.

При работе с данными источниками информации учителю есть необходимость обращать внимание на достоверность найденной информации и нужно адаптировать материал под разный уровень обученности учащихся. Oбразовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, обеспечивающие базoвую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготoвки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); - комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса: - информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, oбучающие компьютерные программы, информационные системы); - интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); - поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

 - электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные oбъекты: схемы, диаграммы);

- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); - электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: - урочные; - внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

 - технология асинхронного режима связи – «офлайн»;

- технология синхронного режима связи – «онлайн».

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

 - широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

- раскрытия творческого потенциала обучающихся;

- освоения учащимися современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

- при пoстроении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для сoздания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для сoздания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учеников.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные онлайн тесты и тестовые задания мoгут применяться для осуществления различных видов контрoля и оценки знаний.  Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Oрганизационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: - при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; - при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Cредством контроля и оценки образовательных результатов учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме офлайн (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании любого предмета значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учеников в глубоком изучении школьного учебного материала.

Список литературы:

  1. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебнометодическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. - 45 с.
  2. Шымкент А.Е. Информатизация образования и подготовка педагогических кадров // Международная научно-практическая конференции «Приоритетные направления развития системы образования и воспитание в XXI веке». -, 2001. – 241 с.
  3. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. / И. Комарова. // Народное образование. - 2006. - №2. – 159 с.
  4. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе. / А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – 59 с.