Методическая разработка «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников»

Красноружева Оксана Олеговна

Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является  игра.  Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и  облегчает усвоение теоретических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться  глубоко,  осознавать суть причинно – следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников»

Автор – составитель:

учитель изобразительного искусства

ГБОУ школы – интернат №8

Красноружева О.О.

Санкт-Петербург

2021 г

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Василий Сухомлинский

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игровые технологии

Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является  игра.  Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и  облегчает усвоение теоретических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться  глубоко,  осознавать суть причинно – следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

       Психологическая теория деятельности (Л.Выгодский и А. Леонтьев) выделяют три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную, которые  тесно взаимосвязаны.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.

Следует отметить, что в последнее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов,   к игре как средству развития познавательного интереса. Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека, что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций. В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Она является одной из генетических основ художественного творчества, способствующая его формированию и сопровождающая его.

 В дидактическом словаре К. Баханова;   «Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Автор рассматривает  следующие функции игры:

  • развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  •         коммуникативную: освоение диалектики общения;
  •         самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
  •         игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  •         диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  •         коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
  •         межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  •         социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
  • Большинству игр присуще четыре главные черты:
  •         свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  •         творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
  •         эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;
  •         наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  •         роли, взятые на себя играющими;
  •         игровые действия как средство реализации этих ролей;
  •         игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
  •         реальные отношения между играющими;
  •         сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Л. Выгодский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка, как основу для  преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.  Проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства и художественного труда посвящены работы Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновец, В. Тименко.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно - развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  •         в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  •         как элемент более обширных технологий;
  •         в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  •         как технология проведения внеурочной работы по предмету.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

  •         дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
  •         учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  •         учебный материал используется в качестве ее средства;
  •         в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •         успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Следует разделять игры по виду деятельности:

  •         физические (двигательные);
  •         интеллектуальные (умственные);
  •         трудовые;
  •         социально-педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  •         обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  •         познавательные, воспитательные, развивающие;
  •         репродуктивные, продуктивные, творческие;
  •         коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроках

Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.

Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

Основные функции игровой позиции педагога:

  •         гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
  •         повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
  •         экономия нервных затрат педагогов и школьников;
  •         обеспечение гибкого поведения учителя.

Игра как средство самовоспитания

Об учебном развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, ученые: Платон, Я. А. Каменский,  Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, А. Толстой. Проблемы использования игр в учебно - воспитательном процессе изучали известные педагоги практики, новаторы – А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев.  

Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

Целевая ориентация игр

  •         Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  •         Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
  •         Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
  •         Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

По форме упражнения могут быть:

  •         изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
  •         устными (ответы по теоретическим вопросам);
  •         письменными (анализ произведений искусства).

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.

Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

  •         внимание;
  •         развивающие глазомер;
  •         тренирующие наблюдательность;
  •         развивающие творческие способности;
  •         воздействующие на эмоции и чувства;
  •         раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Игры и упражнения
на выполнение изображений

из готовых фигур геометрической и произвольной формы

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

Темы, при изучении которых может быть использована данная игра:

  •         Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки».
  •         Выполнение декоративной композиции «Коробейник».
  •          Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов.

3. Игра-головоломка.

Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

  •         Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
  •         ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».

4. Дополните изображение.

  • Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
  • форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба».

5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление.

  •         Форма. Рисование с натуры предметов простой формы .
  •         Выполнение натюрморта с натуры .

6. Составьте из готовых геометрических фигур   орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях  орнамента.

  •         Эстетическое восприятие действительности.

7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

  •         Выполнение мозаичного панно .

8. Танграм (старинная китайская головоломка)

Сложить из фигур сотню картинок

II. Игры и упражнения

по цветоведению

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

  •         Цвет. Композиция .
  •         Выполнение эскиза вышивки платка.

2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.

  •         Рисование с натуры овощей и фруктов.
  •         Цвет. Композиция .
  •         Рисование с натуры натюрморта «Домашние фиалки».

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

  •         Рисование с натуры овощей и фруктов.
  •          Декоративная композиция «Платочек или рукавички».

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

  •         Рисование с натуры. Натюрморт.

 Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

III. Игры и упражнения,
способствующие усвоению
новых терминов, понятий

1. Продолжите цепочку слов.

Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова.

Например: ритм — это…, дизайн — это…

3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

  •         Изображение на плоскости. Пейзаж.
  •         Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека».

4. Вычеркните лишнее слово.

Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.

5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).

Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика,  дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

7. Соедини высказывания с помощью стрелок.

Портрет

изображение различных событий из жизни человека

Пейзаж  

«мертвая натура»

Натюрморт

Изображение приоды

Бытовой жанр

Изображение человека

 8. Загадочное письмо

     Учащиеся получают шаблоны яиц, прялок, разделочных досок и спомощью символов рисуют пожелания, написанные с обратной стороны шаблона.  

Желаю не болеть и защищу вас от несчастья и дурного глаза (рисунок солярных знаков).

Желаю богатого урожая

IV. Игры и упражнения
для развития восприятия
произведений искусства

1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).

Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. Сравните впечатления

Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.

  •         Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
  •         Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки».
  •         Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр».
  •         Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета».
  •         Тема мифа в изобразительном искусстве.
  •         Роспись ларца в ювелирных украшениях.
  •         Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве».
  •         Лепка фриза для здания школы или детского сада.
  •         Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой.
  •         Беседа о графическом дизайне.
  •         Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры».
  •         Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре».

3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила,

Всем деревьям — чистые

Блестки серебристые.

В. Фетисов

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

С. Есенин

5. Игра «Угадай».

Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.

Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

  • Роспись изделий по типу народных узоров.
  • Угадай по силуэту. Учить, по силуэту узнавать животное, называть его, описывать внешний вид и те характерные признаки, по которым его определили.

6. Указать автора или название произведения.

Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

7. Отгадывание, составление кроссвордов, филвордов, тестов, ребусов.

При их составлении,  у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов, филвордов, тестов способствуют овладению содержанием основных понятий.

Тематические кроссворды, филворды, ребусы, тесты, выполняют функции:

  • обучающую;
  • контролирующую;
  • творческую.

При начертании геометрической формы кроссворда, филворда, ребусов, у учащихся развивается пространственное образное мышление.

8. Викторина «Аукцион знаний», Брейн – ринг.

Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью   вопросов  которые учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», «Путешествие в город изобразительного искусства», используя специально подобранный материал.

9. Игра «Репортеры газетной рубрики “Шедевры искусства”».

Заранее сообщается тема урока. Например, «Человек в искусстве. Жанр портрета».

Ученики самостоятельно ведут подбор материалов к нему в виде репродукций, фотографий, стихов, сами пишут заметки (мини-сочинение). Всё это прикрепляется к стенду. Такая игра носит продуктивный характер, воспитывает потребность самостоятельно искать материалы, читать литературу по искусству, развивает навыки поисковой деятельности.

                Беседа об искусстве «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре».

10. Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.

Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

V. Сюжетно-ролевые игры

1. Игра "Следствие ведут знатоки".

По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.

  •         Восприятие искусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».
  •         Восприятие искусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».
  •         Беседа об искусстве «Исторический и батальный жанры».

2. Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

3. Узнай художника по описанию

Карточка 1. Великий мастер русской исторической живописи. Жил с 1848 по 1916г. в его произведениях чаще всего изображаются такие события из русской истории XYII  и XYIII в., в которых сталкиваются большие силы и проявляется народная мощь. За первой его исторической картиной  «Утро стрелецкой казни» последовал целый ряд блестящих произведений. Он написал изгнанного Меншикова с дочерьми, боярыню Морозову, завоевателя Сибири Ермака, Суворова и Степана Разина. Он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, которое было создано русскими художниками – реалистами.  

 Ответ: Суриков В.И.    

  Карточка 2. Этот художник прожил небольшую жизнь. Ему было всего 34 года, когда он трагически погиб. За свою короткую жизнь он написал около 4000 картин. Основная тема в живописи – сказочно-былинная. Вершиной этой серии является картина «Человек с филином». О каком российском художнике идет речь?

Ответ: о Константине Васильеве.

      Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. 

     Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности. Игра помогает активизировать школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Список использованной литературы

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]..

7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова.

8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..

9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..

10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков.

11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков..

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..

13. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др.

Кокорина Галина Николаевна, учитель  ИЗО и черчения, высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ № 2»  663180 г. Енисейск, Красноярского края