Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса

Артамонова Юлия Александровна

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx84.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности коммуникативного взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса

Слайд 2

Уровни педагогического взаимодействия Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования , самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развить у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии . Второй уровень – это взаимодействие человека с другим. Причем, другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнером , а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к себе как к другому, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень _ это взаимодействие личности с определенной системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

Слайд 3

Типы взаимодействий Учитель - “Я”. Учитель – ученик. Учитель – учитель. Учитель - группа обучающихся. Учитель - ученическое самоуправление. Учитель – родитель.

Слайд 4

Типы взаимодействий : - сотрудничество; - диалог; - опека; - конфронтация; - соглашение; - подавление; - конфликт; - индифферентность.

Слайд 5

Авторитарный стиль взаимодействия , подавление реализуется с помощью тактики диктата и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуации. Попустительский стиль взаимодействия , индифферентность характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результат. Стиль взаимодействия сотрудничество ориентирован на повышение роли обучающегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Слайд 6

Гуманистическое воспитание предполагает субъектно-объектное взаимодействие – диалог или сотрудничество “на равных”.

Слайд 7

Основные идеи педагогики сотрудничества требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора обучающимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения;

Слайд 8

- развитие памяти обучающихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; - опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; - комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку; - обучение самоанализу и самооценке своей деятельности; - систематическое развитие интеллекта обучающихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности;

Слайд 9

организация деятельности обучающихся на уроке в форме, соответствующей содержанию; использование активных форм обучения; коллективное воспитание ; творческое самоуправление; сотрудничество учителей и родителей; - личностный подход; - творческий производительный труд.

Слайд 10

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

Слайд 11

Правила общения Правило первое : хотите быть успешным в общение – присоединяйтесь к собеседнику. Например, Вы беседуете с родителями Вашего ученика. Начните общение не с прояснения ситуации, а найдите с ним общие точки соприкосновения: “Ваш ребенок такой умница по истории, а вот оценки по физике меня беспокоят”, – и Вы получите союзника и соучастника педагогического процесса. Скажете родителю в начале беседы, что учитель- профессионал и родитель должен выполнять рекомендации учителя - обязательно получите конфликт.

Слайд 12

Правило второе : нас скорее поймут и услышат, если мы заговорим на языке того человека, от которого собираемся получить нужный результат. E сли Вы хотите быть успешными и видеть вокруг себя успешных учеников, иногда не забывайте простое правило: в класс Вы должны идти, будучи готовыми произнести “посмотрите, послушайте, почувствуйте”. И дать детям такие задания, которые бы позволили одним посмотреть, другим послушать, а третьим, выполнив задание своими руками, почувствовать ту информацию, которая в этом задании заключена.

Слайд 13

Третье правило : в процессе общения не навязывайте собеседнику своих интересов, а подстраивайтесь к его интересам, говорите о том, что интересно ему. Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения, своего партнера в процессе беседы и вовремя задавать вопросы, уточняющие смысл произносимого. Надо научиться относиться к другим как к себе, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя.